Тема: «Работа со слабоуспевающими учащимися» 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Авторская программа

Тема: «Работа со слабоуспевающими учащимися»

Берестова И.С

Акмолинская область

Отдел образования города Кокшетау

ГУ «Средняя школа № 21»

Казахстан


Анықтама

Арнаулы курс атаудың астында: мен слабоуспевающими "жұмыс оқы-" арнаулы қызметтің ұйымының мәселесіне артта қалушының бала-шағаларымен сабақта алғы мектепте. Жұмыстың пішіні оқы- жеке және топты. Жұмыс үшін жас маманға слабоуспевающих бала-шағаның тәлім-тәрбиесінде зордың жоюына деген оқтаулы практикалық тапсырма және жаттығу ұсынылатын.

Сенемін, не менімен пайдалан- әдіс-айлаларды, әдістерді слабоуспевающими бала-шағалармен жұмыс қолдана, жас маманға нарықты және мардымды ұйымдастыр оқу үдерісті көмектеседі.

Аннотация

Специальный курс под названием: "Работа со слабоуспевающими учащимися" посвящена проблеме организации деятельности с отстающими детьми на уроке в начальной школе. Форма работы с учащимися индивидуальная и групповая. Для работы молодому специалисту предлагаются практические задания и упражнения, направленные на устранение трудностей в обучении слабоуспевающих детей.

Надеюсь, что применяя использованные мною приемы, методы работы со слабоуспевающими детьми, помогут молодому специалисту качественнее и продуктивнее организовать учебный процесс.

Аbstract

Special course under the name: "Work with слабоуспевающими sanctified to students" the problem of organization of activity with backward children on a lesson at initial school. The form of work with students is individual and group. For work the young specialist the practical tasks and exercises, sent to the removal of difficulties in educating of слабоуспевающих children, are offered to.

I hope that applying the receptions methods of work used by me with слабоуспевающими children, will help a young specialist more quality and more productive to organize an educational process.



Подготовки детей к школе
1. Пояснительная записка 1.1 Данная методическая разработка посвящена проблеме организации деятельности с отстающими детьми на уроке в начальной школе. Форма работы с учащимися индивидуальная и групповая. Для работы молодому специалисту предлагаются практические задания и упражнения, направленные на устранение трудностей в обучении слабоуспевающих детей. Надеюсь, что применяя использованные мною приемы, методы работы со слабоуспевающими детьми, помогут молодому специалисту качественнее и продуктивнее организовать учебный процесс. Информационная справка: Каждому учителю приходится встречаться с учащимися, которые испытывают большие трудности при усвоении учебного материала. большие трудности при усвоении учебного материала.[1] Для слабоуспевающих ребят характерен низкий уровень выполнения учебных и внеучебных заданий, недостатки в развитии познавательных интересов, повышенная отвлекаемость, инертность, пассивность, неустойчивое внимание. Можно так классифицировать слабоуспевающих:

  1. те, кто имеет слабые умственные способности
  2. те, кто имеет слабые учебные умения;
  3. те, у кого низкие навыки устной и письменной речи;
  4. те, кто не владеет нормой чтения текста;(30%)
  5. те, кто не владеет техникой устного счета;(60%)
  6. те, у кого низкий уровень памяти; (пусть тестированием определит школьный психолог)
  7. те, у кого не сформировались навыки исполнительного труда;(30%)
  8. те, у кого не сформировалось прилежание - сознательно
  9. сформулированное отношение к трудному делу;(25%)
  10. низкая мотивация к обучению:
1)" не хочу и все..."- это не системно, а лишь единичные случаи в учебном году, возможны из-за перегрузок, эмоционального состояния др.; 2) "не хочу, т. к...«- истинная причина в том, что ученик уже не может наверстать пробелы в знаниях. Низкую успеваемость надо рассматривать комплексно - в рамках всей школы и семьи.

Работа проводится в 4 этапа:

I. Беседа с родителями.
II. Занятия.
III. Педагагическая диагностика.
IV. Педагогические выводы (советы и пожелания родителям)

На первом этапе с родителями проводится беседа о целях и задачах данного курса, учитель знакомит их с планом работы.[2]
Второй этап включает в себя игровые занятия по окружающему миру, математике, развитию речи.
На третьем этапе проводится педагогическая диагностика, которая поможет поглубже узнать ребенка и определить, достаточно ли сформированы те качества и умения, которые позволят ему успешно учиться.
Заключительный этап содержит план коррекционно-развивающей работы, определяет тактику и стратегию обучения
Ещё древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему - наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Актуальная проблема нашей школы - «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.
1.2 Причины неуспеваемости:

  1. особенности организма школьника;
  2. особенности личности школьника;
  3. бытовые условия;
  4. особенности воспитания в семье;
  5. особенности обучения и воспитания в школе

Для этого, впрочем, как всегда с учётом нашей профессии, необходимо ответить как минимум на три вопроса:
Кого учить? Чему учить? Как учить?

Кого учить?
Давайте посмотрим ещё раз на особенности неуспевающих учащихся

Особенности неуспевающих учащихся[3]

  • низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития
  • отсутствие познавательного интереса
  • не сформированы элементарные организационные навыки
Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:
1. Низкий уровень умственного развития.
Причины Педагогическая запущенность.
  • Частые заболевания.
  • Пропуски занятий.
  • Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.

Проявляется:
  • Не умеет устанавливать причинно-следственные связи.
  • Учитывать все признаки предмета или явления.
  • Видеть общее и. д.

2. Несформированность учебных навыков.
Ребенок не умеет учиться:

  • работать с текстом;
  • выделять главное, существенное;
  • не может организовать свое время и распределить усилия и т. д.

3. Дефицит внимания с гиперактивностью.
Характеризуется:

  • отвлекаемостью;
  • подвижностью;
  • неусидчивостью и т. д.

4. Отсутствие познавательного интереса.
Обусловлено:

  • с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности;
  • ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение.

5. Несформированность произвольной сферы.

Проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.
6. Конфликтные отношения

  • со сверстниками;
  • учителями;
  • отказ от усилий в учебной деятельности.

7. Низкий познавательный интерес
Не срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т. д.)
Нуждается:

  • в поддержке
  • показа того, что он состоятелен в других видах деятельности

Полезно включить занимательные задачи и головоломки, интересные рассказы, обеспечить "эффект новизны" при решении учебных задач.
8. Низкий уровень развития словесно-логического мышления
Необходимо делать большой упор на наглядность в решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала.
9. Низкая работоспособность

  • В утомляемости
  • Истощаемости
  • Медленном темпе работы

Чему учить?
Необходимо выяснить причину отставания, определить действительный уровень его знаний, после чего "возвратить его" на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям программы, Государственным Образовательным Стандартам.
Как учить?
Продумать и осуществить индивидуальный план обучения.[3]
Как повысить работоспособность:

  • Разнообразить виды деятельности.
  • Проветривать кабинет.
  • Проводить физминутки.
  • Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.

Виды работ со слабоуспевающими учениками
  • Карточки для индивидуальной работы.
  • Задания с выбором ответа.
  • Деформированные задания.
  • "Разрезные" теоремы.
  • Перфокарты.
  • Карточки - тренажеры.
  • Творческие задания.
  • "карточки-информаторы",
  • "карточки-с образцами решения",

Учитель должен:

Знать психическое развитие ребёнка:
- восприятие (каналы - кинестетический, слуховой, визуальный)
- внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное)
- память (вербальная, невербальная)

  • Стремиться понять и принять каждого ребёнка
  • Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке
2.2 Для разнообразия учебных будней учителя часто используют разнообразные формы и жанры урока. Например:
  • урок-игра, урок-спектакль, урок-путешествие, урок-детектив, урок-сказка, урок-силовое многоборье, урок-концерт, урок-картина.[4]

3 Содержание программы
I Знакомство со школой. Беседа с родителями-2ч
II Ознакомление с окружающим миром - 10ч
III Математика - 10ч
IV Развитие речи - 15ч

Большую роль в развитии речи играют походы и экскурсии, которые я провожу в первые учебные недели. Вне школьной обстановки, когда учитель не ставит оценки и не является источником тревоги и опасений, дети пробуют себя в общении: рассказывают о своих домашних животных, о любимых играх, о телевизионных передачах - обо всем сразу и при этом не подозревают, что они уже самостоятельно высказываются на разные темы. Предмет разговора детям известен, понятен, поэтому и общение друг с другом обычно проходит свободно, без принуждений и напряжения. Стало очевидным, что развивать речь у детей необходимо через предмет хорошо им известный и близкий. Для реабилитации отстающих детей, для более успешного их самоутверждения необходимо применить приём внушения (заимствованный из опыта украинских педагогов), направив его на утверждение, что в этом классе собраны дети с нераскрытыми талантами т. д. Для обоснованности этого утверждения надо провести "тестирование" и, к большому удивлению ребят, объявить по его результатам, что все они без исключения имеют хорошие учебные способности, хорошую память, которая лишь нуждается в ежедневной тренировке с помощью специальных упражнений и заучивания стихотворений.[4]

Использование разнообразных дидактических игр связанных с активным движением - хлопками, бегом, ходьбой, бросанием мяча и т. д., вызывает у них неподдельный интерес, воспитывает положительное эмоциональное отношение к уроку. Игра с учётом дидактических требований к уроку должна носить обучающий характер, иметь дидактическую цель и быть связанной с материалом урока. Игры стараюсь подбирать с такими приёмами и упражнениями, чтобы в них по возможности участвовали все учащиеся класса, в том числе и очень слабые. С помощью игр дети, сами того не замечая, приобретают умения считать, решать задачи, получают новые знания. [5]

V Развитие мелкой моторики рук -15
4 Педагогическая диагностика- 3ч
5 Экскурсии и походы-5ч
6 Блок уроков и игры
Упражнения-задания
1. штриховка мелких и крупных фигур в различных направлениях - обводка элементов букв, цифр, слогов по готовому образцу. Эти задания способствуют улучшению почерка, аккуратности письма. 2. Задания, направленные на развитие концентрации произвольного внимания и его устойчивости: - из ряда букв найти и подчеркнуть нужные буквы, например: букву Б одной чертой, а букву П - обвести. ФПИТЗИМАБФКПАРКБЕГЮЧХ ПОМЯЧБРАТСЗЛЕСПГОДКЭБЫ ЯБЗОНТЦЛНВОЛКПДЛИСЖУК Постепенно задания усложняю: - найти в каждой строке букв, спрятавшиеся слова и подчеркнуть их. 3.«Угадай, кто спрятался?» Детям дается карточка, с наложенными друг на друга картинками. Задание: рассмотреть и назвать предметы, изображенные на карточке или, например, «Буквы спрятались»
4.Для развития зрительного анализа, формирования умения владения операцией сравнения, предлагаю следующие задания:
Выдаю учащимся изображения, картинки, различающиеся определенным числом деталей. К ним - задания: «Найди отличия», «Прочитай быстро» Детям раздаются карточки с парами слов, которые различаются одной, двумя буквой: Ножки - ложки дочка - бочка Егорка - горка город - горох девушка - дедушка картина - корзина «Найди и обведи лишний предмет, символ» 5. Для развития памяти, дикции, четкости речи рекомендую использовать чистоговорки, скороговорки, поговорки, небольшие стихотворения, загадки. [7] а) Для постановки правильного произношения звуков, ускорения темпа речи, повышения продуктивности запоминания. Например: Ос-ос-ос - сильный мороз У Ивашки рубашки, Ос-ощ-ос - на дворе трещит мороз У рубашки кармашки. Ос-ос-ос - заморозил нас мороз Ос-ощ-ос - заморозил щеки, нос. Так как память обнаруживает ряд особенностей, то в целом ее формирование и развитие зависит от общего развития видовой дифференциации памяти. Поэтому повысить продуктивность запоминания можно синтезируя разные виды памяти, в частности, слуховую и зрительную. 6. Задание «Читай по правилу» ,«Веселые данетки» игра развивает устойчивость внимания. - загадки. - Игра «Мамы и детеныши», способствует развитию кругозора, воображения. Учитель называет маму, учащиеся - их детей. Например: лиса - лисенок корова - теленок курица - цыпленок заяц - зайчонок лошадь - жеребенок гусь - гусенок лев - львенок собака - щенок утка - утенок -Игра «Один - много» (например: стул - стулья, окно - окна, дерево - деревья) -Игра «Назови одним словом» Например: клен, береза, тополь - деревья снег, дождь, роса - осадки брусника, черника, голубика - ягода автобус, трамвай, троллейбус - транспорт -Игра «Говори наоборот» Учитель называет слова, дети подбирают к ним антонимы. Например: Веселый - грустный большой - маленький -Игра «Найди лишнее слово». Например: храбрый, злой, смелый, отважный яблоко, слива, огурец, груша час, минута, лето, секунда

7. Послушаем «царицу Тишину»,"Пойми фразу" ,"Интонация" , "Разговор больших пальцев" ,"Снежный ком" и т.д[8]
8. Памятка для родителей по работе со слабоуспевающими учащимися.
Уважаемые родители!
Одна из главных проблем, которую приходится решать педагогам нашей школы, - это работа со слабоуспевающими учащимися. Речь идет о тех ребятах, которые имеют недостаточные учебные умения и навыки, а также низкий уровень памяти или у кого отсутствуют действенные мотивы учения. Некоторые пропускают по болезни и не проходят учебную программу. [9]
Чтобы данная категория школьников не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа с отстающими в учебе всех служб школы и родителей. Основой такой работы может стать нижеследующий документ.
Заключение

В заключение, хотелось бы коснуться вскользь ещё одной современной технологии - технологии "полного усвоения".
На протяжении трехсот лет идеалом для всех ступеней образовательной лестницы являются слова Я.А. Коменского "Всех учить всему!". Но реально ли решить эту задачу?
Как не потерять слабых и не навредить сильным?
Суть технологии "полного усвоения" выражается в следующем. По наблюдению ученых, в зависимости от интеллектуальных способностей разным ученикам требуется разное время для овладения одним и тем же учебным материалом. Однако традиционно организованный учебный процесс игнорирует эту реальность и требует, чтобы все ученики выучили весь материал к заданному сроку, одинаковому для всех. Но многие не успевают выучить, и потому полностью усваивают материал далеко не все. Недостаток времени является главной причиной "хромающих" знаний. В результате нужно так индивидуализировать занятия, чтобы каждый ученик получил столько времени, сколько надо для полного усвоения материала. Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на "усредненного" ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.[10]
Мною представлены основные моменты, формы работы со слабоуспевающими учащимися, но в нее включаются и дети с более высоким уровнем подготовки. Поэтому стараюсь найти индивидуальный и дифференцированный подход к ребятам. По мере обучаемости детей, дидактические, тренинговые карточки на уроках математики и русского языка раздаются с учетом индивидуальных возможностей. Отстающие ребята, чаще всего, неохотно выполняют самостоятельные задания. Поэтому подбираю и контрольные и самостоятельные работы по уровню сложности. ВЫВОД: Каждому педагогу хочется, чтобы ребенок хорошо учился. Для этого необходимо придерживаться четырех важных правил: 1. Заинтересованность в процессе обучения; 2. Психологический комфорт, доброжелательная атмосфера в классе; 3. Включение в учебную работу всех учеников, активизация инициативы детей; 4. Творческий подход, мастерство учителей, работающих с детьми. Труд учителя интересен. Изо дня в день, обучая детей, он учится сам. Молодому педагогу не стоит стесняться обращаться за помощью к более опытным педагогам, они всегда готовы придти на помощь и поделиться своим опытом работы. Литература: 1 Немов Р.С. Психология 3 часть. - М.: Просвещение, Владос, 1995. (С.45-51) 2.Подласый И. П. Педагогика начальной школы. - М.: Владос, 2000.(С. 89- 145) 3.Реан С.А, Бордовская Н. Педагогика. - П., 2000. (с.23-36) 4.Сластенин В., Баранов С. Педагогика. - М., 2000. (с. 215-326) 5.Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию письменной и связной речи. - М. «Аркти», 2000, (с.127) 6.Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему ученику. - М. Ось-89,2005 (с. 51) 7.Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младшие школьники. -М.: Рольф, 2000 (с.122-145) 8.Засимкова Л.В «Развитие речи. Подготовка к обучению грамоте и письму» А лматыкітап 2012 (с. 152) 9.Засимкова Л.В « Основы математических представлений» Алматыкітап 2012 (с. 15)

10.Засимкова Л.В « Основы экологии» Алматыкітап 2012 (с.24)


© 2010-2022