- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по курсу Основы светской этики Терпение и терпимость
Урок по курсу Основы светской этики Терпение и терпимость
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Троц Е.В. |
Дата | 12.10.2014 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
Урок № 8
Тема: Терпение и терпимость
Цель: Формирование представления о терпении и терпимости, об их значении в жизни людей.
Задачи:
-
знакомство с определением терпимости и терпения в этике;
-
объяснение значения терпения и терпимости в жизни людей;
-
развитие представлений о законах человеческого общежития;
-
воспитание уважительного отношения к другим людям, иным позициям, иным точкам зрения;
-
совершенствование умения проявлять терпение и терпимость в собственном поведении;
-
совершенствование умений в области коммуникации, умении выстраивать эффективную коммуникацию;
-
совершенствование умений в области чтения и понимания прочитанного, ответов на вопросы разных типов, построения связного высказывания;
-
обогащение лексического запаса и формирование эрудиции;
-
развитие интереса к изучению предмета.
Оборудование:
- индивидуальные конверты с памятками-солнышками;
- цветная бумага;
- листы с заданиями для работы в парах; индивидуальные листы (Приложение 2, 3);
- словари;
- мультимедиа;
-презентация, электронное приложение к учебнику «Основы светской этики» Москва. Дрофа. 2012
План урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Оборудование, источники и т. п.
Актуализация знаний
Организация повторения изученного на предыдущих уроках
Составление списка; обсуждение
Электронное приложение к учебнику
Постановка и формулировка проблемы
Постановка вопросов для обсуждения
Работа в паре
Ответы на вопросы
Презентация
Планирование деятельности
Организация деятельности уч-ся
Постановка вопросов
Приложение 2
Решение проблемы, применение знаний и умений
Организация работы с текстом учебника, словарём, предоставление дополнительного (видео) материала; обсуждение, постановка вопросов
Чтение; обсуждение прочитанного; просмотр видео; ответы на вопросы; словарная работа; работа в паре
Приложение 2,
Видео,
Учебник, словарь;
Рефлексия и оценивание
Постановка; организация работы в группах
Ответы на вопросы; творческая работа
Приложение 2
Домашнее задание
Инструктирование
Творческая работа
Приложение 2
Ход урока
Организационный момент (пожелание) (Слайд 5)
Пусть будет
добрым Ум у нас
И Сердце умным будет!
Актуализация знаний (ЭОР)
- Необходимо выявить на сегодняшний урок философов. Для этого посмотрим на экран и ответим на вопросы, которые представлены в электронном приложении.
- Что такое этика? (часть философии)
- Какие вопросы обсуждают философы? (о смысле жизни)
- Какие добродетели выделил Аристотель? (Добродетели ума- мудрость, сообразительность, рассудительность; добродетели характера- великодушие, правдивость, мужество, умеренность, щедрость, великолепие, честолюбие, ровность, любезность, дружелюбие, справедливость).
-Вот мы и определили на сегодняшний урок новых философов. (Прикрепить к груди бейджик с символом совы). (Слайд 6)
-По результатам сегодняшнего урока вам, наши философы, предстоит определить самых активных ребят, оценить их работу.
Постановка и формулировка проблемы (Слайд 7)
-Ребята, сидящие в паре, возьмите друг друга за руку. Итак, не отпуская рук, вам предстоит сделать бумажный кораблик. (На экране схема в помощь тем, кто не знает технологии изготовления). Чья пара выполнит работу, поднимет кораблик свободными руками над головой.
-Трудно было в паре работать? Что ощущали?
-Благодаря чему вы смогли выполнить задание?
-Какое качество вы проявили? (терпение)
-Кто догадался, какая тема урока? (Терпение и терпимость) (Слайд 8).
-Действительно, вам предстоит сегодня пройти этот путь в паре! Решить немало вопросов, найти выход из разных ситуаций. А поможет вам в этом - терпение и терпимость.
-Что бы вы хотели узнать по этой теме? (Проблемные вопросы)
-Отметьте на шкале ваши знания по данной теме. (Приложение 2)
Сколько я знаю по этой теме?
Шкала знаний: Ничего не знаю Знаю много
-
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Планирование деятельности
- Чтение текста учебника.
- Работа со словарём.
- Поиск ответов на поставленные вопросы.
- Создаётся план урока.
Решение проблемы, применение знаний и умений (Слайд 9)
-Как можно решить эту проблему? (Обратиться к словарю, учебнику)
- Что такое терпение? (Предположения детей)
- Давайте обратимся к словарю. (Поиск определений в различных словарях) (Слайд 10)
Это многозначное слово: (Слайд 11)
а) Способность терпеть.
Например, о таком терпении составлены пословицы: Запастись терпением. Потерять всякое терпение. - (Объяснение пословиц)- боль терпим, обиду.
б) Настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле. (В труде.)
-Что такое терпимость? (Предположения детей)
- Давайте обратимся к словарю. (Поиск определений в словарях)
Терпимость - это умение человека доброжелательно воспринимать других людей с особенностями их внешности и поведения, недостатками и собственными взглядами, с которыми мы не всегда согласны.
-Чем терпение отличается от терпимости? (Предположения детей)
Просмотр видео-притчи В.И.Даля «Терпение и труд всё перетрут» (Слайд 12- щелчок в центр экрана)
Беседа после просмотра:
-Какое качество помогло герою выдержать испытания?
-Какая главная мысль притчи?
-Ведь от всякой боли есть средство - терпение (Публий)
Работа с учебником с.41 «Восточная притча о гвоздях»
-Самостоятельное прочтение
-Выразительное чтение.
Беседа: Какая проблема возникла у молодого человека?
Какая главная мысль этой притчи? Легко ли было добиться поставленной цели?
ВЫВОД: Своим терпением мы можем достичь большего, чем силой. ТЕРПЕНИЕ ПОМОГАЕТ БОРОТЬСЯ С НЕДОСТАТКАМИ.
Терпимость - это когда прощают чужие ошибки; такт - когда не замечают их.
Работа в парах.
1. В маршрутном листе у вас есть определение понятий «Терпение» и «Терпимость», обсудите и впишите эти термины.
-- умение человека воспринимать других людей.
________________________ - безропотно и стойко переносить страдание, боль, неприятное, нежелательное, тяжёлое.
- Проверка работы.
2. Составьте пословицы, объясните значение каждой из них. (В маршрутном листе)
Без терпения- вытерпишь и в большом.
Терпение и надежда- нет умения.
Научишься терпеть в малом, вместе идут.
(Выслушиваются ответы пар)
-Молодцы!
3.- И сейчас каждой паре предстоит вместе потрудиться. (Слайд 13)
- Обсудите и выберите те советы, которые помогут сделать наш класс, нашу школу, город, страну пространством терпимых отношений. Вычеркните лишнее. Зачитайте.
* Помогать друг другу, быть дружнее, защищать слабых.
* Игнорировать людей, не похожих на тебя.
* Не ссориться, стараться понять друг друга.
* Грубо разговаривать с людьми другого вероисповедания.
* Быть терпимыми к другой нации, вероисповеданию, внешности, привычкам.
* Уважать друг друга, стараться самому стать лучше.
* Не слушать других, только самому вести разговоры.
-Всё в ваших руках, ребята! Только нужно начать с себя!
Рефлексия и оценивание
а) определение качеств терпимой личности;
- определите, какими качествами характера обладает терпимая личность. Выберите те, которые характеризуют терпимую личность. А что, по вашему мнению, не относится к добродетели, зачеркните.
Качества:
Прощение
Бессердечность
Конфликт
Сострадание
Милосердие
Вспыльчивость
Желание что-либо делать вместе
Терпимость
Злорадство
Ложь
Сотрудничество
Уважение прав других
Раздражение
Принятие другого таким, какой он есть
Зависть
Терпение
Итог - ТЕРПЕНИЕ НАЗЫВАЮТ ВЫСШИМ ПОДВИГОМ ПОТОМУ, ЧТО ОЧЕНЬ ТРУДНО НАУЧИТЬСЯ ТЕРПЕТЬ
- Поднимите свой кораблик те, кто на уроке нашёл для себя много полезных советов, кто знает, как проплыть по морю жизни.
Отметьте на шкале знаний сколько вы теперь знаете о терпении и терпимости.
-
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
- Оцените работу вашей пары. Для этого подчеркните верные утверждения: (Слайд 14)
Общаться в паре было: интересно неинтересно
Прийти к согласию было: легко сложно
Философы подводят итог - выявляют самые активные пары, вручают им бейджики с символом совы.
Домашнее задание: (Слайд 15)
а) Уметь терпеть - это значит…: Создайте дома Солнышко Победы! Нарисуйте ему те лучи, качествами которых вы обладаете жёлтым цветом, а которые хотели бы приобрести - красным цветом.
б) Оцените себя, расскажите об уроке родителям. Пусть они оценят урок и ваше участие в нём.
-СПАСИБО всем за урок! До новых встреч!
Литература
-
«Основы светской этики». Учебник 4 класс, Москва, Дрофа, 2012г
-
«Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения»Москва, Русский язык, 1988г
-
Толковый словарь русского языка. Ожигов С.И., Москва, Русский язык, 1986г.
-
Этмологический словарь русского языка, Москва, 2000г
-
Орфоэпический словарь русского языка, Москва, 2000г
Электронные ресурсы:
-
radostmoya.ru/project/dobroe_slovo/ - Видео-притча
-
stupeny.com/2012/12/trud-i-terpenie/ - Православный сайт «Ступени»
-
b-school14.ru/images/thumb/a/aa/T_1.JPG/602px-T_1.JPG Картинки
-
elenaranko.ucoz.ru - Шаблон презентации.
-
drofa.ru - Электронное приложение к учебнику.