- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по математике 2 класс Гармония
Рабочая программа по математике 2 класс Гармония
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Власова О.Г. |
Дата | 26.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка Рабочая программа для 2 класса по курсу «Математика» образовательной области «Математика» разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, авторской программы Н.Б. Истоминой (издательство: Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013 год), утвержденной МО РФ в соответствии с Основной образовательной программой Муниципального бюджетного образовательного учреждения Новонукутская средняя общеобразовательная школа. . Программа соответствует учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации. Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект «Гармония», включающий:
- Математика: учебник для 2 класса / Н.Б. Истомина. - Смоленск: Ассоциация XXI век,
2012. - Математика: рабочая тетрадь для 2 класса: в 2 ч. / Н.Б. Истомина. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
- Математика: Учимся решать комбинаторные задачи: тетрадь к учебнику для
1-2 классов общеобразовательных учреждений / Н.Б. Истомина, Е.П. Виноградова. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012. - Математика: контрольные работы к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений / Н.Б. Истомина, Г.Г. Шмырева. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
- Тестовые задания по математике. 2 класс/ Н.Б. Истомина, О.П. Горина. - Смоленск:
Ассоциация XXI век, 2012.
- формирование познавательного интереса к учебному предмету «Математика», учитывая потребности детей в познании окружающего мира и научные данные о центральны) психологических новообразованиях младшего школьного возраста, формируемых на данной ступени обучения: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, с опорой на наглядно-образное и предметно-действенное мышление;
- развитие пространственного воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности; формирование умений: строить рассуждения, аргументировать высказывания, различать обоснованные и необоснованные суждения, выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять анализ различных математических объектов, выделяя их существенные и несущественные признаки;
- овладение в процессе усвоения предметного содержания обобщенными видами деятельности: анализировать, сравнивать, классифицировать математические объекты (числа, величины, числовые выражения), исследовать их структурный состав (многозначные числа, геометрические фигуры), описывать ситуации с использованием чисел и величин, моделировать математические отношения и зависимости, прогнозировать результат вычислений, контролировать правильность и полноту выполнения алгоритмов арифметических действий, использовать различные приемы проверки нахождения значения числового выражения (с опорой на правила, алгоритмы, прогнозирование результата), планировать решение задачи, объяснять (пояснять, обосновывать) свой способ действия, описывать свойства геометрических фигур, конструировать и изображать их модели и пр.
График проведения контрольно-измерительных работ
Период обучения
Количество часов
Диагностический материал 1 четверть 36 часов Контрольных работ - 3 Самостоятельных работ - 2 2 четверть 28 часов Контрольных работ - 2 Самостоятельных работ -1 3 четверть 40 часов Контрольных работ - 3 Самостоятельных работ - 2 4 четверть 32 часа Контрольных работ - 2 Итого: 136 часов (4 часа в неделю) Контрольных работ -10 Самостоятельных работ - 5 В зависимости от этапа обучения используются три вида оценивания: текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, тематическое и итоговое оценивание. Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умений и навыков. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся, формируемых на уроках математики (наблюдение, сопоставление, установление взаимосвязей и т.д.). Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению. Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Тематическое оценивание в конце изучения тематических блоков курса «Математика» является важным звеном процесса обучения, так как даёт возможность учащимся подготовиться, при необходимости пересдать материал и таким образом исправить полученную ранее отметку. Формой тематического контроля в конце изучения каждого тематического блока является выполнение самостоятельных заданий. Тематический контроль "по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу. Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения четыре раза в год: в конце первой, второй, третьей и четвертой четверти учебного года. В основе оценивания письменных работ по математике лежат правильность выполнения и объем выполненного задания. В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.
Требования к уровню подготовки учащихся Знания, обязательные для выпускника 2 класса:
- названия разрядов чисел;
- переместительное и сочетательное свойства сложения;
- названия компонентов сложения и вычитания;
- табличные случаи умножения на 2, 3, 4, 5; 6, 7, 8, 9;
- названия числовых выражений;
- правило перестановки множителей в произведении;
- порядок выполнения действий в числовых выражениях без скобок;
- названия геометрических фигур (угол, треугольник, прямоугольник, квадрат и т.д.);
- названия единиц измерения времени.
- устно выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток;
- письменно выполнять сложение и вычитание в пределах 100;
- осуществлять проверку сложения вычитанием, вычитания сложением;
- выполнять арифметические действия с числом 0;
- вычислять значения выражений из 2-3 действий;
- вычитать и складывать однозначные и двузначные числа с переходом в другой разряд;
- сравнивать значения числовых выражений;
- решать простые текстовые задачи в одно действие на умножение и деление
Планируемые результаты освоения предмета В результате изучения курса математики по данной программе к концу второго класса у обучающихся будут сформированы математические (предметные) знания, умения, навыки представления, предусмотренные программой курса, а также личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные результаты У второклассников будут формироваться:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;
- готовность целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни,
- способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
- внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения (преобладание учебно-познавательных мотивов);
- устойчивого познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты изучения курса Регулятивные универсальные учебные действия Второклассник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии.
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение.
- выражать в речи свои мысли и действия;
- строить понятные для партнера высказывания с учетом того, что партнер видит и знает, а что нет;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия.
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Предметные результаты
Числа и величины Второклассник научится:
- читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в соответствии с программным материалом;
- устанавливать закономерность (правило, по которому составлена числовая последовательность) и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц);
- группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
- читать и записывать величины (массу, время, длину), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм - грамм; год - месяц - неделя
- сутки - час - минута - секунда; метр - дециметр - сантиметр), сравнивать названные величины, выполнять с ними арифметические действия.
- выполнять устно сложение, вычитание однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1);
- выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
- вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 арифметических действия (со скобками и без скобок).
- выполнять действия с величинами;
- использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
- проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия).
- оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
- Второклассник получит возможность научиться:
- находить разные способы решения задач;
- решать логические и комбинаторные задачи, используя рисунки.
- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
- выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника.
- распознавать плоские и кривые поверхности;
- распознавать плоские геометрические фигуры.
- Пространственные отношения. Геометрические величины
- измерять длину отрезка;
- оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Тема урока
Тип урока
Возможные виды деятельности
учащихся/возможные формы контроля
Планируемые результаты обучения
Дата
Освоение предметных знаний (базовые понятия)
Универсальные
учебные действия план факт
1
Число и цифра. Состав чисел в пределах 10.
Повторение понятий «число» и «цифра», состава каждого числа в пределах 10. Выявление умения переводить вербальную модель в предметную.
Знание состава чисел первого десятка, последовательности чисел в пределах 100. Умение читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100; пользоваться изученной математической терминологией.
Моделировать ситуацию, используя условные обозначения.
Анализировать выражения, составленные по определенному правилу.
Записывать выражения по определенному правилу.
2
Единицы длины и их соотношение (1 дм=10 см). Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода в другой разряд. Подготовка к решению задач.
Повторение единиц длины и их соотношений (1 дм = 10 см); названий компонентов и результатов действий сложения и вычитания. Выявление умения складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода в другой разряд. Работа по подготовке к решению задач.
Знание названий единиц длины и их соотношений. Умение переводить из одной единицы длины в другую; читать, записывать, складывать, вычитать и сравнивать числа в пределах 100; пользоваться изученной математической терминологией.
Разбивать данные числа на две группы по определённому признаку.
Вставлять в данные неравенства и равенства пропущенные знаки арифметических действий, цифры.
Использовать различные способы доказательств истинности утверждений.
3
Название компонентов и результатов действий сложения и вычитания.
Совершенствование навыков табличного сложения и соответствующих случаев вычитания, умения складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода в другой разряд. Повторение названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания.
Знание названий компонентов и результатов сложения и вычитания, правил сложения и вычитания чисел без перехода в другой разряд, таблицы сложения и вычитания однозначных чисел. Умение выполнять сложение и вычитание чисел без перехода в другой разряд.
Соотносить рисунки с равенствами на сложение и вычитание.
Составлять равенства на сложение и вычитание, пользуясь предметной моделью.
Соотносить графическую и символическую модели, пользуясь словами «целое», «часть», «отрезок» «мерка».
4
Моделирование. Логические рассуждения. Линейка. Циркуль. Вычислительные умения и навыки.
Совершенствование вычислительных умений и навыков и умения пользоваться циркулем и линейкой для построения суммы и разности отрезков.
Умение пользоваться линейкой и циркулем для построения, измерения и сравнения отрезков.
Сравнивать длину предметов с помощью циркуля, с помощью линейки.
Измерять длину отрезков.
Строить отрезки заданной длины (в сантиметрах, дециметрах, миллиметрах).
5
Вычислительные умения и навыки. Действия с величинами. Поиск закономерностей. Самоконтроль.
Совершенствование навыков табличного сложения и соответствующих случаев вычитания, умения складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода в другой разряд.
Знание правил сложения и вычитания чисел без перехода в другой разряд, таблицы сложения и вычитания однозначных чисел. Умение выполнять сложение и вычитание чисел без перехода в другой разряд.
Выбирать рисунки, соответствующие ряду числовых выражений.
Выбирать наименьшее (наибольшее) из данных однозначных чисел.
6
Входная контрольная работа №1.
Проверка усвоения нумерации двузначных чисел; состава чисел в пределах 10.
Умение выполнять вычисления на повторение; проверять правильность выполненных вычислений.
Действовать по самостоятельно составленному плану. Анализировать выполнение работы.
7
Работа над ошибками. Схема. Знаково-символическая модель.
Совершенствование вычислительных умений и навыков и умения сравнивать длины отрезков, используя знание о соотношении единиц длины (1 дм = 10 см).
Знание единиц измерения длины. Умение сравнивать длины отрезков, используя знание о соотношении единиц длины; складывать и отнимать двузначные числа без перехода через разряд.
Сравнивать длину предметов с помощью циркуля, с помощью линейки.
Записывать результаты сравнения величин с помощью знаков >,<<,=.
Увеличивать (уменьшать) длину отрезка в соответствии с данным требованием.
8
Вычислительные навыки и умения. Числовой луч. Схема.
Совершенствование вычислительных умений и навыков и умения сравнивать величины.
Знание правил сложения и вычитания чисел без перехода в другой разряд, таблицы сложения и вычитания однозначных чисел.
Анализировать различные варианты выполнения заданий, корректировать их.
9
Вычислительные умения и навыки. Закономерность. Схема. Сравнение длин отрезков.
Совершенствование вычислительных умений и навыков и умения сравнивать длины отрезков.
Знание правил сложения и вычитания чисел без перехода в другой разряд, таблицы сложения и вычитания однозначных чисел. Умение выполнять сложение и вычитание чисел без перехода в другой разряд.
Сравнивать длину предметов с помощью циркуля, с помощью линейки.
Определять соотношение единиц длины, используя линейку как инструмент для измерения длины отрезков.
Обобщать приём сложения (вычитания) десятков («круглых» двузначных чисел).
10
Сравнение длин отрезков. Схема. Вычислительные умения и навыки. Основание для классификации объектов.
Совершенствование вычислительных умений и навыков и умения сравнивать длины отрезков.
Знание правил сложения и вычитания чисел без перехода в другой разряд, таблицы сложения и вычитания однозначных чисел. Умение выполнять сложение и вычитание чисел без перехода в другой разряд.
Сравнивать длину предметов с помощью циркуля, с помощью линейки.
Определять соотношение единиц длины, используя линейку как инструмент для измерения длины отрезков.
Обобщать приём сложения (вычитания) десятков («круглых» двузначных чисел).
11
Контрольная работа №2, №3 (объединить)
Проверка сформированности умений складывать и вычитать числа без перехода в другой разряд; усвоения единиц длины и соотношений между ними.
Умение применять на практике полученные знания.
Использовать свои знания для нахождения верного решения.
12
Вычислительные умения и навыки. Классификация. Сравнение величин.
Совершенствование вычислительных умений и навыков и умения сравнивать длины отрезков.
Знание правил сложения и вычитания чисел без перехода в другой разряд, таблицы сложения и вычитания однозначных чисел. Умение выполнять сложение и вычитание чисел без перехода в другой разряд.
Определять соотношение единиц длины, используя линейку как инструмент для измерения длины отрезков.
Обобщать приём сложения (вычитания) десятков («круглых» двузначных чисел).
13
Дополнение двузначного числа до «круглого». Классификация. Продуктивное повторение.
Формирование умения дополнять любое двузначное число до «круглых» десятков.
Знание понятия «круглые числа», способа дополнения двузначных чисел до «круглых» десятков, таблицы сложения и вычитания однозначных чисел. Умение дополнять двузначные числа до «круглых» десятков.
Наблюдать изменение в записи двузначного числа при его увеличении (уменьшении) на несколько единиц, используя предметные модели и калькулятор.
Выявлять закономерность в записи ряда чисел.
Группировать числа, пользуясь переместительным свойством сложения.
14
Сложение и вычитание величин. Вычитание однозначного числа из «круглого». Продуктивное повторение.
Совершенствование умения складывать и вычитать величины, используя знания о соотношении единиц длины (1 дм = 10 см). Обсуждение приёмов вычитания однозначных чисел из «круглых» десятков.
Знание приема сложения и вычитания величин. Умение выполнять сложение и вычитание величин; пользоваться изученной математической терминологией; выполнять устные вычисления с однозначными и двузначными числами.
Выбирать из данных чисел те, с которыми можно составить верные равенства.
Выбирать выражения, соответствующие данному рисунку (предметной модели), и объяснять, что обозначает каждое число в выражении.
Записывать любое двузначное число в виде суммы разрядных слагаемых.
15
Вычитание однозначного числа из «круглого».
Формирование умения вычитать из круглого числа однозначное, используя знания о соотношении единиц длины.
Знание приема вычитания однозначных чисел из «круглых» десятков. Умение выполнять вычитание вида
«40 - 6»; пользоваться изученной математической терминологией.
Выявлять (обобщать) правило, по которому составлены пары выражений.
Обозначать данное количество предметов отрезком.
Располагать данные двузначные числа в порядке возрастания (убывания).
16
Подготовка к решению задач. Выбор схемы. Продуктивное повторение.
Знакомство со схемой. Подготовка к решению текстовых задач. Совершенствование вычислительных умений.
Умение оформлять схематическую запись задачи; решать текстовые задачи арифметическим способом; отличать задачи от рассказа; преобразовывать задачи с лишними и избыточными данными.
Выявлять закономерность в записи числового ряда.
Выбирать предметную, графическую или символическую модель, которая соответствует данной ситуации.
Моделировать ситуацию, данную в виде текста.
17
Схема. Сравнение величин. Совершенствование вычислительных навыков.
Знакомство со схемой. Подготовка к решению текстовых задач. Совершенствование вычислительных умений.
Умение оформлять схематическую запись задачи; решать текстовые задачи арифметическим способом; отличать задачи от рассказа; преобразовывать задачи с лишними и избыточными данными.
Выявлять закономерность в записи числового ряда.
Выбирать предметную, графическую или символическую модель, которая соответствует данной ситуации.
Моделировать ситуацию, данную в виде текста.
18
Комбинаторные и логические задачи.
1
Подготовка к решению текстовых задач.
Умение оформлять схематическую запись задачи; решать текстовые задачи арифметическим способом; отличать задачи от рассказа
Моделировать ситуацию, данную в виде текста.
19
Контрольная работа № 4.
Проверка сформированное умений складывать и вычитать числа без перехода в другой разряд; усвоения единиц длины и соотношений между ними (1 дм = 10 см).
Знание соотношений единиц длины, правил сложения и вычитания без перехода в другой разряд. Умение применять свои знания на практике.
Действовать по самостоятельно составленному плану. Анализировать выполнение работы.
20
Работа над ошибками. Сложение однозначных чисел с переходом в другой разряд.
Анализ контрольной работы, исправление ошибок, закрепление материала.
Знакомство с приёмом сложения однозначных чисел с переходом в другой разряд.
Умение проверять правильность выполненных вычислений; выполнять работу над ошибками.
Знание приема сложения однозначных чисел с переходом через разряд, таблицы сложения и вычитания однозначных чисел. Умение пользоваться изученной математической терминологией; выполнять устные вычисления с однозначными и двузначными числами с переходом в другой разряд; выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел).
Анализировать и оценивать свои достижения и трудности.
Соотносить рисунки с равенствами на сложение и вычитание.
Моделировать ситуацию, используя условные обозначения. Составлять равенства на сложение и вычитание, пользуясь предметной моделью.
21
Состав числа 11. Моделирование. Анализ и сравнение выражений. Числовой луч.
Создание дидактических условий для непроизвольного запоминания числа 11. Числовой луч.
Знание случаев сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через разряд. Умение выполнять сложение и вычитание однозначных чисел через разряд, основанные на знании состава числа 11.
Выявлять правило, по которому составлена таблица, и составлять по этому правилу равенства.
Дополнять равенства пропущенными в них цифрами, числами, знаками.
22
Состав числа 11 и соответствующие случаи вычитания.
Запоминание числа 11 и рассматривание соответствующих случаев вычитания.
Умение выполнять сложение и вычитание однозначных чисел через разряд, основанные на знании состава числа 11.
Анализировать различные варианты выполнения заданий, корректировать их.
23
Взаимосвязь
компонентами результата сложения.
Обобщение знаний учащихся о взаимосвязи компонентов и результата сложения.
Знание названий компонентов и результата сложения, состава числа 11.
Конструировать простейшие высказывания с помощью логических связок «... и/или..», «если..., то...».
24
Состав числа 12 и соответствующие случаи вычитания.
Обсуждение состава числа 12 и соответствующих случаев вычитания. Запоминание состава числа 12. Рассмотрение взаимосвязи компонентов и результатов действий сложения и вычитания.
Знание случаев сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через разряд, состава числа 12. Умение выполнять сложение и вычитание однозначных чисел через разряд, основанные на знании состава числа 12.
Выявлять правило, по которому составлена таблица, и составлять по этому правилу равенства.
Дополнять равенства пропущенными в них цифрами, числами, знаками.
25
План действий. Анализ схемы. Анализ рисунка.
Обсуждение плана действий при выполнении заданий, анализ схемы, рисунка.
Умение пользоваться изученной математической терминологией
Анализировать различные варианты выполнения заданий, корректировать их., составлять план действий.
26
Формирование табличных навыков. Состав числа 13 и соответствующие случаи вычитания.
Усвоение состава чисел 11, 12, 13. Запоминание состава числа 13.
Знание состава чисел 11, 12, 13. Умение выполнять сложение и вычитание однозначных чисел через разряд, основанные на знании состава чисел 11, 12, 13.
Конструировать простейшие высказывания с помощью логических связок «... и/или..», «если..., то...», «неверно, что...».
Анализировать различные варианты выполнения заданий, корректировать их.
27
Составление плана действий. Устные вычисления.
Обсуждение плана действий при выполнении заданий, анализ схемы, рисунка.
Знание случаев сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через разряд. Умение выполнять сложение и вычитание однозначных чисел через разряд, основанные на знании состава числа 13.
Выявлять правило, по которому составлена таблица, и составлять по этому правилу равенства. Дополнять равенства пропущенными в них цифрами, числами, знаками.
28
Состав числа 14.
Рассмотрение состава числа 14. Совершенствование вычислительных навыков и умений.
Знание случаев сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через разряд. Умение выполнять сложение и вычитание однозначных чисел через разряд, основанные на знании состава числа 14.
Выявлять правило, по которому составлена таблица, и составлять по этому правилу равенства.
Дополнять равенства пропущенными в них цифрами, числами, знаками.
29-
30
Состав числа 14 и соответствующие случаи вычитания.
Создание дидактических условий для непроизвольного усвоения состава числа 14. Подготовка учащихся к решению задач. Запоминание состава числа 14 и соответствующих случаев вычитания.
Знание случаев сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через разряд, состава числа 14. Умение выполнять сложение и вычитание однозначных чисел через разряд, основанные на знании состава числа 14.
Конструировать простейшие высказывания с помощью логических связок «... и/или..», «если..., то...», «неверно, что...».
Анализировать различные варианты выполнения заданий, корректировать их.
31
Состав числа 15.
Запоминание числа 15. Подготовка учащихся к решению задач.
Знание случаев сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через разряд. Умение выполнять сложение и вычитание однозначных чисел через разряд, основанные на знании состава числа 15.
Выявлять правило, по которому составлена таблица, и составлять по этому правилу равенства.
Дополнять равенства пропущенными в них цифрами, числами, знаками.
32- 33
Состав числа 15 и соответствующие случаи вычитания
Таблица сложения в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания; знание математической терминологии.
Знание состава чисел второго десятка. Умение применять свои знания на практике.
Действовать по самостоятельно составленному плану. Анализировать выполнение работы.
33
Контрольная работа.
Анализ контрольной работы, исправление ошибок, закрепление материала.
Умение проверять правильность выполненных вычислений; выполнять работу над ошибками.
Анализировать и оценивать свои достижения и трудности.
34
Работа над ошибками.
Совершенствование вычислительных навыков и умений. Продолжить работу по подготовке учащихся к решению задач.
Знание случаев сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через разряд, состава числа 15. Умение выполнять сложение и вычитание однозначных чисел через разряд, основанные на знании состава числа 15.
Выявлять правило (закономерность), по которому составлены числа в ряду, и продолжать запись чисел данного ряда по тому же правилу.
Моделировать ситуации, содержащие отношения «меньше на...», «больше на...».
35-
36
Состав чисел 16, 17, 18 и соответствующие случаи вычитания. Подготовка к решению задач.
Запоминание чисел 16, 17, 18. Рассмотрение соответствующих случаев вычитания. Подготовка детей к решению задач.
Умение выполнять сложение и вычитание однозначных чисел через разряд, основанные на знании состава чисел 16, 17, 18.
Выявлять правило, по которому составлена таблица, и составлять по этому правилу равенства.
Дополнять равенства пропущенными в них цифрами, числами, знаками.
37-
38
Сочетательное свойство сложения. Скобки.
Знакомство с сочетательным свойством сложения и со скобками - знаками, которые используются в математике при записи выражений. Совершенствование вычислительных навыков и умений.
Умение пользоваться изученной математической терминологией; выполнять устные вычисления с однозначными и двузначными числами, используя сочетательное свойство сложения; выполнять письменные вычисления.
Использовать различные способы доказательств истинности утверждений.
Анализировать различные варианты выполнения заданий, корректировать их.
39
Структура задачи. Запись ее решения. Взаимосвязь условия и вопроса задачи.
Формирование у учащихся представлений о структуре задачи, знакомство с записью её решения. Совершенствование вычислительных навыков и умений.
Знание понятия «задача», её структуры, основных частей, способов записи условия задачи. Умение оформлять запись задачи; решать текстовые задачи арифметическим способом; отличать их от рассказа, преобразовывать с лишними и избыточными данными; находить в задаче вопрос, решение, ответ.
Преобразовывать графическую модель в символическую.
Записывать равенства, соответствующие предметной модели.
40
Анализ и сравнение текстов задач.
Усвоение структуры задачи и записи её решения. Формирование умения устанавливать взаимосвязь условия и вопроса задачи, анализировать и сравнивать тексты задач.
Знание структуры задачи, основных частей, способов записи условия задачи. Умение оформлять запись, решать текстовые задачи арифметическим способом; находить в них вопрос, решение, ответ; сравнивать тексты задач.
Записывать равенства, соответствующие графической модели. Выбирать из данных выражений те, которые соответствуют предметной модели, и находить их значения.
41
Анализ решения задачи.
Формирование умения читать текст задачи и устанавливать связь между условием и вопросом. Совершенствование вычислительных умений и навыков.
Знание структуры задачи, основных частей, способов записи условия задачи. Умение оформлять запись задачи, выявлять взаимосвязь между условием и вопросом; решать текстовые задачи арифметическим способом, находить в них вопрос, решение, ответ; сравнивать тексты задач.
Находить информацию (в рисунках, таблицах) для ответа на поставленный вопрос.
42
Постановка вопросов к условию. Выбор схемы к данному условию задачи.
Формирование умения решать задачи. Повторение понятий «меньше на...», «больше на...»
Знание структуры, основных частей задачи, способов записи ее условия. Умение читать текст задач, находить вопрос, решение, ответ; сравнивать тексты задач, оформлять запись; решать текстовые задачи арифметическим способом; отличать их от рассказа; выбирать схему к условию задачи, моделировать текст с помощью отрезков.
Слушать ответы одноклассников и принимать участие в их обсуждении, корректировать неверные ответы.
43
Решение задач.
Формирование умения решать задачи и повторение ранее усвоенных понятий (неравенства, разностное сравнение). Совершенствование вычислительных умений и навыков.
Знание структуры, основных частей задачи, способов записи ее условия. Умение читать текст задач, находить вопрос, решение, ответ; сравнивать тексты задач, оформлять запись; решать текстовые задачи арифметическим способом; выбирать схему к условию задачи, моделировать текст с помощью отрезков.
Выбирать выражения, соответствующие данному условию, и вычислять их значения.
44
Построение схемы по данному условию задачи
Формирование умения решать задачи, используя приёмы: выбор схемы, объяснение выражений, составленных по условию задачи, и переформулировка вопроса задачи.
Знание структуры, основных частей задачи, способов записи ее условия. Умение читать текст задач, находить вопрос, решение, ответ; оформлять запись; решать текстовые задачи арифметическим способом; преобразовывать задачи с лишними и избыточными данными; выбирать схему к условию задачи
Находить на схеме отрезок, соответствующий данному выражению.
Изображать в виде схемы данную ситуацию.
Пояснять схему, соответствующую данной ситуации.
45- 46
Решение задач. Приемы выбора схемы, объяснение выражений, переформулировка вопроса задачи.
Знакомство с задачей, способом решения которой является схема.
Знание приемов выбора схемы задачи. Умение читать текст задач, находить вопрос, решение, ответ; оформлять запись; решать текстовые задачи арифметическим способом; преобразовывать задачи с лишними и избыточными данными; выбирать схему к условию задачи, моделировать текст с помощью отрезков.
Выбирать предметную, графическую или символическую модель, которая соответствует данной ситуации.
Моделировать ситуацию, данную в виде текста.
Записывать равенства, соответствующие данным рисункам.
Контрольная работа №6 (решение задач).
Проверка сформированности умения решать задачи.
Знание основных частей задачи, способов её схематической записи. Умение составлять схемы и решать задачи.
Действовать по самостоятельно составленному плану. Анализировать выполнение работы.
47
Знакомство с углом. Сравнение углов по величине. Угольник.
Знакомство с геометрической фигурой, которая называется «угол». Формирование представлений о плоском прямом угле, о равных углах. Знакомство с угольником.
Знание понятий: «угол», «виды углов», «стороны и величины угла». Умение распознавать геометрические фигуры на чертеже; пользоваться изученной математической терминологией.
Намечать самостоятельно пути решения.
Анализировать и изображать в виде схемы заданную ситуацию.
48-49
Острый и тупой угол. Сравнение углов по величине. Прямой угол. Угольник.
Формирование представлений об острых и тупых углах. Обсуждение построения острых, тупых, прямых углов.
Знание понятий: «угол», «виды углов», «стороны и величины угла». Умение сравнивать углы наложением; распознавать геометрические фигуры.
Планировать последовательность действий в речевой форме, ориентируясь на вопрос.
50-
51
Многоугольник, прямоугольник, квадрат.
Уточнение представлений о многоугольнике, прямоугольнике и квадрате.
Умение узнавать на чертеже прямоугольники, квадраты; чертить с помощью линейки прямоугольник, квадрат с заданными длинами сторон, измерять длину заданного отрезка; распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку.
Слушать ответы одноклассников и принимать участие в их обсуждении, корректировать неверные ответы.
52
Подготовка к знакомству с приемом сложения двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд.
Подготовка к знакомству с приемом сложения двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд.
Умение пользоваться изученной математической терминологией; выполнять прием прибавления по частям к двузначному числу однозначного с переходом через разряд.
Наблюдать изменение в записи двузначного числа при его увеличении на несколько десятков (единиц), используя предметные модели и калькулятор.
53
Сложение двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд.
Формирование умения складывать двузначные и однозначные числа с переходом в другой разряд и умения решать задачи.
Знание приемов сложения двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд. Умение выполнять прием прибавления по частям к двузначному числу однозначного с переходом через разряд.
Обобщать приём сложения. Выявлять закономерность в записи ряда чисел.
54
Совершенствование вычислительных умений.
Совершенствование вычислительных умений.
Умение пользоваться изученной математической терминологией; выполнять письменные приемы сложения и вычитания двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд; решать текстовые задачи арифметическим способом.
Группировать числа, пользуясь переместительным свойством сложения.
Использовать приём сложения по частям.
55
Решение задач. Вычислительные навыки и умения.
Совершенствование умения решать задачи; вычислительных навыков и умений.
Знание приемов сложения двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд, структуры, основных частей задачи. Умение выполнять письменные приемы сложения и вычитания двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд; решать текстовые задачи арифметическим способом.
Записывать любое двузначное число в виде суммы разрядных слагаемых.
Выявлять (обобщать) правило, по которому составлены пары выражений.
Обозначать данное количество предметов отрезком.
56
Решение задач.
Совершенствование вычислительных навыков и умений.
Совершенствование умений решать задачи и вычислительных умений.
Умение выполнять письменные приемы сложения и вычитания двузначных и однозначных чисел е переходом в другой разряд; решать текстовые задачи.
Выбирать предметную, графическую или символическую модель, которая соответствует ситуации.
Моделировать ситуацию, данную в виде текста.
57
Контрольная работа №7 (вычислительные умения и навыки)
Проверка навыков сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания; умения складывать двузначные и однозначные числа с переходом в другой разряд.
Знание табличных случаев сложения и вычитания. Умение складывать двузначные и однозначные числа с переходом в другой разряд.
Действовать по самостоятельно составленному плану. Анализировать выполнение работы.
58
Вычитание из двузначного числа однозначного с переходом в другой разряд.
Знакомство с приёмом вычитания из двузначного числа однозначного с переходом в другой разряд. Формирование умений вычитать однозначное число из двузначного с переходом в другой разряд
Умение выполнять письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел; решать арифметическим способом задачи и выражения изученных видов, задачи, содержащие косвенный вопрос.
Наблюдать изменение в записи двузначного числа при его уменьшении на несколько десятков (единиц), используя предметные модели и калькулятор.
59
Сравнение текстов задач.
Совершенствование вычислительных навыков и умений. Формирование умения решать задачи.
Умение решать арифметическим способом задачи и выражения изученных видов, задачи, содержащие косвенный вопрос.
Сравнивать и обобщать информацию, представленную с помощью предметных, вербальных, графических и символических моделей.
60
Поиск закономерности в записи ряда чисел
Совершенствование навыков поиска закономерности в записи ряда чисел
Умение выполнять письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел; решать арифметическим способом задачи и выражения изученных видов, задачи, содержащие косвенный вопрос.
Группировать числа, пользуясь переместительным свойством сложения.
Использовать приём сложения по частям.
61
Решение задач разными способами
Проверка сформированности умения решать задачи.
Умение применять на практике полученные знания.
Использовать свои знания для принятия верного решения.
62
Контрольная работа №8 (решение задач)
Анализ контрольной работы, исправление ошибок, закрепление материала.
Умение проверять правильность выполненных вычислений; выполнять работу над ошибками.
Анализировать и оценивать свои достижения и трудности.
63
Работа над ошибками.
Совершенствование вычислительных навыков и умений; формирование умения решать задачи.
Умение выполнять письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел; решать арифметическим способом задачи и выражения изученных видов, задачи, содержащие косвенный вопрос.
Анализировать и оценивать свои достижения и трудности. Конструировать простейшие высказывания с помощью логических связок «... и/или..», «если..., то...», «неверно, что...».
64
Устные вычисления. Решение задач.
Формирование вычислительных умений и навыков и умения решать задачи.
Умение выполнять устные вычисления с однозначными и двузначными числами; выполнять письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел; выполнять вычисления с нулем; решать текстовые задачи арифметическим способом; проверять правильность выполненных вычислений.
Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану.
65
Формирование вы
числительных умений и навыков. Решение задач.
Формирование вычислительных умений и навыков и умения решать задачи.
Знание приемов вычитания двузначных чисел с переходом в другой разряд, таблицы сложения и вычитания однозначных чисел. Умение выполнять письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел; решать текстовые задачи арифметическим способом.
Выбирать предметную, графическую или символическую модель, которая соответствует ситуации.
Использовать схему для решения простейших логических задач.
66
Периметр прямоугольника. Решение задач.
Формирование вычислительных умений и навыков и умения решать задачи на нахождение периметра прямоугольника.
Умение решать текстовые задачи на нахождение периметра прямоугольника.
Анализировать различные варианты выполнения заданий, корректировать их.
67-
68
Решение задач. Выбор схемы.
Совершенствование вычислительных умений и навыков, умения решать задачи.
Умение решать текстовые задачи арифметическим способом; проверять правильность выполненных вычислений.
Сравнивать и обобщать информацию, представленную с помощью предметных, вербальных, графических и символических моделей.
69
Знакомство с приёмом сложения двузначных чисел с переходом в другой разряд.
Знакомство с приёмом сложения двузначных чисел с переходом в другой разряд. Совершенствование вычислительных умений.
Знание приемов сложения двузначных чисел с переходом в другой разряд, структуры и основных частей задачи. Умение выполнять сложение двузначных чисел с переходом в другой разряд; решать текстовые задачи арифметическим способом.
Вступать в диалог с одноклассниками и учителем, высказывать своё мнение, аргументировать его.
70
Сложение двузначных чисел с переходом в другой разряд. Решение задач.
Формирование умения решать задачи; совершенствование устных вычислительных умений. Формирование умений складывать двузначные числа с переходом в другой разряд.
Знание приемов сложения двузначных чисел с переходом в другой разряд. Умение выполнять сложение двузначных чисел с переходом в другой разряд; решать текстовые задачи арифметическим способом.
Анализировать различные варианты выполнения заданий, корректировать их.
Конструировать простейшие высказывания с помощью логических связок «... и/или..», «если..., то...», «неверно, что...».
71-
72
Решение задач разными арифметическими способами.
Совершенствование умения решать задачи.
Умение решать текстовые задачи арифметическим способом.
Намечать самостоятельно пути решения.
Анализировать и изображать в виде схемы заданную ситуацию.
73-
76
Совершенствование вычислительных умений. Решение задач.
Совершенствование вычислительных умений (сложение двузначных чисел с переходом в другой разряд) и умения выбирать схему, которая соответствует условию задачи.
Умение выполнять сложение двузначных чисел с переходом в другой разряд, знать приёмы сложения и вычитания по частям.
Намечать самостоятельно пути решения.
Анализировать и изображать в виде схемы заданную ситуацию.
77
Контрольная работа № 9-10 (объединить).
Проверка умения складывать и вычитать двузначные и однозначные числа; усвоения математической терминологии.
Знание табличных случаев сложения и вычитания двузначных и однозначных чисел. Умение складывать двузначные и однозначные числа с переходом в другой разряд.
Действовать по самостоятельно составленному плану. Анализировать выполнение работы.
78
Работа над ошибками.
Анализ контрольной работы, исправление ошибок, закрепление материала.
Умение проверять правильность выполненных вычислений; выполнять работу над ошибками.
Анализировать и оценивать свои достижения и трудности.
79
Сотня как счётная единица. Структура трёхзначного числа.
Знакомство с новой счётной единицей (сотней), со структурой трёхзначного числа (единицы, десятки, сотни), с соотношением разрядных единиц, названиями сотен.
Знание названий разрядов трехзначных чисел, разрядного состава трехзначных чисел. Умение пользоваться изученной математической терминологией; выполнять устные вычисления с однозначными, двузначными и трехзначными числами; решать текстовые задачи арифметическим способом.
Анализировать ситуации с точки зрения различных отношений.
Использовать логические выражения, содержащие связки: «если..., то...», «неверно, что...».
80-
81
Анализ, чтение и запись трёхзначных чисел.
Формирование умения читать и записывать трёхзначные числа. Совершенствование умения читать и записывать трёхзначные числа и умения решать задачи.
Знание названий разрядов, правил записи и чтения трехзначных чисел, последовательности чисел в пределах 1000. Умение читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000; пользоваться изученной математической терминологией; решать текстовые задачи арифметическим способом.
Намечать самостоятельно пути решения.
Анализировать и изображать в виде схемы заданную ситуацию.
82
Сравнение трёхзначных чисел.
Знакомство с записью трёхзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых и сравнение трёхзначных чисел.
Знание названий разрядов, правил записи и чтения трехзначных чисел, последовательности чисел в пределах 1000, разрядного состава трехзначных чисел.
Устанавливать соответствие между вербальной, предметной и символической моделями числа.
Выбирать символическую модель числа по данной предметной и вербальной модели.
83
Числовая последовательность. Решение задач.
Совершенствование умения читать и записывать трёхзначные числа. Повторение взаимосвязи компонентов и результата сложения.
Умение читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000; пользоваться изученной математической терминологией; выполнять устные вычисления с однозначными, двузначными и трехзначными числами; решать текстовые задачи арифметическим способом.
Анализировать различные варианты выполнения заданий, корректировать их.
84
Разбиение трёхзначных чисел на группы.
Совершенствование умения читать и записывать трёхзначные числа. Повторение взаимосвязи компонентов и результата сложения.
Умение читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000; пользоваться изученной математической терминологией; выполнять устные вычисления с однозначными, двузначными и трехзначными числами.
Анализировать различные варианты выполнения заданий, корректировать их.
85
Неравенства. Десятичный состав трёхзначных чисел.
Совершенствование навыков чтения и записи трёхзначных чисел; умения складывать и вычитать двузначные числа.
Умение читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000; пользоваться изученной математической терминологией; выполнять устные вычисления с однозначными, двузначными и трехзначными числами.
Планировать последовательность действий в речевой форме, ориентируясь на вопрос.
86
Решение задач. Чтение и запись трёхзначных чисел.
Совершенствование умения решать задачи; навыков чтения и записи трёхзначных чисел; умения складывать и вычитать двузначные числа.
Умение читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000; пользоваться изученной математической терминологией; выполнять устные вычисления с однозначными, двузначными и трехзначными числами; решать текстовые задачи арифметическим способом.
Планировать последовательность действий в речевой форме, ориентируясь на вопрос.
87
Чтение и запись трёхзначных чисел. Сложение и вычитание двухзначных чисел с переходом в другой разряд.
Совершенствование умения складывать и вычитать двузначные числа с переходом в другой разряд и навыков чтения и записи трёхзначных чисел.
Умение читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000; складывать и вычитать двузначные числа с переходом в другой разряд; решать текстовые задачи арифметическим способом.
Находить информацию (в рисунках, таблицах) для ответа на поставленный вопрос.
88
Контрольная работа № 11,№12(объединить).
Проверка сформированности умения решать задачи.
Знание основных частей задачи. Умение схематически отображать краткую запись условия и решать задачи.
Действовать по самостоятельно составленному плану. Анализировать выполнение работы.
89
Работа над ошибками.
Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100. Решение задач.
Анализ контрольной работы, исправление ошибок, закрепление материала. Совершенствование умений: решать задачи, складывать и вычитать числа в пределе 100, читать и записывать трёхзначные числа.
Умение проверять правильность выполненных вычислений; выполнять работу над ошибками. Умение читать, записывать числа в пределах 1000; складывать и вычитать двузначные числа с переходом в другой разряд; решать текстовые задачи арифметическим способом.
Анализировать и оценивать свои достижения и трудности. Преобразовывать графическую модель в символическую.
Записывать равенства, соответствующие предметной модели.
90
Сравнение длин. Соотношение единиц длины(дециметр, сантиметр, миллиметр)
Знакомство с единицами длины: дециметр, сантиметр, миллиметр.
Умение чертить с помощью линейки отрезок заданной длины, измерять длину заданного отрезка; распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки); сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах.
Моделировать длину предметов с помощью отрезков.
91
Единица длины:
1 м. Рулетка.
Знакомство с единицей длины (1 м) и ее соотношением с дециметром и сантиметром. Обучение пользованию рулеткой. Проверка усвоения геометрического материала.
Знание единицы длины: 1 м. Умение пользоваться рулеткой; чертить с помощью линейки отрезок заданной длины, измерять длину заданного отрезка; распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки); сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах.
Моделировать длину предметов с помощью отрезков.
92
Соотношение единиц длины
(1 м, 1 дм, 1 см).
Обучение сравнению величин, выраженных в единицах длины (метр, дециметр, сантиметр).
Знание названий единиц длины и их соотношений. Умение сравнивать величины, выраженные в единицах длины.
Находить информацию (в рисунках, таблицах) для ответа на поставленный вопрос.
93
Решение задач. Соотношение единиц длины.
Обучение использованию соотношений единиц длины при решении задач.
Умение пользоваться изученной математической терминологией; выполнять устные вычисления с однозначными, двузначными и трехзначными числами; решать текстовые задачи арифметическим способом с использованием единиц длины при решении.
Намечать самостоятельно пути решения.
Анализировать и изображать в виде схемы заданную ситуацию.
94
Смысл действия умножения. Названия компонентов и результатов действия умножения.
Разъяснение смысла действия умножения как сложения одинаковых слагаемых. Знакомство с названиями компонентов и результата умножения, оформлением записи выражений и их чтением.
Знание конкретного смысла умножения, названий компонентов и результата умножения. Умение записывать сложение одинаковых слагаемых с помощью действия умножения и, наоборот, умножение переводить в действие сложения; пользоваться изученной математической, терминологией.
Планировать последовательность действий в речевой форме, ориентируясь на вопрос.
95
Сравнение произведений. Замена умножения сложением.
Создание дидактических условий для усвоения учащимися определения умножения.
Умение записывать сложение одинаковых слагаемых с помощью действия умножения и, наоборот, умножение переводить в действие сложения; пользоваться изученной математической терминологией.
Преобразовывать графическую модель в символическую.
Записывать равенства, соответствующие предметной. модели.
96
Замена сложения умножением. Умножение на 1 и 0.
Знакомство с умножением на 1 и на 0. Усвоение смысла умножения.
Знание правил умножения на 1 и 0. Умение пользоваться изученной математической терминологией, применять свои знания на практике.
Анализировать различные варианты выполнения заданий, корректировать их.
97
Подготовка к табличным случаям умножения.
Подготовка к усвоению табличных случаев умножения с числом 9 (непроизвольное запоминание).
Умение записывать сложение одинаковых слагаемых с помощью действия умножения и, наоборот, умножение переводить в действие сложения; пользоваться изученной математической терминологией.
Выбирать выражения, соответствующие данному условию, и вычислять их значения.
98
Решение задач.
Совершенствование умения решать задачи.
Умение выполнять устные вычисления с однозначными, двузначными и трехзначными числами; решать текстовые задачи арифметическим способом.
Намечать самостоятельно пути решения.
Анализировать и изображать в виде схемы заданную ситуацию.
99
Переместительное свойство умножения.
Знакомство с переместительным свойством умножения.
Знание переместительного свойства умножения. Умение выполнять вычисления, используя переместительное свойство умножения.
Планировать последовательность действий в речевой форме, ориентируясь на вопрос.
100
Таблица умножения с числом 9.
Запоминание случаев табличного умножения с числом 9.
Умение пользоваться изученной математической терминологией; выполнять умножение числа 9; решать задачи, основанные на знании конкретного смысла действия умножения.
Выявлять правило, по которому составлена таблица, и составлять по этому правилу равенства.
101-102
Периметр многоугольника Табличное умножение с числом 9. Решение задач.
Совершенствование умения решать задачи. Формирование навыков табличного умножения.
Знание табличных случаев умножения числа 9. Умение пользоваться изученной математической терминологией; выполнять умножение числа 9; решать задачи, основанные на знании конкретного смысла действия умножения.
Выбирать выражения, соответствующие данному условию, и вычислять их значения.
103-104
Табличное умножение с числом 9.
Усвоение табличных случаев умножения.
Знание табличных случаев умножения числа 9. Умение пользоваться изученной математической терминологией; выполнять умножение числа 9; решать задачи, основанные на знании конкретного смысла действия умножения.
Анализировать различные варианты выполнения заданий, корректировать их.
105
Решение задач.
Совершенствование умения решать задачи.
Выполнять устные вычисления с однозначными, двузначными и трехзначными числами; решать текстовые задачи арифметическим способом.
Намечать самостоятельно пути решения. Анализировать и изображать в виде схемы заданную ситуацию.
106
Понятие «увеличить в ...» и его связь с определением умножения.
Разъяснение смысла понятия «увеличить в...» и его связи с определением умножения.
Знание смысла понятия «увеличение в несколько раз», структуры и основных частей задачи. Умение находить число, которое в несколько раз больше данного; оформлять запись задачи.
Моделировать ситуации, содержащие отношения «увеличить в ...».
107
Табличное умножение с числом 8.
Создание дидактических условий для усвоения понятия «увеличить в ...». Запоминание табличных случаев умножения числа 8.
Умение пользоваться изученной математической терминологией; выполнять умножение числа 8; решать задачи, основанные на знании конкретного смысла действия умножения.
Выявлять правило, по которому составлена таблица, и составлять по этому правилу равенства.
108- 109
Решение задач.
Совершенствование умения соотносить решение задачи с её текстом. Решение задач, в которых используется понятие «увеличить в ...».
Знание таблицы умножения чисел 8 и 9. Умение пользоваться изученной математической терминологией; выполнять умножение чисел 8 и 9; решать задачи, основанные на знании конкретного смысла действия умножения.
Анализировать различные варианты выполнения заданий, корректировать их.
110
Табличное умножение с числом 8.
Совершенствование навыков табличного умножения с числом 8.
Знание табличных случаев умножения числа 8. Умение пользоваться изученной математической терминологией; выполнять умножение числа 8; решать задачи, основанные на знании конкретного смысла действия умножения.
Моделировать ситуацию, данную в виде текста.
Записывать равенства, соответствующие рисункам.
111
Табличное умножение с числами 8 и 9. Решение задач.
Совершенствование навыков табличного умножения с числами 8 и 9 и умения решать задачи.
Знание таблицы умножения чисел 8 и 9. Умение пользоваться изученной математической терминологией; выполнять умножение чисел 8 и 9; решать задачи, основанные на знании конкретного смысла действия умножения.
Использовать различные способы доказательств истинности утверждений.
112
Контрольная работа №13,14(объединить).
Проверка усвоения смысла умножения, переместительного свойства умножения, вычислительных умений и навыков, умения решать задачи, единиц длины и времени, математической терминологии.
Знание таблицы сложения и вычитания однозначных чисел, правил порядка выполнения действий в числовых выражениях (без скобок), единиц длины и времени. Умение читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000; выполнять вычисления с нулем; решать текстовые задачи; проверять правильность выполненных вычислений.
Действовать по самостоятельно составленному плану. Анализировать выполнение работы.
113
Работа над ошибками.
Анализ контрольной работы, исправление ошибок, обобщение материала.
Умение проверять правильность выполненных вычислений; выполнять работу над ошибками.
Анализировать и оценивать свои достижения и трудности.
114
Сравнение длин отрезков(больше в...меньше в...).
Сравнение длин отрезков.
Умение проверять правильность выполненных вычислений
115
Решение задач.
Совершенствование умения решать задачи.
Выполнять устные вычисления с однозначными, двузначными и трехзначными числами; решать текстовые задачи арифметическим способом.
Намечать самостоятельно пути решения. Анализировать и изображать в виде схемы заданную ситуацию.
116-
117
Измерение времени. Единицы времени: час, минута, секунда, сутки, неделя, год.
Уточнение представлений об измерении времени, о единицах времени: час (1ч), минута (1 мин), секунда (1 с), сутки, неделя, год. Формирование умения пользоваться календарём, определять время на часах со стрелками, а также умения решать задачи с величиной «время».
Знание единиц времени и соотношений между ними, правил определения времени по часам.
Умение сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах времени.
Анализировать различные
варианты выполнения заданий, корректировать их.
118-119
Представление о плоских и объёмных фигурах. Геометрические тела: шар, пирамида, цилиндр, конус, куб, параллелепипед.
Уточнение представлений о понятиях: шар, пирамида, цилиндр, конус, куб, параллелепипед.
Умение выполнять устные вычисления с однозначными, двузначными и трехзначными числами; распознавать
изученные геометрические тела.
Намечать самостоятельно
пути решения.
Адекватно оценивать свои успехи и трудности.
120-121
Представление о плоских и кривых поверхностях. Наблюдение и анализ окружающих предметов
Уточнение представлений о понятиях поверхности.
Умение выполнять устные вычисления с однозначными, двузначными и трехзначными числами
Намечать самостоятельно
пути решения.
Адекватно оценивать свои успехи и трудности.
122-
123
Уточнение понятий: «окружность», «круг».
Уточнение представлений о понятиях: «окружность»,
«круг».
Умение чертить с помощью циркуля круг, окружность; распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге.
Намечать самостоятельно
пути решения.
Адекватно оценивать свои успехи и трудности.
124- 125
Контрольная работа №15.
Работа над ошибками
Проверка усвоения смысла умножения, переместительного свойства умножения, вычислительных умений и навыков, умения решать задачи, единиц длины и времени, математической терминологии.
Знание таблицы сложения и вычитания однозначных чисел, правил порядка выполнения действий в числовых выражениях (без скобок), единиц длины и времени. Умение читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000; выполнять вычисления с нулем; решать текстовые задачи; проверять правильность выполненных вычислений.
Действовать по самостоятельно составленному плану. Анализировать выполнение работы.
126 -
136
Повторение
пройденного.
Совершенствование умения решать задачи.
Умение выполнять устные вычисления с однозначными, двузначными и трехзначными числами; распознавать
изученные геометрические
Анализировать и оценивать свои достижения и трудности.
Содержание программы (136 часов)
Тема
Содержание программного материала
Универсальные учебные действия Проверь, чему ты научился в первом классе (12 ч)
Число и цифра. Состав чисел в пределах 10. Единицы длины и их соотношение (1 дм = f0 см). Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода в другой разряд. Подготовка к решению задач. Название компонентов и результатов действий сложения и вычитания. Построение суммы и разности отрезков. Линейка. Циркуль. Вычислительные умения и навыки. Сравнение длин отрезков.
Моделировать состав числа 10, используя предметные, графические, символические модели.
Записывать двузначное число в виде десятков и единиц, пользуясь его предметной моделью.
Сравнивать длину предметов с помощью циркуля, с помощью линейки.
Измерять длину отрезков, пользуясь линейкой как инструментом для измерения (единицы длины: сантиметр, мм, дециметр).
Двузначные числа. Сложение. Вычитание (24 ч)
Порядок выполнения действий в выражениях. Скобки. Сочетательное свойство сложения (2 ч)
Дополнение двузначного числа до «круглого». Сложение и вычитание величин. Сложение. Вычитание однозначного числа из «круглого». Подготовка к решению задач. Знакомство со схемой. Сложение однозначных чисел с переходом в другой разряд. Состав числа 11. Взаимосвязь компонентов и результата сложения. Состав числа 11 и соответствующие случаи вычитания. Состав числа 12 и соответствующие случаи вычитания. Состав числа 13 и соответствующие случаи вычитания. Формирование табличных навыков. Состав числа 14. Состав числа 14 и соответствующие случаи вычитания. Состав числа 15. Совершенствование вычислительных навыков и умений. Состав чисел 16, 17, 18 и соответствующие случаи вычитания. Подготовка к решению задач. Сочетательное свойство сложения. Скобки.
Наблюдать изменение в записи «круглого» двузначного числа при его увеличении (уменьшении) на несколько десятков (единиц), используя предметные модели и калькулятор.
Обобщать приём сложения (вычитания) десятков («круглых» двузначных чисел).
Выявлять закономерность в записи ряда чисел.
Искать информацию в учебнике и других источниках, использовать её на практике.
Выявлять правило, по которому составлена таблица, и составлять по этому правилу равенства. Задача (8 ч)
Структура задачи. Запись ее решения. Взаимосвязь условия и вопроса задачи. Формирование умения читать текст задачи. Решение задач. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Использование схемы при решении задач. Приемы выбора схемы, объяснения выражений, переформулировка вопроса задачи. Схема как способ решения задачи. Формирование умений решать задачи.
Конструировать схемы задач разных видов, читать их.
Группировать числа, пользуясь переместительным свойством сложения.
Выбирать из данных чисел те, с которыми можно составить верные равенства.
Записывать любое двузначное число в виде суммы разрядных слагаемых.
Выявлять (обобщать) правило, по которому составлены пары выражений.
Располагать данные двузначные числа в порядке возрастания (убывания).
Угол. Многоугольник. Прямоугольник и квадрат (4 ч)
Знакомство с углом. Сравнение углов по величине. Угольник. Острые и тупые углы. Сравнение углов по величине. Прямой угол. Угольник.
Многоугольник, прямоугольник, квадрат.
Соотносить информацию об угле и его изображении. Выбирать угол, соответствующий данному условию.
Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану. Сравнивать и обобщать данную информацию, представленную с помощью предметных, вербальных, графических и символических моделей.
Двузначные числа. Сложение. Вычитание (28 ч)
Подготовка к знакомству с приемом сложения двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд. Сложение двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд. Решение задач. Вычитание из двузначного числа однозначного с переходом в другой разряд. Совершенствование вычислительных навыков и умений. Совершенствование навыков табличного сложения. Знакомство с приёмом сложения двузначных чисел с переходом в другой разряд. Сложение двузначных чисел с переходом в другой разряд. Вычитание двузначного числа из двузначного с переходом в другой разряд.
Записывать равенства, соответствующие данным рисункам.
Записывать различные двузначные числа, используя данные две или три цифры (с условием их повторения в записи числа), способом перебора или с помощью таблицы.
Наблюдать изменение в записи любого двузначного числа при его увеличении (уменьшении) на несколько десятков (единиц), используя предметные модели и калькулятор.
Выявлять закономерность в записи числового ряда. Трёхзначные числа (11 ч)
Сотня как счётная единица. Структура трёхзначного числа. Чтение и запись трёхзначных чисел. Решение задач. Запись трёхзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение трёхзначных чисел. Сложение и вычитание двухзначных чисел с переходом в другой разряд. Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100. Проверка усвоения темы. Сложение и вычитание трёхзначных чисел на основе знания их разрядного состава. Сложение и вычитание сотен. Единица длины -1м. Рулетка. Соотношение единиц длины (1 м, 1 дм, 1 см). Решение задач. Соотношение единиц длины.
Устанавливать соответствие между предметной и символической моделями числа.
Выбирать символическую модель числа, соответствующую данной предметной модели.
Преобразовывать предметную (символическую) модель по данной символической (предметной) модели.
Классифицировать трёхзначные числа по разным основаниям. Пользоваться рулеткой.
Измерение, сравнение, сложение и вычитание величин. (4 ч)
Сравнивать длины отрезков визуально (длина, меньше, больше, одинаковая) и посредством их
измерения.
Измерять и записывать длину данного отрезка с использованием разных единиц измерения.
Преобразовывать единицы измерения длины.
Анализировать житейские ситуации, требующие умения измерять геометрические величины.
Определять на глаз длину предметов.
Осуществлять самоконтроль с использованием измерительных инструментов.
Умножение. Переместительное свойство умножения. Таблица умножения с числом 9. (11 ч)
Смысл действия умножения. Названия компонентов и результатов действия умножения. Умножение на 1 и 0. Подготовка к табличным случаям умножения. Решение задач. Переместительное свойство умножения. Таблица умножения с числом 9.
Описывать в речевой форме ситуации (действия с предметами), изображенные на рисунках. Анализировать рисунки с количественной точки зрения.
Выбирать знаково- символические модели (числовые выражения), соответствующие действиям, изображенным на рисунке.
Увеличить в несколько раз. Таблица умножения с числом 8 (10 ч)
Понятие «увеличить в ...» и его связь с определением умножения. Табличное умножение с числом 8. Решение задач.
Записывать выражения по определенному правилу. Читать равенства, используя математическую терминологию.
Сравнивать выражения (сумма, разность) и записывать результат сравнения в виде неравенства. Выявлять закономерности в изменении данных выражений.
Величины. Единицы времени (2 ч)
Измерение времени. Единицы
времени: час, минута, секунда, сутки, неделя, год.
Использовать различные способы доказательств истинности утверждений (предметные, графические модели, вычисления, измерения).
Анализировать различные варианты выполнения заданий, корректировать их.
Геометрические
фигуры: плоские и объёмные (2 ч)
Представления о плоских
и объёмных фигурах.
Различать и узнавать плоские и объёмные фигуры на окружающих предметах, рисунках и их частях.
Поверхности плоские и кривые (2 ч)
Представления о плоских
и кривых поверхностях.
Различать и узнавать плоские и кривые поверхности на окружающих предметах, рисунках и их частях. Окружность. Круг. Шар. Сфера. (2 ч)
Существенные признаки окружности. Построение окружности. Радиус. Диаметр. Представление о шаре, сфере, круге.
Различать и узнавать окружность, круг, шар, сферу.
Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану.
Сравнивать и обобщать данную информацию, представленную с помощью предметных, вербальных, графических и символических моделей.
Проверь себя, чему ты научился в первом и втором классах? (9 ч)
Резерв (5 ч)
См. раздел «Планируемые результаты обучения во втором классе».
Материально-техническое обеспечение программы Учебно-методические средства обучения: Для учащихся:
- Истомина Н.Б. Математика. 2 класс: Учебник. В 2-х ч. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
- Истомина Н.Б., Редько З.Б. Тетради по математике №1, №2. 2 класс. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012. -
- Истомина Н.Б. Учимся решать задачи. Тетрадь с печатной основой. 2 класс. - М.: Линка-Пресс, 2012.
- Истомина Н.Б. Наглядная геометрия. Тетрадь с печатной основой. 2 класс. - М.: Линка-Пресс, 2012.
- Истомина Н.Б., Виноградова Е.П. Учимся решать комбинаторные задачи. 1-2 классы. Математика и информатика. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
- Истомина Н.Б., Шмырева ГГ. Контрольные работы по математике. 2 класс (три уровня). - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
- Истомина Н.Б., Горина О.П. Тестовые задания по математике. 2 класс. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
- Истомина Н.Б., Тихонова Н.Б. Учимся решать логические задачи. Математика и информатика. 1-2 классы. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
- Электронная версия тестовых заданий. Программа Cool-Test (на сайте издательства «Ассоциация XXI век»).
Для учителя:
- Истомина Н.Б. Методические рекомендации к учебнику «Математика. 2 класс». В 2-х ч. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
- Гаркавцева Г.Ю., Кожевникова Е.Н., Редько З.Б. Методические рекомендации к тетради «Наглядная геометрия. 2 класс» / Под ред. Н.Б. Истоминой. - М.: Линка-Пресс, 2012.
- Электронная версия тестовых заданий по математике для 2-4 классов. ПрограммаCool-Test (на сайте издательства «Ассоциация XXI век»).