Программа по музыке для 2 класса Школа 2100

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

средняя общеобразовательная школа п. Бытошь

Дятьковского района Брянской области



Рассмотрено

на заседании МО

и рекомендовано

к утверждению

Протокол № ____

от ____сентября 2014 г.

Руководитель МО

__________Рязанцева Е. В.





Утверждаю



Приказ № _____

от ____сентября 2014 г.

Директор МБОУ СОШ п. Бытошь

_______ Серёгин А. П.


















Программа

по предмету

музыка

для 2-а класса

Составитель: учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Кибальчич Е. В. 2014-2015 учебный год

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерными программами и основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского, на основе авторской программы «Музыка» для четырёхлетней начальной школы авторов Л.В. Школяр, В.О. Усачева, В.А. Школяр (ОС «Школа 2100»). В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования. Цель массового музыкального образования и воспитания - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников - наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения. Задачи музыкального образования младших школьников: воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров; воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности; развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего; накопление тезауруса - багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры - «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры. Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов. Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского - это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность. Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора - исполнителя - слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус. Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку и др. В целом, эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.

III. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с федеральным базисным учебным планом. Предмет «Музыка» изучается во II классе в объеме 34 часов, один час в неделю.

IV. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства. Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни. Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга. Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.

V. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»: - чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России; - целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей; - умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка - умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; - уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; - ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; - формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности: - овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности; - продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности; - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей; - овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности; - приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации; - формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности; - умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.). Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности: - формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; - формирование общего представления о музыкальной картине мира; - знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений; - формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; - формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности; - умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям; - умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей; - умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится: - воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности; - ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции; - соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности; - общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов; - исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); - определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов; - оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.


VI. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Три кита в музыке - песня, танец, марш. (9 часов)

Проблемный контекст уроков

Композитор, исполнитель, слушатель. Песня, танец, марш как три коренные основы всей музыки - ведущая проблема года, пронизывающая музыкальные занятия в начальной школе.

• Рассмотрение жизненных связей песен, танцев и маршей и их взаимопроникновение. Древняя легенда про «трёх китов», на которых будто бы держится Земля. Мелодия, напев - важнейшая часть разных музыкальных жанров, «душа музыки».

• Самостоятельное узнавание, определение учащимися трёх типов музыки. Восприятие особенных черт и разновидностей песен, танцев и маршей на основе разнообразных форм исполнительской деятельности.

• Развитие слуха, памяти, ритмического чувства, выработка исполнительских навыков в опоре, на «трёх китов» - песню, танец и марш.

О чём говорит музыка. (7 часов)

• Музыка выражает чувства человека (радость, гнев, печаль, тревога и др.), различные черты характера (силу и мужество, нежность и мягкость, серьёзность и шутливость), создаёт музыкальные портреты людей, сказочных персонажей и др.

• Музыка изображает различные состояния и картины природы (звуки и шумы, пение птиц, журчание ручья, грозу и бурю, колокольный звон и др.), движение (поступь, шаг человека, движение поезда, конницы и др.).

• Взаимосвязь выразительности и изобразительности. Сходство и различие между музыкой и живописью.

• Соответствие характера исполнения учащимися произведений характеру музыки.

Куда ведут нас «три кита». (10 часов)

• Путь введения в оперу, балет, симфонию, концерт. Музыкальные образы в произведениях крупных форм.

• Общее и различное в характере песен, танцев, маршей из опер, балетов, симфоний, концертов.

• Активное привлечение различных форм музыкальной деятельности детей с использованием элементов театрализации музыкальных произведений. Взаимосвязь характера музыки с характером её исполнения.

Что такое музыкальная речь. (8 часов)

• Осознание выразительных средств музыки в том или ином художественном образе.

• Постижение своеобразия каждого музыкального произведения через особенности мелодики, темпа, динамики, фактуры, лада, ритма, регистра, тембра и т.д. и опыт собственной исполнительской деятельности. Знакомство с простейшими музыкальными формами (одночастная, двухчастная, трёхчастная) на основе закономерностей детского восприятия.

• Выразительные возможности русских народных инструментов, инструментов симфонического оркестра в создании музыкальных образов.








VII. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся


№ п/п

Кол-во час

Дата

Наименование раздела

Тема урока


Основные виды учебной

деятельности учащихся

по плану

фактически

9 час


Три «кита» в музыке - песня, танец, марш.

Наблюдать за музыкой в жизни человека.

Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.

Словарь эмоций.

Исполнять песни (соло, ансамблем, хором).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

2

2

1

1

1

1

4.09

11.09

18.09

25.09

2.10

9.10

16.10

23.10

30.10

Три «кита» в музыке - песня, танец, марш

Наш гость - марш

Виды марша

Наш гость - танец

Разновидности танцев

Наш гость - песня

народная и композиторская песня

Песня-танец, песня-марш

Встреча музыкальных жанров. Обобщение темы «Три «кита» в музыке»

7 час

О чём говорит музыка.

Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия.

Инсценировать для школьных праздников музыкальные образы песен, пьес программного содержания, народных сказок.

Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов.

10

11

12

13

14

15

16

1

1

1

2

1

1

13.11

20.11

27.11

4.12

11.12

18.12

25.12

Введение в тему: «О чём говорит музыка?» Музыка и настроение

Что выражает музыка? Музыкальная речь. Человеческая речь. Зерно интонации. Исполнительская интонация

Как музыка выражает черты человеческого характера?

Может ли музыка что-нибудь изображать? Музыка и движение

Может ли музыка что-нибудь изображать? Музыка и природа.

Музыка может рисовать картины природы.

Обобщение по теме: «О чём говорит музыка?»

10

час

Куда ведут нас «три кита».

Знакомиться с элементами нотной записи.

Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов.

Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен.

Моделировать в графике особенности песни, танца, марша.

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

1

1

2

2

2

1

1

15.01

22.01

29.01

5.02

12.02

19.02

26.02

5.03

12.03

19.03

Введение в тему: «Куда ведут нас «три кита»?» Содержание музыки

Знакомство с крупными жанрами: опера, балет, симфония. «Тема» - содержание и воплощение.

Куда ведёт нас песня? Сюжетное развитие.

Куда ведёт нас песня? Исполнительское развитие музыки.

Куда ведёт нас танец? Динамическое развитие музыки.

Куда ведёт нас танец? Контраст в музыке. Кульминация.

Куда ведёт нас марш? Кульминация. Мажор и минор.

Куда ведёт нас марш? Ладогармоническое развитие. Темповое развитие.

Музыкальный театр.

Обобщение по теме: «Куда ведут нас «три кита»?»

8 час

Что такое музыкальная речь

Инсценировать песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам и демонстрировать их на концертах для родителей, школьных праздниках и т. п.

Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника. Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока-концерта.

27

28

29

30

31

32

33

34

1

1

1

1

2

1

1

2.04

9.04

16.04

23.04

30.04

7.05

14.05

21.05

Введение в тему: «Что такое музыкальная речь?»

Музыкально-выразительные средства: мелодия.

Одночастные, двухчастные, трёхчастные произведения.

Песенность, танцевальность, маршевость.

Музыкально-выразительные средства: тембр.

Музыкально-выразительные средства: тембр.

Обобщение по теме: «Что такое музыкальная речь?»

Заключительный урок-концерт.

Итого

34 час










VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса


а) учебно-методическое обеспечение

№ п/п

Содержание

Класс

Автор

Название

Издательство

Год издания

1.

Образовательная система «ШКОЛА 2100». ФГОС.

2

Под науч. ред.Д.И. Фельдштейна.

Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Начальная школа.

М.:Баласс

2011.- 416 с

2.

Образовательная система «ШКОЛА 2100». ФГОС.

2

Л.В. Школяр,

В.О. Усачёва.

Учебник «Музыка» 2-й класс.

- Изд. 4-е ,перераб.

М.: Баласс

2012

3.

Образовательная система «ШКОЛА 2100». ФГОС.

2

Л.В. Школяр,

В.О. Усачёва.

Рабочая тетрадь по музыке

для 2 класса

М.: Баласс

2014

4.

Образовательная система «ШКОЛА 2100». ФГОС.

2

Л.В. Школяр,

В.О. Усачёва.

Методическая рекомендация для учителя

М.: Баласс

2012

5.

Образовательная система «ШКОЛА 2100». ФГОС.

2

Кабалевский Д.Б.

Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы.

(Приложение к программе по музыке ОС Школа 2100)

М.: Просвещение

1985

6.

Образовательная система «ШКОЛА 2100». ФГОС.

2

Э.Б. Абдуллин, Т.А. Бейдер, Т.Е. Вендрова и др.; Науч. рук. Д.Б. Кабалевский.

Музыка в начальных классах: Методическое пособие для учителя

М.: Просвещение

1985

7.

Образовательная система «ШКОЛА 2100». ФГОС.

2

Составитель В.В.Федин.

Музыка. 1 - 7 классы: Методическое пособие по музыке для учащихся, учителей, родителей

Волгоград, издательство «Учитель»


1995

б) материально-техническое обеспечение

Перечень медиатеки

  • Диск «Тематическое планирование. Начальная школа» Программа «Школа 2100». - Волгоград: Учитель, 2010
  • Интернет - ресурсы: school2100.ru
school-collection.edu.ru window.edu.ru edu.ru 1. аудиозаписи 2. сведения о композиторах и их произведениях 3. фонохрестоматия в формате MP3 для 2 класса с музыкальным материалом к каждому уроку 4. нотные хрестоматии 5. портреты композиторов. 6. Русская классическая музыка /Коллекция произведений русской классической музыки для учреждений общего и начального профессионального образования Российской Федерации.


Технические средства обучения
  • Компьютер учителя
  • Мультимедийный проектор
  • Доска интерактивная прямой проекции

Оборудование класса

  • Ученические столы с комплектом стульев

  • Стол учительский

  • Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

  • Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.



© 2010-2022