Конспект урока по обучению грамоте на тему Гласный звук [у]. Буквы У, у

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обучение грамоте

Урок 33. Тема: Гласный звук [у], буква У, у. Чтение слогов и слов с буквой У, у. Написание заглавной и строчной буквы У.

Цели:

- формируем умение выделять звук в слове;

- формируем умение находить слова с заданным звуком;

- формируем умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;

- формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;

- формируем умение писать предложения.

- формируем умение анализировать текст.

Оборудование: индивидуальные карточки со схемами-«человечками» в чёрной шапочке и в звоночке.


Этапы урока

Ход урока

Мотивация учебной деятельности

Ι. Актуализация знаний


Солнышко милое встало.
- Доброе утро!- сказало.
- Доброе утро!- кричу я прохожим,
На утро похожим.
Если проснёшься, а дождь за окном
Стучит и стучит,
И без солнца темно.
- Доброе утро, друзья, всё равно!
Придумано мудро.
Доброе утро…

Подарите улыбки нашим гостям, друг другу, учителю. Вы заметили, как в классе стало веселее, теплее, уютнее?! Это заслуга ваших улыбок. Улыбайтесь чаще, ребята! Дарите окружающим вас людям тепло и хорошее настроение. 1. Фонетическая разминка. 2 - Какой звук последний в словах? Весна, окно, кроты, календари.

(в слове весна последний звук [а], буква а) - Сколько схем-человечков получилось? (4.)

- Какого цвета будут башмачки? (гласные звуки обозначаем красным) 2. - Откройте «Букварь» на с. 56. - Совпадает ли количество схем-человечков в «Букваре» с нашими схемами? (Не хватает буквы У.) - Кто догадался, какая тема урока будет сегодня? (Гласный звук [у], буква У, у.)

ГУБЫ ТРУБОЧКОЙ ПОТЯНЕМ И НИСКОЛЬКО НЕ УСТАНЕМ. Произносим хором У. (Тихо, громче, громко)

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

- Подберите слова, в которых слышится звук [у].(версии детей)

- Подберите слова, которые начинаются со звука [у].(версии детей)

- Про кого можно так сказать?

Плавала, купалась, сухонькой оста­лась. (Утка.)

- Произнесите слово утка.

- Составим в тетрадях для печатания схему этого слова (с. 16). - Дайте характеристику звука [у]. (Это гласный звук: воздух не встречает во рту преграды, произносится с голосом; может об­разовывать слог.) - Почему в букваре буквы У, А, О, И, Ы взялись за руки? (Они дружат. Это буквы гласных звуков.) - Давайте нарисуем схему-«человечка» буквы У в «Букваре». 1 1. Игра «Моя Вообразилия». - На что похожа буква У? (На вешалку, сучок...) У - сучок. В любом лесу Ты увидишь букву У. Удобная буква! Удобно в ней то, Что можно на букву Повесить пальто.

- Сколько карандашей понадобится, чтобы сложить букву У? (2)

Дыхательная гимнастика.

«Пушинка» - представьте, что на ладони лежит пушинка. Её нужно сдуть. Вытяните губы трубочкой и подуйте. 3. Работа в прописи (с. 26) 3 2 1) Сравнение письменных строчной и заглавной букв У, у на таб­ло, с. 26. 2) Анализ строчной буквы у. - Посмотрите на строчную букву, из каких элементов состоит? (Из палочки-крючка и линии с петлёй.) - У какой буквы, уже вам известной, первый элемент тот же, что и первый элемент буквы У? (У буквы И.) - Какой элемент написать сложнее? (линию с петлёй) Заучим чистоговорку. УТЯТ УЧИЛА УТКА МАТЬ, УЛИТОК НА ЛУГУ ИСКАТЬ. 3) Запись элемента на первой строчке. Подготовка к написанию буквы. - Запишите тройки петелек разными цветами, меняя цвет ручки. Используйте три разных цвета. а) Показ написания буквы учителем на доске с комментированием. б) Письмо в воздухе. в) Обведение строчной буквы на табло и на строчке под счёт (раз-и-два-и). - Обведите все наклонные линии на следующей строке красным цветом. - Почему вместе с новой буквой появляется наклонная линия? (следить за наклоном) г) Самостоятельное написание буквы. Анализ ошибок: * отклонение петли влево. (Не надо загибать петлю раньше.) * петля пересекается ниже линии. (Должна быть на линии.) И т.д. Выделение звука [у] в словах.

Поиграем в игру. Я буду называть слова, если в слове есть звук У, то вы хлопаете в ладоши. И пожалуйста, запомните, сколько всего раз за игру вы хлопните. Круг, круглый, квадрат, кружки.

Сколько раз хлопнули? (3) -Обведите зелёной ручкой столько букв У, сколько раз мы хлопнули? (3.) - Что можно сказать про слова: круг, круглый, кружки? (относятся к слову круг, одинаковая форма) - Возьмите синюю ручку для письма. Я называю слово, если в нём есть звук У, то вы обводите букву У. Утёс, скала, утренний, вечерний, умный, сообразительный. - Сколько букв синей ручкой обвели? (3.) - Почему? Ведь слов было больше? (в остальных не было звука У) - Какие слова, противоположные по смыслу, запомнили? (Утренний, вечерний.)


ΙΙΙ. Применение нового знания

Чтение слогов на лесенке

Когда мы спускаемся с лесенки, мы идёт быстро, весело. А когда поднимаемся - тяжело, медленно.

Гу, пу, ту, ру, ну, ку

Ги, пи, ти, ри, ни, ки


1. Работа в «Букваре». 5

- Прочитайте слоги, в которых согласный звук мягкий.

- Прочитайте столбик, в котором вторая буква А, сверху вниз.

- Прочитайте столбик, в котором вторая буква О, снизу вверх.

- Обозначьте все гласные буквы Ы красным карандашом. Прочитайте слоги с этой буквой.

- Какой столбик остался? Прочитайте.

- Какими буквами написаны слоги, которые мы читали? (Печатными.)

- Давайте попробуем написать прописными буквами. 2. Работа в прописи. 1) Написание слогов. - Прочитайте слова в прописи. - Какая буква есть в каждом слове? - Прочитайте только те слоги, в которых есть буква У. Ку, тут, пу, ут - Отметьте [у] красной точкой. - Какое соединение использовано для письма? - Есть ли слог, который равен слову? (Тут, кнут.) - А про что можно сказать тут? - Обведите в словах только слоги с буквой У (согласный - синий, гласный - красный).
ПАРНАЯ РАБОТА!!! РЕФЛЕКСИЯ. Что помогло вам сделать работу вместе? (понимание, дружба)

Символ доверия и крепкой дружбы - открытая ладонь, рука. У вас на партах цветные «ладошки». Если при работе в паре вы сотрудничали, помогали, выручали, учили друг друга. Если сотрудничество в вашей паре получилось плодотворным, работа была выполнена без ошибок, давайте здесь и сейчас вырастим дерево. Но не простое, а самое настоящее дерево «ДРУЖБЫ». На нем будут шелестеть и радовать наш глаз удивительные листочки - цветные ладошки.

Дети подходят по одному, помогают учителю разместить ладошки






















  • Физкультминутка.


2) Анализ и запись заглавной буквы У.

- Когда нам понадобится заглавная У? - Посмотрите на заглавную букву У. - В какой букве уже писали элемент, похожий на первый элемент буквы У? (В букве И.) - В чём отличие этих элементов? Учитель показывает на доске с пояснением: - Начинаю писать элемент, как и у буквы И. Закругляю вправо, веду вверх, довожу до высоты первого элемента, начинаю писать второй элемент: наклонную с плавным нижним закруглением влево. - Напишите пальцем букву на ладошке. - Обведите на табло. - Какие слова пишутся с заглавной буквы У? Учитель произносит слова, дети слушают и обводят буквы, если звук [у] встречается в слове. - Возьмите зелёную ручку для письма. Украина, Ульяна, Усольцев, Уренгой, Ужгород. - Сколько букв получилось? (5.) - Напишите свои буквы синим цветом. Сколько букв поместится на строке? 3) Письмо соединений с заглавной буквой У (используем два цвета ручки). Для письма учитель предлагает какое-либо задание. Например, повторить снизу те слоги, которые удалось добавить до целого слова.

- Чему научились сейчас?

- Что можно делать дальше? 3


3. Работа в «Букваре». Чтение слов. Работа над лексическим значением, многозначностью слов. - Прочитайте первый столбик (про себя). Прочитайте слово, обозначающее «меховые сапоги». (Унты.)
- В каких словах буква У на первом месте? Подчеркните её двумя чертами. Чтение второго столбика (про себя и выборочно вслух). - Подберите к слову пурга близкое по значению. (Метель.) - Какое слово имеет несколько значений? (Порка.) - Подчеркните слог с буквой У. Прочитайте его. Чтение третьего столбика (про себя, затем вслух). Работа над многозначностью слова караул. Караул - это крик о помощи. Караул - это солдат стоит на посту. - Прочитайте слово, обозначающее коллектив актёров. (Труппа.) Чем интересно написание этого слова? (Есть удвоенная буква согласного звука.) Подчеркните две буквы П. - В каком слове нет буквы У? Отметьте в этом слове все гласные звуки красными точками. - Почему слово Украина написано с большой буквы?
4. Работа в прописи. Письмо под диктовку слов с буквой У на предпоследней строке прописи на с. 26. - Рядом с буквами на последней строке есть свободное место, послушайте слово: тур. - Сколько гласных? Сколько слогов? Сколько понадобится букв, чтобы записать слово? - Проговорите это слово. - Запишите слово, диктуя его себе вслух. - Послушайте следующее слово: уроки. - Сколько гласных? Сколько слогов? Сколько понадобится букв, чтобы записать слово? - Проговорите это слово. - Запишите слово. 5. Работа в «Букваре». Чтение предложений на с. 56 «Букваря». - Сколько предложений написано? (3.) - О ком рассказывает первое предложение? Второе? Третье? - Какое первое слово в каждом предложении? Подчеркните его. - С какой буквы начинается любое предложение? (С заглавной.) - Сколько слов в первом предложении? - Назовите первое, второе, третье, четвертое слова. - Какое слово равно одной букве? - Составим схему каждого предложения. - В каком предложении два слова написаны с заглавной буквы? Почему? - Какие предложения начинаются со слова У? - В каком предложении меньше всего слов? Больше всего слов? - С чем сейчас работали? (С предложением.) 4, 4
6. Работа в прописи. 1. Работа над предложением (с. 27). - Прочитайте написанное на верхней строчке. - Каким словом заменим рисунок? - Сколько слогов в этом слове? - Сколько букв? - С какой буквы пишется это слово? - Запишем это слово рядом с рисунком - паук. Прочитайте эту строчку. - Можно ли прочитанное назвать предложением? Почему? - Чего не хватает? (Если испытывают затруднение: «Что нужно поставить в конце предложения?») - Посмотрите на следующие предложения. О ком они?
- У кого куры? - У кого живёт утка? - А что сказано про паука? - Что сказано про парту? - Что обозначают цифры над словами? 1 7 3 - Какое слово в каждом предложении станет первым? Обозначьте его уголком. - Как пишется первое слово в предложении? - Сколько слов в предложении? - Прочитайте каждое предложение после того, как поменяли слова местами. - Какой знак стоит в конце предложения? - Прочитайте орфографически каждое предложение.
У Риты утка. (Утка у Риты). У Тони куры. (Вслух проговариваем, а записываем только слова, обозначенные картинкой.) У окна парта. (Парта у окна.) Тут урок. (Урок тут.)


2. Списывание предложений по выбору: кто хочет - про паука, кто хочет - про парту, а кто про урок.
3. Самостоятельное написание заглавной У с прямой наклонной и повторение заглавных букв (эта строчка для учащихся, испытывающих трудности при письме).
Проверка. - Давайте проведём конкурс красоты и выберем самую красивую буквы на этой строке. Подчеркните её.
4. Письмо под диктовку. - Что общего у всех букв? - На какие группы их можно разделить? - Послушайте слова и напишите на строчке внизу букву, с которой начинается каждое слово: Ирина, Гаврилов, Павел, Одесса, Тимофей, Руслан, Ушаков, Иванова, Рига, Иркутск. - Прочитайте, какие буквы получились. Сколько букв гласных? Подчеркните их красной чёрточкой. - Сколько букв согласных? Сколько букв, обозначающих звонкие согласные? Глухие согласные?
Самооценка по алгоритму. - Что тебе нужно было сделать? - Удалось тебе выполнить задание? - Ты написал всё правильно или были недочёты? - Ты записал всё сам или с помощью товарища? - Молодец!
- Что у вас получилось лучше всего на обеих страницах? - В чём испытали затруднения?

- В конце страницы слева нарисуйте кружок и обозначьте цветом, как, на ваш взгляд, вы справились сегодня с заданиями в прописях.

- Как оценили свою работу? Почему?






7. Работа с текстом (с. 56). 1) Чтение текста. - Прочитайте три последних предложения про себя. - Связаны ли они между собой по смыслу? - Как можно назвать предложения, связанные между собой по смыслу? (Текст.) - О чём этот текст? (У взрослых людей и животных когти и ногти, а у детей и детёнышей - коготки и ноготки.) - Чего не хватает нашему тексту? (Названия.) - Давайте прочитаем текст ещё раз и придумаем название. («Про коготки и ноготки».) - Назовите всех героев, которые упоминаются в тексте. (Тигр, котик, папа, Тоня, Никитка.) - Почему в некоторых словах поставили ударение? (Они длинные, состоят из трёх слогов.) - Прочитайте только первое слово каждого предложения. Выделите его уголком. - Сколько точек понадобилось для этого текста? Подчеркните точки двумя чертами. - А какой ещё знак использовали для составления текста? О чём напоминает этот знак? - Прочитайте предложение с этим знаком. - В каком предложении есть две части? (В первом и втором.) - В каких словах текста ударение падает на первый слог? Подчеркните ударный слог у этих слов. - Какие слова в тексте написаны с большой буквы? Выделите первую букву этих слов уголком.
- Назовите ещё раз всех героев, которые упоминаются в тексте. (Тигр, котик, папа, Тоня, Никитка.) - Какое из этих слов можно заменить словами он, она, они?

- Что мы сейчас прочитали все вместе?

- Теперь все ребята в классе умеют прочитать текст. 2 2) Чтение рассказа Е. Чарушина «Почему Тюпу прозвали Тюпой». 5 а) - Как называется рассказ? - Как вы думаете, почему его так прозвали? Кто это Тюпа? - Рассмотрите иллюстрацию. Что он собирается сделать? - А он большой или маленький? Почему? - Прочитайте, кто автор рассказа. - Евгений Чарушин не только сочинял для детей рассказы, но и сам рисовал к ним иллюстрации. Редко бывает, чтобы писатель сам иллюстрировал свои книги. б) Работа с текстом во время чтения. Чтение текста учителем с комментированием, учитель показывает, как вести диалог с автором.


Почему Тюпу прозвали Тюпой. 1 1 3 Когда Тюпа очень удивится или увидит непонятное и интересное, он двигает губами и тюпает: «Тюп-тюп-тюп-тюп...» (Представили, услышали?) Травка шевельнулась от ветра, пичужка пролетела, бабочка вспорхнула - Тюпа ползёт, подкрадывается поближе и тюпает: «Тюп-тюп-тюп-тюп... Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!» (Вот, оказывается, поиграть хочет и опять тюпает!) Вот почему Тюпу прозвали Тюпой. Слышит Тюпа, кто-то тоненько посвистывает. (Интересно, а кто это может быть? Ваши предположения?) Видит: в крыжовнике, где погуще, кормятся серенькие вертлявые пичужки - пенки, ищут, нет ли где мошки-букашки.


Ползёт Тюпа. Уж так таится, прячется. Даже не тюпает - боится спугнуть. (Хитрый!) Близко-близко подполз, коготки выпустил да как прыгнет - прыг! Как схватит... Да не схватил. (А почему? Догадались?) Не дорос ещё Тюпа птицу ловить. (Вот, оказывается, почему!) Тюпа - ловкач неуклюжий.


в) Выявление первичного восприятия. 1 - Ловкач - это кто? А неуклюжий? Как такое может быть? - Тюпа смешной? - За что он получил свою кличку? - Повторите, какие звуки произносит котёнок. - А обычно котята такие звуки издают? А какие звуки? г) Работа с текстом после чтения. -Давайте ещё раз посмотрим на иллюстрацию. - К какой части текста она относится? - А может быть, ко всему тексту? - Совпадают ли взгляды художника и автора на описание Тюпы? - А если бы иллюстрации не было, понятно ли из текста, что автор рассказывает про котёнка? - Какая подсказка есть в тексте? (Близко-близко подполз, коготки выпустил да как прыгнет - прыг!)
- У кого из вас дома есть котёнок? - Как его зовут? - Что можете о нём рассказать?


ΙV. Домашнее задание (по желанию)

- Подумайте, какая ещё история могла произойти с Тюпой. Придумайте предложение про Тюпу, чтобы оно начиналось со слова на букву У, напишите схему этого предложения.


V. Итог

- Назовите все гласные буквы, которые мы прошли. Что общего между ними? 4 - Какую работу мы сейчас выполняли? 2 4 7 - Кто с ней справлялся легко? - Кому ПОКА было трудновато? - Кто или что вам помогало справиться? - Кто доволен сегодня своей работой? - Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

- Что нового узнали?

- Что повторили?

- Отметьте своё настроение в дневнике.

Рекомендации по оцениванию достижений учащихся

Ι. Актуализация знаний

* Отметить учеников, которые правильно называли звуки и давали им характеристику.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы

Работа в «Букваре»

* Отметить учеников, которые правильно выделяли звуки и подбирали слова.

ΙII. Развитие умения применять новое знание

1. Работа в прописи


* Отметить учеников, которые аккуратно и красиво записывали слоги и буквы.

2. Работа в «Букваре»

* Отметить учеников, которые правильно читали слоги, слова и предложения.

* Отметить учеников, которые отвечали на вопросы по тексту.Конспект урока по обучению грамоте на тему Гласный звук [у]. Буквы У, уКонспект урока по обучению грамоте на тему Гласный звук [у]. Буквы У, уКонспект урока по обучению грамоте на тему Гласный звук [у]. Буквы У, у

14

© 2010-2022