Разработка урока по русскому языку 3 класс по теме Значение фразеологизмов

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока по русскому языку 3 класс по теме Значение фразеологизмовРазработка урока по русскому языку 3 класс по теме Значение фразеологизмовРазработка урока по русскому языку 3 класс по теме Значение фразеологизмовРазработка урока по русскому языку 3 класс по теме Значение фразеологизмовКонспект урока.

Предмет: русский язык 2 класс УМК «Школа 21 века».

Тема урока: Значение фразеологизмов. Цели урока:

  1. Осмысление значения термина «фразеологизм», формирование умения отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний, представление о многозначности, омонимии, синонимии и антонимии в кругу фразеологических оборотов, освоение правил их уместного использования в собственной речи, формирование умений заметить и оценить фразеологизмы в чужой речи, в частности - в художественной литературе;
  2. развитие памяти, внимания, воображения, логического мышления, умения сравнивать, анализировать, обобщать;
  3. развитие познавательного интереса, умений пользования мультимедийными средствами, осуществлять поиск и обработку информации; формирование внимательного и бережного отношения к слову.


Тип урока: рефлексия. Технологии: технология развивающего обучения, компьютерная технология (информационная): демонстрация мультимедийной презентации созданной в программе Microsoft Power Point; использование готовых электронных продуктов - Интернет ресурсы.

Ход урока.

  1. Мотивация урока.
(Пословица на доске) Мир освещается солнцем, а человек - знаниями. Что скажите? (Как мир не может существовать без солнца, так и человек без знаний)
  1. Самоопределение к деятельности.
Тему и цель урока мы сегодня узнаем, выполнив следующее задание. Прочтите, пожалуйста, запись на доске. - Что скажите?

Глеб у доски повесил нос.

Краснеет до корней волос.

Он в этот час как говорится

Готов сквозь землю провалиться.

О чём же думал он вчера?

Когда баклуши бил с утра?

- Догадались? О чем сегодня будем говорить на уроке? (о фразеологизмах, определять их значение).

- Какие фразеологизмы вы услышали в стихотворении?

повесил нос - огорчился, был в плохом настроении

краснеет до корней волос - стало стыдно

сквозь землю провалиться - пропасть, исчезнуть

баклуши бить - бездельничать

  1. Актуализация знаний.

1) - Вспомните, что вы знаете о фразеологизмах?
Кластер на доске!

фразеологизмы

имеют образно - переносный смысл

можно заменить одним словом

делают речь яркой, образной, меткой



устойчивые сочетания слов



Ответы детей с примерами фразеологизмов.

  • Фразеологизм - это устойчивое словосочетание. Нельзя переставлять слова, менять. Например, яблоку негде было упасть, нельзя сказать - груше негде было упасть.
  • Фразеологизмы обогащают язык, делаю речь яркой, образной, меткой, эмоциональной, выразительной.
  • Многие фразеологизмы можно легко заменить одним словом: зарубить на носу - запомнить; повесить голову - огорчиться; как снег на голову - внезапно.
  • Фразеологизмы имеют образно-переносный смысл (правая рука - первый, надежный помощник).

2)Выполняя следующее задание, мне хотелось бы пожелать вам то, что пожелала мама своему птенцу, отправляя его в школу. (сценка)

Рано утром мама - квочка

В класс отправила сыночка.

Говорила: не дерись,

Не дразнись, не петушись,

Поспеши, уже пора,

Ну ни пуха, ни пера.

Через час едва живой

Петушок идёт домой.

Ковыляет еле-еле

Он со школьного двора,

А на нём и в самом деле

Нет ни пуха, ни пера. -Что заметили? Здесь есть фразеологизм и свободное словосочетание - ни пуха, ни пера. -Что обозначает фразеологизм ни пуха, ни пера? 3) Самостоятельная работа. Откройте учебники на странице 111, упражнение 2. Прочитайте про себя задания. Пользуясь своим опытом, выполните это упражнение самостоятельно. (Самопроверка учащимися по готовому образцу своих работ и фиксацией ошибок) - сверьте с эталоном, составленным у нас на доске замер как вкопанный полон рот пальчики оближешь сел в калошу 4. Локализация затруднений. - Какие ошибки допустили? почему?

5. Включение в систему знаний и повторение.

1) Работа в группе. (группа получает задание на карточке)

«усердно, прилежно трудиться»
«мало»
«бездельничать»

«быстро бежать»
воробью по колено в поте лица кот наплакал что есть духу засучив рукава бить баклуши ловить мух сломя голову
- Какая группа уже справилась с заданием?

- Что заметили? 2 фразеологизма имеют одно и то же значение:

- Что скажите? Это фразеологизмы - синонимы - близкие по значению.

- Подберите к этим фразеологизмам еще синонимы (палец о палец не ударить, считать ворон).

- Что ещё заметили? Фразеологизмы - противоположные по смыслу - антонимы.

- В каких ситуациях можно использовать эти фразеологизмы? (в разговорной речи с близкими знакомыми)

- как вы думаете, на основании чего у словосочетаний появилось то или иное значение.

(воробью по колено, в поте лица, кот наплакал)

2) Работа в парах

Откройте страницу 112, упр.3. Прочитайте задание.

-Какую цель ставит перед нами автор? (подобрать антонимы)

- что скажите?

(антонимы - фразеологизмы - это фразеологизмы противоположные по смыслу).

-Есть ли пары, которые испытывают затруднение?

- Какая пара готова продемонстрировать свою работу с объяснением?

3) Работа в группах. История происхождения фразеологизмов.

Группа должна по рисунку догадаться, что за фразеологизм спрятан и пользуясь фразеологическим словарем, определить, откуда произошли эти фразеологизмы?

Дети, пользуясь словарем, изучают происхождение фразеологизмов, а затем группой сообщают информацию.

Медвежья услуга - неумелая и неловкая услуга, которая приносит вместо помощи вред, неприятность.

Данный фразеологизм из басни И. А. Крылова "Пустынник и медведь", рассказывающей о дружбе одинокого человека с медведем. Когда человек лег спать, медведь отгонял от него мух. Согнал муху со щеки, она села на нос, затем на лоб. Медведь взял увесистый булыжник и убил им муху на лбу у друга.

Сесть в калошу - это значит оказаться в трудном или нелепом положении, попасть в "ловушку".

Это образное выражение имеет давнюю историю и связано с народными игрищами - боями. Один из противников часто оказывался на земле, в грязи. Слово калоша, которое сейчас обозначает резиновую обувь, произошло от слова калужа, что означало лужу.

Спустя рукава значит, работу выполнять небрежно, кое-как.

Рукавицы и перчатки появились на Руси довольно поздно. Раньше распространены были длинные рукава, которые засучивались перед работой (засучив рукава - значит «усердно принявшись за дело»), а после работы зимой опускались, чтобы согреть руки. Кончено, со спущенными рукавами человек работает плохо, так как они мешают ему (спустя рукава - значит «небрежно, кое-как»).

Бить баклуш - бездельничать.

Когда-то на Руси ели щи и кашу только деревянными ложками. Люди кололи чурбанчики липового дерева - заготовки для мастера, который делал ложки. Бить баклуши считалось легкой работой. Потому она и стала образцом не дела, а безделья.

Откуда произошло выражение «Встречать хлебом-солью» узнай на странице 114 в учебнике русский язык.

- Молодцы, вы замечательно справились с этим заданием.

6. Рефлексия.

-Вспомните, с чего начинался наш урок? (человек не может жить без знаний)

- Что вы узнали сегодня нового?

-Обозначьте стикерами, кто на уроке себя чувствовал…

как рыба в воде

мастер на все руки

не по зубам

не солоно хлебавши

-Молодцы, все хорошо работали! Поэтому я чувствую себя на седьмом небе. (безграничное счастье и глубокое удовлетворение)

© 2010-2022