Методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка внеклассного мероприятия

по окружающему миру.

Класс: 4 «А»

Дата проведения: 03.04.2009 г.

Тема: «Экологический суд»

Цель:

1) сформировать представление о состоянии экологии на Земле;

2) познакомить с мерами по охране природы;

3) развитие эмоциональной сферы, наблюдательности, мышления, воображения, чувства эмпатии;

4) способствовать воспитанию эстетического отношения к природе, хозяйственного подхода к использованию природных богатств, ответственного отношения к делу охраны природы.

Оборудование: таблица по экологии, рисунки учащихся, костюмы для участников суда, выставка литературы по теме, магнитофон, диапроектор, слайды, Красная книга.

Предварительная подготовка: ребята при создании слайдовой презентации, для изготовления костюмов обращались за помощью к родителям.

Ход занятия:

Учитель:

Здравствуйте, друзья!

Здравствуй, природа!

Здравствуйте, леса и реки, моря и озера, поля и горы!

Здравствуйте, птицы: соловьи: совы, воробьи и голуби!

Здравствуйте, звери: тигры, львы, слоны, волки!

Если бы человек каждый день вот так здоровался не только с родными и знакомыми, но и со всем живым, что его окружает, может быть, до сих пор на земле жили бы все те животные и растения, о которых мы уже больше никогда не увидим - люди уничтожили их. Уничтожение продолжается и сейчас. Цели разные: кто-то хочет получить побольше денег за продажу редкого животного или его меха. Кто-то хочет поохотиться в свое удовольствие, а кто-то, не думая, вырывает с корнем цве-ты, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу - развлекается. Иногда слышишь: «Человек - царь природы!» Но кто поставил человека над природой? Сам человек! А кто человек без природы? Представить себе это невозможно... Без воздуха, воды, пения птиц, ароматов лугов, шелеста листьев. Все это нам щедро дает природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения. К сожалению, ни растения, ни животные не могут говорить. А если б могли? Давайте пофантазируем.

Учитель: Итак, суд. Суд над человеком. Судьей у нас будет Зубр.

(Слайд с изображением зубра)

Методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру.

Зубр: может быть, вы не слышали о нем, но не могу не поделиться восхищением и уважением, которое вызывает у меня этот замечательный зверь. А ведь было время, когда жизнь его висела на волоске. Зубров, не задумываясь, истребляли.

Гласный обвинитель Тур: Я являюсь главным обвинителем древнейших представителей этого вида. Я объясню, почему главным обвинителем выбрали именно тура. Дело в том, что последний тур был убит в ХVII веке.

Адвокат-защитник человека - Собака. Присяжные заседатели - все, кто находится здесь за столом.

Судья: Прошу внимания! Судебное разбирательство начинается! Слово - главному обвинителю.

Представитель от главного обвинителя Тура:

Мне трудно говорить. И не только потому, что меня давно уже не существует на свете. Я боюсь, что еще много видов животных и растений исчезнут так же, как исчез мой вид. Я не могу понять одного: ведь человек сам - творение природы. Он не имеет права выносить смертный приговор тем живым существам, которые, по его мнению, вредны или опасны. Он не понимает, что в природе нарушается равновесие, которое восстановить очень трудно, иногда просто невозможно.

Я обвиняю человека в том, что он уничтожил такое замечательное животное, как зебра-квагга.(Слайд с изображением зебры)

Методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру.Когда люди начали осваивать Африку, они решили, что зебры занимают пастбища, пригодные для скота, и стали убивать «солнечных лошадок», так когда-то называли зебр древние люди. Да разве только зебры? Сейчас на территории Африки осталось не более 10% животных, живших там до прихода европейцев. А бизоны? (Слайд с изображением бизона)

Методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру.К началу нашего века в Америке почти не осталось бизонов. А было их не менее 70 миллионов. За один год охотник убивал не менее двух тысяч бизонов.

Еще один пример - странствующий голубь. (Слайд с изображением голубя)

Методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру.

Последний странствующий голубь умер в зоопарке в начале нашего века. Огромные стаи этих птиц уничтожали ради вкусного мяса. Примерно 250 лет назад люди обнаружили морских «коров, а через 27 лет уничтожили последнюю. (Слайд с изображением морской коровы)

Методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру.

Крупная нелетающая птица дронт уже ни когда не будет жить на земле: люди Методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру. уничтожили их всех.

Обратимся теперь к судьбе флоры. Ливанский кедр. (Слайд Методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру.

Когда-то это дерево росло повсюду, но его решили обменять на канаты, полотно, золото, другие товары, которые привозили из Египта. И вот результат: сейчас только в Ливане осталась роща из 400 деревьев. Где бы ни появлялся человек, он всегда что-нибудь разрушал или кого-нибудь убивал. (Обращается к человеку.) А что делается сейчас? Оглянитесь вокруг: вы становитесь жертвами своего непонимания или недопонимания. Отравлены воздух, реки... Оглянитесь! Остановитесь! Подумайте!

Судья -3убр: Какое наказание, по-вашему, уважаемый Тур, заслуживает человек?

Представитель от главного обвинителя Тура:

- Он наказал и продолжает наказывать сам себя! Впрочем, свое мнение относительно наказания я выскажу позднее.

Судья -3убр : Теперь слово защите.

Защита-Собака: Я понимаю негодование уважаемого обвинителя и согласна с ним: человек сам себя наказывает. Но, поверьте мне, человек заслуживает и уважения.

Обвинитель: Уважения?

Защита-Собака: Да, да! Кто, как не мы, домашние животные, знаем человека?

Обвинитель: Смешно! Вы же от него зависите во всем. Вам невыгодно обвинять его, а иначе кто даст вам пищу, питье.

Защита-Собака: А знаете ли вы, что первый заповедник был создан в 1832 году именно в Америке, т.е. там, где природе нанесен такой сокрушительный удар. В Америке же был создан первый национальный парк - Иеллоустонский - в 1872 году!

Судья -3убр: Давайте выслушаем свидетелей и со стороны обвинения, и со стороны защиты. Первый свидетель обвинения - Воздух.( Слайд с изображением воздуха)

Свидетель-Воздух: Методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру.

За год только углекислого газа в атмосферу выбрасывается 5 миллиардов тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры: постоянная - над Антарктикой, времена ми расширяющиеся и временами уменьшающиеся над Арктикой, район Европы. В эти дыры попадают ультрафиолетовые лучи, которые вызывают раковые заболевания, уменьшается количество кислорода. Уничтожаются леса, в основном тропический, многоярусный лес. Смешанные леса России усыхают в результате неправильной мелиорации. Территория в 10 000 га - это. усохший лес, где изменились климат, почвы, водообмен, погибли животные. А усохшие леса - плохие поставщики кислорода в воздух. А если сюда добавить выхлопные газы от транспорта, котельных, заводов черной и химической промышленности?

Судья -3убр: Свидетель - Вода.

Свидетель -Вода: Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже в чистых льдах Арктики нашли стиральный порошок. В результате «деятельности» человека в реках Сена, Волга, Дунай, Рейн купаться вообще нельзя. В сибирских из-за затонувшего леса и сброса неочищенных стоков появились микроорганизмы, очень вредные для здоровья и человека, и животных (Слайд с изображением воды)

Методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру.

Свидетель -Вода: Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже в чистых льдах Арктики нашли стиральный порошок. В результате «деятельности» человека в реках Сена, Волга, Дунай, Рейн купаться вообще нельзя. В сибирских из-за затонувшего леса и сброса неочищенных стоков появились микроорганизмы, очень вредные для здоровья и человека, и животных.

Байкал в результате «деятельности» закрытого ныне целлюлозно-бумажного комбината теряет способность самоочищаться: омуль еле шевелится. Весь мир облетели снимки плачущей нерпы. Байкал содержит 1/3 мировых запасов пресной воды. В реке Амур столько минеральных удобрений, что дети после купания покрываются сыпью.

В организме рыбы происходят мутации: увеличивается в размере печень, рыбы рождаются с двумя хвостами. В Приморье три тяжелых экологических района: Северо-Горные лесные районы - Дальнегорск, Кавалерово - сбрасывают отходы в реки Рудная и Кавалерово.

Ханкайская низменность: вода загрязнена пестицидами на глубину 20 м; в почве 2 - 3% гумуса, что сильно изменяет состав воды; более 100 тысяч человек живет на привозной воде. Юг Приморья: в мае сильно обрабатывают лес пестицидами, которые попадают в воду.

Завод Дальполиметалл был построен в 1920 г. без очистных сооружений: идет сброс в воду свинца, избыток которого ведет к белокровию. Бухта Находка, Золотой Рог, Амурский залив потеряли свое промысловое значение из-за загрязненности. В результате медузы крестовики стали агрессивными и нападают на человека.

Золотой Рог, красивейшая бухта, мертва. На дне ее полуметровый слой мазута. Нужны миллионы рублей для ее очистки.

Судья -3убр: Свидетель - Почва. (Слайд с изображением почвы)

Методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру.

Свидетель - Почва: Почва образуется очень медленно, нужны сотни и тысячи лет! А вот разрушить ее можно очень быстро. За последние 100 лет на Земле разрушено примерно 1/4 часть всех плодородных почв! Освоение целинных и залежных земель велось безграмотно. Первые 5 лет мы давали хорошие урожаи, часть его даже оставалась на полях. Но суховеи поднимали миллиарды тонн гумуса - плодородного слоя - и уносили к подножию Тянь-Шаня. Человек начал вносить горы минеральных удобрений: пестицидов, нитратов, ДДТ. Происходило засаливание земель, отравление почвы и людей. Например, селитра в Средней Азии стимулировала рост фруктов, но травила почву и влияла на здоровье человека. Люди испортили почву Приханкайской низменности, где выращивали рис.

Судья -3убр: Слово защите.

Защита-Собака: Да, аргументы весомые. Но ведь человеку нужна вода: чтобы получить одну тонну стали, необходимо израсходовать 150 т воды, а чтобы получить одну тонну бумаги, нужно 250 т воды.

И человек начал строить предприятия, у которых вообще нет сточных вод. Загрязненную воду там очищают и опять используют и снова используют, затем опять очищают и снова используют, затем опять очищают и опять ис-пользуют. Человек старается сократить выбросы в атмосферу. Англия и Япония запретили изготовление аэрозолей, а Япония нашла им заменители. Сокращает человек и выброс двуокиси кислорода машинами. Начали выпускать машины с двигателями на газе, электричестве, солнечных батареях. Электростанции начинают использовать нетрадиционные источники энергии: геотермальные (на Камчатке), приливно-отливную (на Белом море), солнечную (в Казахстане), ветра - там, где ветры дуют в одном направлении.

Судья -3убр:Продолжим слушание свидетелей. Приглашаются бабочки Аполлон и Махаон.

Свидетель- бабочка Аполлон: (Слайд с изображением бабочки)

Методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру.

И слышать ничего не хотим. Сначала уничтожают, а потом заповедники с парками создают! Нет! Нет! Мы слишком обижены на человека, чтобы прощать ему!

Свидетель-бабочка Махаон:(Слайд с изображением бабочки)

Методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру.

Как же простить, если до сих пор меня ловят все, кому не лень. Как я жалею, что родилась такой красавицей.

Судья -3убр: Все ловят? И птицы?

Свидетель- бабочка Аполлон: О нет, я имела в виду людей - взрослых и детей. А птицы меня не трогают. Яркие пятна на моих крыльях предупреждают птиц о том, что меня трогать не надо, я не съедобная, а в минуту опасности могу испугать птицу шипением.

Свидетель- бабочка Махаон: Как же убедить людей, что красивы мы только на воле, в полете! С каждым годом нас становится все меньше и меньше!

Судья -3убр: Послушаем следующих свидетелей: Цветы.

Свидетель- Мать-и-мачеха : И нас тоже все меньше и меньше! Природой нам велено зацветать рано. И человек, соскучившись долгой зимой по цветам, порой просто для того, чтобы подержать какой-нибудь цветок в руках, срывает нас. Сорвет, помнет помнет пальцами, а потом выбросит! А ведь мы могли бы ему помочь, если б нас сорвали по всем правилам и в определенное время, в определенных местах. (Слайд с изображением):

Методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру.

И нас тоже все меньше и меньше! А кроме этого, мы очень выручаем пчел весной, они с трудом разыскивают себе пропитание - ведь цветов еще очень мало. А к нашим цветкам пчелы летят охотно.

Свидетель- Ландыш(Слайд с изображением ландыша)

Методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру.

А людям все равно! Они рвут и меня, не задумываясь. А ведь, чтобы я зацвел, с того дня, как семечко упало в землю, должно пройти 10 лет! Мальчик и девочка, поступившие в 1 класс, успевают закончить школу!

Судья -3убр: Но ведь вас, уважаемый Ландыш, рвут и для лечебных целей.

Свидетель- Ландыш: Да, но порой так неумело. А ведь рвать меня можно только весной и очень осторожно. А когда-то люди в мою честь складывали легенды, устраивали праздники. Например, во Франции и у североамериканских индейцев я был священным цветком. Мной всегда интересовались врачеватели. И сейчас из меня изготавливают ландышевые капли для людей, страдающих сердечными заболеваниями. И что же я получил за свою доброту? Было время, когда меня можно было встретить повсюду, а сейчас я нуждаюсь в защите. А мой друг Ягель! Если по нему пройдет человек, цветок будет восстанавливаться 30 лет, а после гусеничной машины и все 100.

Судья -3убр: Следующий свидетель - Колокольчик.

Методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру.(Слайд с изображением)

Свидетель-Колокольчик: У нас в стране 18 тысяч видов травянистых растений. А сколько из них занесено в Красную книгу: колокольчики, подснежники, ряд видов тюльпанов и пионов, зверобой. Ветреница алтайская! В Приморье так безжалостно рвут венерин башмачок, а он зацветает лишь на 18-м году жизни. Мы уменьшаем содержание пыли в воздухе в 2,5 раза, а газов и дыма в 2 раза. А люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновение 25 тысяч видов высших растений. Да и площадь лесов ежеминутно сокращается на 20 га.

Судья -3убр: Следующий свидетель - Лягушка .

Следующий свидетель - Лягушка:Человеческая неблагодарность не знает границ! Мы, лягушки, на наше горе, относимся к «нелюбимым» человеком существам, к «противным». И никому нет дела, что мы уничтожаем 1-2 % вредных насекомых. Это огромное количество. Как жаль, что мы беззащитны и беспомощны. (Слайд с изображением)

Методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру.

Человеческая неблагодарность не знает границ! Мы, лягушки, на наше горе, относимся к «нелюбимым» человеком существам, к «противным». И никому нет дела, что мы уничтожаем 1-2 % вредных насекомых. Это огромное количество. Как жаль, что мы беззащитны и беспомощны.

Судья -3убр: Следующий свидетель - Сова. (Слайд изображением совы)

Методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру.

Свидетель -Сова: Все группы животных интересны. Но наибольший интерес у «любителей природы» вызываем мы, птицы. Кому-то хочется посадить нас в клетку, кому-то нужно чучело, кому-то пух, а кому-то мясо. А меня, Сову, человек считает предвестницей несчастья. Да, кричим мы страшно, но и пользу приносим огромную, уничтожая грызунов. Скольких моих пернатых собратьев люди уже никогда не увидят! Уважаемый Тур напомнил нам о дронте и странствующем голубе. Хочу дополнить. Уже нет ни одного - эту птицу, достигавшую 3,5 м в высоту, уничтожили в Х1Х в. На острове Мадагаскар в ХVII в. исчезли последние эпинорисы.

За последние 150 лет с лица Земли исчезли 150 видов птиц. Из-за химикатов в почве, по пищевой цепи попадающих в наш организм, птица скопа откладывает яйца без скорлупок или с такой хрупкой скорлупой, которая не выдерживает ее веса во время высиживания.

Судья -3убр: Мы выслушали свидетелей. После всего, что мы здесь узнали, что же нам делать с человеком?

Адвокат-Собака: На всяком суде дается слово обвиняемому. Послушаем Человека.

Человек: Я не буду оправдываться. Я хочу попросить у вас прощения, хотя от этого вам не легче.

Адвокат-Собака: А я хочу вот что сказать. Да, то, что сделал человек с природой, ужасное преступление. Но ведь только человек может хоть что-то исправить! Именно человек создал Красную книгу. Именно он создает заповедники и охраняет их. К нашему счастью, люди на Земле разные, кому, как не вам, уважаемый Зубр, об этом знать?

Судья -3убр: Да, не отрицаю. Только благодаря людям мне удалось выжить.

Представитель от главного обвинителя Тура: Но благодаря людям же вы чуть совсем не исчезли с лица планеты.

Свидетель- бабочка Аполлон: Что же получается? Так или иначе, мы все зависим от человека?

Судья -3 у б р: К сожалению, зависим.

Цветы :Ужасно! Ужасно! Мы погибли!

Свидетель-Кошка: (Слайд с изображением)

Методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру.

Хотя я и домашнее животное, а с вами согласна: ужас! Сколько раз человек выгонял меня из дома, бросал, где попало, желая избавиться...

Представитель от главного обвинителя Тура: Видите? Уже и защитники стали обвинителями.

Судья -3убр: Какое решение нам принять? (Решают, совещаются.) - Прошу внимания!

Внимательно изучив материалы дела, мы установили, что каждому пятому виду зверей, каждому четвертому виду рептилий и амфибий, каждому пятому виду птиц нашей фауны сегодня угрожает опасность. 25000 видов высших растений планеты на грани полного уничтожения. За последние 60 лет на планете исчезло 77 видов зверей и несколько сот видов растений, 26 видов птиц...

В кризисном состоянии, приближающемся к катастрофическому, находятся крупнейшие городские агломерации Москвы и Санкт-Петербурга, Среднее Поволжье и Прикамье, западная часть Кольского полуострова, промышленная зона Урала, Кузбасс. Непосредственную угрозу представляет также загрязнение Черного и Азовского морей в пределах курортных зон, загрязнение вод в бассейне Волги и Каспийского моря.

Надо признать кризисной экологическую ситуацию на Байкале. Длительный, в течение 20 лет, сброс 40% всех загрязненных стоков региона в озеро повысил температуру воды до + 12 градусов С и выше, загрязнение донных отложений Байкала отмечено на 20 кв. км, возросла мутность воды, изменяется ее гидрохимический режим, а с этим утрачивается уникальное свойство байкальской экосистемы - возможность естественного формирования вод высокого питьевого качества.

Решение - пусть человек исправит то, что пока еще можно исправить. А если не исправит? Тогда его постигнет участь тура: его не станет. Ведь без всех нас и еще многих, без чистого воздуха, чистой воды и многого другого, он не сможет выжить.

Свидетель- Лягушка: Получается так, что человек сам подписывает себе смертный приговор.

Судья -3убр: Получается так.

Все: Какой ужас!

Учитель: Ребята, сегодня мы все с вами стали участниками этого судебного процесса. И это не случайно. Как вы думаете, почему?

Дети: Потому что от деятельности человека зависит наша жизнь и экологическое состояние природы. Важно, чтобы человек всегда помнил об этом и заботился о завтрашнем дне- не разрушал своими действиями окружающих.

Учитель: Ребята, а что можем мы с вами сделать для сохранения окружающей среды?

Дети: Мы не должны разорять птичьих гнёзд, не должны выбрасывать мусор где попало- есть специальные контейнеры для мусора. Нельзя ломать деревья, бездумно рвать цветы. Нужно бережно обращаться с природой.


© 2010-2022