Личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании в современных условиях

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании в современных условиях









































Содержание

Введение………………………………………………………….....................

3

1.

Понятие и сущность личностно-ориентированного подхода……….

4

2.

Парадигмы дошкольного образования………………………………….

8

3.

Технологическая составляющая личностно-ориентированного подхода в дошкольном образовании в современных условиях……….

15

Заключение……………………………………………………………………

19

Список литературы……………………………………………………………

21





































Введение Актуальность работы: Современное состояние дошкольного образования характеризуется тем, что одним из наиболее значимых направлений в его реформировании и модернизации является замена традиционных ценностей обучения ребёнка на ценности развития личности. По мнению Е.Г. Юдиной, в отличие от образования на других возрастных этапах развития, дошкольное образование рассматривается как система, в которой центральное место занимает не содержание и формы, а процесс взаимодействия педагога с детьми. Так как воспитатель является для ребёнка значимой фигурой, на него ложится ответственность за построение особого типа общения с ребёнком, которое выступает в качестве наиболее благоприятного контекста, условий его развития. В связи с этим, в современных условиях создания гуманистической образовательно-воспитательной среды актуальнейшей из проблем становится проблема практической организации личностно - ориентированного взаимодействия педагога с воспитанником и обучение педагога этому подходу. Цель моей работы: Изучить основные аспекты личностно-ориентированного подхода в дошкольном образовании в психолого-педагогической и методической литературе. Задачи:

  1. Дать теоретическое обоснование личностно-ориентированному подходу в дошкольном образовании в современных условиях;
  2. Сравнить и указать преимущества личностно-ориентированного подхода перед другими;
  3. Изучить технологическую составляющую личностно-ориентированного подхода в дошкольном образовании в современных условиях.
  1. Понятие и сущность личностно-ориентированного подхода

Мечтой большинства педагогических коллективов и практически любого воспитателя является наиболее полное раскрытие возможностей и способностей каждого ребенка. Однако не все мечты сбываются. К сожалению, и эту следует отнести к разряду еще не исполненных. Но очевидно, что путь к осуществлению данной мечты - стратегическое направление развития дошкольного образовательного учреждения, педагогической науки и практики. Необходимо предпринять решительные действия по преобразованию преобладающего в учебных заведениях социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру процесса обучения и воспитания. Образовательный процесс должен быть гуманным и личностно-ориентированным. О признании личности обучающегося говорили как психологи (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн) изучая механизм личностного развития, так и педагоги (Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, И.Б. Котова, С.В. Кульневич, Т.И. Кулыпина, В.В. Сериков, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская), анализируя развитие личности в процессе обучения и учения. Само понятие личностно-ориентированного подхода в России появилось в 90-е годы XX века, хотя еще в конце XIX- начале XX веков разрабатывались и изучались варианты индивидуально-ориентированной педагогики. Н.А. Алексеев отмечает, что именно в России подобные варианты были изначально личностно-ориентированными, потому что в их основе лежало самоопределение учеников во всех жизненных областях. В настоящее время невозможно однозначно трактовать определение личностно-ориентированного подхода (ЛОП). Т.И. Кулыпина под личностно-ориентированным образованием понимает, прежде всего, развитие личности ребенка, предлагая процессуальную и содержательную стороны развития. Под процессуальной понимается саморазвертывание внутренних, сущностных, природных, универсальных свойств человека. А под содержательной - становление системы ценностей личности. При этом Татьяна Ивановна характеризует личностно-ориентированный подход как высший тип образования, в котором осуществляется переход от знаниевой основы к всестороннему развитию личности учеников. В.В. Сериков под личностно-ориентированным подходом понимает «построение особого рода педагогического процесса (со специфическими целями, содержанием, технологиями), который специально ориентирован на развитие и саморазвитие собственно личностных свойств индивида» На Западе основоположником ЛОП считается К. Роджерс, который под личностно-ориентированным подходом понимал создание ситуации, «в которой ребенок просто не мог бы не учиться сам и делал бы это с удовольствием». Суть образовательного процесса согласно личностно-ориентированному подходу заключается в порождении человека как субъекта активности в единстве четырех составляющих: вхождение в мир природы, в рукотворный мир, приобщение к миру значимых других, возникновение самосознания. Задача, стоящая перед воспитателем, состоит в том, чтобы, используя принципы эффективного общения, поддержать и развить самоценную активность ребенка, тем самым достигается искомое взаимопроникновение, в чем и состоит основная идея личностно-ориентированной дидактики. Личностно-ориентированная дидактика предполагает реализацию шести стратегических принципов:
  1. Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно пробудить и поддержать стремление обучающихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
  2. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности обучающегося и педагога - это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности обучающихся и педагогов, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.
  3. Принцип субъектности. Индивидуальность присуща тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общении и отношений. Следует помочь обучающемуся стать подлинным субъектом жизнедеятельности в детском саду, а затем школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в учебно-воспитательном процессе.
  4. Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей обучающегося. Педагогически целесообразно, чтобы обучающийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса.
  5. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяют определить и развивать индивидуальные особенности обучающегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности обучающегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я».
  6. Принцип доверия и поддержки предполагает решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно- ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия,
    а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.
Реализация данных принципов предполагает "через-себя-понимание", создание общего психологического пространства, игровое построение процесса образования, а в качестве форм работы с детьми - организацию дискуссий, диалогов, совместных наблюдений и экспериментов. Таким образом, личностно-ориентированный подход является на сегодняшний день наиболее подходящим для всестороннего развития личности в процессе образования детей дошкольного возраста и максимально отвечающим требованиям ФГОСов.



















2. Парадигмы дошкольного образования Переход к новой личностной парадигме - ведущая тенденция современного образования и в целом педагогического сознания общества в конце XX столетия. Имеются все основания полагать, что знаниево-просветительская парадигма, господствовавшая в образовании на протяжении многих веков, исчерпала свои возможности. Во-первых, объем знаний даже для самой общей ориентировки в нем стал почти непостижимым. Во-вторых, стало ясно, что функция образования далеко не сводится к знаниевому насыщению человека. Жизненная практика уже не раз убедительно показала, что широта и энцеклопедичность познания поразительно легко уживаются с недообразованностью человека в собственно человеческом аспекте. Речь, разумеется, идет не о «вреде» знаний, а об ограниченности знаниевой парадигмы как стиля мышления. Знание же, как таковое, - безусловно, универсальный критерий образованности, поскольку даже личностный опыт индивида и другие продукты его рефлексии в конечном счете имеют форму знания, только, может быть, с несколько иными свойствами (4, с.30). Изложим специфические закономерности личностно-ориентированного образования в сравнении с аналогичными характеристиками образования традиционного.

Таблица 1

Сравнительная характеристика
личностно-ориентированного и традиционного образования

Характеристики образовательного процесса

Традиционное образование

Личностно-ориентированное образование 1

Ценностная ориентация

Система ценностей конкретного общества и государства

Общечеловеческие ценности 2

Целевая направленность

Формирование определенных знаний, умений и навыков

Формирование личности 3

Доминирующая составляющая

Обучение. Оно, по определению, «ведет» за собой развитие ребенка.

Развитие. Не всякое обучение ведет за собой развитие, а только правильно организованное, осуществляемое в зоне ближайшего развития ребенка 4

Ориентация

На «среднего» ребенка

Личностная, учитывающая индивидуальные особенности каждого ребенка 5

Позиции участников

Взрослый - субъект процесса образования, ребенок - объект его педагогических воздействий, «исполнитель» его планов

Взрослый и ребенок - субъекты образовательного процесса. Они взаимодействуют в совместной деятельности. Они не равны в буквальном смысле слова, но равноценны 6

Активность участников

Взрослый занимает более активную позицию. Он - обучающий (ведущий). Ребенок - обучающийся (ведомый)

Активны и взрослый, и ребенок как участники совместной деятельности 7

Основная деятельность

Учебная

Специфические детские виды деятельности 8

Обязательность участия детей

Обязательно для всех детей. У детей нет выбора

Желательно, но необязательно. Есть выбор: участвовать вместе со взрослым в совместной деятельности или заниматься другой деятельностью 9

Основные мотивы участия детей

Авторитет взрослого.

Сужение спектра смыслов деятельности

Интерес ребенка. Амплификация смыслов деятельности 10

Стиль поведения взрослого

Руководящий, императивный, назидательный (дети - «подчиненные»)

Демократический, уважительный (дети - собеседники и партнеры) 11

Необходимое поведение детей

Дисциплинированность, ответственность, исполнительность

Субъектность, активность, творчество 12

Речь участников

Монолог взрослого

Общение (диалог, полилог) взрослого и детей 13

Модель организации

Аналог классно-урочной

Совместная деятельность взрослого и детей 14

Основа содержания образования

Информационная

Деятельностная 15

Основной принцип организации содержания образования

Предметный

Смысловой (темы, проекты, проблемы, события и др.) 16

Основные принципы реализации содержания

Дифференциация.

Содержание дошкольного образования расчленено (дифференцировано) на отдельные учебные предметы, аналогичные школьным: ознакомление с окружающим миром, формирование элементарных математических представлений, развитие речи, рисование, лепка, аппликация и др.

Интеграция.

Дифференцированное для взрослых на уровне нормативных и программно-методических документов содержание дошкольного образования реализуется как интегрированное в реальном образовательном процессе.

Содержание дошкольного образования представлено как социально и личностно значимые для дошкольников темы, реализуемые в различных видах детской деятельности. 17

Основное средство реализации содержания

Методики, как набор предписаний, требующих точного исполнения

Технологии как некий алгоритм действий взрослого, допускающий творчество всех субъектов образовательного процесса 18

Тип обучения

Прямой

Непрямой 19

Опорная зона

Актуального развития

Ближайшего развития 20

Преобладающие методы

Словесные, объяснительные, репродуктивного характера

Поискового, проблемного характера 21

Основной путь и характер образования

Многократное повторение

(натаскивание), подражание, имитация, следование образцам.

Преобладает овладение операциональной стороной деятельности

Естественное усвоение.

Преобладает развитие смыслов, мотивов, целеполагания деятельности 22

Основные формы образования

Учебное занятие, которое может включать в качестве составных частей (или методов обучения) игры, беседы, наблюдения, коллекционирование и др.

Игры, беседы, наблюдения, коллекционирование, чтение, решение проблемных ситуаций и др. как самостоятельные формы совместной и (или) самостоятельной деятельности детей 23

Основные формы организации детей

Фронтальные (групповые), сочетаемые с подгрупповыми и индивидуальными

Подгрупповые, сочетаемые с групповыми и индивидуальными 24

Степень регламентированности

Очень высокая.

Образовательный процесс жестко регламентирован по времени, содержанию и формам логикой изучаемых учебных предметов, а также определяемых данной логикой планов образовательной деятельности, и т.п. Любые «отступления» квалифицируются как недостатки образовательного процесса, в том числе учет потребностей и интересов детей

Низкая.

Регламентация образовательного процесса существует, но он организован достаточно гибко. Поощряются «отступления» взрослого от планов, конспектов и т.д. в соответствии с потребностями и интересами детей дошкольного возраста, актуальной ситуацией образовательного процесса. 25

Организация пространства

Взрослый над и (или) напротив детей. Занимает типично «учительское» место. Среди детей появляется для оказания помощи, контроля и оценки детских работ. Дети, как правило, не перемещаются в пространстве для поддержания дисциплины.

Взрослый вместе с детьми участвует в какой-либо деятельности. Его позиция в пространстве определяется характером данной деятельности. Дети могут перемещаться в пространстве: в рамках осуществляемой деятельности 26

Контроль и оценка

Пооперационный (здесь и сейчас).

Оценка каждого выполненного ребенком задания в рамках формирования ЗУНов.

Отставленный по времени (по окончании образовательного периода).

Оценка динамики формирования качеств ребенка. Сравним признаки личностно-ориентированного и индивидуального подходов к образованию.

Таблица 2

Сравнительная характеристика
личностно-ориентированного и индивидуального подходов

Параметры сравнения

Индивидуальный подход

Личностно ориентированный подход

Теоретико-методологическая основа

Идеи традиционной педагогической парадигмы

Идеи гуманистической педагогики и психологии, философской и педагогической антропологии

Цель использования

На основе учета индивидуальных особенностей обучающихся способствовать формированию ЗУНов и социально ценных качеств

На основе выявления индивидуальных особенностей обучающегося содействовать развитию его индивидуальности

Содержательные аспекты применения

Когнитивный, практико-операционный, аксиологический компоненты содержания образования

Субъектный опыт обучающегося, пути и способы его анализа и самоанализа, актуализации и самоактуализации, обогащения и саморазвития

Организационно-деятельностные отношенческие аспекты использования

Приемы и методы педагогики формирования, преобладание субъектно-объектных отношений

Приемы и методы педагогической поддержки, доминирование субъект-субъектных помогающих отношений

Критерии анализа и оценки эффективности применения

Основные критерии - обученность учащихся как сформированность ЗУНов и воспитанность как усвоение социально одобряемых норм и ценностей

Главный критерий - развитость индивидуальности обучающегося, проявление его уникальных черт
Таким образом, личностно-ориентированное образование отличается от просто индивидуального подхода и от традиционного обучения тем, что оно предполагает обязательную опору на внутреннюю структуру познавательной деятельности учащихся: знание того, как учащиеся решают задачи, выполняют творческие работы, умеют ли они проверить правильность собственной работы, скорректировать её, какие умственные операции они должны выполнить для этого и т.д. Переход к личностной парадигме связан, с решением тончайшей дидактический задачи синтеза знаниево-стандартизированного и личностно-вариативного компонентов образования, с построением образовательной системы нового поколения.





3. Технологическая составляющая личностно-ориентированного подхода в дошкольном образовании в современных условиях Технологическая составляющая личностно-ориентированного подхода включает в себя наиболее адекватные данной ориентации способы педагогической деятельности. Технологический арсенал личностно- ориентированного подхода, по мнению профессора
Е.В. Бондаревской, составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как: - диалогичность; - деятельностно-творческий характер; - направленность на поддержку индивидуального развития ребенка; - предоставление обучающемуся необходимого пространства, выбора содержания и способов учения и поведения. [1, с. 49] Большинство педагогов-исследователей склонны включать в данный арсенал диалог, игровые и рефлексивные методы и приемы, а также способы фасилитации и педагогической поддержки личности ребенка в процессе его саморазвития и самореализации. В истории современной педагогики имеется целый ряд образовательных технологий, которые можно отнести к личностно-ориентированным, так как они реализовывают аспекты развития творческой личности, ее неповторимой индивидуальности. В числе первых из них технология проблемного обучения, основанная на теоретических положениях американского философа, психологи и педагога Дж. Дьюи (1859-1952). Он полагал, что метод проектов - это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности детей, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Метод проектов - система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов позволяет каждому обучающемуся найти и выбрать дело по душе, в соответствии со своими устремлениями и возможностями, освоить необходимые знания и навыки, способствуя зарождению интереса к последующей деятельности. Как показывает опыт работы в различных ДОУ, введение проектной деятельности в обучение и воспитание дошкольников во многом содействует становлению личностно-ориентированной педагогической системы. Роль обучаемого в организации его образования становится еще более значимой, поскольку при организованном учебном процессе самообучения: ребенок сам выбирает образовательную траекторию в детально разработанной и умело организованной учебной среде. Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, не следует ставить перед ними слишком отдаленные задачи, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности. Но индивидуальные кратковременные проекты могут быть объединены в систему - сложные длительные проекты или программы. Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, разведки, встречи с людьми разных профессий, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела). В ходе такой работы ребенок не только приобретает опыт социального взаимодействия в творческом коллективе единомышленников, формирует собственное представление о принципах сотрудничества и научной организации труда, но и использует полученные знания в своей деятельности, интериозировав их, обозначив тем самым свое становление, субъектом познания, развивая в совокупности все стороны личностного "я" в конкретной деятельности, ее самоконтроль и самоанализ. Это способствует саморазвитию обучающегося, повышению его статуса субъекта учебного процесса. Такая форма организации обучения в ДОУ позволила повысить эффективность обучения и воспитания. Она обеспечивает систему действенных обратных связей, что способствует развитию личности, самореализации не только дошкольников, но и педагогов, принимающих участие в разработке проектов. Им предоставляются новые возможности осмысления собственного опыта, совершенствования своего профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического сотрудничества, направленного на выработку единства требований, что, в конечном счете, способствует оптимизации учебно-воспитательного процесса на основе его проектирования. Технология личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием дошкольника в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектного образования, можно говорить о построении личностно-ориентированного процесса. Основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного развивающего процесса: - учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения; - изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика; - в ходе обучения необходимо постоянно согласовывать опыт ученика с научным содержанием задаваемых знаний; - активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями; - учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач; - необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала; - при введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии; - необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал; - образовательный материал должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности [3, с. 245-246]. Технология работы по личностно-ориентированному подходу достаточно освещена в литературе, но более конкретные методические рекомендации можно найти в единичном экземпляре. Изучив результаты исследований работы педагогов по внедрению личностно-ориентированного подхода в образовательную деятельность дошкольников, было выявлено, что на данном этапе педагог не может 100% реализовывать его в своей деятельности в силу необученности, недостаточной осведомленности и практической неопытности в этом вопросе.




Заключение В начале XXI стало очевидна необходимость серьезной модернизации российского образования. Поскольку традиционное образование устарело, нужны новые дидактические формы организации обучения в современной системе образования. В настоящее время, координальные реформы в нашем обществе повлияли на систему образования - изменилась её основополагающая цель, содержание и технологии. Изменения содержательной стороны дошкольного образования выражены в отказе от учебно - дисциплинарной модели воспитания и обращении к принципам гуманистической педагогики, личностно - ориентированному стилю общения с детьми. Единого трактования определения личностно-ориентированного подхода на данный момент не существует. Мы в своей работе за основу взяли определение В.В. Серикова, который под личностно-ориентированным подходом понимает «построение особого рода педагогического процесса (со специфическими целями, содержанием, технологиями), который специально ориентирован на развитие и саморазвитие собственно личностных свойств индивида» В основе личностно-ориентированного подхода лежит ценное отношение воспитателя к ребенку, к детству как уникальному периоду его жизни. Приоритетной характеристикой личностно-ориентированного образования является сама личность ребенка, обеспечение индивидуального подхода в его развитии, смещение акцентов со знаниевой парадигмы образования на личностно-ориентированную. Путем сравнения различных подходов к образованию дошкольников, мы выявили, что личностно-ориентированный подход наиболее соответствует введенным федеральным государственным образовательным стандартам. Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода составляют следующие методы и приемы: диалог, игровые, рефлексивные, групповые, презентативные, исследовательские, поисковые методики, а так же метод проектов. Содержание образования, способ его задания, и форма функционирования в реальном учебном процессе в том виде, в каком они существуют сегодня, мало соответствуют механизмам личностного развития. А потому личностно-развивающая функция больше декларируется, чем реально выполняется существующим учебным процессом [4, с. 32]. В современных дошкольных учреждениях внедрение личностно-ориентированной дидактической модели идет медленно и фрагментарно вследствие мотивационно-ценностной, теоретической и практической неготовности педагогов к деятельности в рамках этой модели. Таким образом, для всеобщего использования личностно-ориентированного подхода в дошкольном образовании на современном этапе необходимо проводить дополнительную работу с самими педагогами по ликвидации пробелов в теоретических и методических знаниях, по созданию положительной мотивационно-ценностной установки на совершенствование своих личностных качеств, от которых зависит осознание, принятие и реализация личностно-ориентированного подхода в обучении детей (гуманистическая направленность личности, восприимчивость к чувствам, поступкам ребенка, способность взглянуть на мир его глазами, почувствовать его переживания; стимулирование активности, инициативности детей, их индивидуальных проявлений; ответственность, коммуникативность, рефлексивность и т.д.).




Список литературы

  1. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования [Текст] / Е.В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону, 2000. - 352 с.
  2. Калинникова, Н.Г. Личностно-ориентированные технологии в теории и практике педагогического обучения [Текст] / Н.Г. Калинникова. // Знание. Понимание. Умение. - 2007. - №1. - С. 23-31.
  3. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: Учебное пособие / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
  4. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем [Текст] / В.В. Сериков. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. - 272 с.






© 2010-2022