Урок русского языка в 4 классе по теме «Именительный падеж имен существительных»

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Шигалинская ООШ» Урмарского района ЧР

Урок русского языка

в 4 классе на тему:

" Именительный падеж

имён существительных"

Разработала:

Долгова Светлана Владимировна

учитель начальных классов

МБОУ «Шигалинская ООШ»

Урмарского района ЧР







Шигали-2012 Тема: Именительный падеж имён существительных Цель: познакомить с особенностями имён существительных в именительном падеже. Задачи:

  1. установить особенность имён существительных в именительном падеже;
  2. развивать связную речь; внимание, умение слушать, отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ; умение анализировать, классифицировать; развитие навыков самооценки, самоконтроля оценивать себя и товарища; задавать вопросы; развивать любознательность, память, мышление, внимание.
  3. воспитывать трудолюбие, любовь к природе, уверенность, стремление к успеху, аккуратность, культуру общения.


Ресурсы:
  • Русский язык. 4 класс. В. И. Бычков, З. М. Беляева, А. В. Рыбакова.

  • Рабочая тетрадь к учебнику русского языка для 4 класса чувашской школы. В. И. Бычков, З. М. Беляева, А. В. Рыбакова.
  • Мультимедиапроектор, компьютер, перфокарты, баян, карточки-снежинки, тесты.

Ход урока.

  1. Оргмомент. Слайд 1.
Учитель здоровается с детьми, дети здороваются с гостями под музыку (баян).
  • Здравствуйте, ребята.
  • Здравствуйте.
  • Гости дорогие,
Здравствуйте.

Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти.

  1. Введение в тему урока

Мотивация. - Ребята, а вы любите исследовать, узнавать что-то новое? - Что значит исследовать? Как вы себе это представляете? (Изучать объекты со всех сторон, анализировать, делать выводы). - Сегодня вы будете исследователями. Актуализация знаний. Тема урока. Слайд 2. - А исследование мы проведем в какой стране? Прочитайте это стихотворение. В нем спрятан ключ к этому замку. Мы должны выразительно прочитать это стихотворение, придумать название. Тогда мы достанем этот ключ и им откроем дверь в страну какую? (В страну Имя Существительное). Исследование мы проведем в стране Имя существительное. Открываем, а тут нас встречает кто? (Дедушка Имя Существительное). Слайд 3. Вы помните, что он волшебник? У него есть волшебная палочка, с помощью которой он делает чудеса. Под его руководством мы сегодня будем исследователями. Работа над текстом «Беляк» Для начала мы должны прочитать рассказ в учебнике и ответить на некоторые вопросы. А герой нашего рассказа кто? (Заяц-беляк) Слайд 4.
1) словарная работа - объяснение значений слов (по словарю в учебнике): логово робкий душа в пятки подкрадываться
2) чтение вслух 3) работа по вопросам в конце текста 4) выборочное чтение. Слайды 4,5 5)Находим в тексте имена существительные. (Дети называют слова). Слайд 6. В этом году беляку особенно трудно. Нет снега. Дедушка ИС махнул своей волшебной палочкой и слова- существительные превратились в снежинки. (Открывается доска, а там снежинки). -Что можете сказать о них? (все они имена существительные). Докажите. (Определение имени существительного). -Что мы можем сделать с этими снежинками? (логова для беляка) -А как? (будем собирать их в кучи) -На какие группы можем их разделить? Кто как думает? Слайд 7. Кластер
  1. Кто?, что? (одуш., неодуш.) (определение) В этом логове спрятался от волка
  2. По родам (как быть с существительными множественного числа? - поставить в ед. число им. П.) (определение)
Слайд 8. Теперь зайка может спрятаться. Ему не страшны ни лиса, … ЦОР - 4-05-068 В этом логове спрятался от лисы
  1. По числам (определение)
Игра «Волшебные превращения (работа с перфокартами, проверка на слайде 9, поменялись - взаимопроверка) В этом логове спрятался от лисы
  1. По склонениям (как выяснить, какого склонения существительное? - поставить в ед. число им. П и по окончанию определить склонение) (определение - таблица)
Упражнение 1, с. 29 (рабочая тетрадь)Работают с комментированием по одному Проверка - Тренажер (Склонения сущ) В этом логове спрятался от лягушки Физкультминутка « Зайка беленький сидит» Слайд 10. 1.Зайка беленький сидит, Он ушами шевелит, Вот так, вот так Он ушами шевелит 2.Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, (хлопают в ладоши) Надо лапочки погреть. 3.Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать, . Скок, скок, скок, скок, (прыгают на двух ногах на месте) Надо зайке поскакать. 4.Кто-то зайку испугал, Зайка прыг… и убежал.
  1. Определение темы урока
Вывод. Значит, тема нашего сегодняшнего урока Именительный падеж. Слайд 11. - А что вы уже знаете об именительном падеже? (вопросы Кто? Что?, у него нет предлогов) Для того, чтобы определить признаки существительных, на помощь всегда приходит именительный падеж единственного числа. Значит, именительный падеж ед. числа - начальная форма имени существительного. Проверим наши доказательства с учебником (чтение правила). -Какие задачи вы ставите перед собой на уроке? (узнать новое об именительном падеже и запомнить особенности существительных в И. падеже, правильно определять Им. падеж)
  1. Изучение нового материала
А теперь Дедушка благодарит вас за хорошую работу и уверен, что вы справитесь с его исследовательскими заданиями без всякого волшебства. А он обещает, если вы успешно справитесь с его заданиями, то будет снегопад. Хотите снега? И вам будет весело, и беляку поможем. 1) Диктант. (Или работа по карточкам.) Ночью выпал первый снег. Зима покрыла землю блестящим белым снегом. На снегу видны следы зверей и птиц. Осенняя трава выглядывала из-под снега. В глубокий снег спрятались маленькие ёлочки. Дети рады снегу. Слайд 12. Задание. Найти однокоренные существительные и определить падеж. Узнать каким членом предложения они являются. -Как мы это можем узнать? Для этого находим грамматическую основу каждого предложения. ЦОР 4-06-074 Определи падеж. Покажем дедушке, как мы умеем определять падежи
Вывод. Существительное в именительном падеже - подлежащее, а в других падежах второстепенный член.

  1. А теперь дедушка ИС решил еще раз проверить вас и убедиться в том, что вы хорошие исследователи
Тест по конструктору сайтов
  1. Подведение итогов урока
Слайд 13. Наше исследование завершилось. - Так что же нового мы сегодня узнали об Им. падеже? - Употребляются ли имена существительные в Им. п. с предлогами? - Каким членом предложения являются существительные в им падеже?
Слайд 14 - кластер Завершаем наше исследование стихотворением
Слайд 15 (чтение стихотворения) Я именительный падеж, И нет на мне чужих одежд, Меня легко все узнают И в подлежащее зовут. Предлогов с детства не люблю, С собою рядом не терплю. Мои вопросы - кто? и что? Ни с кем не спутает никто!
  1. Домашнее задание. Слайд 16
Упражнение 3. Стихотворение про именительный падеж выучить наизусть.
Слайд 17 Снег-снежок. Песня



© 2010-2022