Освоение табличного умножения младшими школьниками с помощью информационно-коммуникативных технологий

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 24»







Освоение табличного умножения младшими школьниками с помощью информационно-коммуникативных технологий

Киселёва Елена Николаевна, учитель начальных классов.















Пермь, 2008

Оглавление.



Пояснительная записка..……………………………………………………… .

Структура комплекта электронных продуктов «Табличное умножение» и способы его применения: ………………………………………………………

1. Использование электронных продуктов «Табличное умножение» при изучении новых тем ……………………………………………….

2. Использование электронных продуктов «Табличное умножение» при формировании умений и навыков младших школьников. .........

3. Авторизованная программа «Словарь» и другие программы-тренажёры……………………………………………………………….

4. Применение электронных продуктов «Табличное умножение» при диагностике, а также на этапе проверки знаний, умений и навыков учащихся…………………………………………………………………

Приложение……………………………………………………………………..















Пояснительная записка. В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования, в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года основными задачами модернизации образования названы «повышение его доступности, качества и эффективности». Основные требования к уровню подготовки учащихся оканчивающих начальную школу гласят: «В результате изучения математики ученик должен знать /понимать таблицу умножения и деления однозначных чисел». Табличные случаи представляют собой систему знаний, усвоение которых должно быть доведено до уровня навыка. Однако, как показывает практика, учащиеся 5-х классов на уроках математики демонстрируют частичное или полное незнание таблицы умножения. Автор провёл анализ ЗУН в собственном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №24» на предмет степени освоения таблицы умножения в 3-х, 4-х классах начальной школы. Результаты опроса показали, что 22,3% учащихся не знают большую часть таблицы умножения, испытывают определённые трудности при умножении и делении многозначных чисел. Причины кроются, во-первых, в индивидуальных особенностях памяти младших школьников, во-вторых, в недостаточной эффективности дифференциации и индивидуализации процесса запоминания таблицы умножения; в низкой мотивации при изучении данного раздела, и, как следствие, в недостаточной степени оптимизации процесса усвоения таблицы в начальной школе. Перед автором проекта стоит проблема: качественное освоение таблицы умножения младшими школьниками. Государство, в рамках модернизации образования, первоочередной задачей ставит обновление содержания образования. В стандарте особое место отведено деятельностному, практическому освоению содержания образования, которое призвано помочь реализовать способности каждого ученика, создать условия для индивидуального развития ребёнка, обеспечить всеобщую компьютерную грамотность. Учитывая поставленные задачи, возникла необходимость с помощью информационно-коммуникативных технологий найти средства и приёмы, которые бы помогли учителю добиться освоения таблицы умножения учащимися. Тема работы: «Использование ИКТ в освоении таблицы умножения младшими школьниками». Цель работы: с помощью программных продуктов создать условия для качественного освоения учащимися младших классов раздела математики «Табличное умножение». В результате изучения умножения и деления в пределах 100 младшие школьники должны усвоить определённый объём теоретических знаний: понятия о действиях умножения и деления, связь между компонентами и результатами действий умножения и деления, некоторые свойства действий; знать наизусть таблицу умножения и соответствующие случаи деления, усвоить ряд вычислительных приёмов. Для достижения цели, решения поставленных задач использован комплекс методов исследования: педагогическое наблюдение; опросы; беседы; анкетирование; мониторинг обученности школьников; изучение продуктов деятельности обучаемых; педагогический эксперимент; различные методы обработки результатов исследования. Опытно-экспериментальной базой для данной работы являлось муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №24» города Перми. Исследованием было охвачено 132 учащихся и 6 педагогов начальной школы. В 2-х и 3-х классах были проведены уроки новых тем с использованием презентаций: «Конкретный смысл операции умножения», «Связь между компонентами и результатом умножения», «Переместительное свойство умножения». В мониторинге участвовало 106 учащихся из 2 «А», 2 «В», 3 «А», 3 «Б» классов. Уроки-презентации понравились всем детям (100%). Получили удовольствие от работы на уроках 94% учащихся. У 92-95% школьников задания и вопросы вызвали интерес. При этом лишь 1,9% детей после урока почувствовали усталость. Автор провёл на уроках математики в начальной школе этапы устного счёта и самостоятельной работы с использованием электронных продуктов. Были представлены несколько вариантов различных заданий по теме «Табличное умножение»: «Проверка таблицы умножения на 2»; «Представь сложение в виде произведения двух однозначных чисел»; «Представь число в виде произведения двух однозначных чисел»; «Составь по рисункам примеры на умножение». Эти программные продукты Ms PowerPoint универсальны, так как используются для проведения устного счёта, самостоятельных и проверочных работ, в качестве текущей и итоговой диагностики. 83% опрошенных учителей считают, что использование программных продуктов Ms PowerPoint позволяет сократить время на поиск и создание наглядного и раздаточного материала, минимизировать работу с мелом и доской. В пакете «Табличное умножение» представлена система упражнений в табличном варианте, направленная на усвоение тем: « Проверка таблицы умножения», «Связь между компонентами и результатом умножения», «Замена суммы на произведение двух множителей». Разработанные автором таблицы, учитывают индивидуальные особенности памяти младшего школьника, реализуют эффективный индивидуальный и дифференцированный процесс запоминания таблицы. Исключается возможность получения учеником отрицательной отметки. Система упражнений повышает мотивацию младших школьников, приучает их к самостоятельной деятельности (самообучение, самоконтроль, самопроверка). Адаптированные тестовые задания для проведения проверочных работ способствуют повышению уровня учебной мотивации. Учитель использует тестовый метод как один из важных методов обучения и контроля. Преследуя цель работы - с помощью программных продуктов создать условия для качественного освоения учащимися таблицы умножения, необходимо было выявить эффективность и результативность программ-тренажёров, входящих в пакет программных продуктов «Табличное умножение». В ходе бесед с учителями были определены ученики 3 «А» и 3 «Б» классов, испытывающие трудности в запоминании таблицы умножения. 1 группа - дети, допустившие более 20% ошибок в тесте (7 человек), 2 группа - дети, допустившие 20% и менее ошибок в тесте (3 человека). Поставив перед собой цель - улучшить результат в 1 группе на 20-30%, автор получил положительный результат. Знание таблицы умножения стало качественнее на 20,9%. Вторая группа стремилась к 95-100% освоения табличного умножения. Результат школьников этой группы улучшился на 4,7%. Средний балл последней срезовой работы составил - 99,1%. Можно с уверенностью сказать, что эксперимент, продолжавшийся в течение месяца, завершился успешно. В ходе эксперимента сформировался высокий уровень общеучебных ЗУН учащихся; повысился уровень мотивации к предмету и данной теме; сложилась благоприятная эмоциональная атмосфера на уроках. Выбранные нами способы достижения цели оказались эффективными и результативными. Использование программ-тренажёров к разделу «Табличное умножение» позволяет учителю создать для учащихся особые условия для качественного освоения таблицы умножения младшими школьниками. Актуальность работы обусловлена современной стратегией развития российского образования, одной из задач которой является повышение качества, эффективности и доступности обучения. Считаю свою работу перспективной, так как цель работы направлена на решение важных для учителя и школы проблем. Эффективность программных продуктов заключается в том, что большую их часть можно использовать многократно и не только в классах начальной школы. Возможность использование пакета «Табличное умножение» на разных этапах учебной деятельности (Приложение 19.), способность к изменению содержания в зависимости от поставленной задачи, возможность тиражирования данного пакета, удобство хранения и установки материалов на ПК, минимальные системные требования к ПК, позволяет говорить об его уникальности. Кроме того, структура программных продуктов может стать основой для разработки электронных продуктов по другим темам, предметам.


Структура комплекта электронных продуктов «Табличное умножение» и способы его применения:


Созданный комплект электронных продуктов «Табличное умножение» состоит из 15 взаимосвязанных частей - электронных документов: - 9 презентаций Microsoft Office PowerPoint 97-2003; - 1 адаптированный тест в виде HTML Document JScript; - 1 документ Microsoft Office Excel 97-2003; - 2 авторских программы-тренажёра; - 1 авторизованная программа-тренажёр, адаптированная к теме «Табличное умножение»; - 1 авторская игра-тренажёр. Презентация - навигатор Microsoft Office PowerPoint «Главная страница» помогает учителю найти нужный электронный документ (Приложение 2.). Первый слайд предлагает на выбор четыре клавиши-ссылки: - «Изучение нового материала»; - «Материалы для устного счёта и самостоятельной работы»; - «Тренажёры»; - «Тест». Ссылка «Изучение нового материала» переносит нас на второй слайд «Темы нового материала», который в свою очередь предлагает учителю уроки-презентации по темам: «Понятие конкретного смысла операции умножения», «Переместительное свойство умножения», «Связь между компонентами и результатом действия умножения». Ссылка «Материалы для устного счёта и самостоятельной работы» переносит нас на следующий слайд, где представлены виды самостоятельных работ на уроке, которые помогают учителю осуществлять самоконтроль и самопроверку учащихся: - «Таблица умножения на 2»; - «Составьте по рисунку пример на умножение»; - «Представьте число в виде произведения 2-х однозначных чисел»; - «Представьте сложение в виде произведения 2-х однозначных чисел». Следующая ссылка «Тренажёры» отправляет нас на третий слайд. Здесь представлен перечень разнообразных заданий и тренажёров, цель которых закрепить и упрочить знания таблицы умножения: - Упражнения в таблице Excel; - Упражнение «Проверь и исправь ошибки»; - Тренажёр «Словарь» Банникова; - Тренажёр «Таблица умножения»; - Тренажёр «Учись умножать!»; - Тренажёр-игра «Волшебники». Последняя ссылка «Тест» переносит нас непосредственно к адаптированному тесту А. А. Дуванова «Задачи на умножение». Электронные продукты могут быть использованы на разных этапах освоения материала «Табличное умножение» (Приложение 19.). Например, при изучении нового материала используют три продукта: «Понятие конкретного смысла операции умножения», «Переместительное свойство умножения», «Связь между компонентами и результатом действия умножения», к которым нас направляет ссылка «Изучение нового материала».

  1. Использование электронных продуктов «Табличное умножение» при изучении новых тем.


Тема: «Понятие конкретного смысла операции умножения». При введении новой темы «Понятие конкретного смысла операции умножения» автор предлагает иллюстрированный программный продукт, который можно использовать как на одном, так и нескольких уроках, раздробив его на логические части (Приложение 3). Прежде всего, он поможет детям раскрыть конкретный смысл умножения. Умножение рассматривается как нахождение суммы одинаковых слагаемых. Дети усваивают связь между сложением и умножением, учатся понимать смысл каждого компонента произведения: число, которое берётся слагаемым, - первый множитель; число, которое показывает, сколько одинаковых слагаемых, - второй множитель. Сумма одинаковых слагаемых заменяется произведением (6 + 6 + + 6 + 6 = 24; 6 * 4 = 24). Выполняя эту операцию и обратную ей, младшие школьники знакомятся с действием умножения, знаком и записью умножения, усваивают роль множителей. Для усвоения связи умножения со сложением учащимся предложены ряд упражнений: составить по рисункам примеры на сложение и умножение; пример на сложение заменить примером на умножение; записать суммы с помощью знака умножения, а также задания повышенной сложности. Тема: «Переместительное свойство умножения». Следующий шаг в изучении действия умножения - раскрытие переместительного свойства умножения. Программный продукт Ms PowerPoint к новой теме «Переместительное свойство умножения» позволяет учителю сократить время на подготовку к уроку, так как исчезнет необходимость в поиске и создании наглядного и раздаточного материала, сократиться работа с мелом и доской. Переместительное свойство умножения учащиеся «открывают» сами, опираясь на иллюстрации (Приложение 4). Детям предлагается узнать, сколько всего квадратов получилось (4 * 3 = 12 и 3 * 4 = 12). После выполнения аналогичных упражнений дети сами формулируют свойство: «От перестановки множителей произведение не изменяется». Усвоению переместительного свойства помогают предложенные автором следующие задания: вычислите результат второго примера, пользуясь результатом первого: 7 * 6 = 42 и 6 * 7 = …; сравните выражения, поставьте знак «<», «>», «=»: 6 * 3 ? 3 * 6; вставьте пропущенное число : 2 * 3 = 3 * ? . Выполняя каждое упражнение, учащиеся обосновывают свои ответы, опираясь на новые знания полученные на уроке. Тема: «Связь между компонентами и результатом действия умножения». Создать лучшие условия для усвоения табличных случаев умножения и деления помогает программный продукт Ms PowerPoint «Связь между компонентами и результатом действия умножения» (Приложение 5). Детям предлагается с помощью иллюстрированного примера составить произведение, после этого, пользуясь этим же рисунком, составить два примера на деление. Получается запись: 4 * 3 = 12 12 : 4 = 3 12 : 3 = 4 Учитель предлагает детям сравнить примеры и ответить, как получили второй множитель 3? Как получили первый множитель 4? После выполнения аналогичных упражнений учащиеся делают вывод: если произведение двух чисел разделить на один из множителей, то получим другой множитель. Знание связи между компонентами и результатом действия умножения в дальнейшем мы используем при решении уравнений вида: 3 * х = 6 и х * 2 = =8, при заполнении таблиц, в которых известно произведение и один из множителей. Представленный в уроках-презентациях иллюстрированный материал, позволяет учителю сократить время на поиск и создание необходимых наглядных материалов к уроку. Новые задания появляются на экране по щелчку мыши, что значительно бережёт время на уроке и позволяет детям выполнить большее количество разнообразных заданий. Все задания разработаны с учётом дальнейшей проверки или самопроверки.
  1. Использование электронных продуктов

«Табличное умножение» при формировании

умений и навыков младших школьников.


Формирование умений и навыков происходит на следующей ступени обучения в результате выполнения учащимися системы упражнений на применение полученных знаний. Эта система упражнений удовлетворяет ряду требований. Упражнения постепенно усложняются, обогащают формируемое знание, раскрывают новые его стороны, способствуют установлению связей между новыми и уже имеющимися знаниями. Рассмотрим систему упражнений на закрепление знаний о связи между произведением и множителями, представленную в табличном процессоре Ms Excel. Она состоит из 3-х упражнений-таблиц: Лист 1. Упражнение 1. Проверка таблицы умножения. Лист 2. Упражнение 2. Связь между компонентами и результатом умножения. Лист 3. Упражнение 3. Замена суммы на произведение двух множителей. Лист 4. Таблица умножения. Сначала учитель ставит задачу добиться знания табличных случаев умножения. При введении результата в таблицу № 1 ученик получает сигнал о правильности введённого ответа («Молодец!» или «Неверно») (Приложение 6). Если введён неправильный ответ, учащемуся предоставляется возможность исправить его. На первых порах учитель даёт возможность ученикам обратиться к таблице умножения, расположенной на Листе 4. По мере заучивания детьми таблицы умножения, учитель исключает такую возможность. После выполнения задания ученик получает оценку от компьютера в виде похвалы или рекомендации. Затем учитель ставит цель: научить использовать знание взаимосвязи для решения простейших уравнений вида: х * 3 = 12. Здесь используется опосредованное применение знаний. Учащиеся должны переосмыслить известный им вывод: чтобы найти неизвестный первый множитель, надо произведение разделить на второй множитель. Дети применяют этот правило при выполнении заданий в таблице № 2 (Приложение 7). Для усвоения связи умножения со сложением, после введения новой темы «Понятие конкретного смысла операции умножения» полезно использовать задание таблицы № 3 (Приложение 8). Учащиеся при выполнении задания приходят к осмыслению новой темы. В таблицу включены примеры не только с однозначными множителями (3 * 4), но и с двузначными (14 * 4). Это делается с той целью, чтобы учащиеся практически пользовались известной им взаимосвязью между умножением и сложением, упражнялись в выполнении различных случаев сложения. Как и в первых двух таблицах, ученик имеет возможность узнать о правильности каждого ответа и увидеть оценку компьютера. На №2.18этапе формирования умений и навыков важно уделять внимание самостоятельной работе учащихся. Электронный продукт, разработанный с помощью средств Ms PowerPoint, позволяет быстро (2-3 мин) и фронтально проводить самостоятельные работы в классе. Автор представил несколько вариантов различных заданий по теме «Табличное умножение»: - проверка таблицы умножения на 2 (Приложение 9); - представь сложение в виде произведения двух однозначных чисел (Приложение 10); - представь число в виде произведения двух однозначных чисел (Приложение 11); - составь по рисункам примеры на умножение (Приложение 12). Перед началом выполнения самостоятельной работы учитель инструктирует учащихся о временном интервале, о правилах оформления, способе проверки ответов (самопроверка, проверка в парах) и подведении итогов. Эти задания помогут учителю в проведении устного счёта на уроках математики. Ещё одно упражнение «Проверь и исправь ошибки», разработанное средствами Ms PowerPoint. Оно состоит из двух слайдов (Приложение 13). В первом располагаются примеры, в которых допущены ошибки. Их необходимо найти и исправить. Здесь ученик примеряет на себя роль учителя. Второй слайд - слайд самопроверки учащихся, который содержит те же примеры, решённые правильно. Считается, что ученик справился с заданием, если нашёл и правильно исправил все ошибки. Это задание полезно применять на этапе формирования умений и навыков в качестве самостоятельной работы.

  1. Авторизированная программа «Словарь»

и другие программы-тренажёры.
В пакет электронных продуктов были включены специально подобранные программы, которые помогают учащимся быстрее и эффективнее запомнить таблицу умножения, реализуют принципы индивидуальной и личной направленности. Программы-тренажёры берут на себя обучающую и контролирующую функции, облегчая работу учителя. Использовать тренажёры можно как на уроке, так и во внеурочное время, например, во время занятий в группах продлённого дня. Время работы с программами-тренажёрами регламентируется учителем. Опыт работы показал, что оптимальное время занятий, при котором школьники активно работают и не переутомляются, 15-20 минут. Программа «Словарь» адаптированная изначально предназначена для подготовки к словарным диктантам. Программа разрабатывалась в качестве тренажера по русскому языку, который использовался бы на базе выученных правил. Данная программа была адаптирована к нашей теме «Табличное умножения» (Приложение 14). В программе были удалены разделы по темам русского языка и созданы новые разделы: «Таблица на 2», «Таблица на 3»,…, «Таблица на 9», «Сводные таблица №1», «Сводные таблица №2». Для достижения хороших результатов ученики должны уделять внимание тем разделам, которые вызывают у них наибольшие затруднения. Для запуска раздела необходимо выбрать его название (в правой части окна) и нажать левой кнопкой мыши на него. После чего в центре окна будут появляться примеры с пропуском. Задача ученика - вставить пропущенные цифры/числа в эти примеры. Если ученик ошибается, то пример будет предложен компьютером вновь. В правом нижнем углу окна отображается список из 5 последних примеров (подсказка). Пример, введённый с ошибкой, выделяется восклицательными знаками. Учащиеся на протяжении всей работы обращаются к «подсказке», повторяя и автоматически заучивая примеры, и стараются не допускать старые ошибки. Важно отметить, что в конце работы в окне результатов отображается общее количество ошибок, примеров и время, затраченное на выполнение задания. Также программа показывает список примеров, в которых учащийся допустил наибольшее количество ошибок. Учитель может предложить ученику выучить примеры из списка и вновь выполнить задание. Программу «Словарь» можно назвать универсальной, так как позволяет учителю дополнять, изменять содержательную часть разделов по своему усмотрению. Данную программу могут успешно применять учителя математики, химии, физики, биологии. Разделы с заданиями можно создать самостоятельно. Как это сделать? Диктант в понимании программы - это текстовый файл со словами. Чтобы создать диктант (раздел с заданиями) необходимо: 1. Запустить блокнот или любой другой текстовый редактор. 2. В первой строке ввести тему диктанта (раздела). 3. В следующих строках вводить примеры (слова): по одному в каждой строке. 4. В каждом примере (слове) заменить необходимую цифру/число (букву) символом "_" ("Shift" + "-"). 5. После примера (слова) поставить эту цифру/число (букву) в этой же строчке. После этой цифры/числа (буквы) в строке не должно быть никаких других символов, в том числе пробелов! 6. В случаях, когда буква слышится, но её нет, ставьте символ "_" в нужном месте, а после слова - пробел (" "). 7. Сохранить диктант (раздел) в папку "slbase" в директории с программой как текстовый файл ("название.txt") В диктанте (разделе) может быть до 1 - 500 примеров (слов).
Программу «Тест таблицы умножения 4.0 (Multiplication table)» используют в качестве тренажёра. Данная программа случайным образом предлагает примеры на проверку таблицы умножения и осуществляет проверку. Ученику необходимо ввести ответ с помощью мыши или клавиатуры, а затем нажать клавишу «Проверка» или Enter. Программа предусматривает настройку количества примеров (от 11 до 99), звука, цвета фона (Приложение 15). Программа «Учись умножать!» также используется в качестве тренажёра. Программа в течении 10-15 минут, предлагая табличные примеры, находит пробелы в знаниях ученика. Потом за 15-60 минут пытается устранить их. Вводить ответы следует с помощью кнопок или клавиатуры. На каждый пример электронный наставник отводит 30 секунд (Приложение 16). Программа «Таблица умножения v…for XP», условно названная «Волшебники», предназначена для изучения таблицы умножения (Приложение 17). Программа создана по мотивам популярной серии детских книг английской писательницы Дж. К. Ролинг «Гарри Поттер» и выполнена в виде небольшой игры, в которой дети смогут зарабатывать карточки с изображениями известных волшебников и волшебниц, и поэтому, процесс изучения таблицы умножения не будет казаться им нудным и утомительным. Так как программа выполнена в виде игры, то в ней существуют определённые правила: - проверка ответов начинается с умножения на 2, затем проверяется умножение на 3, 4 и далее, по порядку, до 9. - все ранее набранные при проверке знаний карточки удаляются из книги, при открытии таблицы умножения. Но есть и маленький секрет: при вводе ответов в колонку умножения на 2, ученики могут открыть таблицу и подсмотреть. Если воспользоваться этим, то в личную книгу будет добавлена первая карточка, но чтобы получить оставшиеся, придётся показать свои знания. Если в личной книге ребёнка есть карточки, то игра автоматически сохранится при закрытии. Из Меню ученик может перейти к изучению таблицы умножения, к проверке знаний, к игре на время, к просмотру набранных карточек, просмотру сведений о программе или выйти из игры. В Меню несколько изображений. При наведении мышки на любое из них, можно увидеть внизу слева подсказку о том, куда играющий перемещается при нажатии на это изображении. "Закрытая книга с вопросом" - узнаете всё о программе, "Пергамент" - откроет таблицу умножения, "Сундук" - в нём спрятаны 8 волшебных карточек, "Шкатулка" - содержит карточки с изображениями основателей Хогвартса, "Открытая книга" - в ней хранятся полученные вами карточки. Игра имеет музыкальное и звуковое сопровождение. Программу «Волшебники» целесообразно использовать на занятиях в группе продлённого дня и в свободное от уроков время.

4. Применение электронных продуктов

«Таблица умножения» при диагностике,

а также на этапе проверки знаний, умений и навыков учащихся.


Диагностика знаний, умений и навыков учащихся - неотъемлемая составная часть учебного процесса. На уроках математики, как и на других уроках, диагностика выступает в основном в трёх видах в зависимости от того, на каком этапе учебного процесса она используется. Предварительная диагностика имеет место в начале изучения новой темы. Её задача - выяснить, готовы ли учащиеся к изучению нового материала. Перед изучением раздела «Таблица умножения» диагностику проводить не принято. Текущая диагностика организуется по ходу учебного процесса. Она даёт возможность учителю отслеживать положительную динамику усвоения нового материала: все ли учащиеся включились в работу, какие затруднение они встречают. В соответствии с результатами текущей диагностики учитель может внести коррективы в учебный процесс, спланировать дальнейшую групповую или индивидуальную работу с отстающими детьми, подобрать для них необходимые задания и упражнения. Итоговая диагностика, которая определяет уровень владения знаниями проводится в конце изучения всего раздела. Для проведения текущей и итоговой диагностики подойдут задания для самостоятельной работы и устного счёта, разработанные средствами Ms PowerPoint, о которых было рассказано ранее. Вместо самопроверки или проверки в парах, учитель сам проверяет и анализирует работы учащихся. Параллельно с проведением текущих и итоговых диагностик учитель проводит разнообразные проверочные работы. Цель проверочных работ: объективно определить уровень знаний, умений и навыков по определённой теме или разделу. В последние годы большую популярность приобрёл метод тестового опроса. Чем раньше дети познакомятся с этой формой работы, тем меньше проблем психологического плана возникнет у них при встрече с данным видом задания. Автор предлагает тест закрытого типа. В своей работе автор использовал готовые разработки тестов и изменил их содержание. Для создания новых заданий, он применил язык JavaScript. Был выбран наиболее приемлемый вид теста для младших школьников. Он содержит 5 небольших заданий по теме «Задачи на умножение» (Приложение 18). Цель проведения теста: проверить усвоение понятия конкретного смысла умножения учащимися. К заданиям прилагаются 3-4 варианта ответа. Ученику необходимо внимательно прочитать каждое из пяти заданий и выбрать один правильный ответ. В конце работы ученик нажимает кнопку «ОЦЕНКА» и получает на экране результаты теста в виде отметки, процентного соотношения количества предложенных заданий и количества правильно выполненных заданий. Напротив каждого задания появляются знаки «+» или «-», которые указывают на верно и неверно выполненные задания. Ученику предоставляется возможность выполнить работу над ошибками, тем самым осуществлять самопроверку и самоконтроль.

18

© 2010-2022