Урок русского языка по теме: Правописание буквосочетаний -ЧК-, -ЧН-, -ЧТ-

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по русскому языку

Тема:

« Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН, ЧТ »




Учитель начальных классов:

Джелилева Э.С

2 -В класс

Цели:

1. Повторять знания о том, что звук [ч`] всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно обозначать;

2. Закреплять знания детей по правописанию слов с сочетаниями чк, чн;

3. Развивать речь, мышление, память, внимание;

4. Воспитывать любовь к родному языку, аккуратность, усидчивость.

Формировать УУД:

  • - личностные: выражать свои эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией, формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

  • - регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать своё предположение на основе учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

  • - коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме в соответствии с поставленными задачами; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (умение работать в паре, фронтально, индивидуально).

  • - познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов и делать выводы; находить информацию из текстов; обобщать и классифицировать по признакам.

Планируемый результат

Предметные:

Наблюдать за написанием слов, включающих звуки ч, щ, уметь воспринимать на слух слова с орфограммой -буквой ь для обозначения мягкости и орфограммой-отсутствием ь в буквосочетаниях чк, чн, чт, щн, группировать слова с разными видами орфограмм и обозначать эти орфограммы на письме.

Личностные:

Уметь объяснять свое отношение к предложенным ситуациям

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Оборудование:

учебник « Русский язык » 2 класс Т.Г. Рамзаева, иллюстрации « изображение тучки », карточки в форме облачка, карточки с нарисованным домиком.

Ход урока:

1. Организационный момент.

- Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости.

- Давайте посмотрим за окно. Какая сегодня погода? (пасмурная) А теперь улыбнемся друг другу, чтобы пасмурная погода не пробралась к нам в класс.

2. Чистописание.

- Мне, кажется, что кто-то не улыбнулся. Одна хмурая тучка пробралась к нам. Хотите её увидеть? ( учитель показывает иллюстрацию тучки )

- Что закрыла тучка?

- Она спрятала от нас задание по чистописанию. Чтобы она ушла, нужно вслушаться в слово тучка. Давайте произнесем слово вместе. ( учащиеся вместе с учителем произносят это слово )

- Тучка

- Какой звук вы слышите в середине слова? [ч] Какой буквой обозначается этот звук? (ч)

- Давайте найдём эту букву на нашем помощнике- Алфавите

- Что мы знаем о букве Ч? ( Согласная. )

- А о звуке [ч]? ( Непарный, глухой, всегда мягкий. )

- Молодцы! Тучка открыла нам задание.

- Напишем заглавную и строчную буквы Ч, ч.

- Давайте будем любить эту букву, она нам необходима сегодня на уроке.

- Ребята, а тучка всё равно не уходит. Наверное нам ещё что-то надо вспомнить. Какое правило встретилось в слове тучка? ( Сочетание чк пишется без ь. )

- Почему мы не пишем мягкий знак? ( Звук [ч] - всегда мягкий).

- С какими ещё согласными буквами дружит буква ч? ( С буквой н, к ,т) Получается сочетание чн чк чт. )

- Запишем эти три сочетания.

- Что вы написали на второй строчке? ( Сочетания чк, чн, чт )

- Слова с сочетаниями чк, чн чт- это и есть тема нашего урока.

3. Словарная работа.

- Подул ветерок. Наша тучка полетела дальше, а вдогонку за тучкой летят желтые листочки. А от какого дерева, мы узнаем, отгадав загадку.

В осеннем лесочке стоит белая красавица в желтом сарафанчике. (береза)

- Правильно, это берёза. Как вы догадались?

- Произнесём слова по слогам. Запишем это словарное слово. ( Учащиеся записывают новое словарное слово в тетради)

- Посмотрите внимательно на слово. Какой слог ударный? (рё) Почему? ( Слог с гласной буквой ё всегда ударный. )

- Какую букву мы должны запомнить?(Безударную гласную букву е)

- Мы знаем много словарных слов. В каком словарном слове есть сочетание ЧК? ( Учащиеся называют слово - девочка. )

( Учитель показывает карточку с закрытой буквой о. )

- Запишите это слово. Поставьте ударение. Выделите гласную, которую нужно запомнить.

- Проверьте то, что вы написали.


  • Офтальмологическая минутка «Квадрат»

4. Работа над пройденным материалом.

Упр.5 стр.5

- Запишите слова в тетради, подчеркните лишнее слово.(матч, пончик)

1 ряд - чк (1) 2 ряд - чт(2)

- Проверим.

5. Физминутка.

6. Упражнения по развитию устной и письменной речи.

- Посмотрите! Озорник - ветер не только с листочками играет. Он перемешал слова в предложении. Оказывается, сочетания чк, чн важны и при записи предложений.

- Давайте вернём слова на свои места. ( На доске записаны слова: Ряба снесла яичко курочка.)

- Какое предложение у нас получится? (Курочка Ряба снесла яичко.)

- Какие правила мы должны помнить при записи предложения? ( Начало предложения пишется с большой буквы. В конце предложения ставится точка. )

- Какие правила встретились в словах этого предложения?( В словах - курочка и яичко сочетание чк. Ряба - это кличка, значит, пишется с большой буквы. )

- Подчеркните эти орфограммы.

- Из какой сказки это предложение? ( Из сказки « Курочка Ряба ». )

- Молодцы! А из какой сказки вот это предложение: Жучка за внучку, внучка за бабку? ( Из сказки « Репка » ).

- А чем закончилась эта сказка?

- Что помогло героям сказки вытащить репку? ( Герои сказки работали вместе, дружно. )

7. Работа с карточками в парах.

- Вот и мы работаем дружно. Поэтому у нас всё получается.

- А сейчас мы будем работать в парах.

- На стол к вам опустилось облачко, а на нём задание. Внимательно прочитайте задание. Вы можете советоваться друг с другом, помогать друг другу. Выписываем слова на новой строке, через запятую. Сидим прямо.

1-вариант -ЧН- 2-вариант -ЧТ-

Слова: синички, почта, яичница, птички, цветочница, молочный, чтение, мачта,

- Проверьте друг у друга.

8. Закрепление пройденного материала.

Дидактическая игра.

- Мы хорошо поработали, а теперь отдохнём. Поиграем,а играя, поучимся. ( На доске слово ТОЧКА )

- Измените первую букву, чтобы получилось новое слово, с новым значением. Например: точка - бочка.

- Чем похожи по написанию эти слова? ( точка - бочка - кочка - почка - ночка )

-На доске слоги

ЧКА БО ТУ КО СВЕ ПЕ

ГРЕ ТО РЕ ПО НО ДО

Составить из слогов слова и написать любые из них.

9. Подведение итогов урока.

- Чему мы учились сегодня на уроке?

-У вас на столе листочки с домиками. Найдите ошибки в рисунках. Исправьте эти ошибки. Работу вложите в тетрадь. ( Домик с тремя окошками: чк , чн , ь . )

- Вывод. ( Мягкий знак не может жить в одном доме с чк и чн! )

( оценивание учащихся )

10. Домашнее задание.

- Выучить правописание сочетаний чк, чн в словах.

Упр.6 стр.6



© 2010-2022