- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа по музыке для 2 класса Школа 2100
Программа по музыке для 2 класса Школа 2100
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кибальчич Е.В. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
средняя общеобразовательная школа п. Бытошь
Дятьковского района Брянской области
Рассмотрено
на заседании МО
и рекомендовано
к утверждению
Протокол № ____
от ____сентября 2014 г.
Руководитель МО
__________Рязанцева Е. В.
Утверждаю
Приказ № _____
от ____сентября 2014 г.
Директор МБОУ СОШ п. Бытошь
_______ Серёгин А. П.
Программа
по предмету
музыка
для 2-а класса
Составитель: учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Кибальчич Е. В. 2014-2015 учебный год
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерными программами и основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского, на основе авторской программы «Музыка» для четырёхлетней начальной школы авторов Л.В. Школяр, В.О. Усачева, В.А. Школяр (ОС «Школа 2100»). В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования. Цель массового музыкального образования и воспитания - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников - наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения. Задачи музыкального образования младших школьников: воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров; воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности; развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего; накопление тезауруса - багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры - «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры. Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов. Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского - это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность. Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора - исполнителя - слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус. Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку и др. В целом, эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.
III. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с федеральным базисным учебным планом. Предмет «Музыка» изучается во II классе в объеме 34 часов, один час в неделю.
IV. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства. Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни. Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга. Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
V. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»: - чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России; - целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей; - умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка - умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; - уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; - ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; - формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности: - овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности; - продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности; - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей; - овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности; - приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации; - формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности; - умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.). Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности: - формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; - формирование общего представления о музыкальной картине мира; - знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений; - формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; - формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности; - умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям; - умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей; - умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится: - воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности; - ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции; - соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности; - общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов; - исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); - определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов; - оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
VI. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Три кита в музыке - песня, танец, марш. (9 часов)
Проблемный контекст уроков
Композитор, исполнитель, слушатель. Песня, танец, марш как три коренные основы всей музыки - ведущая проблема года, пронизывающая музыкальные занятия в начальной школе.
• Рассмотрение жизненных связей песен, танцев и маршей и их взаимопроникновение. Древняя легенда про «трёх китов», на которых будто бы держится Земля. Мелодия, напев - важнейшая часть разных музыкальных жанров, «душа музыки».
• Самостоятельное узнавание, определение учащимися трёх типов музыки. Восприятие особенных черт и разновидностей песен, танцев и маршей на основе разнообразных форм исполнительской деятельности.
• Развитие слуха, памяти, ритмического чувства, выработка исполнительских навыков в опоре, на «трёх китов» - песню, танец и марш.
О чём говорит музыка. (7 часов)
• Музыка выражает чувства человека (радость, гнев, печаль, тревога и др.), различные черты характера (силу и мужество, нежность и мягкость, серьёзность и шутливость), создаёт музыкальные портреты людей, сказочных персонажей и др.
• Музыка изображает различные состояния и картины природы (звуки и шумы, пение птиц, журчание ручья, грозу и бурю, колокольный звон и др.), движение (поступь, шаг человека, движение поезда, конницы и др.).
• Взаимосвязь выразительности и изобразительности. Сходство и различие между музыкой и живописью.
• Соответствие характера исполнения учащимися произведений характеру музыки.
Куда ведут нас «три кита». (10 часов)
• Путь введения в оперу, балет, симфонию, концерт. Музыкальные образы в произведениях крупных форм.
• Общее и различное в характере песен, танцев, маршей из опер, балетов, симфоний, концертов.
• Активное привлечение различных форм музыкальной деятельности детей с использованием элементов театрализации музыкальных произведений. Взаимосвязь характера музыки с характером её исполнения.
Что такое музыкальная речь. (8 часов)
• Осознание выразительных средств музыки в том или ином художественном образе.
• Постижение своеобразия каждого музыкального произведения через особенности мелодики, темпа, динамики, фактуры, лада, ритма, регистра, тембра и т.д. и опыт собственной исполнительской деятельности. Знакомство с простейшими музыкальными формами (одночастная, двухчастная, трёхчастная) на основе закономерностей детского восприятия.
• Выразительные возможности русских народных инструментов, инструментов симфонического оркестра в создании музыкальных образов.
VII. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся
№ п/п
Кол-во час
Дата
Наименование раздела
Тема урока
Основные виды учебной
деятельности учащихся
по плану
фактически
9 час
Три «кита» в музыке - песня, танец, марш.
Наблюдать за музыкой в жизни человека.
Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
Словарь эмоций.
Исполнять песни (соло, ансамблем, хором).
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
2
2
1
1
1
1
4.09
11.09
18.09
25.09
2.10
9.10
16.10
23.10
30.10
Три «кита» в музыке - песня, танец, марш
Наш гость - марш
Виды марша
Наш гость - танец
Разновидности танцев
Наш гость - песня
народная и композиторская песня
Песня-танец, песня-марш
Встреча музыкальных жанров. Обобщение темы «Три «кита» в музыке»
7 час
О чём говорит музыка.
Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия.
Инсценировать для школьных праздников музыкальные образы песен, пьес программного содержания, народных сказок.
Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов.
10
11
12
13
14
15
16
1
1
1
2
1
1
13.11
20.11
27.11
4.12
11.12
18.12
25.12
Введение в тему: «О чём говорит музыка?» Музыка и настроение
Что выражает музыка? Музыкальная речь. Человеческая речь. Зерно интонации. Исполнительская интонация
Как музыка выражает черты человеческого характера?
Может ли музыка что-нибудь изображать? Музыка и движение
Может ли музыка что-нибудь изображать? Музыка и природа.
Музыка может рисовать картины природы.
Обобщение по теме: «О чём говорит музыка?»
10
час
Куда ведут нас «три кита».
Знакомиться с элементами нотной записи.
Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов.
Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен.
Моделировать в графике особенности песни, танца, марша.
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
1
1
2
2
2
1
1
15.01
22.01
29.01
5.02
12.02
19.02
26.02
5.03
12.03
19.03
Введение в тему: «Куда ведут нас «три кита»?» Содержание музыки
Знакомство с крупными жанрами: опера, балет, симфония. «Тема» - содержание и воплощение.
Куда ведёт нас песня? Сюжетное развитие.
Куда ведёт нас песня? Исполнительское развитие музыки.
Куда ведёт нас танец? Динамическое развитие музыки.
Куда ведёт нас танец? Контраст в музыке. Кульминация.
Куда ведёт нас марш? Кульминация. Мажор и минор.
Куда ведёт нас марш? Ладогармоническое развитие. Темповое развитие.
Музыкальный театр.
Обобщение по теме: «Куда ведут нас «три кита»?»
8 час
Что такое музыкальная речь
Инсценировать песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам и демонстрировать их на концертах для родителей, школьных праздниках и т. п.
Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника. Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока-концерта.
27
28
29
30
31
32
33
34
1
1
1
1
2
1
1
2.04
9.04
16.04
23.04
30.04
7.05
14.05
21.05
Введение в тему: «Что такое музыкальная речь?»
Музыкально-выразительные средства: мелодия.
Одночастные, двухчастные, трёхчастные произведения.
Песенность, танцевальность, маршевость.
Музыкально-выразительные средства: тембр.
Музыкально-выразительные средства: тембр.
Обобщение по теме: «Что такое музыкальная речь?»
Заключительный урок-концерт.
Итого
34 час
VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
а) учебно-методическое обеспечение
№ п/п
Содержание
Класс
Автор
Название
Издательство
Год издания
1.
Образовательная система «ШКОЛА 2100». ФГОС.
2
Под науч. ред.Д.И. Фельдштейна.
Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Начальная школа.
М.:Баласс
2011.- 416 с
2.
Образовательная система «ШКОЛА 2100». ФГОС.
2
Л.В. Школяр,
В.О. Усачёва.
Учебник «Музыка» 2-й класс.
- Изд. 4-е ,перераб.
М.: Баласс
2012
3.
Образовательная система «ШКОЛА 2100». ФГОС.
2
Л.В. Школяр,
В.О. Усачёва.
Рабочая тетрадь по музыке
для 2 класса
М.: Баласс
2014
4.
Образовательная система «ШКОЛА 2100». ФГОС.
2
Л.В. Школяр,
В.О. Усачёва.
Методическая рекомендация для учителя
М.: Баласс
2012
5.
Образовательная система «ШКОЛА 2100». ФГОС.
2
Кабалевский Д.Б.
Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы.
(Приложение к программе по музыке ОС Школа 2100)
М.: Просвещение
1985
6.
Образовательная система «ШКОЛА 2100». ФГОС.
2
Э.Б. Абдуллин, Т.А. Бейдер, Т.Е. Вендрова и др.; Науч. рук. Д.Б. Кабалевский.
Музыка в начальных классах: Методическое пособие для учителя
М.: Просвещение
1985
7.
Образовательная система «ШКОЛА 2100». ФГОС.
2
Составитель В.В.Федин.
Музыка. 1 - 7 классы: Методическое пособие по музыке для учащихся, учителей, родителей
Волгоград, издательство «Учитель»
1995
б) материально-техническое обеспечение
Перечень медиатеки
- Диск «Тематическое планирование. Начальная школа» Программа «Школа 2100». - Волгоград: Учитель, 2010
- Интернет - ресурсы: school2100.ru
Технические средства обучения
- Компьютер учителя
- Мультимедийный проектор
- Доска интерактивная прямой проекции
Оборудование класса
-
Ученические столы с комплектом стульев
-
Стол учительский
-
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
-
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала
Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.