- Преподавателю
- Начальные классы
- Другое. Статья для выступления на МО учителей начальных классов
Другое. Статья для выступления на МО учителей начальных классов
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Трубинова О.М. |
Дата | 25.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Нестандартная форма организации самостоятельной работы на уроках математики.
Учитель начальных классов: Трубинова О.М. МБОУ «СОШ№10» г. Абакан Cовременная начальная школа должна способствовать гармоничному развитию личности учащихся, основу которого составляет умение самостоятельно учиться - познавать мир через освоение и преобразование его в конструктивном сотрудничестве с другими. Школьники должны овладеть универсальными учебными действиями, которые, согласно государственным образовательным стандартам второго поколения, определяются как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Иными словами, современное начальное образование должно быть направлено на развитие самостоятельности ребёнка в учебной деятельности, его способности к самообучению. Исходя из сказанного выше, можно заключить, что современная начальная школа неразрывно связана с понятием «самостоятельность». Как следствие, возникает вопрос: каковы пути эффективного формирования учебной самостоятельности учащихся начальной школы? Основные задачи образования сегодня - не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, но сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Конструктивно решать эти задачи помогает деятельностный метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе учебно_познавательной деятельности. Современное общество нуждается в людях, способных к самостоятельным суждениям и оценкам, поступкам и действиям. Психологи считают, что потребность в самостоятельности присуща детям с самого раннего возраста. По их мнению, фраза «Я сам» означает становление личности. Самостоятельность можно определять как качественную сторону волевой, мыслительной и практической деятельности. Она не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом занимает начальная школа. В процессе самостоятельной работы встречаются различные виды деятельности учащихся:
- Самостоятельная деятельность по образцу, предложенному учителем;
- Применение знаний в аналогичных условиях;
- Самостоятельная работа повышенной трудности;
- Творческая деятельность.
12 1 1 1 1 1 2 3 4 5 6 9 8 7 6 5 1+2+9=12 1+3+8=12 1+4+7=12 и т.д.
Особенность такого задания опять в том, что содержание одинаково для всех, но способ выполнения индивидуален. Учащиеся выполняют задание в силу своих индивидуальных особенностей. При изучении нумерации чисел и последовательности в натуральном ряду для самостоятельной работы можно использовать такие виды работ: <5 Вставьте в окошечко пропущенное число, чтобы неравенство было верным. Найдите все варианты. 27>2 6<83 3>3
Поставьте вместо окошка цифры так, чтобы получились верные неравенства. Используя числа 10, 8, 2, 4, 6 составьте всевозможные верные равенства. Предлагая такие задания, учитель обеспечивает индивидуальный подход к его выполнению каждого ученика, так как одна группа учеников за отведенное время сможет записать 7-8 примеров. Другая 4-5, а третья только 2-3. В процессе проверки можно контролировать друг друга, узнавать новые способы выполнения задания. При закреплении навыков ± в пределах 20 можно предложить такие задания:
- Запишите число 15 в виде суммы однозначных чисел 15=+
- Запишите примеры на умножение, произведение которых равно 24
- Запишите всевозможные примеры на деление, в которых частное равно 4.
- При умножении двух чисел получилось 32. Чему могут быть равны множители?
- Вставьте в окошки такие числа. Чтобы получились верные равенства: ∙=18 ∙=24
- Начертите отрезки, длина которых больше 3см и меньше 9см
- Запишите чему могут быть равны длины сторон треугольника. Если его периметр равен 20см? 24см? 36см?
- Запишите, чему могут быть равны стороны прямоугольника, если его площадь равна 48см2?, 32 см2?, 64 см2?
М К М К М К
2п. 6п ?п 6п. 2п. ?п. Часть учеников составит одну задачу, а кто-то две. Сама программа данного автора предлагает множество задач, где нужно поставить вопрос, а может и не один. А несколько вопросов к задаче. Опять же работа общая для всего класса и в то же время индивидуальная для каждого ребенка. Например: «Настя и Валя сажали цветы. Настя посадила 6 роз и 5 тюльпанов. Валя посадила 12 цветов, из них 3 розы, остальные тюльпаны. Используя схему, поставьте вопросы к задаче и ответьте на них».
?ц. Настя Р Т
6ц. 5ц.
- Сколько цветов посадила Настя?
- На сколько роз Настя посадила больше?
- Сколько тюльпанов посадила Валя?
- На сколько роз больше посадила Валя чем тюльпанов?
- Сколько всего роз посадили девочки?
- Сколько тюльпанов посадили девочки?
- Каких цветов больше и на сколько больше посадили девочки?
Валя 3ц. ?ц. Р Т
12ц.
В учебниках Л.Г.Петерсон заложены задачи, которые предусматривают продуктивные действия. Т.е. необходимо придумать свою задачу к решению, поставить как можно больше вопросов к краткой записи. Данные задания можно использовать для самостоятельных работ , которые будут одновременно общими для всего класса и индивидуальными для каждого ученика. Например: «Ластик стоит 2 рубля, а линейка 7 рублей. Купили х ластиков и у линеек. Что обозначают данные выражения: х+у 2∙х 2∙х+7∙у х-у 7∙у 2∙х-7∙у Перед нами стоит задача обеспечить максимальное развитие у учащихся самостоятельности и творческой инициативы. Думаем, что в учебниках Л.Г.Петерсон присутствуют задания именно такого направления. Например: «Несмеяна наплакала 20 ковшей слез. В понедельник 6 ковшей слез, во вторник на 4 ковша больше. Сколько ковшей слез Несмеяна пролила в среду?» Предлагаю составить ребятам всевозможные уравнения к данной задаче. 20к. П В С 6к. ?(6+4)к. ?к. 6+(6+4)+х=20 20-6-х=6+4 20-(6+4)-х=6 20-х=6+(6+4) 20-6=6+4+х 20-(6+4)=6+х и т.д. Работая таким образом, мы приучили детей навыкам контроля и самоконтроля, умению самостоятельно добывать знания, умению самостоятельно планировать, ставить перед собой учебную задачу и решать ее. Дифференцируя задания для самостоятельной работы, удалось повысить качество знаний. Каждый ребенок выполнял работу в силу своего индивидуального развития. Удалось научить ребят делать выбор, самостоятельно принимать решения, поселить в учащихся уверенность в своих силах, а так же способность добывать знания самостоятельно, работая со справочной литературой. В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях. Итак, на наш взгляд, сегодня учитель может и должен сделать следующий шаг в освоении ФГОС: перейти от знакомства с документами и материалами стандарта к осознанной оценке каждого учебного задания - к оценке его направленности на освоение младшими школьниками того или иного универсального учебного действия, обеспечивающего метапредметные результаты обучения. При этом указывается на то, что итоговая оценка включает в себя две составляющие: результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов, и результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения основных способов действий в отношении к опорной системе знаний, которые требуются для обучения на следующей ступени общего образования. Это положение стандарта предъявляет весьма высокие требования к профессиональным контрольно_оценочным умениям педагогов начальной школы. Каждый из них должен не только уметь по_новому оценивать предметные результаты, включающие в себя кроме знаний ещё и способы действия с этими знаниями. Системе контроля и оценки должна быть присуща максимальная открытость - младшие школьники, педагоги, родители должны иметь полную информацию об уровне образовательных достижений по завершении обучения в каждом классе и в начальной школе в целом, о возможных способах контроля и оценки образовательных достижений. Это будет содействовать повышению качества начального образования и снятию стресса, который часто сопровождает контроль и оценку образовательных достижений учащихся.
Литература:
- Е.А.Тупичкина, И.В.Крючкова «Виды самостоятельной работы на уроках математики»; - Журнал «Начальная школа»№5 1996г
- В.В.Зайцев «Использование ситуации свободного выбора»; - Журнал «Начальная школа»№5 1990г
- М.Пирогова Становление личности»; Газета «Начальная школа»№27 1997г
- Л.Г.Петерсон «Математика 1 класс» 2010г
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. -М. : Просвещение, 2010.
-
М. И.Кузнецова «Особенности контроля и оценивания образовательных достижений младших школьников» - журнал «Начальная школа До и После» №5 2012г
- Е.В.Сергеева «Взгляд на современную начальную школу с позиции формирования самостоятельности младших школьников в контрольно оценочной деятельности» - журнал «Начальная школа До и После» №2 2011г
8