- Преподавателю
- Начальные классы
- Авторская программа курса внеурочной деятельности Тестопластика 2-3 класс
Авторская программа курса внеурочной деятельности Тестопластика 2-3 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кузьминых М.В. |
Дата | 10.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа курса внеурочной деятельности
«Тестопластика» 2-3 класс
Пояснительная записка Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
- быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Особое значение приобретает проблема творчества, способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе. Программа курса внеурочной деятельности составлена на основе авторской программы «Тестопластика» Горячевой Е.И. В соответствие с требованиями ФГОС особое внимание уделяется организации внеурочной деятельности по различным направлениям. Программа курса «Тестопластика» имеет художественно-эстетическую направленность и предназначена для разновозрастных категорий обучающихся, имеет различные уровни её освоения: общекультурный, функциональной грамотности, профессиональной компетентности. Программа предполагает формирование ценностных, эстетических ориентиров, художественно - эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Данная программа соответствует закону Российской Федерации «Об образовании» (статья № 9) и определяет содержание образования определенного уровня и направленности. Программа реализуется в общеобразовательных учреждениях на ступени начального общего образования. Среди многообразия видов творческой деятельности занимает лепка. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. В лепке проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко - творческое воображение и мышление. Лепка - одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического воспитания - помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию. Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют ее на долгое время. В последние годы стало очень популярным материалом для лепки, особенно среди детей - соленое тесто. Этому виду творчества придумали современное название - "Тестопластика".
Техника лепки проста, ее нетрудно освоить, если под рукой есть соль, мука, вода. Тесто - материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Это универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы.
Тестопластика достаточно новый вид прикладного искусства:
-
способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;
- стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
- активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным (объяснение приемов лепки, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия (самостоятельное выполнение работы);
-
совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда;
- имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса.
- развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
Обучающие:
-
знакомить учащихся с историей и современными направлениями развития декоративно - прикладного творчества;
-
научить детей владеть различными техниками работы с соленым тестом, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
-
закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного
искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
-
знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно - прикладного искусства;
-
раскрыть истоки народного творчества;
-
формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
-
совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке соленого теста;
-
приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
-
развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность;
-
развивать аналитические способности, образное и пространственное мышление; память, воображение, внимание;
-
развивать положительные эмоции и волевые качества;
-
развивать общую умелость, моторику рук, глазомер;
-
пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
-
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
-
формировать творческие способности, духовность культуры;
-
развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
- повышать сенсорную чувствительность (способность тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций);
- формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел;
- расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед.
- приобщать учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;
- побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности);
- способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;
- воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
- развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
- добиваться максимальной самостоятельности детского творчества.
Дидактический материал:
журналы, статьи, публикации с описанием техники изготовления изделия из соленого теста. Чертежи, схемы, эскизы будущих изделий.
-
Методы - как способ организации занятий:
-
Словесные (беседа, диалог, дискуссия, анализ образца, рассказ).
-
Наглядные (показ образца изделия, иллюстрации, презентация, показ видеоматериалов).
-
Практические (практические работы, опыты, тренировочные упражнения).
-
Игровые (конкурсы, викторины, театральные минипостановки, настольный театр)
-
Методы - как уровень деятельности детей на занятии:
-
Объяснительно-иллюстративные (объяснение, чертежи, схемы, таблицы).
-
Репродуктивные
-
Частично-поисковые (нахождение информации, участие в НПК)
-
Исследовательские (опыты, самостоятельная творческая работа)
-
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
-
индивидуальная;
-
работа в парах;
-
групповая;
-
коллективная.
-
Формы проведения занятий:
-
экскурсия;
-
конкурс,
-
урок- игра;
-
сказка;
-
викторина.
Место программы внеурочной деятельности Программа предназначена для учителя начальных классов, учащихся 2 - 3классов. Условия приёма детей - все желающие. Срок реализации - 2 года (64 часа). Занятия проходят 1 раз в неделю (34 часа). Продолжительность занятий 45 минут.
Год обучения
Количество занятий
Количество детей
В неделю
В год
в группе
1
1
34
15
2
1
34
15
Описание ценностных ориентиров содержания программы
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.
Ценность красоты и гармонии - основа эстетического воспитания. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность труда и творчества. Труд - естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом.
Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур. Формирование доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. Формирование уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№
п/п
Наименование тем
Количество часов
Теория (мин)
Практика (мин)
Количество часов
1.
Знакомство с инструментами и приспособлениями для лепки. Знакомство с лепкой из солёного теста
20
25
1
2.
Способы создания простых деталей «Солнце» и «месяц»
15
30
1
3.
Вазы
«Ваза с горохом», «Полосатая ваза», « Ваза с ребристыми полосками», «Низкая ваза».
15
30
1
4.
Цветы и листья
«Ромашки», «Розочка». «Простые цветочки», «Кувшинка»
40
140
4
5.
Деревья
«Дерево с листьями и плодами», «Бамбуковая роща»
30
105
3
6.
Лесные красавицы ёлки
«Ёлка из треугольников», «Ёлка из полосок теста»
30
105
3
7.
Елочные украшения - фантазии из колбасок и ленточек
20
70
1
8.
Ягоды фрукты и овощи
«Малина», «Груши», «Огурчик», «Капуста»
20
70
2
9.
Грибы
«Боровик», «Лисички», Панно «Грибное лукошко»
40
140
4
10.
Фигурки животных
«Ёжик», «Поросёнок». «Уточка», «Чудо-рыбка»
30
105
3
11.
Игрушки и картинки «Паровоз», «Неваляшка», «Ракета на луне», «Юла»
40
140
4
12.
Лепка по замыслу
40
140
4
13.
Виртуальная экскурсия в музей народных промыслов
10
35
1
14.
Подготовка изделий к выставке
45
1
15.
Оформление выставки
5
40
1
Итого: 34 занятия
2-й год обучения
№ п/п
Наименование тем
Количество часов
Теория
(мин)
Практика (мин)
(
Количество
часов
1. Секреты лепки сложных элементов. Декор изделий. Сборка и склеивание.
30
60
2
2. «Фрукты на тарелке»
20
70
2
3. «Корзинка с грибами»
20
70
2
4. «Декоративная пластина»
10
35
1
5. «Пляшущие человечки»
40
140
4
6. «Змея на ветке»
30
105
3
7.
«Птичий двор»
30
105
3
8.
«Елочка»
10
35
1
9.
«Зверушки на Новогоднем празднике»
50
175
5
10.
«Снеговик»
10
35
1
11.
«Хлебный магазин»
40
140
4
12.
«Подарок маме»
20
70
2
13.
«Персонаж любимой сказки»
30
105
2
14.
Виртуальная экскурсия в музей народных промыслов
45
1
15.
Подготовка изделий к выставке Оформление выставки
10
80
1
Итого: 34 занятия
Cодержание изучаемого курса
1 год обучения (34 часа)
№
п/п
Тема занятия
Содержание
1. Знакомство с инструментами и приспособлениями для лепки. Знакомство с лепкой из солёного теста. З Познакомить с приёмами, которые используются в процессе лепки. Познакомить с основными инструментами. Учить пользоваться стекой, формочками, скалкой. У
2. Способы создания простых деталей «Солнце» и «месяц» Учить делать шарик из теста, лепёшку, колбаску, конус.
3. Вазы «Ваза с горохом», «Полосатая ваза», « Ваза с ребристыми полосками», «Низкая ваза» Познакомить с базовой формой вазы. Учить декорировать заготовку.
4. Цветы и листья «Ромашки», «Розочка», «Простые цветочки», «Кувшинка» Учить вырезать цветы из раскатанных кусков теста, используя формочки или ножичек. Учить скреплять простые детали
5. Деревья «Дерево с листьями и плодами», «Бамбуковая роща» Учить лепить ствол дерева жгутом и по шаблону Закреплять умение скреплять детали. Учить использовать дополнительные материалы.
6.
Лесные красавицы ёлки «Ёлка из треугольников», «Ёлка из полосок теста» Развивать умения лепить ствол дерева жгутом и по шаблону, скреплять детали, использовать дополнительные материалы.
7.
Ёлочные украшения - фантазии из колбасок и ленточек
Учить сочетать между собой различные заготовки.
8.
Ягоды фрукты и овощи
«Малина», «Груши», «Огурчик», «Капуста»
Использовать знакомые приёмы: оттягивание, сглаживание и др. Уточнить знание форм: шар, цилиндр и др.
9.
Грибы
«Боровик», «Лисички», Панно «Грибное лукошко»
Научить лепить корзинку, уточнить знание формы - диск. Закрепить название грибов.
10.
Фигурки животных
«Ёжик», «Поросёнок», «Уточка», «Чудо-рыбка» Учить лепить предметы конусообразной формы путём вдавливания.
Учить соединять детали «примазыванием».
11.
Игрушки и картинки
«Паровоз», «Неваляшка», «Ракета на луне», «Юла»
Учить создавать полые формы «оттягиванием» и «защипом». Учить украшать работу с помощью стеки и путём «налепа».
12.
Лепка по замыслу
Закреплять полученные навыки лепки из солёного теста.
13.
Виртуальная экскурсия в музей народных промыслов
Познакомить с различными видами промыслов основанных на лепке.
14.
Подготовка изделий к выставке Учить объединять предметы в композицию, соблюдая пропорции предметов и соотнося их между собой.
15.
Оформление выставки Развивать навыки общения и согласовывать свои интересы с интересами других детей.
2 год обучения (34 часа)
№п/п
Тема занятия
Содержание
1 Секреты лепки сложных элементов. Декор изделий. Сборка и склеивание.
Познакомить детей с правилами составления узоров на плоских и объёмных формах. Познакомить детей с приёмами сборки деталей при помощи зубочисток и путём склеивания.
2 «Фрукты на тарелке» Побуждать детей к передаче формы и характерных особенностей фруктов при лепке. Использовать знакомые приёмы: оттягивание, сглаживание и др. Уточнить знание форм: шар, цилиндр и др.
3 «Корзинка с грибами»
Закрепить умение лепить корзинку, уточнить знание формы - диск.
4
«Декоративная пластина» Продолжать упражнять детей в раскатывании теста скалкой, работая двумя руками одновременно. Для орнамента использовать мелкие шарики, диски, жгутики - развивать общую ручную умелость. Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его.
5
«Пляшущие человечки» Закрепить умение лепить фигуру человека в движении. Закрепить умение располагать фигуру на подставке Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его.
6
«Змея на ветке» Упражнять в синхронизированной работе обеих рук. Для развития мелкой моторики украсить поделку бисером, цветными нитками и т.д. Развивать воображение, формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его.
7
«Птичий двор»
Учить лепить из исходной формы - широкий цилиндр. Передавать характер образа: овальное туловище, изогнутый хвост. Раскатывать заготовку прямыми движениями ладоней. Повышать сенсорную чувствительность, развивать воображение, синхронизированную работу обеих рук.
8
«Елочка» Учить лепить ёлочку модульным способом. Шарики расплющивать в диски определённого размера. Накладывать диски поочерёдно от большего к меньшему. Воспитывать любовь к окружающей природе, передавать красоту ёлочки. Развивать общую ручную и мелкую моторику.
9
«Зверушки на Новогоднем празднике» Развивать связную речь. Упражнять в использовании разных приёмов лепки из солёного теста. Продолжать учить детей лепить фигурки зверей, выделяя их характерные признаки. Закрепить у детей умение передавать замысел лепки.
10 «Снеговик» Развивать общую ручную умелость. Показать способ формирования конуса (туловище вместе с головой). Развивать сенсорную чувствительность. Воспитывать аккуратность в работе с тестом.
11 «Хлебный магазин» Привлечь детей к изготовлению атрибутов для игры в «Магазин». Закрепить знания по теме «Откуда хлеб пришёл».
12 «Подарок маме» Сравнивать разные способы изображения, использовать стеку для отделки формы. Продолжать освоение рельефной лепки.
13 «Персонаж любимой сказки» Закрепить знания детей о сказках. Продолжать освоение рельефной лепки. Сравнивать разные способы изображения, использовать стеку для отделки формы.
14 Виртуальная экскурсия в музей народных промыслов Расширять знания детей о различных видах промыслов основанных на лепке
15 Подготовка изделий к выставке Оформление выставки Развивать навыки общения и согласовывать свои интересы с интересами других детей
Планируемые результаты реализации программы внеурочной деятельности
Освоение детьми программы внеурочной деятельности «Тестопластика» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
-
учебно-познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
-
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
-
навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
-
ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
-
способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
-
заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Младшие школьники получат возможность для формирования: устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности; осознанных устойчивых эсте- тических предпочтений, ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни; возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно- творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне; эмоционально-ценностное отно- шение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Познавательные УУД
-
различать изученные виды декоративно-прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
-
приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
-
осваивать особенности художественно-выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно-прикладном творчестве;
-
развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
-
художественно-образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
-
развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
-
развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно-прикладного искусства.
Младшие школьники получат возможность научиться: создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач; понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их; более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно-творческой деятельности в целом.
Коммуникативные УУД
-
первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности ;
-
сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
-
формировать собственное мнение и позицию.
Младшие школьники получат возможность научиться: учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Регулятивные УУД
-
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ;
-
решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
-
учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
-
осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
-
адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
-
навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
-
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться: осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия; пользоваться средствами выразительности языка декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования ; моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно-прикладного творчества; осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации; отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла. Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
-
Уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека;
-
Понимать образную сущность искусства;
-
Сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их чувствам и идеям; эмоционально- ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка;
-
Выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;
-
Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства;
-
Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
-
Создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы, человека, животного.
В результате обучения учащиеся должны знать:
- виды декоративно-прикладного творчества (лепка, роспись, и т.п.) в области композиции, формообразовании, цветоведения;
- историю ремесел и рукоделий, о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека;
- народные художественные промыслы России и родного края;
- названия и назначения инструментов и приспособлений ручного труда;
- историю возникновения лепки из солёного теста;
- основные приемы работы с соленым тестом;
- названия и назначения материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
- правила организации рабочего места, безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- об особенностях лепных игрушек;
- о проектной деятельности.
- правильно организовать свое рабочее место;
- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными инструментами и материалами;
- выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения и навыки, полученные на уроках технологии;
- сотрудничать со сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность;
- последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);
- применять разные формы лепки;
- определять последовательность действий при выполнении работы;
- изготавливать объёмные изображения людей и животных, предавая их простейшие движения;
- объединять изображённые предметы, соблюдая пропорции предметов и соотнося их между собой.
Ожидаемые результаты Независимо от предметного содержания у обучаемых должны формироваться общетрудовые знания, умения и способы деятельности. Школьниками должны быть усвоены знания о процессе труда и выработаны первоначальные умения по его практической реализации. Это: - планирование и организация рабочего места; - рациональное размещение инструментов и материалов; - распределение рабочего времени; - соблюдение последовательности технологических операций под руководством учителя и по операционной карте; - контроль за ходом деятельности; - соотнесение результатов деятельности с образцом; - осуществление сотрудничества при коллективной работе; - соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами, материалами, бытовой техникой, и правил личной гигиены; - выдвигать свои идеи и оценивать их с позиции экономической доступности и посильности исполнения; - выполнять эскизы, простейшие чертежи, схемы; - осуществлять наблюдения и исследования свойств различных материалов; - комбинировать материалы с целью улучшения дизайна и качества изделия; - выбирать необходимые материалы и инструменты; - оценивать процессы и результат своего труда; - выполнять индивидуальные и коллективные творческие проекты. Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений: 1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела. 2. Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это "что-то" нужно искать. 3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным. 4. Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других. 5. Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала. 6. Максимум поощрения, минимум наказания.
7. Обучение детей посильным приемам регуляции поведения.
Критерии и формы оценки качества знаний Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы дополнительного образования «Тестовичок», предполагает комплексный подход к оценке результатов, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
- Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии. Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность УУД, включаемых в следующие три основных блока:
- Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких учебных действий, которые направлены на анализ своей познавательной активности и управление ею.
- Объектом оценки предметных результатов служит в полном соответствии с требованиями Стандарта способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.
Способы проверки результативности Программа предусматривает различные формы подведения итогов:
- Постоянно действующая выставка
- Творческие конкурсы
- Отчетная выставка
- Выпуск газет
- Мотивацию к образовательной деятельности
- Отношения в коллективе
- Уровень творческой активности
- Организаторские способности обучающихся
- Сформированность культурно-гигиенических навыков и др.
Описание материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности
-
наглядные пособия, репродукции;
-
кисти, карандаши, природный материал восковые мелки;
-
краски (гуашь, акварель);
-
тушь;
-
клей;
-
ножницы;
-
стеки;
-
клеёнка;
-
пластилин;
-
бумага для рисования;
-
картон, цветная бумага;
-
мука;
-
соль (мелкая);
-
ткань.
Классная доска.
Настенная доска.
Столы и стулья ученические.
Телевизор.
Видеоплеер.
Магнитофон.
Мультимедийный проектор.
Экспозиционный экран.
Компьютер.
Сканер. Принтер. Ксерокс.
Экранно-звуковые пособия.
Список рекомендуемой литературы Литература для учителя:
- Вакуленко Ю. А.- Трудовое воспитание в начальной школе: тематические классные часы (беседы, посиделки, конкурсы, викторины, ярмарки) Волгоград: Учитель, 2007
- Выгонов В. В. Начальная школа: трудовое обучение: Поделки, модели, игрушки: Книга для учителя. - М.: Издательство» Первое сентября», 2002
- Гусева И. Соленое тесто. Москва. Мой мир. 2006.
- Лыкова И.А. Лепим с мамой.
- Неретина Л. В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. М. Гуманист. Изд. центр ВЛАДОС, 2004
- Поделки исувениры из соленого теста. Ткани, бумаги и природных материалов. Москва. Мой мир. 2006.
- Симоненко В. Д. Технология. Программа начального и основного общего образования. - М.: Вентана-Граф, 2008.
- Синеглазова М.О. Удивительное соленое тесто. Москва. Издательский Дом МСП. 2006.
- Хананова И. Соленое тесто. Москва. 2007.
- Хапилина И. А. Азбука народных промыслов. 1-4 классы: Дополнительный материал к урокам изобразительного искусства и технологии / авт.-сост.- Волгоград: Учитель. 2011
- Чаянова Г. Соленое тесто для начинающих.
Литература для детей:
- Агибина М. И., В. С. Горичева. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия и Ко», 1998 г.
- Изольда Кискальт «Соленое тесто» М., «АСТ-Пресс».
- Журнал «Ксюща». Для любителей рукоделия. - №1-10 2010,
- Журнал «Ксюша». Умелые ручки. - №1-10 2011.
- Литвиненко В. М. Игрушки из ничего. - СПб.: Издательство «Кристалл». 2000
- Лыкова И.А. Лепим с мамой.
- Романовская А.Л., Е.М.Чезлов. «Поделки из соленого теста» М., «АСТ-Пресс».
- Силаева К. В. Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки. - М.: Изд. Эксмо. 2006
- Поделки и сувениры из солёного теста, ткани, бумаги и природных материалов / Пер. с пол.- М.: Мой мир. 2006
- Хананова И. Соленое тесто. Москва. 2007.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №108» Г.НОВОСИБИРСКА
«РАССМОТРЕНО»
на заседании МО
«____» _________ 2014г.
Руководитель МО
Кузьминых М.В.
_________________
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР
Загайнова Н.Н.
_________________
«____» _________ 2014 г.
«УТВЕРЖДЕНО»
решением педсовета
директор Узких О.Е.
________________
«______» _________ 2014г.
Приказ №_______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(внеурочная деятельность, общекультурное направление)
по курсу «Тестопластика»
2-3 класс
Количество часов 34 ч. в год
Учитель: Кузьминых М.В.
2013 - 2015 г.