Рабочая программа по музыке (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке для учащихся 3-го класса разработана в соответствии нормативно-правовой базой: 1.Закон Российской Федерации «Об образовании» (пункт 1 статья 3; пункт 2 статьи 41; пункт 8 статьи 41).

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (зарегистрировано в Министерстве России 22.12.2009, регистрационный номер 19785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», от 26.11.2010 № 1241 (зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011, регистрационный номер 19707) «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373). 3. Примерная основная образовательная программа ФГОС НОО от 08.04.2015 г. 4. Примерная основная образовательная программа ФГОС НОО образовательного учреждения, 2015 г. 5. Программа Н.Ф.Виноградовой «Начальная школа 21 века».- 3-е изд.: Вентана-Граф, 2010 г. 6. Программа по музыке 1-4 классы. В.О.Усачёва, Л.В.Школяр, В.А.Школяр. - М.:Вентана -Граф, 2013.- 7. Учебный план на 2015 -2016 учебный год Копотиловская начальная общеобразовательная школа - филиал МАОУ Казанская СОШ.
Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры (Д.Б.Кабалевский), где возвышенное содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений. Основные задачи уроков музыки. 1.Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека-творца. 2.Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке. 3.Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта-человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку. 4.Развитие музыкального восприятия как творческого процесса- основы приобщения к искусству. 5.Овладение интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства. 6.Воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народу, Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира. 7.Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке. 8.Овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально- пластическом движении и импровизации. Достижение целей общего музыкального образования происходит через систему ключевых задач личностного, познавательного коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения во взаимосвязи с теми способами действий, формами общения с музыкой, которые должны быть сформированы в учебном процессе.


2.Общая характеристика учебного предмета.

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.

В начальной школе у обучающихся формируется целостное представление о музыке, ее истоках и образной природе, многообразии форм и жанров. Школьники учатся наблюдать, воспринимать музыку и размышлять о ней; воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых и инструментальных произведений; импровизировать в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.

Учащиеся знакомятся с различными видами музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) и основными средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад), получают представления о народной и профессиональной музыке, музыкальном фольклоре народов России и мира, народных музыкальных традициях родного края, сочинениях профессиональных композиторов.

Школьники учатся слышать музыкальные и речевые интонации, понимать выразительность и изобразительность в музыке, песенность, танцевальность, маршевость. В процессе изучения предмета осуществляется знакомство с элементами нотной грамоты, музыкальными инструментами, различными составами оркестров (народных инструментов, симфонический, духовой), певческими голосами (детские, женские, мужские), хорами (детский, женский, мужской, смешанный). Обучающиеся получают представление о музыкальной жизни страны, государственной музыкальной символике, музыкальных традициях родного края.

Ученики приобретают начальный опыт музыкально-творческой деятельности в процессе слушания музыки, пения и инструментального музицирования, музыкально-пластического движения и драматизации музыкальных произведений. В ходе обучения у школьников формируется личностно окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности. Осуществляется знакомство с произведениями выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский_Корсаков, С.В. Рахманинов, С.С. Прокофьев, Г.В. Свиридов, Р.К. Щедрин, И.С. Бах, В._А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шопен, Р. Шуман, Э. Григ), сочинениями современных композиторов для детей.

Школьники овладевают вокально-хоровыми умениями и навыками, самостоятельно осуществляют поиск исполнительских средств выразительности для воплощения музыкальных образов в процессе разучивания и исполнения произведений, вокальных импровизаций, приобретают навык самовыражения в пении с сопровождением и без сопровождения, одноголосном и с элементами двухголосия, с ориентацией на нотную запись.

В процессе индивидуального и коллективного музицирования на элементарных музыкальных инструментах идет накопление опыта творческой деятельности: дети разучивают и исполняют произведения, сочиняют мелодии и ритмический аккомпанемент, подбирают по слуху, импровизируют.

Обучающиеся получают представление о музыкально-пластическом движении, учатся выражать характер музыки и особенности ее развития пластическими средствами, осваивают коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций и импровизаций, в том числе танцевальных. Учащиеся участвуют в театрализованных формах игровой музыкально-творческой учебной деятельности: инсценируют песни, танцы, создают декорации и костюмы, выражают образное содержание музыкального произведения средствами изобразительного искусства (декоративно-прикладное творчество, рисунок).

В результате освоения предметного содержания курса у школьников накапливаются музыкально-слуховые представления об интонационной природе музыки, обогащается эмоционально-духовная сфера, формируется умение решать учебные, музыкально-творческие задачи. В процессе работы над музыкально-исполнительским замыслом у детей развиваются музыкальная память и воображение, образное и ассоциативное мышление, способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, воспитывается художественный вкус.

В ходе обучения музыке школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, инсценирование песен и танцев, музыкально-пластические композиции, танцевальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач.



3.Описание места учебного предмета «Музыка». Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом Копотиловская начальная общеобразовательная школа - филиал МАОУ Казанская средняя общеобразовательная школа на 2015- 2016 учебный год и рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Учебный материал запланирован в полном объёме.

4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Музыка».


Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствуют личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма. Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры - народному и профессиональному музыкальном творчеству-направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательном и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания: воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми. Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.


5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Музыка»


Личностные результаты: • укрепление культурной, этнической и гражданской иден­тичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа; • наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии; • формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой; • приобретение начальных навыков социокультурной адап­тации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей; • развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного(индивидуального) музицирования; • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных; • развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмо­циональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям дру­жи народов. Метапредметные результаты: • наблюдение за различными явлениями жизни и искус­ства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их спе­цифики и эстетического многообразия; • ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросо­циума (группы, класса, школы, города, региона и др.); • овладение способностью к реализации собственных твор­ческих замыслов через понимание целей, выбор способов ре­шения проблем поискового характера; • применение знаково-символических и речевых средств или решения коммуникативных и познавательных задач; • готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства; • планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия; • участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей; умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

•формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе УУД

Предметные результаты освоения программы должны отражать: - сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека; - сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; - умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

-использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.


Предметные результаты по видам деятельности обучающихся В результате освоения программы обучающиеся должны научиться в дальнейшем применять знания, умения и навыки, приобретенные в различных видах познавательной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности. Основные виды музыкальной деятельности обучающихся основаны на принципе взаимного дополнения и направлены на гармоничное становление личности школьника, включающее формирование его духовно-нравственных качеств, музыкальной культуры, развитие музыкально-исполнительских и творческих способностей, возможностей самооценки и самореализации. Освоение программы позволит обучающимся принимать активное участие в общественной, концертной и музыкально-театральной жизни школы, города, региона.


Слушание музыки Обучающийся: 1. Узнает изученные музыкальные произведения и называет имена их авторов. 2. Умеет определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр. 3. Имеет представление об интонации в музыке, знает о различных типах интонаций, средствах музыкальной выразительности, используемых при создании образа. 4. Имеет представление об инструментах симфонического, камерного, духового, эстрадного, джазового оркестров, оркестра русских народных инструментов. Знает особенности звучания оркестров и отдельных инструментов. 5. Знает особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских, женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных, а также народного, академического, церковного) и их исполнительских возможностей и особенностей репертуара. 6. Имеет представления о народной и профессиональной (композиторской) музыке; балете, опере, мюзикле, произведениях для симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов. 7. Имеет представления о выразительных возможностях и особенностях музыкальных форм: типах развития (повтор, контраст), простых двухчастной и трехчастной формы, вариаций, рондо. 8. Определяет жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях. 9. Имеет слуховой багаж из прослушанных произведений народной музыки, отечественной и зарубежной классики. 10. Умеет импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных движений, пластического интонирования.

Хоровое пение Обучающийся: 1. Знает слова и мелодию Гимна Российской Федерации. 2. Грамотно и выразительно исполняет песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием. 3. Знает о способах и приемах выразительного музыкального интонирования. 4. Соблюдает при пении певческую установку. Использует в процессе пения правильное певческое дыхание. 5. Поет преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употребляет твердую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни. Поет доступным по силе, не форсированным звуком. 6. Ясно выговаривает слова песни, поет гласные округленным звуком, отчетливо произносит согласные; использует средства артикуляции для достижения выразительности исполнения. 7. Исполняет одноголосные произведения, а также произведения с элементами двухголосия.

Игра в детском инструментальном оркестре (ансамбле) Обучающийся: 1. Имеет представления о приемах игры на элементарных инструментах детского оркестра, блокфлейте, синтезаторе, народных инструментах и др. 2. Умеет исполнять различные ритмические группы в оркестровых партиях. 3. Имеет первоначальные навыки игры в ансамбле - дуэте, трио (простейшее двух-трехголосие). Владеет основами игры в детском оркестре, инструментальном ансамбле. 4. Использует возможности различных инструментов в ансамбле и оркестре, в том числе тембровые возможности синтезатора.

Основы музыкальной грамоты Объем музыкальной грамоты и теоретических понятий: 1. Звук. Свойства музыкального звука: высота, длительность, тембр, громкость. 2. Мелодия. Типы мелодического движения. Интонация. Начальное представление о клавиатуре фортепиано (синтезатора). Подбор по слуху попевок и простых песен. 3. Метроритм. Длительности: восьмые, четверти, половинные. Пауза. Акцент в музыке: сильная и слабая доли. Такт. Размеры: 2/4; 3/4; 4/4. Сочетание восьмых, четвертных и половинных длительностей, пауз в ритмических упражнениях, ритмических рисунках исполняемых песен, в оркестровых партиях и аккомпанементах. Двух- и трехдольность - восприятие и передача в движении. 4. Лад: мажор, минор; тональность, тоника. 5. Нотная грамота. Скрипичный ключ, нотный стан, расположение нот в объеме первой-второй октав, диез, бемоль. Чтение нот первой-второй октав, пение по нотам выученных по слуху простейших попевок (двухступенных, трехступенных, пятиступенных), песен, разучивание по нотам хоровых и оркестровых партий. 6. Интервалы в пределах октавы. Трезвучия: мажорное и минорное. Интервалы и трезвучия в игровых упражнениях, песнях и аккомпанементах, произведениях для слушания музыки. 7. Музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Инструментальный концерт. Музыкально-сценические жанры: балет, опера, мюзикл. 8. Музыкальные формы. Виды развития: повтор, контраст. Вступление, заключение. Простые двухчастная и трехчастная формы, куплетная форма, вариации, рондо. В результате изучения музыки на уровне начального общего образования обучающийся получит возможность научиться: - реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации); - организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; музицировать; - использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий; - владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов; - адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира; - оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).


6. Содержание учебного предмета. Музыкальный проект «Сочиняем сказку». Применение приобретенных знаний, умений и навыков в творческо-исполнительской деятельности. Создание творческого проекта силами обучающихся, педагогов, родителей. Формирование умений и навыков ансамблевого и хорового пения. Практическое освоение и применение элементов музыкальной грамоты. Развитие музыкально-слуховых представлений в процессе работы над творческим проектом. Содержание обучения по видам деятельности: Разработка плана организации музыкального проекта «Сочиняем сказку» с участием обучающихся, педагогов, родителей. Обсуждение его содержания: сюжет, распределение функций участников, действующие лица, подбор музыкального материала. Разучивание и показ. Создание информационного сопровождения проекта (афиша, презентация, пригласительные билеты и т.д.). Разучивание и исполнение песенного ансамблевого и хорового материала как части проекта. Формирование умений и навыков ансамблевого и хорового пения в процессе работы над целостным музыкально-театральным проектом. Практическое освоение и применение элементов музыкальной грамоты. Разучивание оркестровых партий по ритмическим партитурам. Пение хоровых партий по нотам. Развитие музыкально-слуховых представлений в процессе работы над творческим проектом. Работа над метроритмом. Ритмическое остинато и ритмические каноны в сопровождении музыкального проекта. Усложнение метроритмических структур с использованием пройденных длительностей и пауз в размерах 2/4, 3/4, 4/4; сочинение ритмоформул для ритмического остинато. Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Совершенствование игры в детском инструментальном ансамбле (оркестре): исполнение оркестровых партитур для различных составов (группы ударных инструментов различных тембров, включение в оркестр партии синтезатора). Соревнование классов на лучший музыкальный проект «Сочиняем сказку». Широка страна моя родная Творчество народов России. Формирование знаний о музыкальном и поэтическом фольклоре, национальных инструментах, национальной одежде. Развитие навыков ансамблевого, хорового пения. Элементы двухголосия. Содержание обучения по видам деятельности: Слушание музыкальных и поэтических произведений фольклора; русских народных песен разных жанров, песен народов, проживающих в национальных республиках России; звучание национальных инструментов. Прослушивание песен народов России в исполнении фольклорных и этнографических ансамблей. Исполнение песен народов России различных жанров колыбельные, хороводные, плясовые и др.) в сопровождении народных инструментов. Пение acapella, канонов, включение элементов двухголосия. Разучивание песен по нотам. Игра на музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение на народных инструментах (свирели, жалейки, гусли, балалайки, свистульки, ложки, трещотки, народные инструменты региона и др.) ритмических партитур и аккомпанементов к музыкальным произведениям, а также простейших наигрышей. Игры-драматизации. Разыгрывание народных песен по ролям. Театрализация небольших инструментальных пьес разных народов России. Самостоятельный подбор и применение элементарных инструментов в создании музыкального образа. Хоровая планета Хоровая музыка, хоровые коллективы и их виды (смешанные, женские, мужские, детские). Накопление хорового репертуара, совершенствование музыкально-исполнительской культуры. Содержание обучения по видам деятельности: Слушание произведений в исполнении хоровых коллективов: Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А. Александрова, Государственного академического русского народного хорап/у А.В. Свешникова, Государственного академического русского народного хора им. М.Е. Пятницкого; Большого детского хора имени В. С. Попова и др. Определение вида хора по составу голосов: детский, женский, мужской, смешанный. Определение типа хора по характеру исполнения: академический, народный. Совершенствование хорового исполнения: развитие основных хоровых навыков, эмоционально-выразительное исполнение хоровых произведений. Накопление хорового репертуара. Исполнение хоровых произведений классической и современной музыки с элементами двухголосия. Мир оркестра Симфонический оркестр. Формирование знаний об основных группах симфонического оркестра: виды инструментов, тембры. Жанр концерта: концерты для солирующего инструмента (скрипки, фортепиано, гитары и др.) и оркестра. Содержание обучения по видам деятельности: Слушание фрагментов произведений мировой музыкальной классики с яркой оркестровкой в исполнении выдающихся музыкантов-исполнителей, исполнительских коллективов. Узнавание основных оркестровых групп и тембров инструментов симфонического оркестра. Примеры М.П. Мусоргский «Картинки с выставки» (в оркестровке М. Равеля); Б. Бриттен «Путеводитель по оркестру для молодежи» и другие. Прослушивание фрагментов концертов для солирующего инструмента (фортепиано, скрипка, виолончель, гитара и др.) и оркестра. Музыкальная викторина «Угадай инструмент». Викторина-соревнование на определение тембра различных инструментов и оркестровых групп. Игра на музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение инструментальных миниатюр «соло-тутти» оркестром элементарных инструментов. Исполнение песен в сопровождении оркестра элементарного музицирования. Начальные навыки пения под фонограмму. Музыкальная грамота Основы музыкальной грамоты. Чтение нот. Пение по нотам с тактированием. Исполнение канонов. Интервалы и трезвучия. Содержание обучения по видам деятельности: Чтение нот хоровых и оркестровых партий. Освоение новых элементов музыкальной грамоты: интервалы в пределах октавы, мажорные и минорные трезвучия. Пение мелодических интервалов и трезвучий с использованием ручных знаков. Подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен на металлофоне, ксилофоне, синтезаторе. Музыкально-игровая деятельность: двигательные, ритмические и мелодические каноны-эстафеты в коллективном музицировании. Сочинение ритмических рисунков в форме рондо (с повторяющимся рефреном), в простой двухчастной и трехчастной формах. Сочинение простых аккомпанементов с использованием интервалов и трезвучий. Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Импровизация с использованием пройденных интервалов и трезвучий. Применение интервалов и трезвучий в инструментальном сопровождении к пройденным песням, в партии синтезатора. Разучивание хоровых и оркестровых партий по нотам; исполнение по нотам оркестровых партитур различных составов. Слушание многоголосных (два-три голоса) хоровых произведений хорального склада, узнавание пройденных интервалов и трезвучий. Формы и жанры в музыке Простые двухчастная и трехчастная формы, вариации на новом музыкальном материале. Форма рондо. Содержание обучения по видам деятельности: Слушание музыкальных произведений, написанных в разных формах и жанрах. Определение соединений формы рондо и различных жанров. Примеры: Д.Б. Кабалевский «Рондо-марш», «Рондо-танец», «Рондо-песня»; Л. Бетховен «Ярость по поводу потерянного гроша». Прослушивание оркестровых произведений, написанных в форме вариаций. Примеры: М. И. Глинка «Арагонская хота»; М. Равель «Болеро». Активное слушание с элементами пластического интонирования пьес-сценок, пьес-портретов в простой двухчастной и простой трехчастной формах и др. Музыкально-игровая деятельность. Форма рондо и вариации в музыкально-ритмических играх с инструментами (чередование ритмического тутти и ритмического соло на различных элементарных инструментах (бубен, тамбурин и др.). Исполнение хоровых произведений в форме рондо. Инструментальный аккомпанемент с применением ритмического остинато, интервалов и трезвучий. Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Сочинение и исполнение на элементарных инструментах пьес в различных формах и жанрах с применением пройденных мелодико-ритмических формул, интервалов, трезвучий, ладов. Я - артист Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование. Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника Отечества, Международный день 8 марта, годовой круг календарных праздников, праздники церковного календаря и другие), подготовка концертных программ. Содержание обучения по видам деятельности: Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в школьных мероприятиях, посвященных праздникам, торжественным событиям. Подготовка концертных программ, включающих произведения для хорового и инструментального (либо совместного) музицирования, в том числе музыку народов России. Участие в школьных, региональных и всероссийских музыкально-исполнительских фестивалях, конкурсах и т.д. Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги» с применением усложненных ритмоформул. Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Совершенствование навыка импровизации. Импровизация на элементарных музыкальных инструментах, инструментах народного оркестра, синтезаторе с использованием пройденных мелодических и ритмических формул. Соревнование солиста и оркестра - исполнение «концертных» форм. Музыкально-театрализованное представление Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы в третьем классе. Содержание обучения по видам деятельности: Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведении музыкально-театрализованного представления. Разработка сценариев музыкально-театральных, музыкально-драматических, концертных композиций с использованием пройденного хорового и инструментального материала. Рекомендуемые темы: «Моя Родина», «Широка страна моя родная», «Сказка в музыке», «Наша школьная планета», «Мир природы» и другие. Театрализованные формы проведения открытых уроков, концертов.Подготовка и разыгрывание сказок, фольклорных композиций, театрализация хоровых произведений с включением элементов импровизации. Участие родителей в музыкально-театрализованных представлениях (участие в разработке сценариев, подготовке музыкально-инструментальных номеров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.). Создание музыкально-театрального коллектива: распределение ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д.






7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся


№ Раздела

Название раздела

Дата реализации

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Планируемые результаты по разделу

Предметные

Метапредметные

1

Широка страна моя родная

01.09

Путешествие на родину русского музыкального языка.

С.В. Рахманинов тема 3 фортепианного концерта

Отношение профессиональной (композиторской) музыки и народного фольклора.

Различать на слух интонации (мелодии) композиторской и народной музыки.

2

Широка страна моя родная

08.09

Едем в фольклорную экспедицию.

П.И. Чайковский Финал 4 симфонии. Р.Н.П. «Во поле береза стояла»

Фольклорная экспедиция: собирание и сохранение народного музыкального творчества, древнейших музыкальных инструментов.

Понимать необходимость сохранения фольклорной культуры, древних музыкальных инструментов

3 Мир оркестра

15.09

Как это бывает, когда песни не умирают

Инструментальные плясовые наигрыщи на гуслях. «Как Иван -то ходит, бродит»

Фольклорная экспедиция: собирание и сохранение народного музыкального творчества, древнейших музыкальных инструментов.

Понимать необходимость сохранения фольклорной культуры, древних музыкальных инструментов

4

Широка страна моя родная

22.09

Едем на север, едем на юг.

Р.Н.П. «Последний годицек я гуляю», «На сухом пруду»

Различное: яркая многоголосная ткань Юга России, холодноватая скромная «вязь» Севера; особенная лихость, сила и стройность других музыкальных культур внутри России.

Пропевать главные интонации (мелодии) изучаемых произведений композиторов-классиков

5

Широка страна моя родная

29.09

Праздник в современной деревне.

Казачья плясовая песня «Каланка», народная полька, кадриль

Казачьи песни «Многоголосица» других музыкальных культур внутри России. Общее - интонационные корни

Размышлять об общих интонационных корнях профессиональной музыки и народного творчества

6

Широка страна моя родная

06.10

Древо русской музыки.

А.П. Бородин «Князь Игорь» опера. «Плач Ярославны», «Ария князя Игоря»

Понятия «русская» и «российская» музыка - различное и общее. Мировая слава русской классической музыки. Интонационно-образный язык музыки

Запоминать имена корифеев русской музыкальной культуры, знать названия их лучших произведений

7 Широка страна моя родная

13.10

Музыкальный портрет П.И. Чайковского

Allegretto из Первого квартета, «Средь шумного бала», «Соловей»

Мировая слава русской классической музыки. Интонационно-образный язык музыки П.И. Чайковского, (музыкальные портреты).

Запоминать имена корифеев русской музыкальной культуры, знать названия их лучших произведений. Пропевать главные интонации (мелодии) изучаемых произведений

8

Широка страна моя родная

20.10







Музыкальный портрет М.П. Мусоргского.

М.П. Мусоргский «Богатырские ворота», «Борис Годунов» сцена из оперы

Мировая слава русской классической музыки. Интонационно-образный язык музыки М.П. Мусоргского (музыкальные портреты).

Запоминать имена корифеев русской музыкальной культуры, знать названия их лучших произведений. Пропевать главные интонации (мелодии) изучаемых произведений

9

Широка страна моя родная

27.10

Истоки. Устное народное творчество

Подлинные мелодии народного сказителя и фольклориста Рябинина

Род, родник, Родина - духовно-нравственные основы устного народного творчества.

Различать и выявлять выражение в русской музыке специфически национальных черт характера.

10

Хоровая планета

10.11

Обряд - начало русского фольклора

Свадебные песни «Не по погребу бочоночек», «Ой, все кумушки домоя»

Обрядовость как сущность русского народного творчества.

Стараться выражать в хоровом и сольном исполнении интонационно-мелодические особенности отечественного музыкального фольклора.

11

Хоровая планета

17.11

Народная песня

Р.Н.П. «На горе-то калина», «Катерина»

Жанры народных песен

Разучивать и исполнять народные песни разных жанров

12

Хоровая планета

24.11

Обрядовые песни

Свадебный обряд «Рязанская свадьба»

Свадебный обряд - ядро и критерий нравственно-эстетического отношения к жизни

Разыгрывать народные обряды, используя народные инструменты и разнохарактерные танцевальные фольклорные жанры

13 «Я - артист»

01.12

Частушки и страдания

Р.К, Щедрин «Озорные частушки». «Частушки под язык».

Обрядовость как сущность русского народного творчества. Частушки и страдания.

Разучивать и исполнять народные песни разных жанров, частушки и страдания.

14

Широка страна моя родная

08.12

Знаменный распев

Знаменный распев

Обрядовость как сущность русского народного творчества. Знаменный распев

Сравнивать знаменный распев и протяжную песню, выявляя истоки особого интонационного склада русской музыки.

15

Хоровая планета

15.12

Героика в народном былинном эпосе

Былины «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Ой, по морю было, по морюшку»

Благородство, импровизационность и сказительность былинного народного творчества. Истоки своеобразия героики в былинном эпосе.

Разучивать и исполнять былинные напевы. Стараться выражать в хоровом исполнении интонационно-мелодические особенности отечественного музыкального фольклора.

16 «Я - артист»

22.12

Урок - концерт

Песни изученные за четверть

Прослушивание и исполнение музыкальных произведений

Разыгрывать народные обряды, используя народные инструменты и разнохарактерные танцевальные фольклорные жанры

17

Широка страна моя родная

29.12

Ноги сами в пляс пустились

Плясовые «камаринская», «Калинка»

Жанры Русских народных танцев

Различать и выявлять выражение в русской музыке специфически национальных черт характера.

18 «Я - артист»

12.01

Инструментальные плясовые наигрыши

Инструментальные плясовые наигрыши на русских народных инструментах Владимирская филармония

Инструментальные плясовые наигрыши.

Различать и выявлять выражение в русской музыке специфически национальных черт характера.

19 «Я - артист»

19.01

Путешествие по страницам русской музыки

Фантазия на темы И.Т. Рябинина для фортепиано с оркестром А. Аренский

Истоки своеобразия героики в былинном эпосе.

Разучивать и исполнять былинные напевы, народные песни. Стараться выражать в хоровом исполнении интонационно-мелодические особенности отечественного музыкального фольклора.

20

Широка страна моя родная

26.01

Музыкальная викторина по теме Народное музыкальное творчество - «энциклопедия» - русской интонационности

Музыкальный материал раздела Народное музыкальное творчество - «энциклопедия» - русской интонационности

Прослушивание музыкального материала раздела

Различать и выявлять выражение в русской музыке специфически национальных черт характера.

21

Широка страна моя родная

02.02

Из города в деревню, из деревни в город

Романсы в исполнении Ф.И. Шаляпина «НЕ веляет Маша», «Ноченька», «Эх, ты Ваня» и др.

От крестьянской песни к городскому салонному романсу

Сравнивать народные песни и примеры композиторской интерпретации вокального народного творчества.

22 «Я - артист»

09.02

«Я помню чудное мгновенье…»

М.И. Глинка «Я помню чудное мгновенье», романсы Алябьева, Гумилева

Что общего между романсом и песней

Напевать мелодии старинных романсов, выражая интонацией психологическую

насыщенность содержания

23 «Я - артист»

16.02

Романса трепетные звуки

Л.Д. Малашкина «Утро туманное», «Красный сарафан», «Соловей».

Внимание и любовь к окружающему миру - одна из главных идей в русском романсе

Напевать мелодии старинных романсов, выражая интонацией психологическую

насыщенность содержания

24 Музыкальная грамота

01.03

Стихи о любви, смерти и жизни становятся романсами…

«О, если б мог выразить в звуке», В.М. Абаза «Старинный вальс»

Жанры бытового музицирования: старинный (композиторский) романс, любовный, жестокий, цыганский романс и др.

Различать интонационную сферу городского салонного романса и классического

25 Музыкальная грамота

15.03

Городская лирика (современные романсы)

«Вниз по матушке по Волге», «Светит месяц», «Тонкая рябина», «Вечерний звон»

Жанры бытового музицирования: старинный (композиторский) романс, любовный, жестокий и др.

Различать интонационную сферу городского салонного романса

26

Широка страна моя родная

22.03

Тест, викторина по теме: «Романсы».

Музыкальный материал раздела Романсы

Прослушивание музыкального материала раздела

Сравнивать народные песни и примеры композиторской интерпретации вокального народного творчества

27

Хоровая планета

05.04

Музыка для церкви как часть культуры России

А.А. Архангельский «Помышляю день страшный»

Хоровая музыка на религиозные тексты (А.А. Архангельский, С.В. Рахманинов и др.) - значимый пласт русской музыкальной культуры. Особенности интонирования русского церковного пения

Размышлять о роли музыки в церкви.

Различать интонационно-мелодические особенности духовной музыки

28

Хоровая планета

12.04

Композиторская музыка для церкви

П.Г. Чесноков «Да исправится молитва моя», «Заступница усердная»

Хоровая музыка на религиозные тексты ( П.Г. Чесноков, П.Г. Чесноков А.А. Архангельский, С.В. Рахманинов и др.) - значимый пласт русской музыкальной культуры. Особенности интонирования русского церковного пения

Размышлять о роли музыки в церкви.

Различать интонационно-мелодические особенности духовной музыки

29 Музыкальная грамота

19.04


Она «вьется, как тропа в полях!»

С.В.Рахманинов «Полюбила я печаль свою», «Вокализ»

Два пути в профессиональной аранжировке классиками народной музыки - точное цитирование и сочинение музыки в народном духе.

Выявлять своеобразие отношения классиков к интонационному богатству народной исполнительской культуры

30 Музыкальная грамота

26.04

Сталь в его руках, золото в его сердце

С.В. Рахманинов фортепианный концерт d-moll (целиком)

Особенности индивидуальных подходов к переосмыслению интонационной сферы русской песенности в профессиональном композиторском творчестве (обработки народных песен).

Различать на слух народную музыку и музыку, сочинённую композиторами в народном духе. Определять композитора незнакомой музыки по характерным для него принципам использования народного фольклора.

31

Широка страна моя родная

26.04

На поле Куликовом

Ю. Шапорин На поле Куликовом.

Общее и различное в выражении героического начала в народной и профессиональной музыке. Величие России в музыке русских классиков

Уметь проследить и объяснить в народной музыке зависимость комплекса выразительных средств от содержания мировоззрения русского человека, воспроизводимого конкретного чувства, черты характера.

32

Музыкальный проект «Сочиняем сказку».

03.05

Музыкальные сказки «Садко»

Н.А. Римский-Корсаков опера «Садко» 1,2 картины

Из чего состоит опера.

Общее и различное в выражении героического начала в народной и профессиональной музыке.

Стараться в исполнении народной музыки воспроизводить специфику устной традиции. Различать на слух народную музыку и музыку, сочинённую композиторами в народном духе.

33

Музыкальный проект «Сочиняем сказку».

10.05


Сказка ложь, да в ней намек…

Н.А. Римский-Корсаков опера «Снегурочка»

Два пути в профессиональной аранжировке классиками народной музыки - точное цитирование и сочинение музыки в народном духе.

Стараться в исполнении народной музыки воспроизводить специфику устной традиции. Различать на слух народную музыку и музыку, сочинённую композиторами в народном духе.

34 «Я - артист»

17.05


Обобщающий урок по темам года.

И.Ф. Стравинский фрагмент «Весны священной» («Игра в горки», «Вешние воды»)

Особенности индивидуальных подходов к переосмыслению интонационной сферы русской песенности в профессиональном композиторском творчестве

Уметь проследить и объяснить в народной музыке зависимость комплекса выразительных средств от содержания мировоззрения русского человека, воспроизводимого конкретного чувства, черты характера.

























8. Описание материально - технического обеспечения образовательной деятельности


№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Содержание

1.

Библиотечный фонд

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. «Просвещение», 2011год.

2. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века»-М.:Вентана Граф 2007 г.

3. Музыка: программа:1-4 (В.О.Усачёва, Л.В Школяр),-М.:Вентана-Граф, 2011 г

4 Музыка: 3 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ В.О Усачёв,Л.В. Школяр.-М.:Вентана -Граф,2012 г

2.

Информационно-коммуникативные средства

Электронные диски:

3.

Экранно-звуковые пособия

- Презентации и видеофрагменты по учебному предмету.

- Электронные физминутки.

Аудиозаписи детских песен

4.

Технические средства обучения

- Компьютер с программным обеспечением.

- Мультимедийный проектор.

- Экран

5.

Оборудование класса

- 8 ученических столов двухместных с комплектом стульев.

- Стол учительский.

- Шкаф для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.


© 2010-2022