Из опыта работы. Проектная деятельность младших школьников в рамках реализации ФГОС

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектная деятельность младших школьников

в рамках реализации ФГОС

Булатова О.А.,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 4

«К школьнику относиться надо

не как к сосуду,

который предстоит

наполнить информацией,

а как к факелу,

который необходимо зажечь».

В.А.Сухомлинский


Целью проектной деятельности является общее развитие и формирование качеств творческой личности.

В создании проекта ставятся следующие задачи:

  • включить детей в разнообразную деятельность (это достигается специальными видами практических работ);

  • выработать гибкие умения, позволяющие учащимся быстро осваивать новые виды деятельности, то есть перенос знаний и навыков на практику;

  • развить сообразительность и творческую активность учащихся.

Тему «Проектная деятельность младших школьников в рамках реализации ФГОС» я считаю актуальной. Сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в стандартах второго поколения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Метод учебного проекта не нуждается в рекламе. Он активно используется педагогами, позволяя им решать ряд важных профессиональных задач - это и повышение интереса к предмету, и развитие учебной мотивации, и углубление знаний по заданной теме. Умения и навыки исследовательского поиска необходимы каждому человеку. Ни для кого не секрет, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

С помощью проектов можно обучить: 1) выявлять и формировать проблемы, 2) проводить анализ проблем, 3) находить пути решения, 4) работать с информацией, 5) находить необходимый источник.
Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности таких учащихся, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.

Этот метод как нельзя лучше вписывается в современную систему образования, так как имеет ряд преимуществ:

1. Нет ограничений временными рамками урока деятельности ученика. Работа над проектом переходит во внеурочную деятельность.

2. Осваивая эту технологию, учащиеся приобретают собственный опыт интеллектуальной деятельности.

3. Учащиеся пробуют анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

4. Работа над проектом строится по принципу «от простого к сложному».

В ФГОС нового поколения под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей.
Актуальность метода учебных проектов связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий.

Следовательно, занятия проектной деятельностью предполагают реализацию УУД: 1) личностных УУД: ребенок учится оценивать свои силы. Это готовность и способность к саморазвитию; 2) коммуникативных УУД: сотрудничать с товарищами, соблюдать простейшие нормы этикета, вступать в диалог, задавать вопросы 3)регулятивных УУД: учится формулировать цель деятельности, анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, управлять своей деятельностью 4) познавательных УУД: находить ответы на вопросы, используя свой опыт и различную информацию, делать выводы своей работы.

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Проектный метод направлен на:

· Развитие критического мышления

· Развитие творческого мышления

· Умения работать с информацией

· Умения работать в коллективе;

· Владеть культурой коммуникации.

Проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

То есть проект - это "шесть П":

Проблема - Проектирование (планирование) - Поиск информации - Продукт - Презентация.

Каковы же принципы организации проектной деятельности?
• Проект должен быть посильным.
• Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов.
• Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов - обсуждение выбранной темы, плана работы и ведения дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений.
• Обязательная презентация результатов по проекту в той или иной форме.

Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически лично значимой проблемы.

Действия родителей могут быть такими:

-проявлять заинтересованность (важный фактор поддержания мотивации)

-помочь советом, информацией (источник информации может быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, а также книги и периодические издания, Интернет)

-обеспечение самостоятельности школьников

-активное участие на каждом этапе проектной деятельности.

Об этом мы, учителя, обязательно должны информировать родителей.

Проекты класса

УМК «Школа России» предусматривает работу учащихся над проектами. Учебники, разработанные под стандарты нового поколения, ориентируют учащегося в умении исследовать, наблюдать, проектировать изучаемый материал. По сути учебник является одним из ведущих звеньев в проектной деятельности учащегося в урочное время.
Так в 3 классе по математике предложен такой проект « Математические сказки». Ребятам было предложено сочинить математические сказки. Сказки получились разнообразные, но все были интересными. Результатом этой работы стало выступление детей перед 1 классом. Ученики выбрали сказку Чернышевой Елены «Приключения нолика» для показа ее первоклассникам. Ребята сами изготовили костюмы, красочно оформили ребусы. А также 1 класс посмотрел еще одну сказку Жолусовой Селины, которая была показана с применением мультимедиа.

На окружающем мире интересно прошел проект «Кулинарный конкурс здоровой пищи», на который дети приготовили рецепты блюд и сами блюда. Определили чьи блюда наиболее полезны, а в каких содержатся вредные продукты. Итогом работы стало выступление детей с проектом «В гости к витаминам», в котором ребята провели опыты, из которых выяснили, что витаминов больше в свежих фруктах, чем в соках. Опросили работников столовой, как они витаминизируют пищу для школьников, поговорив со школьной медсестрой, узнали, что кроме продуктов надо применять еще и комплексы витаминов. Выступили на ГНПК «Здоровье и образование», - где ребята заняли 3 место, а также в ГНПК «Жить уверенно и безопасно», среди 5-11 классов в номинации «Здоровая пища» мы заняли 1 место.

С удовольствием ребята готовили проекты «Кто нас защищает». Наиболее удачными были у Ананьева Алексея «Артиллерия». Мы узнали о легендарной «Катюше», ее сыне «Граде» и внуке «Урагане», а также, что дальность стрельбы «Катюши» от нашей школы до кинотеатра «Чарли», а «Урагана» - от 7 микрорайона до деревни Кузнецовка. Скибина Анастасия и Мыльникова Валентина посетили ветерана ВОв Головёшкину Елену Ивановну, взяли у нее интервью и рассказали нам о жизни этой удивительной женщины, которая и тянула узкоколейку, как Павка Корчагин, от Бохана до Иркутска для подвозки дров зимой 1942 года, и служила в армии, работая санинструктором. 23 февраля дети сходили к бабушке и поздравили ее с праздником и подарили открытку, сделанную своими руками.

У нас в школе каждый год проходит НПК, на которой выступают учащиеся. Наш класс принимает в ней активное участие. Так в прошлом году из нашего класса выступило 10 человек с шестью проектами, такими как: «Команда добрых дел», «Ветеран живет рядом», «История журнала «Мурзилка», «Помогите птицам зимой», «Хозяин тайги в городе», « В защиту обиженных книг». Два проекта были отмечены 2 и 3 местами. Ребята с удовольствием готовят их.

Заключение

В заключение хочется отметить, что "проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим "видам прямого или косвенного обучения". И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения. Так что используйте метод проектов, который приносит радость познания, увлеченность данной темой, узнавания нового и сотрудничества с товарищами.

Своё выступление я хотела бы завершить словами выдающегося немецкого философа и драматурга Г.Э.Лессинга «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

Список литературы.

1. Методическое пособие «Проектная деятельность в учебном процессе» составители: Брыкова О.В., Громова Т.В., Салова И.Г., Санкт - Петербург, 2005 г.
2. Информационные ресурсы Интернет: http//doob-054.narod.ru/project.html, imz.ucoz.ru›index/fgos/0-18

3. 6. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.


© 2010-2022