Конспект урока по русскому языку Перенос слов 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта по внеурочной деятельности

Вводная часть

Ф.И.О.: Дементьева Екатерина Олеговна
Предмет: русский язык
Класс: 1
Наименование учебно-методического комплекта (УМК): Начальная инновационная школа

Тема урока: Перенос слов

Тип урока: изучение нового материала

Место урока в системе уроков в теме 1 урок.

Цель:

познакомить с правилами переноса слов

Задачи:

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

- ознакомить обучающихся с правилами переноса слов;

- обучать умению видеть « опасные места» в словах и правильно переносить слова с изученными орфограммами;

- закрепить орфоэпические и каллиграфические навыки

- развивать речь (оформлять свои мысли в устной и письменной форме), внимание, память, логическое мышление, орфографическую зоркость, обогащать словарный запас, развивать навыки работы на ПК, умение работать с ЭОР;

-развивать умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.


- учить работать в паре; быть толерантными; слушать и понимать речь других; - воспитывать любовь и интерес к русскому языку.

УУД:

Предметные УУД:

Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД:

Познавательные УУД:

Личностные УУД:

переносить слова с одной строки на другую по алгоритму;

определять цель деятельности на уроке; учиться работать по предложенному учителем плану;

слушать и понимать речь других; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками;

составлять алгоритм под руководством учителя; делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;

проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу; понимать причины успеха в учебной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

Предметные результаты в области ИКТ:

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

научиться правильно переносить слова (без стечения согласных), обсуждать необходимость переноса слов; сравнивать деление слов на слоги и для переноса; научиться переносить слова с удвоенными согласными, с буквами й и ь в середине; анализировать слова и выбирать подходящее правило переноса слов на письме.

освоение современных средств коммуникации.

ориентироваться в разнообразии способов переноса слов, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера (познавательные УУД); выделять и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения (регулятивные УУД); оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу; понимать причины успеха в учебной деятельности (коммуникативные УУД)

самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.

Основные понятия:

слог, ударение, однокоренные слова

Межпредметные связи:

литературное чтение, окружающий мир

Ресурсы:

  • основные

дополнительные

учебник русского языка авторов Л. В. Кибирева, О.А. Клейнфельд, Г.И. Мелихова (УМК «Начальная инновационная шкала»), демонстрационная таблица, карточки с групповыми заданиями, рабочая тетрадь,

электронно-образовательные ресурсы, презентация по теме урока.

Основная часть

Структура и содержание проекта урока

Дидактическая
структура
урока

(этапы урока)

Планируемые результаты

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность
учеников

Деятельность
учителя

Целеполагание и мотивация

Личностные УУД (осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку).

Регулятивные УУД (самоорганизация и организация своего рабочего места).

Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
На уроке не зевать,
А работать и писать.

- На уроке ваши глаза внимательно смотрят и все…(видят.)

Ваши уши внимательно слушают и все… (слышат.)

Ваши головы хорошо…(думают.)

Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, урок пройдет интересно и увлекательно.

Дети проявляют психологическую готовность к познавательной деятельности.

Обеспечивает мотивацию учения, создаю комфортную обстановку на уроке.

Чистописание



Познавательные УУД (актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций).

Личностные УУД (осознание своих эмоций, интереса к изучению русского языка).

Регулятивные УУД (учатся работать по предложенному учителем плану).

1.Рисование «бордюра».

Отгадайте, кто это:

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе ее везет,

Очень медленно ползет.

Конечно, это улитка.

Нарисуем улитку на строчке.

2. Самостоятельное прописывание букв и сочетаний.

- Назовите буквы алфавита, с которых не начинаются слова.

- Обратите внимание на одинаковые элементы в написании этих букв, на соединения с другими буквами.

- Какую роль в словах играют буквы мягкий и твердый знак?

3. Чтение слов, их запись.

- Запишите слова, диктуя их по слогам. Подчеркните Ь и Ъ знак в словах.

  • Подчеркните слово, состоящее из одного слога.

  • Обведите в зеленый овал то слово, в котором букв больше, чем звуков.

  • Обведите в синий овал слово, в котором звуков и букв поровну.

Ученики проговаривают написание букв и прописывают по образцу.

Ь, Ъ, Ы


Пишут слова с буквами «Ь « и «Ъ», проговаривая по слогам.

На доске слова: крот, сырок, яма.

Предлагает задание.

Слайд1


Задает вопросы.


Организует работу в рабочей тетради

Актуализация знаний и фиксирование затруднения

Личностные УУД (осознание учащимися компонентов деятельности и мотивов собственных действий)

Познавательные УУД (актуализация изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний).

Рассмотрите рисунок.

- Какие слова составили зверята?
- Какое слово лишнее?
- Запомните слова КОРОВА, СОБАКА.

- Послушайте сказку, почему слово собака пишется с буквой о.

Жила давно бака. Она умела лаять, вилять хвостом, сторожить дом, любила выть на круглую луну, которая похожа на букву «о» и грызть бублик, похожий на букву «о». Любила смотреть на круглое облако, солнце, любила осень. Полюбила бака букву «о» и захотела, чтобы она всегда была рядом с ней.
- Ну, хорошо, сказали ей, будем писать тебя «бока».

- Нет. Я так не хочу! С какого еще бока?! - обиделась бака.- Я не хочу так называться! Я просто хочу писаться с «о». И стали её писать с «о». Вот так: с «о» бака. А потом просто собака.

Так и до сих пор пишут.

(По О.Соболевой)

Запишите эти словарные слова в тетрадь.

Корова, собака, мяч.

Мяч.




Записывают в тетради слова с комментированием.

Предлагает задание.

Слайд 2




Организует работу в рабочей тетради

Выявление места и причины затруднения

Познавательные УУД (активизация мыслительной деятельности через проблемное задание).

Регулятивные УУД (определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя).

Коммуникативные УУД (оформление своих мыслей согласно заданным рамкам обсуждения, аргументация своих суждений).

- О каком сказочном герое эти слова?

Уверенный в себе, хоть неумейка,
И от природы он большой зазнайка,
А ну-ка угадать его сумей-ка,
Известен всем под именем …

-Как вы поступите, если вы начали писать слово, а места на строке не хватает?

-Как вы думаете: переносить слово нужно по правилам или так, как вам захочется? Что бы вы предложили?


Сообщение темы урока.

-Какова цель урока?

-Сегодня вы узнаете правила переноса. Потренируетесь в переносе слов.

-Закончите предложения:

Хочу научиться…

Узнáем, как…

Необходимо понять…

Вместе разберёмся…

-Что значит перенести?

-Поработайте в парах и подумайте, как можно перенести слово группа.

Фиксирую варианты переноса на доске.

-Посмотрите, сколько вариантов переноса 1 слова!

-Задание было одно?

-Почему результаты получились разные? Чего мы пока не знаем?

-Да, ребята, этих правил несколько, и вы сами попробуете их открыть.

Незнайка.

Просматривают ресурс,

выдвигают свою версию, что слово надо перенести.

Выдвигают свои гипотезы, версии, сравнивают, анализируют, ищут выход из затруднения, приходят к выводу, что должны быть единые правила переноса.

Предлагают свои версии, что на уроке узнают о правилах переноса, будут тренироваться в переносе слов.

Дети предлагают варианты.

Часть слова оставить, а другую записать на новой строке.

Дети работают в парах и предлагают варианты переноса.

Гру-ппа, груп-па, групп-а.

Да.

Как переносить слова; правила переноса слов.

Задает вопросы.


Демонстрирует ЭОР-1, инициируя обсуждение.

Формулирует проблемный вопрос, заданный Незнайкой самому себе.

Задает вопросы.

Организовывает работу по слайду 3.


Организовывает работу в парах.

Физкультминутка

Личностные УУД (умение применять правила охраны своего здоровья)

Покачайтесь, покружитесь. Потянитесь, распрямитесь, Приседайте, приседайте, Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка в присядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Всё в порядок приведите

И писать, друзья, начните.

Выполняют физические упражнения.

Организовывает физкультминутку

Построение проекта выхода их затруднения

Познавательные УУД (ориентирование в условных обозначениях)

Регулятивные УУД (осмысление выделенных педагогом ориентиров действия в новом учебном материале)

Коммуникативные УУД (участие в работе группы, распределение роли, общение друг с другом)

Познавательные УУД (сравнение слов по нескольким основаниям: нахождение закономерностей; самостоятельное продолжение их по установленному правилу)

- Сейчас вы будете работать в группах. В каждой группе надо выбрать ответственного за выполнение заданий. Какова его роль?

-У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило.

План работы такой:

1. Прочитай слова.

2. Обрати внимание на выделенные буквы.

3. Посмотри, где стоит знак переноса.

4. Сформулируй правило переноса слов.

-Что должно получиться у каждой группы в результате работы?

-Сколько правил у нас получится?

-Слушаем результаты работы групп. 1-я группа, прочитайте слова хором, обращая внимание на перенос.

-На что обратили внимание и какой сделали вывод?

-Все согласны с выводом группы?

- Проверяем

- Слушаем вторую группу.

- Прочитаем слова хором, обращая внимание на перенос.

-На что обратили внимание и какой сделали вывод?

- Все согласны с выводом второй группы?

- Проверяем

-Слушаем третью группу.

- Прочитаем слова хором, обращая внимание на перенос.

- На что обратили внимание и какой сделали вывод?

-Все согласны?

- Проверяем

-Сколько правил мы открыли? Проговорим их еще раз, пользуясь ЭОР.

-Сравним наши правила с правилами учебника. Все ли мы сделали правильно?

-Помогите Незнайке составить алгоритм: как вы будете действовать, если надо перенести слово.

Я фиксирую на доске:

  1. Читаю слово.

  2. Делю на слоги.

  3. Вспоминаю, какое правило подходит.

  4. Записываю.

Отслеживаю, чтобы каждый ребенок выражал свое мнение и работал по плану.


Правило переноса слова.

Сколько групп, столько и правил.

Дети читают: ка-ран-даш, то-пор, мо-роз.

Слово переносится по слогам. Одну букву на строке оставлять нельзя.

Показ задания. Все читают хором: кас-са, тон-на.

Если есть две одинаковые буквы в середине слова, то знак переноса ставится между ними.

Показ задания. Все читают хором: конь-ки, зай-ка, подъ-езд.

Ъ, Ь и Й нельзя отделять от предыдущего слога.

Проговаривают все правила, используя с ЭОР.

Сравнивают с учебником (с. 61-62), делают вывод: мы открыли больше правил.

Организовывает работу в группах.

Слайд 4.




Организует просмотр ЭОР-2


Организует просмотр ЭОР-3


Организует просмотр ЭОР-3.


Предлагает задание.

Физкультминутка

Личностные УУД (умение применять правила охраны своего здоровья)

Физкультминутка для глаз

Выполняют глазами физминутку

Организовывает физкультминутку

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Регулятивные УУД (проявление самостоятельности и инициативы в разных видах деятельности).

Познавательные УУД (умение следовать образцу и правилу).

(выведение общего целого ряда слов на основе выделения существенной связи).

Регулятивные (умение определять успешность выполнения своего задания )

Регулятивные (планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей)

Из предложенных Незнайкой слов: осень, касса, долька, юла, пень, ветер, лайка, сорт, ягода, клён выписать:

Мальчикам - слова, которые можно переносить.

Девочкам: слова, которые нельзя переносить.

-Проверьте друг у друга, обменявшись тетрадями.

Задание: - Сколько ошибок сделал Незнайка, перенося

слова? Проверьте себя

Задание: - Ты умеешь переносить слово по слогам?

Проверь себя!

Дети выполняют задание.

Применяют правила, опираясь на алгоритм, объясняют перенос.

Выполняют задание, сравнивают свой результат с эталоном

Выполняют тренировочное задание

Организовывает работу по слайду 5.


Организует самостоятельную работу детей (парная работа) Игра «Кто знает перенос ?»

(ЭОР - 5)

Организует самостоятельную проверку знаний каждого учащегося по теме. Как перенести слово?

(ЭОР- 4)

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Личностные УУД (оценивание разного вида деятельности на уроке).

Регулятивные УУД (Формирование умения адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей).

- Какое открытие мы сегодня сделали?

-Для чего нам понадобятся эти правила?

-Что на сегодняшнем уроке показалось вам самым интересным?

Закончите предложения:

Я сегодня узнал…

Я научился…

Мне было…

Выучили правило переноса слов.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке и организуется рефлексия и самооценка учениками своей собственной деятельности.

Дети заканчивают предложения в зависимости от своего эмоционального состояния, впечатления от урока.

Организовывает беседу.


Организовывает работу по слайду 6.



Приложение №1

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий

доступ к ЭОР 1 Переносим слово по слогам Информационный Анимация Задание для индивидуальной работы, направленное на изучение правила переноса слова

school-collection.edu.ru/catalog/res/bf930186-273b-4f3a-9e02-772e5cc200b7/?from=f81edbaa-d8e3-4818-971d-2a1a6637e116&interface=teacher&class=42&subject=8
2 Перенос по слогам Информационный Текст с иллюстрациями
Иллюстративный материал, направленный на изучение правила переноса слова

school-collection.edu.ru/catalog/res/524a5df4-0eaa-4c03-ba52-5244a36f4494/?from=f81edbaa-d8e3-4818-971d-2a1a6637e116&interface=teacher&class=42&subject=8




3

Правила переноса Информационный
Иллюстративный материал, направленный на изучение правила переноса слова
school-collection.edu.ru/catalog/res/c6461563-a7f6-400e-b99d-349853c2f53e/?sort=order&interface=teacher&class=42&subject=8&rubric_id[]=63147&rubric_id[]=99067 4

Как перенести слово?




Информационный, практический Текст с иллюстрациями Задание для индивидуальной работы, направленное на изучение правила переноса слова

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5d84b99c-b056-425a-8a3a-5d97b75a1f38/%5BNS-RUS_1-02%5D_%5BIG_012%5D.swf

5 Игра "Кто знает перенос?" Практический Текст с иллюстрациями Иллюстративный материал, направленный на изучение правила переноса слова. Задание на перенос слов

school-collection.edu.ru/catalog/res/113f0f96-9b47-4243-ad6a-370ea95a5e28/?sort=order&interface=teacher&class=42&subject=8&rubric_id[]=63147&rubric_id[]=99067


Приложения: ленты времени, родословные, электронные карточки, таблицы и др.

Заключительная часть

© 2010-2022