Проект исследования по теме Лошадь в традициях и в культуре народов Саха

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7» г. Мирного РС(Я)





Лошадь в традициях и культуре народов Саха

Авторы: Петров Владислав

Иннокентьевич и Вячеслав

Иннокентьевич, ученики 2а и 3а классов, МОУ «СОШ №7» г.Мирного РС(Я)

Научный руководитель: Таряшинова Т.Т., учитель начальных классов МОУ «СОШ№7»г. Мирного РС(Я)





г. Мирный ,2009г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3 Глава 1. Якутская лошадь - как объект животноводства, кулинарии и медицины…………………………………………………………………………….4

1.1.Коневодство………………………………………………………………..4

1.2.Блюда из жеребятины ……………………………………………………..6

1.3.Использование в медицине……………………………………………….9

Глава 2. История использование лошади в Якутии…………………………10

Глава 3. Использование жеребятины населения г. Мирного……………….11

3.1. Характеристика г. Мирного………………………………………………11

3.2. Методика…………………………………………………………………..12

Заключение…………………………………………………………………… 15

Литература…………………………………………………………………… 16



Введение


У якутов лошадь средство передвижения, полезная пища, теплая одежда, но это и показатель их культуры, фольклора и обычаи, это доказывает разные произведения устного народного творчества якутов. Например: в якутском эпосе Jлонхо лошадь может разговаривать на человеческом языке, может летать, так же является близким другом и советчиком богатырю. Наши предки воспринимали лошадь как священное животное. Тема лошади уже долгие годы не спадает с уст народного сказителя (алгысчыта) национального праздника «Ысыах» и исполнителей якутских народных песен. Взрослые и дети любят петь разные песни о якутской лошади. Лошадь во всех отношениях очень полезное животное (и мясо, и кожа, и грива, и хвост, и кости). А сейчас коневодство в нашей республике очень поддерживают. Так, в 2007 году был республиканский « форум коневодов Якутии». Держание лошади для якута - это священное занятие. Якут без лошади как без рук и ног. Лошадь для него и друг, и спутник по жизни.
Цель:

  • Оценить значение лошади в культуре и традициях народов Саха
Задачи:
  • Изучить историю коневодства в Якутии.
  • Изучить типы якутских национальных блюд из жеребятины.
  • Изучить использование жеребятины в народной медицине Якутии.
  • Оценить использования жеребятины населением г. Мирного в настоящее время.

Практическая значимость: Разработаны рекомендации по использованию жеребятины. Глава 1. Якутская лошадь - как объект животноводства, кулинарии и медицины


1.1. Коневодство. Якутская лошадь - единственная лошадь в мире, которая в северных широтах круглогодично находится под открытым небом. Всю зиму она самостоятельно добывает себе пропитание из-под снега. Только лишь весной годовиков, жеребых кобыл и сильно отощавших лошадей временно отделяют от других и держат в загонах, дают сено и овес. По улучшению состояния их вновь присоединяют к родным косякам. Лошади питаются травами - хвощ (сиибиктэ), осенью еще зелеными покрываются снегом, и при низких температурах крахмал в них превращается в сахар. Лошади при поедании этого хвоща зимой очень быстро набирают вес. Если озерный хвощ и отава на лугах замерзают еще зелеными, то лошади зимуют легче, значит, зимовка будет сытной. Если зимой выпадает много снега, то лошадям трудно добывать хвощ, приходится бесконечно разгребать снег. Очень мало снега тоже плохо - у лошадей мерзнут ноги. Только при оптимальной толщине снега лошадки согреваются при зимовке (как люди во время работы) и ногам не так холодно. Раньше якуты традиционно улучшали пастбищные угодья, выкашивая и выжигая старую траву. В настоящее время дальние пастбища заброшены. Якутская лошадь в сильно удаленных друг от друга местностях успела сформировать свои формы, имеется различия по внешнему виду, размерам, выносливости, резвости, по тяговым возможностям и даже по масти. Раньше по тяговой мощи славились гибридные лошади окрестностей г. Якутска, Амги и Олёкминска. Проект исследования по теме Лошадь в традициях и в культуре народов Саха Некоторые исследователи считают, что якуты, впервые ступив на эту землю, нашли диких лошадей, изловив их, улучшили генотип своих лошадей. Утверждают, что именно потому якутская лошадь выдерживает зимовку в экстремальных условиях. В настоящее время, порода якутских лошадей без существенных примесей сохранилась лишь в Верхоянском, Оймяконском, Кобяйском улусах, в Борогонском наслеге Булунского улуса и Мегежекском наслеге Нюрбинского улуса. Якутская лошадь славится жирностью, мясистостью (до 400 кг живого веса, выше 86% веса - мясо и жир), высококалорийностью мяса, выносливостью. Еще одно из главных ее качеств это чувство стадности. Вблизи человеческих поселений они держатся небольшими косяками. А на дальних таежных пастбищах даже враждующие жеребцы держат свои косяки на расстоянии видимости. Делается это в целях безопасности, взаимопомощи при нападении хищников. К сожалению, до настоящего времени еще не удалось восстановить летнее доение кобыл и приготовление чудесного лечебного напитка - кумыса, как это делалось в старину, лишь иногда перед народным праздником практикуется доение небольшого числа кобыл. У лошади, кроме мяса и молока, в дело идет все: кожа, шерсть, грива, хвост, даже копыта на клей и кости на удобрение. Коневодам и современным фермерам вполне под силу построить коневодческие базы в отдаленных урочищах, на месте старых усадеб переселенных при укрупнении колхозов, возродить их вновь путем выжигания старого травостоя, огораживание, сенокошения. Это позволило бы частично разгрузить пастбища центральных поселений. Большая часть лошадей Якутии находятся в центральных улусах, а также в бассейне реки Вилюй в Сунтарском, Нюрбинском, Верхневилюйском и Вилюйском улусах, Верхоянском и Олекминском улусах существенно меньше в бассейнах Индигирки и Колымы. Согласно статистике, в целом по всей Якутии в 2000г. насчитывалось 126688 лошадей. Свыше 10 тыс. лошадей имели 2 улуса (по убыванию): Мегино-Кангаласский, Хангаласский. По 10-7,5 тыс. лошадей имеют 6 улусов: Верхоянский, Чурапчинский, Таттинский, Нюрбинский, Сунтарский и Амгинский. По 7,5-5 тыс. лошадей имеют 4 улуса: Усть-Алданский, Вилюйский, Намский и Верхневилюйский. В остальных улусах коневодство развито меньше, земельные и растительные ресурсы таковы, что населению большинства этих улусов выгоднее заниматься другими видами сельского хозяйства, в том числе оленеводством.

1.2. Блюда из жеребятины.
Якутской национальной кухни в основном готовятся из жеребятины и говядины. Жеребятина - это по признанию мировых гурманов диетическое мясо, как по вкусовым, так и по питательным свойствам, оно очень сочное, мягкое и быстро готовится, хорошо усваивается организмом, повышает иммунную защиту организма человека. Издревле наши предки якуты питались такой жеребятиной, оно подается даже в сыром виде как строганина "Тансык".

  • ДЬЭhЭГЭЙ (Джесегей - божество коневодства)
Блюдо состоит из нескольких ингредиентов: здесь есть харта (готовится из конской толстой кишки), колбаса, субай (колбаса из конской крови), ойогос (ребра), сердце, а также домашняя колбаса. Это блюдо ставят на самое видное место на праздничном столе в честь юбилея знатного человека, на свадьбе. Связано со значением благословения - чтобы у виновников торжества всегда были достаток, богатство, счастливое будущее.


  • ОЙОГОС
Грудинку жеребятины целиком мариновать с добавлением горчицы, затем куски мяса натереть солью и перцем. Ножом сделать продольные надрезы и заложить ягоды красной смородины, слегка полить ягодной настойкой и поставить в жарочный шкаф. После образования поджаристой корочки, мясо запекать при температуре 150°, периодически поливая жиром и соком. При отпуске мясо гарнировать и полить мясным соком, предварительно сок процедить и довести до кипения. Подать в горячем или холодном виде целиком или порциями.
Проект исследования по теме Лошадь в традициях и в культуре народов Саха
  • ХАРТА
Толстую кишку и рубец хорошо очистить, несколько раз тщательно промыть, освободить от желез, еще раз промыть, вывертывая па обе стропы. Толстую кишку нарезать на короткие отрезки, и рубец - на квадратики и отварить в бульоне из конины. Добавить соль, перец, лук. Готовое кушанье выложить на блюдо и дать немного остыть. Затем кишку нарезать на тонкие кружочки, рубец - соломкой; сложить горкой на тарелку.
Проект исследования по теме Лошадь в традициях и в культуре народов Саха
  • ХААН - КРОВЯНАЯ КОЛБАСА
Готовят из свежей говяжьей или конской крови, наполняя ею кишки (как толстой, так и тонкой). Издревле известно два вида кровяных колбас: деликатесная - субай и простая, так называемая "черная " кровь. Во время забоя скота кровь отстаивают. Верхняя жидкая часть - это субай, а нижняя - "черная" кровь. Колбаса из субая вкуснее и мягче, глаже, с легким оттенком блеска, светлее. Колбаса из черной крови гуще, темнее по цвету, менее вкусная. Вкус кровяной колбасы зависит также и от состава: количества крови, жирности кишки. Особенно аппетитна колбаса, приготовленная из тщательно обработанной крови, заправленной в толстую кишку. Колбаса из конской крови после варки принимает белый или кремовый цвет. Варят в просторной кастрюле. Перед варкой кровяную колбасу размораживают. Любой хаан опускают в соленую горячую воду и отваривают на слабом огне. Нужно постоянно следить за варкой. При сильном кипении он может лопнуть, тогда вся кровь вывалится из оболочки. Сильно переваренный хаан также может лопнуть.
Во время варки хаан нужно осторожно переворачивать. Готовность определяют, надавливая пальцем. Если при этом ощущается уплотнение крови, уже можно слегка проколоть тонким острием вилки или ножа. Если вытекает не кровь, а прозрачный сок, можно проткнуть в разных местах и глубже. Бывает, что какая-то часть еще не готова. Убедившись в полной готовности, колбасу нужно вытащить сразу, выложить на большое блюдо, отрезать завязку. Ножи должны быть острые, иначе разрушается форма нарезаемого кружочка.
Хаан лучше варить перед подачей на стол.
Проект исследования по теме Лошадь в традициях и в культуре народов Саха
  • КУМЫС
Чудесный лечебный напиток. Самая первая задача в изготовлении кумыса - собрать кобылье молоко. Доят кобыл часто - по 4-6 раз в день, молоко образуется интенсивно, но кобылы его дают помалу, и в отличие от коров, срок дойки у них очень ограничен: у доярки есть всего секунд двадцать, чтобы собрать молоко кобылы и доить нужно очень - очень быстро. Затем молоко переливают в чистую деревянную колоду, сделанную, например, из липы. Это нужно для того, чтобы кумыс не имел посторонних запахов и привкусов. В молоко добавляют закваску на основе крепкого зрелого кумыса. И при температуре 18-20 градусов эту смесь вымешивают в течение часа и более.









1.3. Использование в медицине.


  1. Издавна якутские врачи применяют кровь лошади при малокровии (анемии). Свежую кровь лошади, применяют по пол стакана маленькими глотками 5-6 дней.
  2. При параличе используют мозг коня.
  3. При полиартрите (при болезнях суставов и поясницы) используют мозг лошади. Мозг разбавляют при помощи сметаны и применяют как мазь.
  4. При растяжении сухожилий применяют сухожилие лошади.
  5. Якутские шаманы сжигают копыта лошади в огне и лечат при помощи дыма геморрой.
  6. В древности шаманы наливали кровь лошади в мочевой пузырь, затем сушили несколько дней около очага печки. Потом применяли при болезнях головы и при опухоли мозга.
  7. Якутские врачи кипятят муравейник в воде, затем все это размешивают с мочой коня-производителя и дают выпить больному. Это очень эффективно помогало при онкологических заболеваниях.
  8. При опоясывающем лишае лечат при помощи крови лошади.
  9. При накожных болезнях помогает кровь, взятая из ушей лошади.
10.При болезнях желудка помогает диетическое блюдо - харта.

Глава 2. История использования лошади в Якутии Республика Саха (Якутия) территориально расположена на северо-востоке России и является крупной базой для развития продуктивного табунного коневодства. Разведение лошадей было основным занятием якутов с давних времен. Якуты разводили также крупный рогатый скот, охотились за зверем. Земледелие стало внедряться среди якутского населения только со второй половины 19 века. Наши знания о быте и обычаях якутов, их героический эпос (олонхо) и предания, записанные многими исследователями Якутии, дают основание утверждать, что якуты - самые древние коневоды, которые сохраняют по настоящее время свою исключительную любовь к лошадям. В быту значимость лошади очень большая: 1) В старину, когда богатые якуты выдавали свою дочь замуж, они просили за дочь табун лошадей. А невеста во время свадебной церемонии должна садиться верхом на белом коне. 2) А когда умирал прославленный якут, то с ним в последний путь отправляли его излюбленную ездовую лошадь. 3) Одним из обычаев якутов является, то, что якуты дарили лошадь друг другу. Якуты родом из Дьоьогой айыы и поэтому в разных проявлениях обычая мы используем кумыс, махалку из конского хвоста, хвост, гриву и даже голову коня. Мы молодое поколение, должны не забывать и всегда помнить обычаи, связанные с якутской лошадью. В этой жизненно важной отрасли отражена вся прошлая история хозяйства якутов, многовековая их борьба за освоение хозяйства в условиях сурового севера. Вполне понятию, что еще до прихода на Лену якуты основывали свое хозяйство главным образом на кочевом табунном коневодстве. Свидетельством о первенствующем значении якутов коневодства является сохранившиеся до позднейшего времени традиционные значения лошади и ее продуктов. Следует отметить особую страсть у якутов и к скачкам. К ним они обычно готовились задолго, состязания устраивались, нередко, на дистанции, исчисляемые десятками километров, главным образом, к национальному якутскому празднику в честь коня. Праздник «Ысыах» проводились в конце июня. Они сопровождались традиционным восхвалением коня и питьем кумыса. Лошадь обладает универсальным качеством: используется на сельскохозяйственных работах (грузоперевозках, сеноуборке, пастьбе скота, оленей и для объезда косяков лошадей), дает человеку мясо, кожевенно-меховое сырье. Для местного населения конское мясо и субпродукты 1 и 2 категории являются деликатесными, высококалорийными продуктами. Помимо мясной продукции высоко ценится и молоко этой породы, из которого изготавливается кумыс. Лечебное значение кумыса общеизвестно. Это легкоусвояемый питательный продукт, обеспечивающий быстрые прибавки в весе при кумысолечении. Однако производство кумыса в Якутии еще не приобрело широкого применения. Кобыл доят только раз в году, в течение 10-15 дней, перед национальным праздником «Ысыах». Говоря о разных побочных продуктах коневодства нельзя не упомянуть о таких ценных видах сырья как кожа, волос, шерсть. Кожа идет на государственные поставки и широко используется местным населением на изготовление обуви (унтов и меховых ботинок). Из хорошо выделенных конских зимних шкур шьют шапки, рукавицы. Белая конская шкура заменяет у якута ковер: из конских шкур разных мастей делаются разноцветные узорчатые ковры, чехлы для стульев и диванов, сидения для автомашин. Шерсть якутской лошади также пригодна для валяльного дела. Во время весенней линьки можно собирать с каждой лошади в среднем до 0,3-0,4кг шерсти, которая пойдет на войлок, хомуты, потники для седел. Шерсть от жеребят, собранная во время линьки весной (до 1-1,5кг на голову), вполне пригодна для изготовления валенок. Волоса при стрижке получается 1,5-2кг, при убое 1,5-3кг. Из него изготовляются различные рыболовные, промысловые снасти, имеющие большой спрос в самой Якутии. Из волос также делаются веревки, плетутся узорчатые подпруги, недоуздки с поводом. По данным М.Ф. Габышева, от одной лошади получают до 0,4-0,5кг сухих жил, они очень тонки и прочны, незаменимы для пошива якутской обуви и меховой одежды. Якутский кожно-обувной комбинат ежегодно из конского меха (шкуры) изготовляет по 25-29 тысяч штук изделий. На международных выставках в городах Монреале, Бухаресте, Лейпциге, Саппоро, Улан-Баторе изделия Якутского кожно-обувного комбината из конского сырья, начиная с 1972 года, стали завоевать призы и медали. Из всего изложенного видно, что продукция якутского коневодства весьма разнообразна. Лошадь, как олень на севере, она не только служит средством для передвижения, но и дает много жизненно- необходимые средства. Глава 3. Использование жеребятины населения г. Мирного 3.1. Характеристика местности исследования. Город Мирный расположен в западной части Республики Саха (Якутия). Мирный - промышленный город. Здесь добывают алмаз. Очень плохая экология. Зима холодная. Я с детства всегда наблюдаю за лошадьми, и мне они очень нравятся. Мой дедушка Егоров Петр Дорофеевич всю свою жизнь занимается коневодством. У него есть свой табун лошадей, конь-производитель и 10 кобыл.
Проект исследования по теме Лошадь в традициях и в культуре народов Саха Еще у дедушки есть рабочая лошадь, зовут его Кюннэй. Он очень добрый, умный и сильный. Зимой и летом они самостоятельно питаются. Только в марте месяце дедушка их собирает и сам их кормит. Одна лошадь за год съедает 1,5 тонн сена. Достойного жеребца дедушка оставляет, а другие уходили на мясо. Поэтому, мои родители кормят меня только здоровой пищей. Дедушка с бабушкой очень уважают и любят своих лошадей, никогда не ругают их. Дедушка говорит, что лошади тоже очень умные, как люди. Они все понимают и все чувствуют. Еще дедушка говорит, что благодаря только этим животным якут выживает такую суровую зиму. Вся наша большая семья очень любит и уважает лошадей. Дома у бабушки и дедушки вся их комната развешена картинками с лошадьми. Если весной кобыла благополучно ожеребилась, то вся наша семья радуется этому событию. Бабушка всегда печет оладьи и благодарит божество Дьоьогой айыы за это.

3.2 Методика

1. Анкетирование среди учащихся и родителей.

2. Наблюдение в магазинах (рынок «Юбилейный», «Туой-хайа»).

Итоги анкетирования:

Вопрос 1. Какая якутская лошадь по сравнению с обычной?

Проект исследования по теме Лошадь в традициях и в культуре народов Саха


Вывод: большинство учеников видели якутскую лошадь и отличают её от обычной.

Вопрос 2. Ты пробовал (а) мясо лошади?

Проект исследования по теме Лошадь в традициях и в культуре народов Саха

Вывод: к сожалению, многие учащиеся не пробовали блюда из жеребятины.

ВПроект исследования по теме Лошадь в традициях и в культуре народов Сахаопрос 3. Как используют лошадей в Мирнинском районе?


Вывод: большинство учеников имеют представление об использовании лошади в хозяйстве, в виде транспорта, скакунов.

Результат опроса родителей:

Вопрос 1. Вы используете ли жеребятину в приготовлении пищи?

Проект исследования по теме Лошадь в традициях и в культуре народов Саха


Вывод: малая доля родителей используют жеребятину в приготовлении пищи.

Вопрос 2. Где покупаете жеребятину?

Проект исследования по теме Лошадь в традициях и в культуре народов Саха

Вывод: К сожалению, только одна третья часть родителей покупают жеребятину, да и то не всегда в Мирном.

Вопрос 3. В чём ценность жеребятины?

Проект исследования по теме Лошадь в традициях и в культуре народов Саха


Вывод: почти все родители знают ценность жеребятины, но из-за редкого привоза свежей продукции приобретают не часто.

Наблюдение в магазинах и на рынке. Цель посещения: изучить ассортимент мясной продукции и узнать о периодичности привоза продукций из жеребятины. Проект исследования по теме Лошадь в традициях и в культуре народов Саха











Выводы: После посещения рынка и магазинов города Мирного, мы сделали вывод: ассортимент мясной продукции на рынке «Юбилейный» разнообразный только в зимнее время. В магазине «Туой-хайа» продается местная говядина из совхоза «Новый», а жеребятина не завозится. Поэтому родители мало покупают и редко их используют.



Заключение Из прочитанной литературы мы узнали, что коренные жители Якутии сохраняют культурные традиции и обычая по использованию лошадей, бережно передают свое наследие молодому подрастающему поколению. Дают понятие, что в суровых условиях нашей республики - занятие коневодством - это очень прибыльное и полезное во всех отношениях занятие. Мы считаем, что не только коренной житель, но и каждый житель Якутии должен знать о пользе якутской лошади, ведь это и средство передвижения, это и быстрый скакун, это и в работе помощник, это и культура, и религия, это и здоровая пища, это и эффективное лекарство, это и хорошая одежда. Анкетирование показало, что учащиеся имеют начальные представления о культурных традициях и об использовании лошади. Посещение рынка и магазинов показало, что ассортимент мясной продукции из жеребятины продается редко и завозится не часто. Поэтому, родители, как и жители г. Мирного и Мирнинского района мало используют в своем рационе питание.







Литература:

  1. Ксенофонт Уткин. Торут культура. Утумнар. Ситимнэр. Бичик-2004.
  2. Е.Ф. Кузьмина. Саха торут аьа-уэлэ. Бичик-2006.
  3. М.А. Попова. Саха торут культурата. 1 часть. Якутск-1993.
  4. И.И Жирков, К.И.Жирков, Г.Н.Максимов, О.М.Кривошапкина. География Якутии. Бичик-2007.

21

© 2010-2022