Конспект урока по теме

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ф.И.О. Бормотова О.Н. (учитель начальных классов)

Предмет: история

Класс: 4 класс

Тип урока: Изучение нового материала

Технологическая карта изучения темы


Тема

Поход Ермака. Освоение Сибири.

Цели


Образовательные:

  1. Дать представление учащимся об одной из важной исторической личности России во времена монголо-татарского ига.
  2. Показать путь продвижения Ермака в Сибирь.
  3. Раскрыть цель похода Ермака в Сибирь.
Развивающие:
  1. Развивать умение работать с текстом, с картой, отвечать на вопросы, слушать ответы учащихся, анализировать.
  2. Развивать монологическую речь
  3. Развивать память, мышление.
Воспитательные: 1.Прививать интерес к истории Родной, страны, родного края. 2. Воспитывать уважение к людям - покорителям Сибири. 3. Воспитывать чувство патриотизма по отношению к своему краю. 4. Воспитывать культуру поведения при работе в группе.

Формировать УУД:

Планируемый результат

Личностные: формирование чувства гордости за свою Родину; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками и умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска информации; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза , обобщения, классификации, установление причинно- следственных связей, построения рассуждений; готовность слушать собеседника, излагать своё мнение; определение общей цели и путей её достижения.

Основные понятия

Сибирь, реки Урала, хан Кучум, струг

Межпредметные связи

Музыка, изобразительное искусство, литература

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник : Рассказы по родной истории: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Н.И. Ворожейкина, В.М. Соловьёв, М.Т. Студенкин - М.: Просвещение, 1997.

Карточки, презентация

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа


Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Слушают музыку, высказывают свои ассоциации, чувства Мотивирует на необычность урока, интригует учащихся, организует для плодотворной деятельности - Что вы сейчас слушали? -Что представляли во время прослушивания музыки? - Когда это могло происходить? -Почему? Мы изучаем очень тяжёлое время для нашей страны. -Почему? понимание особой роли России в мировой истории; освоение доступных способов изучения общества
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно- следственные связи в окружающем мире Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, умение строить высказывание, fнализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно- следственных связей, выдвижение гипотез
Коммуникативные УУД: умеет вступать в диалог, умеет слушать и слышать, умеет выражать свои мысли, строить высказывание,
II.Повторение изученного. (5мин) Выполняют задания на карточках, у доски, рассказывают. Выявляют проблему. Проверяет усвоение ранее изученного. Подводит к теме урока. Давайте вспомним, всё что изучили на уроках истории, но кратко. - Соединить линиями: даты и события (1 ряд), людей и их деятельность (2 ряд) - Для контроля 2 ученика работают у доски. - Проверяем. - Найдите дату, которую изучили на прошлом уроке. Кто из данных людей связан с этим событием? - Расскажите о нём. осознание целостности окружающего мира
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно- следственные связи в окружающем мире

Познавательные УУД:умение структурировать знания, умение строить высказывание,
Личностные УУД: действия смыслообразования (осознанность учения, личная ответственность, сформированная учебная мотивация,адекватное реагирование на трудности)
Коммуникативные УУД: умеет вступать в диалог, умеет слушать и слышать, умеет выражать свои мысли, строить высказывание, III. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)

По оставшимся неизвестным датам и людях пытаются назвать тему урока, работают по карте Направляет учащихся на определение темы урока




- О каких датах и людях вы не смогли ничего сказать? - Это и будет темой урока: Поход Ермака. Освоение Сибири. - Что случилось с монголо- татарами после Куликовской битвы? Давайте посмотрим на карту. Монголо- татары разбились на 4 княжества: астраханское, крымское, казанское, сибирское. - Сегодня мы отправимся в Сибирское княжество. И поможет нам Ермак. О нём вам расскажет учитель истории Валентина Николаевна. осознание целостности окружающего мира
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно- следственные связи в окружающем мире

Регулятивные УУД: целеполагание, оценка

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, контроль результата деятельности, постановка и формулирование проблемы, анализ, синтез
Личностные УУД: действия самоопределения(адекватная самооценка, рефлексия, адекватное самовосприятие)
IV. Изучение нового (15 мин)


Слушают учителя, отвечают на вопросы, работают в группе, индивидуально, рассказывают, работают с текстом. Рассказывает, даёт задание для работы в группе, слушает, уточняет, обобщает знания учащихся, направляет учащихся, консультирует. Для выполнения заданий детям выдаются опорные карточки - помогалочки. - Ермак Тимофеевич - российский казачий атаман. - Казаки - крестьяне, горожане, которые хотели свободной жизни, уходили из городов, деревень и жили на окраине страны. Они были воинами, потому что приходилось защищать свою свободу и свою территорию. Ермак - руководил казаками. Был он родом с Урала. А в каком краю живёте вы? - Да, он был нашим земляком. - После длительных походов по рекам Урала его позвали служить в казачье войско, для изгнания монголо - татар из сибирского княжества. Очень хотелось освоить эти богатые края и присоединить их к России. - А чем богат наш уральский край? Вспомните уроки окружающего мира., внеклассное чтение. Конечно это полезные ископаемые, драгоценные камни, дерево, вода, территория с богатым растительным и животным миром. - Как же Ермак помог освободить Сибирь от монголо-татар? Узнаете это самостоятельно, работая в группах.

  1. группа: подготовить рассказ о самом Ермаке. Почему его так прозвали.
  2. группа: подготовит рассказ о походе Ермака, попытается нарисовать его путь, записав названия рек, по которым шёл во время похода.
  3. Андрей Долгирев подготовит рассказ о судьбе Ермака после похода.


















сформированность уважительного отношения к своему краю
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно- следственные связи в окружающем мире




освоение доступных способов изучения общества Регулятивные УУД: планирование, контроль, волевая саморегуляция
Познавательные УУД: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели, подведение под понятие, установление причинно- следственных связей, создание алгоритма при решении творческого, поискового характера
Личностные УУД: действия нравственно- этического оценивания (навыки конструктивного взаимодействия), действия смыслообразования (осознанность учения, личная ответственность, сформированная учебная мотивация,адекватное реагирование на трудности)
Коммуникативные УУД: умеет вступать в диалог, может интегрироваться в группу сверстников, развита рефлексия в общении, умение договариваться несиловыми методами V. Закрепление нового (10 мин)

Рассказывают, анализируют, работают с картой, оценивают, работают с терминологическим словариком, формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы



Слушает, организует ответы учащихся, оценивает.



-Выступает 1 группа. Вывод: одни считают, что Ермак это кличка по названию мельницы, на которой работал Ермак. А звали его Василием.. Другие считаю, что это прозвище по его имени - Ермолай. Выступает 2 группа. Вывод на карте появляется путь Ермака, на чём он переплавлялся по рекам, чем закончился поход- войско Кучума было разбито. Все подходят к карте и пытаются повторить путь Ермака. Анрей Долгирев рассказывает о гибели Ермака. - Монголо- татары, которые скрывалиь в сибирском княжестве были разбиты, Ермак стал героем . В честь его были установлены памятники, написаны произведения, нарисованы картины. И теперь вы тоже знаете его и будете гордиться, что живёте в таком краю, где были такие смелые, сильные люди. освоение доступных способов изучения общества
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно- следственные связи в окружающем мире










понимание особой роли России в мировой истории; воспитание чувства гордости за национальные свершения Регулятивные УУД: контроль, волевая саморегуляция
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, умение строить высказывание,
Личностные УУД: действия нравственно- этического оценивания (навыки конструктивного взаимодействия), действия смыслообразования (осознанность учения, личная ответственность, сформированная учебная мотивация, адекватное реагирование на трудности)
Коммуникативные УУД: умеет слушать и слышать, умеет выражать свои мысли, строить высказывание,

VI. Контролирующее задание (5 мин)

заполняют итоговую карточку с пропущенными фразами.
Контролирует, направляет




- Для того, чтобы обобщить всё изученное сегодня давайте, выполним задание, где надо восстановить текст. - Работать будем по цепочке. Молодцы. освоение доступных способов изучения общества
Регулятивные УУД: контроль, волевая саморегуляция
Познавательные УУД: анализ, синтез, выбор, классификация, подведение под понятие, распознавание объектов, построение логической цепи рассуждений
Личностные УУД: действия нравственно- этического оценивания (навыки конструктивного взаимодействия)
Коммуникативные УУД: умеет вступать в диалог
VII. Домашнее задание. (2 мин)
Записывают в дневник, получают карточку Объясняет Подготовить рассказ, но уже без опорных слов.

VIII.Рефлексия учебной деятельности на уроке (1 мин)
Оценивают своё настроение, оценивают достижения на уроке Слушает, оценивает. - Кому на уроке было интересно? Скучно? Кто захотел рассказать об Ермаке родителям? Кому было трудно? Почему? - спасибо за урок. понимание особой роли России в мировой истории Личностные УУД: действия самоопределения(адекватная самооценка, рефлексия)

Коммуникативные УУД: сформирована адекватная самооценка



Появились на Руси ______________________________ - люди, которые хотели свободной жизни и уходили жить на окраину страны.

Их ___________________________ стал _____________________. Некоторые считают, что это прозвище от _______________________, а другие думают, что от _________________________.

Решил _______________ прогнать ___________________ из _________. Отправился он в поход. Плыл он на ____________________. Это ______________________________. Начал поход с реки ________________, а затем проплыл реки ______________________, ________________________, _________________________, ________________________________, ______________________________. Решающая битва с войском хана ________________ произошла на реке _________________. Монголо- татары были ____________________________. За удачный поход Ермаку подарили ___________________________, а всем казакам - ______________________________.

Но на обратном пути _________________________________________________________________________________________________ .

казаки атаманом Ермак мельницы имени Ермолай Ермак монголо-татар

Сибири стругах большие лодки Камы Чусовая Серебрянка Тагил

Тура Тобол Кучума Иртыш разбиты доспехи деньги


Группа № 1: Стр. 76 (1-2 абзац)

первое утверждение второе утверждение

Группа № 2: стр. 76 (3 абзац)

Дата похода Ермака -

Путь Ермака по рекам:

Переплывали реки на

Главное сражение произошло на реке

Монголо - татары были

Группа № 3: стр. 76-77 (4,5 абзац)

После победы Ермак

В знак благодарности

Но однажды ночью

Ермак Тимофеевич

Появились на Руси _____________ - люди, которые хотели свободной жизни и уходили жить на окраину страны.

Их ___________________ стал _____________________. Некоторые считают, что это прозвище от ____________________, а другие думают, что от _________________________.

Решил _______________ прогнать ___________________ из _________. Отправился он в поход. Плыл он на ____________________. Это __________________________. Начал поход с реки ________________, а затем проплыл реки ______________________, ________________________, _________________________, _________________________, _________________________. Решающая битва с войском хана ________________ произошла на реке ____________. Монголо- татары были ____________________________. За удачный поход Ермаку подарили _____________________, а всем казакам - ______________________________.

Но на обратном пути _______________________________ ____________________________________________________.

большие лодки Сибири стругах

Тобол деньги Камы

атаманом мельницы Чусовая

имени Ермолай Ермак Серебрянка

Ермак Тура Кучума

монголо-татар казаки Иртыш

разбиты доспехи Тагил

Появились на Руси _____________ - люди, которые хотели свободной жизни и уходили жить на окраину страны.

Их ___________________ стал _____________________. Некоторые считают, что это прозвище от ____________________, а другие думают, что от _________________________.

Решил _______________ прогнать ___________________ из _________. Отправился он в поход. Плыл он на ____________________. Это __________________________. Начал поход с реки ________________, а затем проплыл реки ______________________, ________________________, _________________________, _________________________, _________________________. Решающая битва с войском хана ________________ произошла на реке ____________. Монголо- татары были ____________________________. За удачный поход Ермаку подарили _____________________, а всем казакам - ______________________________.

Но на обратном пути _______________________________ ____________________________________________________.

большие лодки Сибири стругах

Тобол деньги Камы

атаманом мельницы Чусовая

имени Ермолай Ермак Серебрянка

Ермак Тура Кучума

монголо-татар казаки Иртыш

разбиты доспехи Тагил

© 2010-2022