- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок математики Среднее арифметическое
Урок математики Среднее арифметическое
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Пирогова О.А. |
Дата | 26.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока математики.
Автор: Пирогова Ольга Александровна
Класс: 4 , учебник Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П.Тонких. Математика. 4 класс, часть 3УМК: «Школа 2100»
Тема урока: Среднее арифметическое.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран,раздаточный материал, презентация в PowerPoint «Среднее арифметическое»
Тип урока: ОНЗ (Открытие новых знаний)
Цели:
Образовательный аспект :
- ввести понятие среднего арифметического; вывести алгоритм для его нахождения;
-
формировать умение решать задачи, связанные с нахождением среднего арифметического;
-
отрабатывать навыки действий с многозначными числами;
Развивающий аспект :
-
содействовать развитию у школьников логического мышления, математической речи;
-
способствовать развитию познавательного интереса;
-
развивать умение анализировать, делать выводы на основе полученных результатов;
-
создать условия для развития у учащихся умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.
Воспитательный аспект:
- активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся;
-
показать значение математических знаний в жизни, побудить применять эти знания.
Планируемые результаты:
Предметные:
- освоение приема нахождения среднего арифметического;
- чтение задачи по заданной схеме, диаграмме;
Метапредметные:
-умение определять последовательность своих действий для решения предметной задачи (проблемы);
- определять и формулировать цель деятельности;
- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- умения обобщать знания и делать выводы;
-умение адекватно оценивать свою деятельность
Личностные:
- развивать доброжелательность, трудолюбие, аккуратность;
- развивать учебную мотивацию;
- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;
Ход урока:
№ п/п
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
Средства обучения
1.
Организационный этап.
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Сегодня школа не простая
В ней математиков обучают
Развивать у всех должна
Наблюдательность она
Память, логику, внимание.
Чтобы выполнить задание
-Встаньте ровно. Поприветствуйте наших гостей. А теперь опустите головку, закройте глазки и послушайте, что вам скажет ваш учитель. Я готовилась к этому уроку. Думаю, вы поможете мне провести его так, чтобы он был успешным. Скажите каждый про себя: я все могу, моя голова мыслит ясно…
- Тихонечко садитесь.
- Попрошу вас, ребята, на уроке быть внимательными, работать активно, не бойтесь ошибиться! Помните, что не ошибается только то, кто ничего не делает.
Проявление интереса к материалу изучения. Включение в учебную деятельность.
Личностные: доброжелательность, трудолюбие; учебная мотивация;
самоопределение;
Познаватель
ные:готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем .
Презентация
СЛАЙД1,2.
II.
Актуализа-ция знаний.
-
Устный счёт.
-Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать. Поэтому урок начнём, как всегда с математической разминки.
- Найдите значения выражений.
-Что общего у этих выражений?
-А кто из вас знает, как называется число, которое получается при делении суммы на число, равное количеству слагаемых?
-Хотите об этом узнать?
Демонстрируют знания, умения в ходе выполнения заданий.
(240 + 360 + 300) : 3 = 300
(300+270+330) : 3 =300
(196+204 + 200) : 3=200
- Три слагаемых, делим на 3.
-Нет.
- Да.
Регулятивные: умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии;
Познавательные: готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;
Коммуникативные: умение отвечать на поставленный вопрос с достаточной полнотой и точностью; умение аргументировать свои высказывания; умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении;
СЛАЙД 3
III.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
1. Нахождение значений выражений.
- Ребята, найдите значения выражений, вставьте буквы в таблицу ответов, и вы узнаете тему сегодняшнего урока.
- Ребята, назовите тему урока.
Часто мы и в жизни слышим фразы со словом "средний", например: средний возраст, средний рост, средняя температура и т.д. В математике тоже есть свои понятия со словом "средний" и сегодня мы знакомимся с одним из этих понятий "среднее арифметическое" и как оно вычисляется. "Среднее арифметическое" - тема нашего урока.
-
Целеполагание
- Ребята, что вы знаете о среднем арифметическом чисел?
- Что вы хотите узнать?
- Это и будет нашими целями на урок.
3. Минутка чистописания.
- Откройте тетради, запишите, минутку чистописания. Подчеркните среднюю цифру в каждой строчке.
147
609
Вступают в диалог с учителем. Выполняют задания. Выявляют, осознают и проговаривают проблему. Формулируют учебную проблему (ставят цель).
773-103=
156+124=
62х3=
654:6=
160х4=
1200:600=
94х100=
(90-89)х35=
0х(376+428)=
56:(3+4)х4=
6200:2х1=
82500:100=
2/3 от 60=
- Среднее арифметическое
- Ничего.
- Что это такое? Как найти среднее арифметическое нескольких чисел? Для чего применяется среднее арифметическое?
Личностные:организовывать себя на выполнение поставленной задачи;
Регулятивные:фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии; определять и формулировать цель деятельности;
Познавательные: обобщать знания и делать выводы;
Коммуникативные: четко выражать свои мысли;
СЛАЙД 4.
СЛАЙД 5
СЛАЙД 5
Слайд 6
IV.
v
Первич-ное усвоение новых знаний .
Физкульт-минутка.
-
Работа над определением "среднего арифметического". Работа в парах.
- Ребята, поработаем в парах. Перед вами на карточке три определения. Прочитайте их внимательно.
- Обведите кружком номер определения, которое вы считаете правильным.
- Кто считает, что это первое определение, поднимите руку. Кто второе? Кто третье?
- Кто был прав, мы узнаем чуть позже.
2. Решение задачи
- Чтобы правильно сформулировать определение среднего арифметического, решим задачу.
Катя в лесу нашла 110 орехов, Таня - 190 орехов, а Оля - 120. Все орехи девочки разделили поровну. Сколько получила каждая?
- Составьте план решения задачи. Решение задачи.
- А почему вы делили на 3, ведь этого числа не было в условии задачи. Что означает это число?
Вывод: Мы нашли среднее арифметическое чисел 110, 190 и 120.
3.Работа над определением "среднего арифметического"(РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ) - Вернемся к определениям. Какое же из них будет правильным?
- Давайте сравним свой вывод с авторским.
-Откройте учебник на с.44, найдите задание №1. Разберём его.
- Итак, нам дана линейная диаграмма, на которой показан расход овощей в одной из столовых за каждый рабочий день.
_ Сколько кг овощей израсходовали в понедельник, а во вторник ит.д.
Сколько всего дней они работали?
Как же найти средний расход овощей за день? Прочитаем об этом вывод учебника.
- Ребята, а вы знаете, что спортсмены побеждают в соревнованиях не случайно - они каждое утро делают зарядку. Давайте и мы немного позанимаемся физкультурой.
Поднимите руки класс - это «раз».
Повернулась голова - это «два».
Руки вниз, вперёд смотри - это «три».
Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать - это «пять».
Всем ребятам надо сесть - это «шесть».
Задание на внимание.
- Найдите среднее арифметическое трёх чисел, названных в стихотворении последними.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Предлагают свои версии, формулируют выводы наблюдений. Отвечают на вопросы. Формулируют алгоритм, правило. Сверяют с эталоном (учебником). Находят в тексте понятие, информацию.
а) Среднее арифметическое - это сумма всех чисел.
б) Среднее арифметическое - это число, стоящее в середине.
в) Среднее арифметическое - это число, полученное делением суммы нескольких слагаемых на их количество.
-
найти сумму всех чисел
-
сосчитать количество слагаемых
-
разделить сумму чисел на их количество
(1 ученик работает на до
Читают про себя, затем вслух.
(4+5+6):3=5
Личностные: самоопределение;
Регулятивные: определять последовательность своих действий для решения предметной задачи (проблемы); взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;
Познавательные:поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез; осмысление способа нахождения среднего арифметического; обобщать знания и делать выводы;
Коммуникативные: вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем; аргументировать свои высказывания; уважительно относиться к позиции другого, объяснять свое несогласие и пытаться договариваться;
(на парте карточка)
СЛАЙД 7
СЛАЙД 8
СЛАЙД 9
СЛАЙД 10
СЛАЙД 11,12, 13,14
Слайд 15
VI.
Первичное закрепление.
-
Решение задачи
С.44 № 2 - решение задачи.
- Прочитайте задачу.
- О чем эта задача?
- Что известно в задаче?
- Что необходимо узнать?
Решение задачи.
Обучающиеся называют данные по диаграмме.
(1 уч-ся у доски).
.
(103+105+107+110+100):5=525:5=
105
Ответ: 105 м ткани.
Личностные: доброжелательность, трудолюбие, аккуратность;
Регулятивные: работать по алгоритму, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;
Познавательные:
чтение задачи по заданной диаграмме;подводить под понятие, применять новые знания на практике.
Коммуникативные: с помощью вопросов получать необходимые сведения от товарища; осуществлять взаимо-контроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
объективно оценивать других.
(дополнительная задача для уч-ся, которые решили быстрее).
VII.
Самосто-ятельная работа.
-
Работа в группах
- Иногда Маша любит помечтать. В будущем она
хочет стать статистиком. Это специалист, занимающийся сбором и обработкой информации. Эти данные используются государственными учреждениями для разработки планов. Например, статистики выяснили, что за последние 5 лет в России средняя продолжительность жизни увеличилась на 3 года.
-Я предлагаю вам сегодня побывать в роли статистика и обработать предложенную информацию. У нас будут 3 группы статистиков.У каждой группы своё задание. Вам необходимо вместе сообща решить задачу. Старшими статистами будут Алина, Полина, Саша Какаев
- Выполнение заданий теста и запишите ответы в таблицу.
4. Динамическая пауза Я предлагаю вам немного отдохнуть, но не забывать о теме нашего урока. Включив свои знания, смекалку, сообразительность и чувство юмора постарайтесь отыскать среднее арифметическое не чисел, а тех предметов и существ, которые нас окружают. Итак, среднее арифметическое:
- Велосипеда и мотоцикла. (Мопед.)
- Апельсина и лимона. (Грейпфрут.)
- Пианино и баяна. (Аккордеон.)
- Холодильника и вентилятора. (Кондиционер.)
- Носка и чулка. (Гольф.)
- Девушка и рыба (Русалка)
- Мужчина и лошадь (Кентавр)
- Брюки и шорты (Капры)
- Абрикос и персик (Нектарин) (слайды)
Используют самостоятельно приобретённые знания в практической деятельности. Организует работу по алгоритму. Выполняет самооценку.
Записывают ответы в таблицу.
- Самопроверка.
( Самостоятельно сверяют ответы с записью на экране, исправляя ошибки карандашом.)
Личностные: организовывать себя на выполнение поставленной задачи;
Регулятивные:запоминать и удерживать правило; планировать, контролировать и выполнять действия по алгоритму с использованием норм саморегуляции.
Познавательные: применять новые знания на практике.
Коммуникативные:объективно оценивать себя.
СЛАЙД 16,17,18
СЛАЙДЫ с 19 по 21
VIII
Домаш-нее задание. -Я предлагаю вам дома побыть ещё в роли статистика и Найти средний рост и средний вес членов своей семьи.
, или с.45 № 3 (а).(дифференцированное)
Обсуждение. Восприятие сведений.
Записывают домашнее задание в дневник
Личностные: организовывать себя на выполнение поставленной задачи;
Регулятивные:запоминать и удерживать инструкцию.
IX
Рефлек
сия.
Итог урока.
- -Какую учебную задачу мы ставили сегодня на уроке?
Удалось ли нам её достигнуть?
-А теперь давайте подведем итог нашей деятельности.
Как ответить на вопрос: «Что мы узнали?»(Мы узнали, что такое среднее арифметическое»). (Проговорить определение, которое по щелчку появляется на слайде.)
-Вы, наверное, уже заметили, что в этом же определении содержится ответ на вопрос «Как?»
Проговорить с учениками алгоритм нахождения среднего арифметического. (Появляется на слайде по щелчку.)
- А сейчас ребята. Оцените вашу работу на уроке. У вас на столах у каждого по 3 звёзды: красная, зелёная, жёлтая. Выберите себе звезду, в соответствии с их характеристиками вашей работы на уроке.
Анализируют деятельность: обобщают, делают выводы.
- Применять среднее арифметическое только там, где это необходимо.
Подсчитывают свои фишки.
Личностные:самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности;
Регулятивные:осознание уровня и качества усвоения учебного материала.
Познавательные:контроль и оценка процесса и результатов;
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
СЛАЙД 20,21
СЛАЙД 22
СЛАЙД 27
19