Урок по курсу Основы светской этики Терпение и терпимость

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № 8

Тема: Терпение и терпимость


Цель: Формирование представления о терпении и терпимости, об их значении в жизни людей.

Задачи:

  • знакомство с определением терпимости и терпения в этике;

  • объяснение значения терпения и терпимости в жизни людей;

  • развитие представлений о законах человеческого общежития;

  • воспитание уважительного отношения к другим людям, иным позициям, иным точкам зрения;

  • совершенствование умения проявлять терпение и терпимость в собственном поведении;

  • совершенствование умений в области коммуникации, умении выстраивать эффективную коммуникацию;

  • совершенствование умений в области чтения и понимания прочитанного, ответов на вопросы разных типов, построения связного высказывания;

  • обогащение лексического запаса и формирование эрудиции;

  • развитие интереса к изучению предмета.

Оборудование:

- индивидуальные конверты с памятками-солнышками;

- цветная бумага;

- листы с заданиями для работы в парах; индивидуальные листы (Приложение 2, 3);

- словари;

- мультимедиа;

-презентация, электронное приложение к учебнику «Основы светской этики» Москва. Дрофа. 2012

План урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудование, источники и т. п.

Актуализация знаний

Организация повторения изученного на предыдущих уроках

Составление списка; обсуждение

Электронное приложение к учебнику

Постановка и формулировка проблемы

Постановка вопросов для обсуждения

Работа в паре

Ответы на вопросы

Презентация

Планирование деятельности

Организация деятельности уч-ся

Постановка вопросов

Приложение 2

Решение проблемы, применение знаний и умений

Организация работы с текстом учебника, словарём, предоставление дополнительного (видео) материала; обсуждение, постановка вопросов

Чтение; обсуждение прочитанного; просмотр видео; ответы на вопросы; словарная работа; работа в паре

Приложение 2,

Видео,

Учебник, словарь;

Рефлексия и оценивание

Постановка; организация работы в группах

Ответы на вопросы; творческая работа

Приложение 2

Домашнее задание

Инструктирование

Творческая работа

Приложение 2

Ход урока

Организационный момент (пожелание) (Слайд 5)

Пусть будет
добрым Ум у нас
И Сердце умным будет!

Актуализация знаний (ЭОР)

- Необходимо выявить на сегодняшний урок философов. Для этого посмотрим на экран и ответим на вопросы, которые представлены в электронном приложении.

- Что такое этика? (часть философии)

- Какие вопросы обсуждают философы? (о смысле жизни)

- Какие добродетели выделил Аристотель? (Добродетели ума- мудрость, сообразительность, рассудительность; добродетели характера- великодушие, правдивость, мужество, умеренность, щедрость, великолепие, честолюбие, ровность, любезность, дружелюбие, справедливость).

-Вот мы и определили на сегодняшний урок новых философов. (Прикрепить к груди бейджик с символом совы). (Слайд 6)

-По результатам сегодняшнего урока вам, наши философы, предстоит определить самых активных ребят, оценить их работу.

Постановка и формулировка проблемы (Слайд 7)

-Ребята, сидящие в паре, возьмите друг друга за руку. Итак, не отпуская рук, вам предстоит сделать бумажный кораблик. (На экране схема в помощь тем, кто не знает технологии изготовления). Чья пара выполнит работу, поднимет кораблик свободными руками над головой.

-Трудно было в паре работать? Что ощущали?

-Благодаря чему вы смогли выполнить задание?

-Какое качество вы проявили? (терпение)

-Кто догадался, какая тема урока? (Терпение и терпимость) (Слайд 8).

-Действительно, вам предстоит сегодня пройти этот путь в паре! Решить немало вопросов, найти выход из разных ситуаций. А поможет вам в этом - терпение и терпимость.

-Что бы вы хотели узнать по этой теме? (Проблемные вопросы)

-Отметьте на шкале ваши знания по данной теме. (Приложение 2)


Сколько я знаю по этой теме?

Шкала знаний: Ничего не знаю Знаю много

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Планирование деятельности

- Чтение текста учебника.

- Работа со словарём.

- Поиск ответов на поставленные вопросы.

- Создаётся план урока.

Решение проблемы, применение знаний и умений (Слайд 9)

-Как можно решить эту проблему? (Обратиться к словарю, учебнику)

- Что такое терпение? (Предположения детей)

- Давайте обратимся к словарю. (Поиск определений в различных словарях) (Слайд 10)

Это многозначное слово: (Слайд 11)

а) Способность терпеть.

Например, о таком терпении составлены пословицы: Запастись терпением. Потерять всякое терпение. - (Объяснение пословиц)- боль терпим, обиду.

б) Настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле. (В труде.)

-Что такое терпимость? (Предположения детей)

- Давайте обратимся к словарю. (Поиск определений в словарях)

Терпимость - это умение человека доброжелательно воспринимать других людей с особенностями их внешности и поведения, недостатками и собственными взглядами, с которыми мы не всегда согласны.

-Чем терпение отличается от терпимости? (Предположения детей)

Просмотр видео-притчи В.И.Даля «Терпение и труд всё перетрут» (Слайд 12- щелчок в центр экрана)

Беседа после просмотра:

-Какое качество помогло герою выдержать испытания?

-Какая главная мысль притчи?

-Ведь от всякой боли есть средство - терпение (Публий)

Работа с учебником с.41 «Восточная притча о гвоздях»

-Самостоятельное прочтение

-Выразительное чтение.

Беседа: Какая проблема возникла у молодого человека?

Какая главная мысль этой притчи? Легко ли было добиться поставленной цели?

ВЫВОД: Своим терпением мы можем достичь большего, чем силой. ТЕРПЕНИЕ ПОМОГАЕТ БОРОТЬСЯ С НЕДОСТАТКАМИ.

Терпимость - это когда прощают чужие ошибки; такт - когда не замечают их.

Работа в парах.

1. В маршрутном листе у вас есть определение понятий «Терпение» и «Терпимость», обсудите и впишите эти термины.

-- умение человека воспринимать других людей.

________________________ - безропотно и стойко переносить страдание, боль, неприятное, нежелательное, тяжёлое.

- Проверка работы.

2. Составьте пословицы, объясните значение каждой из них. (В маршрутном листе)

Урок по курсу Основы светской этики Терпение и терпимость

Без терпения- вытерпишь и в большом.

Терпение и надежда- нет умения.

Научишься терпеть в малом, вместе идут.

(Выслушиваются ответы пар)

-Молодцы!

3.- И сейчас каждой паре предстоит вместе потрудиться. (Слайд 13)

- Обсудите и выберите те советы, которые помогут сделать наш класс, нашу школу, город, страну пространством терпимых отношений. Вычеркните лишнее. Зачитайте.

* Помогать друг другу, быть дружнее, защищать слабых.

* Игнорировать людей, не похожих на тебя.

* Не ссориться, стараться понять друг друга.

* Грубо разговаривать с людьми другого вероисповедания.

* Быть терпимыми к другой нации, вероисповеданию, внешности, привычкам.

* Уважать друг друга, стараться самому стать лучше.

* Не слушать других, только самому вести разговоры.

-Всё в ваших руках, ребята! Только нужно начать с себя!

Рефлексия и оценивание

а) определение качеств терпимой личности;

- определите, какими качествами характера обладает терпимая личность. Выберите те, которые характеризуют терпимую личность. А что, по вашему мнению, не относится к добродетели, зачеркните.

Качества:

Прощение

Бессердечность

Конфликт

Сострадание

Милосердие

Вспыльчивость

Желание что-либо делать вместе

Терпимость

Злорадство

Ложь

Сотрудничество

Уважение прав других

Раздражение

Принятие другого таким, какой он есть

Зависть

Терпение

Итог - ТЕРПЕНИЕ НАЗЫВАЮТ ВЫСШИМ ПОДВИГОМ ПОТОМУ, ЧТО ОЧЕНЬ ТРУДНО НАУЧИТЬСЯ ТЕРПЕТЬ

- Поднимите свой кораблик те, кто на уроке нашёл для себя много полезных советов, кто знает, как проплыть по морю жизни.

Отметьте на шкале знаний сколько вы теперь знаете о терпении и терпимости.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

- Оцените работу вашей пары. Для этого подчеркните верные утверждения: (Слайд 14)

Общаться в паре было: интересно неинтересно

Прийти к согласию было: легко сложно

Философы подводят итог - выявляют самые активные пары, вручают им бейджики с символом совы.

Домашнее задание: (Слайд 15)

а) Уметь терпеть - это значит…: Создайте дома Солнышко Победы! Нарисуйте ему те лучи, качествами которых вы обладаете жёлтым цветом, а которые хотели бы приобрести - красным цветом.

б) Оцените себя, расскажите об уроке родителям. Пусть они оценят урок и ваше участие в нём.

-СПАСИБО всем за урок! До новых встреч!



Литература

  1. «Основы светской этики». Учебник 4 класс, Москва, Дрофа, 2012г

  2. «Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения»Москва, Русский язык, 1988г

  3. Толковый словарь русского языка. Ожигов С.И., Москва, Русский язык, 1986г.

  4. Этмологический словарь русского языка, Москва, 2000г

  5. Орфоэпический словарь русского языка, Москва, 2000г

Электронные ресурсы:


  1. radostmoya.ru/project/dobroe_slovo/ - Видео-притча

  2. stupeny.com/2012/12/trud-i-terpenie/ - Православный сайт «Ступени»

  3. b-school14.ru/images/thumb/a/aa/T_1.JPG/602px-T_1.JPG Картинки

  4. elenaranko.ucoz.ru - Шаблон презентации.

  5. drofa.ru - Электронное приложение к учебнику.


© 2010-2022