- Преподавателю
- Начальные классы
- План-конспект урока. Окружающий мир. Тема: «Государство. Русь»
План-конспект урока. Окружающий мир. Тема: «Государство. Русь»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Слепокурова Е.О. |
Дата | 31.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
План-конспект урока .Окружающий мир.
Программа «Гармония» 4 класс
Учитель МКОУ «Новоусманская СОШ №3» с. Новая Усмань Воронежской области Слепокурова Е.О.
Тема урока: «Государство. Русь»
ЦЕЛИ:
-
познакомить учеников со временем образования государства Русь; признаки, указывающие на начало образования государства;
-
познакомить с теми, кто были правителями Руси;
-
развивать устную речь учащихся, умение выражать свои мысли;
-
воспитывать патриотизм и любовь к истории родного края.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации:
- Вы теперь знаете откуда пошла Русь.
- Что заставляло славян объединяться в союзы? (необходимость защиты от набегов кочевых племён и налаживания торговых связей)
- Можно ли эти союзы назвать государством?
-Откуда учёные узнали о создании государства Русь? ( из летописи «Повесть временных лет» , написанная в 12 веке)
-Тему нашего урока вы сможете назвать?
(ответы детей)
3. Формулировка темы и целей урока.
Сегодня мы не только постараемся ответить на вопрос, когда и как было образовано Древнерусское государство, но и узнаем,…..
( дети получают карточки, где они ставят + в третьем столбике напротив тех вопросов,
на которые знают ответ)
№ вопроса
В начале урока
В конце урока
1. Когда образовалось государство Русь?
2.Чем прославился князь Олег?
3.Что такое полюдье?
4.Какое оружие и доспехи были у древних славян ?
5.Какими были древние города?
Выявление «области знания- незнания»
-Что получилось? (3человека отвечают)
-Исходя из этого, какие цели вы поставите? (3-5 человек).
4. Работа по теме урока.
- Почему река времени российской истории начинается с IХ века? Что могло быть на территории России до IХ века?
- Чтобы выяснить, кто из вас прав, поработаем с учебником. Ст.10-11
- Какое время по летописному преданию образовалось княжество и кого пригласили княжить в новгородские земли?
- Кто правил после Рюрика?
-Чем прославился князь Олег? ( Князь Олег объединил княжества Новгородское и Киевское.)
- Какой год считается годом образования Древнерусского государства? (882 год)
5.Физминутка. Но славяне не только работали, но и отдыхали. И мы с вами тоже немного отдохнем, сделаем музыкальную паузу .
-Какие события указывают на начало образования государства?
(1. «Племена объединились» - единая территория, границы.
2. Великий князь - правительство, законы.
3. Сильная дружина - служба порядка.
4. Киев - столица.)
- Мы видим, что теперь на карте четко очерчены границы государства, выделена столица Киев. А все жители теперь надежно защищены от набегов других племен воинами своего князя Олега.
- Кто и как поддерживал власть великого князя?
6.Словарная работа.
-Подумайте и скажите . что обозначает слово «полюдье» ( это значит «ходить по людям»)
- Как вы думаете для чего князь с дружиной собирал с населения продукты. Ремесленные изделия и другие полезные вещи?
7. Работа в парах.
Задание : прочитать учебник стр. 12-13,
заполнить таблицу .
№
Имя князя
Какие походы совершали
Что сделал для укрепления государства
Чем запомнился, что интересного узнали о князе.
1.
Князь Олег
2.
Князь Игорь
4.
Князь Святослав
Проверка самостоятельной работы. Обсуждение, дополнение данных. Слайд №
8. Рефлексия.
Вернемся к нашей игре. Возьмите таблицу №1 и заполните колонку «в конце урока». поставить + напротив того вопроса на который вы можете ответить.
-У кого она изменилась? У кого данные остались прежние?
-Кто достиг своей цели?
- Назовите ключевые (главные) слова урока.
- Когда же на Руси было образовано первое государство? (В конце /Х века, в 882 году).
- Докажите, что в /Х - Х/ веках в Древней Руси было создано государство?
(Признаки государства: 1.«Племена объединились» - единая территория, границы. 2.Киев - столица. 3. Великий князь - правительство, законы. 4. Сильная дружина - служба порядка.)
- О каких князьях вы узнали на уроке, что узнали?
9. Домашнее задание. Сделать иллюстрации по теме «Оружие дружинников в Древнерусском государстве». Учебник стр. 13-14.