- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по обучению грамоте на тему Гласный звук [у]. Буквы У, у
Конспект урока по обучению грамоте на тему Гласный звук [у]. Буквы У, у
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Галимова Г.Д. |
Дата | 30.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Обучение грамоте
Урок 33. Тема: Гласный звук [у], буква У, у. Чтение слогов и слов с буквой У, у. Написание заглавной и строчной буквы У.
Цели:
- формируем умение выделять звук в слове;
- формируем умение находить слова с заданным звуком;
- формируем умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;
- формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;
- формируем умение писать предложения.
- формируем умение анализировать текст.
Оборудование: индивидуальные карточки со схемами-«человечками» в чёрной шапочке и в звоночке.
Этапы урока | Ход урока |
Мотивация учебной деятельности Ι. Актуализация знаний
| Солнышко милое встало. Подарите улыбки нашим гостям, друг другу, учителю. Вы заметили, как в классе стало веселее, теплее, уютнее?! Это заслуга ваших улыбок. Улыбайтесь чаще, ребята! Дарите окружающим вас людям тепло и хорошее настроение. 1. Фонетическая разминка. 2 - Какой звук последний в словах? Весна, окно, кроты, календари. (в слове весна последний звук [а], буква а) - Сколько схем-человечков получилось? (4.) - Какого цвета будут башмачки? (гласные звуки обозначаем красным) 2. - Откройте «Букварь» на с. 56. - Совпадает ли количество схем-человечков в «Букваре» с нашими схемами? (Не хватает буквы У.) - Кто догадался, какая тема урока будет сегодня? (Гласный звук [у], буква У, у.) ГУБЫ ТРУБОЧКОЙ ПОТЯНЕМ И НИСКОЛЬКО НЕ УСТАНЕМ. Произносим хором У. (Тихо, громче, громко) |
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания | - Подберите слова, в которых слышится звук [у].(версии детей) - Подберите слова, которые начинаются со звука [у].(версии детей) - Про кого можно так сказать? Плавала, купалась, сухонькой осталась. (Утка.) - Произнесите слово утка. - Составим в тетрадях для печатания схему этого слова (с. 16). - Дайте характеристику звука [у]. (Это гласный звук: воздух не встречает во рту преграды, произносится с голосом; может образовывать слог.) - Почему в букваре буквы У, А, О, И, Ы взялись за руки? (Они дружат. Это буквы гласных звуков.) - Давайте нарисуем схему-«человечка» буквы У в «Букваре». 1 1. Игра «Моя Вообразилия». - На что похожа буква У? (На вешалку, сучок...) У - сучок. В любом лесу Ты увидишь букву У. Удобная буква! Удобно в ней то, Что можно на букву Повесить пальто. - Сколько карандашей понадобится, чтобы сложить букву У? (2) Дыхательная гимнастика. «Пушинка» - представьте, что на ладони лежит пушинка. Её нужно сдуть. Вытяните губы трубочкой и подуйте. 3. Работа в прописи (с. 26) 3 2 1) Сравнение письменных строчной и заглавной букв У, у на табло, с. 26. 2) Анализ строчной буквы у. - Посмотрите на строчную букву, из каких элементов состоит? (Из палочки-крючка и линии с петлёй.) - У какой буквы, уже вам известной, первый элемент тот же, что и первый элемент буквы У? (У буквы И.) - Какой элемент написать сложнее? (линию с петлёй) Заучим чистоговорку. УТЯТ УЧИЛА УТКА МАТЬ, УЛИТОК НА ЛУГУ ИСКАТЬ. 3) Запись элемента на первой строчке. Подготовка к написанию буквы. - Запишите тройки петелек разными цветами, меняя цвет ручки. Используйте три разных цвета. а) Показ написания буквы учителем на доске с комментированием. б) Письмо в воздухе. в) Обведение строчной буквы на табло и на строчке под счёт (раз-и-два-и). - Обведите все наклонные линии на следующей строке красным цветом. - Почему вместе с новой буквой появляется наклонная линия? (следить за наклоном) г) Самостоятельное написание буквы. Анализ ошибок: * отклонение петли влево. (Не надо загибать петлю раньше.) * петля пересекается ниже линии. (Должна быть на линии.) И т.д. Выделение звука [у] в словах. Поиграем в игру. Я буду называть слова, если в слове есть звук У, то вы хлопаете в ладоши. И пожалуйста, запомните, сколько всего раз за игру вы хлопните. Круг, круглый, квадрат, кружки. Сколько раз хлопнули? (3) -Обведите зелёной ручкой столько букв У, сколько раз мы хлопнули? (3.) - Что можно сказать про слова: круг, круглый, кружки? (относятся к слову круг, одинаковая форма) - Возьмите синюю ручку для письма. Я называю слово, если в нём есть звук У, то вы обводите букву У. Утёс, скала, утренний, вечерний, умный, сообразительный. - Сколько букв синей ручкой обвели? (3.) - Почему? Ведь слов было больше? (в остальных не было звука У) - Какие слова, противоположные по смыслу, запомнили? (Утренний, вечерний.)
|
ΙΙΙ. Применение нового знания | Чтение слогов на лесенке Когда мы спускаемся с лесенки, мы идёт быстро, весело. А когда поднимаемся - тяжело, медленно. Гу, пу, ту, ру, ну, ку Ги, пи, ти, ри, ни, ки
- Прочитайте слоги, в которых согласный звук мягкий. - Прочитайте столбик, в котором вторая буква А, сверху вниз. - Прочитайте столбик, в котором вторая буква О, снизу вверх. - Обозначьте все гласные буквы Ы красным карандашом. Прочитайте слоги с этой буквой. - Какой столбик остался? Прочитайте. - Какими буквами написаны слоги, которые мы читали? (Печатными.) - Давайте попробуем написать прописными буквами. 2. Работа в прописи. 1) Написание слогов. - Прочитайте слова в прописи. - Какая буква есть в каждом слове? - Прочитайте только те слоги, в которых есть буква У. Ку, тут, пу, ут - Отметьте [у] красной точкой. - Какое соединение использовано для письма? - Есть ли слог, который равен слову? (Тут, кнут.) - А про что можно сказать тут? - Обведите в словах только слоги с буквой У (согласный - синий, гласный - красный). Символ доверия и крепкой дружбы - открытая ладонь, рука. У вас на партах цветные «ладошки». Если при работе в паре вы сотрудничали, помогали, выручали, учили друг друга. Если сотрудничество в вашей паре получилось плодотворным, работа была выполнена без ошибок, давайте здесь и сейчас вырастим дерево. Но не простое, а самое настоящее дерево «ДРУЖБЫ». На нем будут шелестеть и радовать наш глаз удивительные листочки - цветные ладошки. Дети подходят по одному, помогают учителю разместить ладошки
- Когда нам понадобится заглавная У? - Посмотрите на заглавную букву У. - В какой букве уже писали элемент, похожий на первый элемент буквы У? (В букве И.) - В чём отличие этих элементов? Учитель показывает на доске с пояснением: - Начинаю писать элемент, как и у буквы И. Закругляю вправо, веду вверх, довожу до высоты первого элемента, начинаю писать второй элемент: наклонную с плавным нижним закруглением влево. - Напишите пальцем букву на ладошке. - Обведите на табло. - Какие слова пишутся с заглавной буквы У? Учитель произносит слова, дети слушают и обводят буквы, если звук [у] встречается в слове. - Возьмите зелёную ручку для письма. Украина, Ульяна, Усольцев, Уренгой, Ужгород. - Сколько букв получилось? (5.) - Напишите свои буквы синим цветом. Сколько букв поместится на строке? 3) Письмо соединений с заглавной буквой У (используем два цвета ручки). Для письма учитель предлагает какое-либо задание. Например, повторить снизу те слоги, которые удалось добавить до целого слова. - Чему научились сейчас? - Что можно делать дальше? 3
- В конце страницы слева нарисуйте кружок и обозначьте цветом, как, на ваш взгляд, вы справились сегодня с заданиями в прописях. - Как оценили свою работу? Почему?
- Что мы сейчас прочитали все вместе? - Теперь все ребята в классе умеют прочитать текст. 2 2) Чтение рассказа Е. Чарушина «Почему Тюпу прозвали Тюпой». 5 а) - Как называется рассказ? - Как вы думаете, почему его так прозвали? Кто это Тюпа? - Рассмотрите иллюстрацию. Что он собирается сделать? - А он большой или маленький? Почему? - Прочитайте, кто автор рассказа. - Евгений Чарушин не только сочинял для детей рассказы, но и сам рисовал к ним иллюстрации. Редко бывает, чтобы писатель сам иллюстрировал свои книги. б) Работа с текстом во время чтения. Чтение текста учителем с комментированием, учитель показывает, как вести диалог с автором.
|
ΙV. Домашнее задание (по желанию) | - Подумайте, какая ещё история могла произойти с Тюпой. Придумайте предложение про Тюпу, чтобы оно начиналось со слова на букву У, напишите схему этого предложения.
|
V. Итог | - Назовите все гласные буквы, которые мы прошли. Что общего между ними? 4 - Какую работу мы сейчас выполняли? 2 4 7 - Кто с ней справлялся легко? - Кому ПОКА было трудновато? - Кто или что вам помогало справиться? - Кто доволен сегодня своей работой? - Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать? - Что нового узнали? - Что повторили? - Отметьте своё настроение в дневнике. |
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся
Ι. Актуализация знаний
* Отметить учеников, которые правильно называли звуки и давали им характеристику.
ΙΙ. Постановка учебной проблемы
Работа в «Букваре»
* Отметить учеников, которые правильно выделяли звуки и подбирали слова.
ΙII. Развитие умения применять новое знание
1. Работа в прописи
* Отметить учеников, которые аккуратно и красиво записывали слоги и буквы.
2. Работа в «Букваре»
* Отметить учеников, которые правильно читали слоги, слова и предложения.
* Отметить учеников, которые отвечали на вопросы по тексту.
14