Доклад Применение компетентностно ориентированных заданий на разных этапах урока

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА

А.И. Шепель

учитель начальных классов общеобразовательной школы

Западно-Казахстанская область, Бурлинский район, п.Бурлин



Компетенция (в переводе с латинского языка) означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает познанием и опытом. Компетентный в определённой области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

Казахстан стремится войти в число передовых, конкурентноспособных стран мира, а для этого одним из важнейших условий является подготовка грамотных, компетентных граждан. Именно такие задачи ставит перед сферой образования наш президент в своем Послании.

Наша система образования стремительно меняется, стремится приблизиться с мировым стандартам. Усиленное внимание к понятию «Компетенции» обусловлено рекомендациями Совета Европы, относящимися к обновлению образования, его приближению к заказу социума.

Во время симпозиума Совета Европы по теме «Ключевые компетенции для Европы», который прошел в Берне в 1996 году, был определен следующий примерный перечень ключевых компетенций:

  • Изучать

Уметь извлекать пользу из опыта. Организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их. Организовывать свои собственные приёмы изучения. Уметь решать проблемы. Самостоятельно заниматься своим обучением.

  • Искать

Запрашивать различные базы данных. Опрашивать окружение. Консультироваться у эксперта. Получать информацию. Уметь работать с документами и классифицировать их.

  • Думать

Организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий.

Критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ. Уметь противостоять неуверенности и сложности. Занимать позицию в дискуссиях и выковывать своё собственное мнение.

Видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа. Оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой. Уметь оценивать произведения искусства и литературы.

  • Сотрудничать

Уметь сотрудничать и работать в группе. Принимать решения - улаживать конфликты и разногласия. Уметь договариваться. Уметь разрабатывать и выполнять контракты.

  • Приниматься за дело

Включаться в проект. Нести ответственность. Входить в группу или коллектив и вносить свой вклад. Доказывать солидарность. Уметь организовывать свою работу. Уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.

  • Адаптироваться

Уметь использовать новые технологии информации и коммуникации. Доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений. Показывать стойкость перед трудностями. Уметь находить новые решения.

Эти компетенции должны быть у полноправного члена современного общества и из них вытекает понятие «Компетенция» с образовательной точки зрения: «Компетенция - это готовность ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также обобщенные способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач».

Выделить нужно именно «уметь использовать», т.к. участие наших детей (из постсоветского пространства) в международных тестированиях показало, что наши выпускники обладают хорошим уровнем знаний, но затрудняются в применении их в жизненных ситуациях. Поэтому сегодня считается актуальным умения выпускника школы практически применять получаемые знания, решать многообразные проблемы, действовать продуктивно. Соответственно, принципиально меняются цели образования: смещение акцентов со знаниевого на компетентностный подход в образовании.

Таким образом, задача школы, и нашей начальной ступени обучения в частности, заключается в формировании у учащихся

Компетенций - готовности использовать знания, умения, обобщенные способы деятельности в реальной действительности.

Эта задача реализуется через:

-современные образовательные технологии;

-компетентностно ориентированные задания.

«Я услышал и забыл. Я увидел и запомнил. Я сделал и понял»

Эти слова великого Конфуция очень точно выражают саму суть компетентностно-ориентированных заданий.

Всем нам хорошо знакома таксономия педагогических целей в познавательной сфере, предложенна Бенджамином Блумом , которая легла в основу КОЗ. На основе этой таксономии сформированы ключевые компетентности, включающие в себя аспекты и уровни, которые должен достигнуть ученик.

Хочу предложить вашему вниманию примеры таких заданий, которые я применяю на различных этапах своих уроков.

1.Актуализация знаний.

Во время оргмомента и устного счета; повторения пройденного материала на уроках математики часто применяю игровые, имитирующие реальные ситуации задания, например,

«Магазин» Слайд №2

«Часы» Слайд №3

«Вспоминайка!» Слайд №4, 5

Компетенция разрешения проблем:

1 аспект - Идентификация проблемы;

2 аспект - Целеполагание и планирование деятельности;

3 аспект - Применение технологий;

Информационная компетентность:

2 аспект - Извлечение первичной информации;

4 аспект - Первичная обработка информации.

Коммуникативная компетентность:

1 аспект - Письменная коммуникация.

2.Формирование понятий.

На интегрированном уроке литературного чтения (Сладков «Что за зверь?») и познания мира (Всеядные животные) для формирования умений находить в дополнительных источниках ответы на интересующие вопросы.

«Сколько у белки бывает детёнышей?» Слайд №6

На уроке познание мира («Дружба народов Казахстана») для национального самосознания, пополнения знаний о национальном костюме, национальной кухне, традициях и обычаях национальностей, представители которых есть в нашем классе, воспитания толерантности.

«Моя национальность» Слайд №7, 8

Компетентность разрешения проблем:

2 аспект - Целеполагание и планирование деятельности;

6 аспект - Оценка результата и продукта деятельности.

Информационная компетентность:

1 аспект - Планирование информационного поиска;

2 аспект - Извлечение первичной информации;

3 аспект - Извлечение вторичной информации.

Коммуникативная компетентность:

1 аспект - Письменная коммуникация;

3.Формирование умений и навыков.

На уроке русского языка для закрепления правильного написания имен собственных, развития умений находить нужный текст, навыков правильного списывания текста; творческих способностей.

«Поздравительная открытка» Слайд №9

На уроке литературное чтение (В.Осеева «Плохо», Э. Мошковская «Не верится») для обучения правильному заполнению конверта, развития внимания, воспитания самокритичности, стремления к самосовершенствованию.

«Письмо себе» Слайд №10

Компетентность разрешения проблем:

1 аспект - Идентификация проблемы;

2 аспект - Целеполагание и планирование деятельности;

3 аспект - Применение технологий.

Информационная компетентность:

1 аспект - Планирование информационного поиска;

2 аспект - Извлечение первичной информации;

3 аспект - Извлечение вторичной информации.

6 аспект - Использование логических операций при обработке информации.

Коммуникативная компетентность:

1 аспект - Письменная коммуникация;

4.Рефлексия.

На уроке русого языка комплексное задание ( тест + разноуровневые задания) . Проверка работы по модельному ответу, подсчет баллов и выставление оценки.

«Имя прилагательное. Обобщение» Слайды №11, 12

«Модельный ответ» Слайд №13

Компетенция разрешения проблем:

1 аспект - Идентификация проблемы;

2 аспект - Целеполагание и планирование деятельности;

3 аспект - Применение технологий;

6 аспект - Оценка результата и продукта деятельности.

Информационная компетентность:

3 аспект - Извлечение вторичной информации;

4 аспект - Первичная обработка информации;

6 аспект - Использование логических операций при обработке информации.

Коммуникативная компетентность:

1 аспект - Письменная коммуникация.

Как видите, спектр применения КОЗ очень широк и многообразен.

Вывод:

Использование КОЗ потребует от учителя творческого, неформального подхода к подготовке урока, владение компьютером, дополнительные затраты времени, средств, особенно на начальном этапе работы. Но, данная технология открывает перед нами большие возможности в улучшении качества преподавания, повышение заинтересованности и активности детей на уроках. Урок становится интересным, плодотворным, соответствующим требованиям новых стандартов образования.

Мы учим не для школы, а для жизни. Не просто дать знания, а научить учиться - вот наша задача. Научить ориентироваться в непростом реальном мире можно, выполняя практические, жизненные задачи. А это и есть компетентностно - ориентированные заданияю.

Использованная литература

1.Концепция 12-летнего образования РК.

2.Материалы симпозиума по теме «Ключевые компетенции для Европы» Берн 1996г.

3.Хуторский А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. Москва, издательство МГУ, 2003г.

4.Материалы сайта «Открытый класс» .



© 2010-2022