- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок обучения грамоте. Буква н, звуки{н), (н) с презентацией
Урок обучения грамоте. Буква н, звуки{н), (н) с презентацией
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Еникеева Г.М. |
Дата | 25.02.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Еникеева Гульнара Миргалимовна учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 г.Туймазы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. Букварь.
Тема: Согласные звуки [н], [н`], буква н.
Цели:
- познакомить детей с согласными звуками [н], [н'], буквами Н, н;
- учить слышать эти звуки и давать им характеристику;
- вырабатывать навыки осознанного чтения;
- способствовать обогащению словарного запаса учащихся новыми словами продолжить формировать навыки правильного написания букв и их соединений;
- развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, мышление, память;
- развивать произвольное внимание.
Ход урока. I.Введение. 1.Организационный момент. (эмоциональный настрой) - Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки, подарите свои улыбки и нашим гостям. Спасибо. Улыбки ваши располагают к приятному общению.
2.Повторение изученных звуков.
II. Постановка дыхания, речевая гимнастика
а) вдох - на выдохе длительное произношение определённого звука (а)
б) Гудок паровоза. Через нос с шумом вдох, задержав дыхание на 1 -2 с, с шумом выдох через рот, губы сложены трубочкой, со звуком «у» (выдох удлинен). Учимся дышать в темпе 3-6. Вдох короче 1-3 счета. Задержка дыхания, выдох длинный (1-6 счетов)
в) Шарик красный. Воздух мягко набираем, Шарик красный надуваем, Шарик тужился, пыхтел, Лопнул он и засвистел: «Т-с-с-с-с!» (Вдох. Выдох. Вдох. Выдох со звуком.)
г)Подули на одуванчик. Дуем на раскрытые ладони. «Ф-ф-ф...»
III. Повторение пройденного о звуках.
-Урок начнем с блиц - опроса:
- На какие 2 группы можно разделить все звуки?
- Все звуки можно разделить на гласные и согласные
На слайде появляется - «гласные и согласные») Слайд 2
- Как отличить гласные звуки от согласных?
- На какие группы можно разделить все согласные звуки? (звонкие и глухие)
-Еще согласные звуки бывают твердые и мягкие.
На слайде появляются значки
- Какие гласные буквы указывают на твердость согласных?
(а, о, ы,)
На слайде - а, о, ы
- Какие гласные звуки обозначают мягкость предшествующего согл.звука?
На слайде - и 1)Работа со схемами - «человечков» Слайд 3 (на доске схемы - «человечки») -Кто пришел к нам в гости, узнали?( Да , это наши верные друзья, схемы-«человечки») - Что расскажет нам схема-«человечек»? (показываю по очереди схемы) (Учитель показывает на изученные буквы схемы -человечки, вызванный ученик отвечает).
- Эта схема читается так: буква А, обозначает гласный звук [а], могу быть ударным и безударным.
- Я буква Т, обозначаю согласные глухие звуки [т], [т'];
[т] - согласный глухой твердый
[т'] - согласный глухой мягкий
- Я буква Р, обозначаю согласные звонкие звуки [р], [р'];
[р] - согласный звонкий твердый
[р'] - согласный звонкий мягкий
- Молодцы! Буквы довольны вашей работой и ждут новой встречи с вами.
- А вы ждете этой встречи?
- Да!
- Мы готовы к встрече, мы готовы к новым открытиям, к новым знаниям.
IV. Постановка проблемной ситуации.
- А этот какой звук обозначает? (на незавершенную схему)
- Какой он гласный или согласный? Можем мы определить?
- Какой возникает вопрос? …( Какому звуку соответствуют эта схема) (У меня возникает вопрос: какому же звуку она соответствует?)
- Определите тему урока. Что мы должны на уроке выяснить? -Познакомиться с новой буквой, узнать, какие звуки она обозначает и читать слоги и слова с этой буквой.
V. «Открытие» новых знаний. Поиск решения.
1.Выделение звуков [н], [ н,]
- Это вы узнаете, если отгадаете следующие загадки:
На листочке, на страничке -
То ли точки, то ли птички.
Все сидят на лесенке
И щебечут песенки.
- Что это? Слайд 4
-Ноты.
- Произнесите слово. (Ноты).
- Сколько гласных слышим? (Два гласных - [о], [ы]. Значит в слове два слога).
- Какой слог ударный? (Первый слог ударный).
- Произнесите 1 слог. ([но]).
- Какой звук слышим в начале? ([н]).
- Какой он? (Согласный).
- Почему? (Воздух при произношении звука встречает преграду).
- Какой это согласный? Проверим. (Дети ладошками закрывают ушки, произносят звук [н]).
- Согласный звонкий.
- В слове ноты звук [н] твердый, т. к. за [н] слышим [о], [но], звучит твердо.
- [н] - согласный звонкий твердый. ( Составляем схемы слов на доске, дети у себя на партах
- Кружок какого цвета нужен для обозначения этого звука?
- Положите у себя на партах синий кружок. ( На интерактивной доске)
-Произнесите следующий звук. Охарактеризуйте его. (Гласный )
- Обозначьте на схеме:
- Какой звук следующий, произнесите его, охарактеризуйте. (Согласный, глухой, твердый)- Покажите на схеме
-Какой звук следующий? Охарактеризуйте его.
-Кружок какого цвета нужен для обозначения этого звука?
- Сколько звуков в слове ноты?
-Итак, звук [ н] , какой? Охарактеризуйте его.
-Отгадайте следующую загадку.
Этот конь, хотя и взрослый,
Очень маленького роста.
Он по парку нас катал
И ни капли не устал. Слайд 5
(Пони.)
- Произнесите это слово. (сканируем как на стадионе) Сколько слогов? Позовем это слово, определим ударный слог.
- Произнесите первый звук. Охарактеризуйте его.
-Выберите подходящую схему слова. ( на доске несколько схем, но нет правильной схемы)
- Исправим ошибку. Составьте схему слова у себя на партах. Работайте парами. ( Один ученик работает у доски)
Проверка: сверяют с доской.
Вывод: Звуки [н] и [ н,] -согласные, звонкие.
2. Знакомство с буквами Н,н Слайд 6
-А можем ли мы звук увидеть? (Звуки мы слышим, но не видим)
-У каждой буквы есть два образа, два лица: печатный и письменный.
- Согласные звонкие звуки [н], [н'] обозначим согласной буквой Н (эн).
- На какие изученные буквы она похожа? Чем?
- На что похожа буква н? Для чего две буквы? Для чего нужна заглавная буква?
На букве Н Слайд 7
Я, как на лесенке,
Сижу и распеваю песенки.
(висящий гамак, сетку для игры в волейбол)
- Теперь мы можем сказать, каким звукам соответствует схема - Слайд 8 «человечек»? Завершим схему.
- Представьте нового жильца.
- Я буква Н, обозначаю согласные звуки [н], [н'];
[н] - согласный звонкий твердый
[н'] - согласный звонкий мягкий
ФИЗМИНУТКА
3.Игра «Узнай звук»
- Эта буква обозначает твердый согласный и мягкий согласный звуки.
-Послушайте, поучимся различать эти звуки. Приготовьте два кружка- синий и зеленый.
- Я буду называть слова, где звуки [н], [н'];в начале слова, а вы показывайте соответствующие кружки.
Нитки, наряд, нос, нервы
- Это легко, когда звуки [н], [н'] в начале, а теперь в середине: полено, пряник, карандаш, карамель (ловушка)…
- В другой части слова попробуем поискать новые звуки, в начале были, в середине были. Где не были?
Конь, звон, день.
- Итак, согласные звуки [н], [н'] - это звонкие звуки или глухие?
VI.Закрепление изученного.
1.Чтение слогов по Азбуке с.50 Слайд 9
1столбик.
-Прочитайте слоги в первом столбике, постепенно понижая голос до шепота. Что заметили? (Наш знакомый звук [н] стоит всегда первым)
- Прочитайте слоги, где наш знакомый [н, ] произносится мягко.
2 столбик
- Прочитайте слоги с интонацией вопроса. Где место наших знакомых звуков?
- Прочитайте слог, который одновременно является словом. (ра) Объясните значение этого слова.( бог солнца)
3 столбик.
-Прочитайте слоги с радостной интонацией. Найдите слог, который одновременно является словом (ты)
4 столбик.
-Прочитайте слоги мягко, ласково.
5 столбик
- Прочитайте слоги (чтение парами). Как работать в паре, вместе? Во-первых, слушать друг друга; во-вторых, не перебивать друг друга
- Что общего в этих слогах? (в середине мягкий звук )
- Какие буквосочетания являются словами? (они, ори)
ФИЗМИНУТКА
2. Работа по интерактивной доске:
Игра: « Буквы потерялись»
Ран. Ы Слайд 10
Тин. А
Пор. И
Пон. О
-Прочитайте первое слово (ран)
-Какую из четырех букв нужно добавить, чтобы получилось слово? (о и ли а)
-Объясните значение слов.
( рана- порез, рано - с запасом времени, по сроку или по делу, раньше времени;
тина - Зеленые водоросли, плавающие густой массой в стоячей и малопроточной воде; пора - Время, период. Настало время ;
поры - Мельчайшее отверстие потовых желез на поверхности кожи.)
VII. Работа с предложением. (Азбука с. 50)
-Прочитайте слова про себя, затем вслух
-Какие одинаковые буквы есть в словах?
-Одинаковый ли звук обозначает буква н в этих словах? ([н] - согласный звонкий твердый)
- Почему слова написаны с большой буквы?
- Как можно назвать девочек? (Подружки);
- Почему?
-Прочитайте еще раз предложение с интонацией перечисления и с паузой.
- Составим предложение про наших девочек и прочитаем предложение;
Слайд 11
- Ирина, Инга, Инна - подружки;
-А если бы были мальчики, как можно было бы их назвать? А кто такой друг? (Тот, кто тесно связан с кем-л. дружбой, кто-то, с кем у нас устанавливаются теплые отношения. Дружба - бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимное уважительное отношение к мнению друга, доверие. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями.
Друг - товарищ, приятель, дружок, кореш)
VIII. Работа с текстом. Чтение отрывков из стихотворения С. Маршака "Цирк" (Азбука с. 51)
1.Работа с текстом до чтения.
- Вы читали произведения С.Я.Маршака? ( Сказка «12 месяцев», стихи «Детки в клетке») (портрет) Слайд 12
- Сегодня мы отправимся с поэтом в цирк.
- рассмотрите рисунки и скажите о чем будем читать?
- Посмотрите на рисунки в азбуке, кто выступает в цирке? (Тюлень, пингвин);
- Что они умеют делать? (Ответы детей);
- Давайте узнаем, как об этом рассказывает Самуил Маршак
-Послушайте стихотворение и постарайтесь понять, кто больше всего понравился.
2.Чтение вслух хорощо читающим ребенком в сопровождении картинок.
- Кто вам больше всего понравился, запомнился? Слайд 13
- Перечислите зверей - артистов
-Какие рисунки добавили бы?
- Кто такие жонглеры? (Цирковой артист, искусно подбрасывающий и ловящий одновременно несколько предметов)
- Кого называют атлетами? (Силач, спортсмен)
- Что организовали звери?
- А кто в этом оркестре пингвин?
- Может быть слон канатоходцем? Почему?
- Что такое литавры и тарелки? (Ударные музыкальные инструменты) Слайд 14
3.Перечитывание по строчкам.
- Аплодисменты артистам! Молодцы!
- А теперь они наши слушатели. Прочитаем для них стихотворение. (Дети читают выразительно отрывок для зрителей-артистов).
4.После чтения.
-Кто из артистов больше понравился?
-Кому захотелось побывать в цирке?
IX. Рефлексия урока.
- Какая буква поселилась сегодня в нашем дворце?
Игра наоборот
-Подобрать к предложенным словам противоположные по смыслу, которые начинаются со звуков [н], [н']
налево - (направо), высоко -(низко) ..., под -(над) ..., верхний -(низкий)..., высушить - (намочить)...
- Назовите артистов цирка, в названии которых есть звуки [н]. Дайте характеристику звукам.
- Тюлени - [н'] - согласный звонкий мягкий;
- Слон - [н] - согласный звонкий твердый;
(кони, пони, пингвин, еноты…)
- А как я сегодня работал на уроке?
- Покажите кружочки
- красный кружочек. Я молодец, был активным на уроке, у меня все получилось, я все понял.
-зеленый кружочек. Я могу лучше работать на уроке. У меня не все получалось на уроке.
-синий кружочек. Мне было трудно на уроке. Мне нужна помощь.