- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по внеурочной деятельности Вежливые ребята
Рабочая программа по внеурочной деятельности Вежливые ребята
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Крюкова С.М. |
Дата | 21.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Ярославка
муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан
«Рассмотрено» «Согласовано» « Утверждаю» На ШМО классных Зам. директора по ВР: Директор школы:
руководителей ______С.Ю.Рухтина ______С.А. Малинин
Протокол №____ «___»________2014г. «___»_______2014 г. от «___»_____2014г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
(духовно-нравственное направление)
«Вежливые ребята»
для 2 класса
на 2014-2015 учебный год
Программу разработала
и реализует:
Крюкова Светлана Михайловна
Пояснительная записка Курс «Вежливые ребята» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе. Программа составлена в соответствии с ФГОС второго поколения. Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций. Объем нагрузки: Участники образовательной программы: учащиеся 2 б класса. Сроки реализации образовательной программы: один учебный год. Программа рассчитана на 33 часа: 1 занятие в неделю. Цель курса - формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности . Задачи:
- обучение навыкам общения и сотрудничества;
- формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
- развитие коммуникативных умений в процессе общения;
- введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
Основные разделы программы:
- я среди людей;
- речевой этикет;
- культура поведения;
- в мире сказок.
Воспитательные идеи программы:
- Старайся делать добро!
- Бойся обидеть человека!
- Люби и прощай людей!
- Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
- Познай мир и себя!
- Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!
Ожидаемые результаты:
- обогащение личного опыта общения детей;
- ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
- овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
Учебно-тематический план на год
N п\п
Содержание программы
Всего часов
Теория
Практика
1. Вводное занятие
1
1
-
2. Я среди людей
6
3
3
3. Речевой этикет
6
2
4
4. Культура поведения
12
6
6
5. В мире сказок.
6
-
6
6. Заключительные занятия
3
-
3
Итого:
34
12
22
Содержание курса: 1раздел (1ч.) Вводное занятие. Знакомство с планом работы на год.
2 раздел (6ч.) Я среди людей. Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость - уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. Речь - важнейшее средство общения. Товарищество и дружба в традициях русского народа. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.
3раздел (6ч.) Речевой этикет. Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении. Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Знакомство с правилами приветствия и прощания, извинения и просьбы, благодарности и отказа.
4 раздел (12ч.) Культура поведения. Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке. Искусство делать подарки.
5 раздел (6ч.) В мире сказок. Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках - мечты людей.
6 раздел (3ч.) Заключительные занятия.
Ожидаемые результаты реализации программы
Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами общения и сотрудничества, самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия.
Результаты второго уровня ( формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Тематическое планирование курса
Раздел программы № п/п Тема занятия Содержание, методические приемы Кол-во часов Дата Вводное занятие (1ч)
1 Давайте познакомимся. Знакомство с планом работы на год. Игра-тест «Какой я?»
1 05.09 Я среди людей (6 ч)
2 Кто я и как выгляжу? Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость - уважение человека к себе. Личная гигиена.
1 12.09
3 Что в нашем имени? Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций.
1 19.09
4 Плохо одному Необходимость человека в общении. Речь - важнейшее средство общения.
1 26.09
5 Товарищи и друзья Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа.
1 03.10
6 Как завоевывать друзей Правила общения с товарищами и друзьями.
1 10.10
7 Бескорыстие в дружбе Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.
1 17.10 Речевой этикет (6 ч)
8 Что такое этика и этикет. Роль мимики, жестов и позы в общении Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение».
1 24.10
9 О вежливых словах и их применении.
Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении.
1 07.11
10 Правила знакомства, представления и обращения Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций.
1 14.11
11 Правила приветствия и прощания Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.
1 21.11
12 Правила извинения и просьбы Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций.
1 28.11
13 Правила благодарности и отказа Знакомство с правилами благодарности и отказ. Моделирование ситуаций.
1 05.12 Культура поведения (12 ч)
14 Отношение к старшим Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим.
1 12.12
15 Отношение к учителю Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем.
1 19.12
16 Отношение к малышам Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким.
1 26.12
17 Как вести себя в школе, на переменах Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки.
1 16.01
18 Правила поведения в столовой, за столом Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой».
1 23.01
19 Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях».
1 30.01
20 Искусство делать подарки Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций.
1 06.02
21 Как правильно разговаривать по телефону Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону»
1 13.02
22 Правила поведения в общественном транспорте Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе».
1 20.02
23
Как вести себя в общественных местах Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах.
1 27.02
24 Правила поведения в театре и кино Знакомство с правилами поведения в театре и кино. Моделирование ситуаций.
1 06.03
25 Поведение в библиотеке и музее Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку.
1 13.03 В мире сказок (6 ч)
26-27 Добро и зло в сказках Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках - победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение.
2 20.03 03.04
28-29 Сказки - волшебство, чудо и правда Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках - мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.
2 10.04 17.04
30-31 Сказка - ложь, да в ней намек Лгать, врать, говорить неправду - плохо. Победа правды над кривдой в сказках.
2 24.04 08.05 Итоговые занятия (3 ч)
32-34 Что мы узнали и чему научились Заочное путешествие по «Школе вежливых наук». Праздник вежливых ребят
3
15.05 22.05 29.05
Используемая литература:
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М. :Просвещение, 2010.
- Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
- Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
- Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
- Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
- Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;
- Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
- Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
- Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности», ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004.