Конспект урока Правописание слов с непроизносимой согласной

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык (3 класс). Тема: Правописание слов с непроизносимой согласной. Цели:

  1. дать представление о словах с непроизносимыми согласными звуками;
  2. выявить способ проверки написания слов с непроизносимыми согласными;
  3. развивать способность анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
  4. стимулировать познавательную активность;
  5. способствовать сохранению здоровья обучающихся.

Ход урока.
  1. Организационный момент.
Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте тихо, закройте глаза, опустите голову на грудь. А сейчас, тихо повторяйте за мной. - Я в школе на уроке. - Сейчас я начну учиться. - Я радуюсь этому... - внимание моё растёт. - Я как разведчик всё замечу. - Память моя крепка. - Голова мыслит ясно… - Я хочу учиться. - Я готов к работе. - Работаю! II. Повторение пройденного. 1). Разминка. Дайте характеристику звука буквы «д». (Буква «д» обозначает согласный звук, парный, звонкий, может обозначать два звука: твёрдый [д] и мягкий [д], звук может быть в начале слова, в середине, в конце, если звук стоит в конце слова или в корне перед глухой согласной, то его нужно проверять: город - города). Дайте характеристику звука буквы «в», «т», «л». 2). Введение в тему. - Прочитайте внимательно слова. Что вы можете сказать об этих словах? Ковёр, приказ, сердце, верхушка, лодка, линейка, улыбка. ( Все слова имена существительные, нарицательные, единственного числа, неодушевлённые, есть сущ. мужского рода, женского и среднего). - Разделите все слова на две группы по орфограммам. Запишите. Проверка. - На какую орфограмму записали слова в первый столбик? - Каким правилом пользуемся при написании слов с безударной гласной? - Подберите устно проверочные слова. - На какую орфограмму записали слова в второй столбик? - Каким правилом пользуемся при написании слов с парной согласной? - Подберите устно проверочные слова. - Как можно назвать эти орфограммы одним словом? - А какое слово осталось лишним? - Почему его нельзя записать ни в один из двух столбиков? (Здесь другая орфограмма). - А может, это слово следует отнести во второй столбик, здесь ведь есть парная согласная? - Это проблема нашего урока. - Давайте посчитаем, сколько букв в слове «сердце»? (6) - А теперь произнесите так, как мы это делаем при разговоре. - Сколько звуков произнесли? (5) - Какой согласный звук в этом слове не произносится, а буква пишется? [д] - Как называются согласные, которые пишутся, но не произносятся? (Непроизносимые согласные). - Как вы думаете, какую тему начнём изучать на сегодняшнем уроке? (Правописание непроизносимых согласных). - На уроке мы должны разобраться, откуда берутся непроизносимые согласные? Можно ли проверить написание слов с непроизносимой согласной? III. Работа над темой урока. 1). вст стн лнц рдц - Как вы думаете, для чего я написала эти сочетания? (Прочитать) - Прочитайте. - Почему их сложно произносить? (Одни согласные, гласных нет). - Исследуйте слова первого столбика, какая позиция у звуков выделенных букв: сильная или слабая? здравствуй - здравие звёздный - звезда солнце - солнышко радостный - радость - Какая же позиция у звуков выделенных букв? (Слабая) - Почему? (Они не произносятся) - Давайте произнесём слова так, как мы это делаем при разговоре. - Какой звук не произносится? - Чем похожи эти слова? Что их объединяет между собой? (В середине каждого слова имеется несколько согласных). - Сколько их? (3,4). - Если в середине слова имеется не менее трёх согласных, это называется стечением согласных. Все они пишутся, но некоторые не произносятся. - Перечислите, какие же согласные не произносятся, но пишутся? (в, д. л, т) - А теперь давайте разберёмся, можно ли проверить написание слов с непроизносимыми согласными? - Исследуйте слова второго столбика. Какая позиция у звуков выделенных букв: сильная или слабая? (сильная) - Почему сильная? (За ней стоит гласная, или выделенная буква стоит в конце слова и эти звуки все произносятся) - Как вы думаете, какими же являются слова второго столбика? (Проверочными). - Сделайте вывод, как же проверить слово с непроизносимым согласным звуком? - Откройте тетради на печатной основе и прочитайте правило. - Правильно ли мы сделали вывод? - А в какой форме написано правило? (В стихотворной). - А почему в стихотворной? (Чтобы легче запомнить). Обобщение. В русском языке есть слова, в середине которых имеется не менее трёх согласных. Это называется стечением согласных. Все они в слове пишутся, но некоторые не произносятся. Согласные, которые в слове пишутся, но не произносятся, называются непроизносимыми. Это согласные: «в», «д», «л», «т». Написание таких согласных надо проверять. Чтобы проверить слово с непроизносимым согласным звуком, нужно подобрать однокоренное слово, в котором после согласного звука стоит гласный или согласный звук [н], или этот согласный стоит в конце слова. Физминутка. На доске написаны слова: Туча, сердце, овраг, грустный, победа, завистливый, земля, счастливый, луг, рукав, сугроб, устный, шалаш. - На доске написаны слова на разные правила. Если я покажу и назову слово, в котором есть непроизносимая согласная, вы делаете хлопок, если в слове нет непроизносимых согласных, вы приседаете. IV. Закрепление. Работа в парах. - Прочитайте задание. К данным словам подберите проверочные однокоренные слова, в которых все согласные произносятся. Подчеркните непроизносимую согласную. - У кого есть вопросы по заданию? Проверка. - Зачитайте, как же вы выполнили задание. (По рядам) V. Словарно-орфографическая работа. я д з ь п и а ч к н р - Внимательно посмотрите на буквы. Какая буква здесь лишняя? (Ь - не обозначает звука). - На какие две группы можно разделить слова? (Гласные - согласные) и а я д з п ч к н р - Какая буква лишняя среди гласных? (я - может обозначать два звука) - Какая лишняя среди согласных? (ч - обозначает звук всегда мягкий) - Из оставшихся букв составьте слово. (Праздник) - Найдите его в орфографическом словаре. Проговорим по слогам. Определите СУО. - Расскажите всё, что вы знаете об этом слове. (Это веселье, торжество, имя существительное, неодушевлённое, имя нарицательное, мужского рода, единственного числа, 8 букв, 7 звуков, 2 слога). - Запишите однокоренные слова. Праздник, праздничный, праздновать. - Почему его нужно запомнить? (Нет проверочного слова). - В какой части слова находится непроизносимый согласный звук [д]? (В корне) - Значит, какая это орфограмма? (Корневая) VI. Итог урока. - Так для чего же я вам написала эти сочетания? вст стн лнц рдц (Мы работали со словами, в которых встречалось стечение нескольких согласных). - Что же вы узнали о таких словах? (В русском языке есть слова, в которых при сочетании нескольких согласных букв, один звук может не произноситься). - Какие же звуки могут не произноситься? (в, д. л, т) - Во всё ли мы разобрались? Научились ли вы находить слова с непроизносимой согласной и подбирать проверочные слова? - Есть ли у кого вопросы? - На следующем уроке мы продолжим эту тему. - Выскажите своё отношение у уроку. - Кто же на уроке был самый активный? VII. Домашнее задание. С. 111 упр. 296 - Найдите упражнение. Прочитайте задание. Есть ли у кого вопросы по домашнему заданию? - Всем спасибо за урок.
© 2010-2022