План-конспект урока. Окружающий мир. Тема: «Государство. Русь»

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока .Окружающий мир.

Программа «Гармония» 4 класс

Учитель МКОУ «Новоусманская СОШ №3» с. Новая Усмань Воронежской области Слепокурова Е.О.

Тема урока: «Государство. Русь»

ЦЕЛИ:

  • познакомить учеников со временем образования государства Русь; признаки, указывающие на начало образования государства;

  • познакомить с теми, кто были правителями Руси;

  • развивать устную речь учащихся, умение выражать свои мысли;

  • воспитывать патриотизм и любовь к истории родного края.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации:

- Вы теперь знаете откуда пошла Русь.

- Что заставляло славян объединяться в союзы? (необходимость защиты от набегов кочевых племён и налаживания торговых связей)

- Можно ли эти союзы назвать государством?

-Откуда учёные узнали о создании государства Русь? ( из летописи «Повесть временных лет» , написанная в 12 веке)

-Тему нашего урока вы сможете назвать?

(ответы детей)

3. Формулировка темы и целей урока.

Сегодня мы не только постараемся ответить на вопрос, когда и как было образовано Древнерусское государство, но и узнаем,…..

( дети получают карточки, где они ставят + в третьем столбике напротив тех вопросов,

на которые знают ответ)

№ вопроса

В начале урока

В конце урока

1. Когда образовалось государство Русь?

2.Чем прославился князь Олег?

3.Что такое полюдье?

4.Какое оружие и доспехи были у древних славян ?

5.Какими были древние города?

Выявление «области знания- незнания»

-Что получилось? (3человека отвечают)

-Исходя из этого, какие цели вы поставите? (3-5 человек).

4. Работа по теме урока.

- Почему река времени российской истории начинается с IХ века? Что могло быть на территории России до IХ века?

- Чтобы выяснить, кто из вас прав, поработаем с учебником. Ст.10-11

- Какое время по летописному преданию образовалось княжество и кого пригласили княжить в новгородские земли?

- Кто правил после Рюрика?

-Чем прославился князь Олег? ( Князь Олег объединил княжества Новгородское и Киевское.)

- Какой год считается годом образования Древнерусского государства? (882 год)

5.Физминутка. Но славяне не только работали, но и отдыхали. И мы с вами тоже немного отдохнем, сделаем музыкальную паузу .

-Какие события указывают на начало образования государства?

(1. «Племена объединились» - единая территория, границы.

2. Великий князь - правительство, законы.

3. Сильная дружина - служба порядка.

4. Киев - столица.)

- Мы видим, что теперь на карте четко очерчены границы государства, выделена столица Киев. А все жители теперь надежно защищены от набегов других племен воинами своего князя Олега.

- Кто и как поддерживал власть великого князя?

6.Словарная работа.

-Подумайте и скажите . что обозначает слово «полюдье» ( это значит «ходить по людям»)

- Как вы думаете для чего князь с дружиной собирал с населения продукты. Ремесленные изделия и другие полезные вещи?

7. Работа в парах.

Задание : прочитать учебник стр. 12-13,

заполнить таблицу .

Имя князя

Какие походы совершали

Что сделал для укрепления государства

Чем запомнился, что интересного узнали о князе.

1.

Князь Олег

2.

Князь Игорь

4.

Князь Святослав


Проверка самостоятельной работы. Обсуждение, дополнение данных. Слайд №


8. Рефлексия.

Вернемся к нашей игре. Возьмите таблицу №1 и заполните колонку «в конце урока». поставить + напротив того вопроса на который вы можете ответить.

-У кого она изменилась? У кого данные остались прежние?

-Кто достиг своей цели?

- Назовите ключевые (главные) слова урока.

- Когда же на Руси было образовано первое государство? (В конце /Х века, в 882 году).

- Докажите, что в /Х - Х/ веках в Древней Руси было создано государство?

(Признаки государства: 1.«Племена объединились» - единая территория, границы. 2.Киев - столица. 3. Великий князь - правительство, законы. 4. Сильная дружина - служба порядка.)

- О каких князьях вы узнали на уроке, что узнали?

9. Домашнее задание. Сделать иллюстрации по теме «Оружие дружинников в Древнерусском государстве». Учебник стр. 13-14.


© 2010-2022