- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по русскому языку 4 класс - Школа 2100
Рабочая программа по русскому языку 4 класс - Школа 2100
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Саратовская Л.А. |
Дата | 19.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рабочая программа по русскому языку
4 класс «Школа 2100»
Программа разработана на основе авторской программы Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой «РУССКИЙ ЯЗЫК», утверждённой МО РФ (Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2 кн. Кн.1. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д.Н. Фельдштейна. - М.: Баласс, 2012.)
Пояснительная записка Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы «Русский язык» (авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина и др.), являющейся составной частью Образовательной системы «Школа 2100». Данный УМК в полной мере реализует принципы деятельностного подхода. Курс русского языка в начальной школе - часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе: 1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения; 2) формирование элементарной лингвистической компетенции. Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка. Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно: - формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель); - формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель). В соответствии с этой целью ставятся задачи: - развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры; - осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой; - формирование у детей чувства языка; - воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой; - сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
Общая характеристика учебного предмета
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета. Линии, общие с курсом литературного чтения: 1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (первичные навыки работы с информацией); 2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов; 3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи. Линии, специфические для курса «Русский язык»: 4) приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности; 5) дальнейшее овладение родным языком; 6) овладение орфографией и пунктуацией; 7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка; 8) развитие чувства языка. Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по русскому языку: учебник «Русский язык» для 4-го класса; тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку», «Тетрадь по чистописанию»; «Дидактический материал по русскому языку» и др.
Разделы «Предложение» и «Текст»
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, - разделы «Предложение» и «Текст». В 4-м классе продолжается развитие синтаксических, пунктуационных и речевых умений, полученных в 3-м классе. Развивается умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но (на примере сложных предложений, состоящих из двух частей). Вводится понятие предложения с прямой речью на примере простейшей конструкции «слова автора плюс прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух частей с союзами и, а, но или без союзов и в простом предложении с однородными членами (с союзами и, а, но или без союзов). Внимание детей постоянно обращается на роль знаков препинания: они помогают понять смысл написанного предложения, текста. На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и чтения, формирование типа правильной читательской деятельности. Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую базу для развития устной и письменной речи, для изучения слова с разных точек зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно, ребёнок осознаёт, для чего нужно изучать свой родной язык, на котором он и так свободно говорит. Так, например, знание об «устройстве» предложений и текста, умение пунктуационно оформлять их на письме нужны для успешного общения, для того чтобы самому быть понятым и понимать других людей.
Раздел «Слово»
Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово». Слово рассматривается с четырёх точек зрения: 1) звукового состава и обозначения звуков буквами; 2) морфемного состава и словообразования; 3) грамматического значения; 4) лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления. В 4-м классе продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными в 1-3-м классах. Рассматриваются также случаи написания слов с удвоенной буквой согласного на стыке корня и суффикса типа сонный. В связи с изучением частей речи отрабатывается умение писать слова со следующими орфограммами: 1) мягкий знак после букв шипящих в существительных мужского и женского рода типа луч, ночь; безударные окончания существительных 1, 2, 3-го склонения (кроме существительных на -ие,-ия, -ий, -мя); 2) безударные окончания имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц); 3) безударные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа (читаешь, поёшь); окончания -о, -а в глаголах прошедшего времени женского и среднего рода (осветила, осветило); -тся - -ться в глаголах; не с глаголами; 4) раздельное написание предлогов с личными местоимениями. Развитие умения писать слова с этими орфограммами продолжается в 5-м классе основной школы. Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного использования языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографический навык. Орфографически правильная письменная речь - залог успешного общения в письменной форме. Этот подход заложен уже в пропедевтическом курсе русского языка в период обучения грамоте. Наблюдение за звуковым составом слова, за собственным произнесением отдельных звуков, определение места ударения в слове - всё это способствует овладению тем фонетическим минимумом, который необходим для последующего сознательного овладения орфографией. Одновременно целенаправленно проводятся наблюдения над лексическим значением слова и его сочетаемостью, так как умение верно определять лексическое значение корня очень важно для правильного написания. Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы - это его морфемный состав. «Состав слова» - сквозная тема курса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополнительного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов. В 4-м классе дети продолжают наблюдение за словоизменением и словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов, личных местоимений, разбирают по составу доступные существительные, прилагательные, глаголы, тренируются в образовании этих частей речи с помощью суффиксов и приставок, в подборе однокоренных слов, относящихся к различным частям речи (бег, бегун, бежать; краснота, красный, краснеть и т.п.). Третий аспект рассмотрения слова - лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова. Четвёртый аспект рассмотрения слова - морфологический. Морфология - самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности. В 3-м и 4-м классах части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи. Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоиз- менения этих частей речи. При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов. В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т. к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами. Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы. Основные направления работы по развитию речи: 1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов. 2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов. 3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста. 4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией. Отличие данной программы заключается в том, что: 1) Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс (общие с курсом «Литературное чтение» и специфические для курса «Русский язык»): овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка. 2) Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звукобуквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей. 3) Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами. 4) Сведения о частях слова вводятся раньше - с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами. 5) Усилено внимание к синтаксису и пунктуации - основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации. 6) Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках литературного чтения и русского языка - формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Примерными программами начального общего образования, Образовательной программой и учебным планом , предмет «Русский язык» изучается в 4-м классе 5 часов в неделю (170 ч в год).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей. Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой). Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы. Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей. Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности. Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам. Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству. Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность человечества - осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
4-й класс
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» в 4-м классе являются следующие умения и качества:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» в 4-м классе является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» в 4-м классе является сформированность следующих умений: - произносить звуки речи в соответствии с нормами языка; - производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов; - правильно писать слова с изученными орфограммами; - видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические); - находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами; - пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам; - различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов); - ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь); - производить синтаксический разбор простого и сложного предложений в рамках изученного; - разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок; - писать подробное изложение текста повествовательного характера (90-100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки; - читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану; - воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова; - создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.
Содержание учебного предмета «Русский язык»
4-й класс Повторение (18 ч) Предложение. Текст (35 ч) Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с бессоюзной связью). Пропедевтическое введение предложений с прямой речью (конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения. Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов. Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего, просмотрового и ознакомительного чтения. Слово 1. Части речи и члены предложения. Имя существительное (42 ч) Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения. Падеж имён существительных. Три склонения имён существительных. Наблюдение над ролью имён существительных в речи. Орфограммы: безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения, ь после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения; правописание существительных мужского рода с шипящим на конце. Имя прилагательное (20 ч) Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имён прилагательных в тексте. Тематические группы имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам. Орфограмма - безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц). Глагол (42 ч) Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределённой форме. Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания); -тся--ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания -о--а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени. 2. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части, разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Образование имён существительных и имён прилагательных с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок. Удвоенные буквы согласных на стыке корня и суффикса (длина - длинный, сон - сонный). 3. Совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ слов различных частей речи. Дальнейшее формирование навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1-3-м классах. 4. Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи. Повторение (13 ч) Развитие речи. Работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему). Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочётов графического характера, по совершенствованию почерка.
Таблица тематического распределения количества часов
-
№
п/п
Разделы, темы
Количество часов
1.
Повторение
17
2.
Предложение. Текст
36
3.
Слово
Имя существительное
45
Имя прилагательное
20
Глагол
36
Наречие
4
4.
Повторение
12
Итого:
170
Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
4-й класс
(170 часа - 5 часов в неделю)
Название разделов, тем
Кол-во
часов
Основные виды учебной деятельности
учащихся
Повторение
17 Знакомиться с новым учебником, использовать приёмы ознакомительного и просмотрового чтения. Проводить фонетический разбор слов. Группировать звуки по их характеристикам. Соотносить количество звуков и букв в слове, объяснять причины расхождения количества звуков и букв. Группировать слова с изученными орфограммами, графически объяснять выбор написания. Писать изложение текста-повествования с предварительной подготовкой. Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения. Предложение. Текст
36
Простое предложение. Предложения с однородными членами
16 Различать простые и сложные предложения на слух и в письменном тексте. Характеризовать (на основе коллективного анализа) основные признаки текста: целостность, связность абзацев и предложений по смыслу и грамматически, законченность. Использовать эти параметры при создании собственных текстов. Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения. Оформлять пунктуационно предложения с однородными членами и союзами и, а, но. (П) Конструировать предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. (П) Готовиться к написанию сочинения: формулировать замысел, составлять план, работать с черновиком. Продуцировать текст с использованием однородных членов предложения, соединённых союзной и бессоюзной связью («Что я люблю»). Проверять и редактировать текст сочинения. Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, работать по алгоритму. Приобретать опыт разграничения сложных предложений и предложений с однородными членами (с союзами и, а, но и без союзов). (П) Создавать устное высказывание на грамматическую тему по предварительно составленному плану. Готовиться и писать свободный диктант по тексту с изученными синтаксическими конструкциями. Продуцировать текст с использованием сложных предложений с союзами и, а, но и без союзов (сочинение «Субботний вечер у нас дома»). Выделять на слух и в тексте предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь). (П) Приобретать опыт конструирования предложений с прямой речью и их пунктуационного оформления. (П) Продуцировать текст с использованием предложения с прямой речью (сочинение «Что сказала мама»). Письменно пересказывать текст (писать подробное изложение), включающий предложение с прямой речью (после предварительной подготовки). Выделять при обсуждении текста его значимые части, формулировать заголовки, составлять план (в группах, парах). Выбирать в коллективном обсуждении критерии оценки текста изложения (сочинения), применять их при самоанализе и взаимоанализе текстов работ с последующим их редактированием.
Сложные предложения с союзами и, а, но
13
Предложения с прямой речью
15
Слово. Части речи и члены предложения
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
45
Что мы уже знаем об имени существительном
7 Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи. Накапливать опыт по выявлению грамматических признаков, общих для самостоятельных частей речи. Определять грамматические признаки имён существительных, начальную форму. Относить имя существительное к одному из трёх склонений, определять падеж. Составлять совместно с учителем алгоритм определения склонения имени существительного, работать по алгоритму, осуществлять самоконтроль. Участвовать в совместной работе (в парах, группах, фронтально) по открытию нового знания, включать в учебный диалог. Сравнивать формы имени существительного и имени прилагательного, выявлять зависимость. Накапливать опыт употребления имён существительных в речи (обучающие изложения и сочинения, предусмотренные в планировании). Определять грамматические признаки имён существительных (морфологический разбор). Находить в тексте несклоняемые имена существительные, приобретать опыт их согласования с именами прилагательными в речи. Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание. Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм. Составлять в группе задания на обработку определённой орфограммы. Самостоятельно формулировать общее правило обозначения на письме безударных гласных звуков.
Изменение имён существительных по падежам
10
Три склонения имён существительных
5
Правописание мягкого знака (ь) после шипящих на конце существительных
6
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных
10
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
20
Что мы уже знаем об имени прилагательном
4 Различать и характеризовать тексты двух типов речи - повествования и описания (П). Наблюдать роль прилагательных (в том числе прилагательных-антонимов) в речи. Называть грамматические признаки имён прилагательных (морфологический разбор), определять начальную форму. Обнаруживать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных, графически объяснять написание, осуществлять самоконтроль. Подбирать и группировать примеры слов с изученными орфограммами. Накапливать опыт употребления в речи имён прилагательных (обучающее изложение и сочинение-описание). Выделять в тексте и конструировать словосочетания прил. + сущ.
Словоизменение имён прилагательных
3
Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных
8
Г Л А Г О Л
36
Что мы уже знаем о глаголе
4 Выделять неопределённую форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную. Определять грамматические признаки глагола. Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания в совместной исследовательской деятельности в группах. Сотрудничать в группе, распределять роли, слушать и слышать других. Составлять задания в группе по изученному материалу. Проводить само- и взаимоанализ выполнения заданий. Совместно составлять алгоритм определения спряжения глагола и выбора буквы безударного гласного в личных окончаниях глаголов. Анализировать особенности текстов с преимущественным употреблением глаголов. Накапливать опыт использования глаголов в речи, в том числе с безударными личными окончаниями (обучающие изложения и сочинения по теме). Называть и систематизировать грамматические признаки глагола (морфологический разбор).
Словоизменение глаголов
2
Правописание безударных личных окончаний глаголов
21
Разбор глагола по составу
12
Повторение
12 Систематизировать и обобщать изученный материал в виде таблиц, схем, текста. Продуцировать устные связные высказывания на лингвистические темы по изученному материалу. Проводить в группах исследовательскую (проектную) работу «Что слово может рассказать о себе» (анализировать звуко-буквенный состав, морфемный состав, лексическое и грамматическое значение слова, этимология особенности сочетаемости с другими словами). Представлять результат исследования в виде связного высказывания с мультимедийным сопровождением.
ИТОГО
170
Материально -техническое обеспечение учебного процесса.
-
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык, в 2-х ч, М.: Баласс, 2009 г.
- Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 4 класс - М.: Баласс, 2011 г.
- Комисарова Л.Ю. Дидактический материал к учебнику «Русский язык», 4 класс, М.: Баласс, 2011 г.
-
Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Методические рекомендации для учителя, 4 класс, М.: Баласс, 2007 г.
-
Н.А.Исаев «Рабочая тетрадь по русскому языку», 4 класс, - М.: Баласс, 2013.
Календарно-тематическое планирование
по русскому языку 4 класс
№п/п
Дата
Тема
Кол-во часов
Виды
деятельности
план
факт
Раздел 1. Повторение (17 часов)
1
02.09
Поэты и писатели о русском языке. Повторение фонетики и графики.
1
Знакомство учащихся с новым учебником; повторение и закрепление полученных ранее знаний о звуках и буквах.
2
03.09
Контрольное списывание
№ 1.
1
Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания. Повторение знаний о том, что такое «опасное» место в слове.
3
04.09
Повторение фонетики и графики.
1
Повторение ранее изученного материала по темам «Фонетика», «Графика».
4
07.09
Повторение фонетики. Слог и ударение.
1
Обобщение представлений о слоге как части слова, которая произносится одним толчком выдыхаемого воздуха.
5
08.09
Что такое графика.
1
Совершенствование умения различать количество слогов в слове по количеству гласных букв.
6
09.09
Фонетический разбор слова.
1
Обобщение знаний о звуко-буквенном составе слова.
7
10.09
Повторение орфографии.
1
Обобщение и систематизация знаний об основных правилах орфографии, изученных ранее. Развитие орфографической зоркости.
8
11.09
Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения.
1
Применение теоретических знаний на практике.
9
14.09
Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания.
1
Решение орфографических задач.
10
15.09
Повторение состава слова.
1
Обобщение знаний детей о морфемном составе слова и роли каждой значимой части слова. Разбор по составу слова, подбор однокоренных слов.
11
16.09
Повторение изученного о частях речи.
1
Обобщение и систематизация уже имеющихся знаний о частях речи. Построение предложений из набора слов.
12
17.09
Повторение изученного по синтаксису.
1
Повторение знаний о типах предложений по цели высказывания, по интонации; о главных членах предложения.
13
18.09
Обучающее изложение «Золотой рубль».
1
Развитие умений связно передавать текст в письменной речи; делить текст на части, составлять план текста; применять на практике изученные правила орфографии, использовать в речи синонимы.
14
21.09
Обучающее изложение «Золотой рубль».
1
Развитие письменной речи учащихся, орфографической зоркости.
15
22.09
Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу «Повторение».
1
Применение на практике изученных правил пунктуации. Поиск грамматической основы в предложении.
16
23.09
Административная контрольная работа (на входе)
1
Проверка уровня усвоения программного материала по основным темам курса русского языка в 3 классе.
17
24.09
«Пишу правильно» (работа над ошибками, допущенными в изложении и диктанте).
1
Объяснение правильности написания в случаях, если допущена ошибка. Подбор примеров для изученных орфографических правил.
Раздел 2. Предложение. Текст (35 часов)
Тема: Простое предложение. Предложение с однородными членами (13 часов)
18
25.09
Как отличить простое предложение от сложного.
1
Различение простых и сложных предложений, графическое изображение схем предложений.
19
28.09
Предложения с однородными членами в художественном тексте. Однородные члены без союзов и с союзом и.
1
Распознавание в предложении однородных членов, связанных при помощи союзов или интонации перечисления; ознакомление с постановкой запятой между однородными членами.
20
29.09
Запятая в предложениях с однородными членами, соединенными союзами и, а, но.
1
Знакомство с правилом постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.
21
30.09
Обучающее изложение «Что я люблю».
1
Развитие умений связно передавать текст в письменной речи; делить текст на части, составлять план текста; применять на практике изученные правила орфографии, использовать в речи синонимы.
22
01.10
Обучающее изложение «Что я люблю».
1
Развитие умений связно передавать текст в письменной речи; составлять план текста; применять на практики изученные правила орфографии; использовать в речи синонимы.
23
02.10
Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами.
1
Развитие умения применять правило постановки запятой без союзов и с союзами, а, и, но. Совершенствование умений подбирать предложения к предложенным учителем схемам. Развитие орфографической зоркости.
24
05.10
Обучающее сочинение «Что я люблю».
1
Написание сочинений с языковым заданием по личным впечатлениям с соответствующей подготовкой.
25
06.10
Обучающее сочинение «Что я люблю».
1
Написание сочинений с языковым заданием по личным впечатлениям с соответствующей подготовкой.
26
07.10
Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами.
1
Подбор предложения к предложенным учителем схемам. Развитие орфографической зоркости.
27
08.10
Упражнения на повторение. Проверочная работа №1.
1
Проверка уровня усвоения программного материала по теме: «Предложение с однородными членами». Совершенствование умения применять полученные знания на практике.
28
09.10
Развитие пунктуационных умений.
1
Углубление знания о связи между однородными членами предложения. Знакомство учащихся с соединением однородных членов с помощью союзов и, а, но.
29
12.10
Контрольный диктант № 2.
1
Проверка уровня усвоения программного материала по теме: «Предложение с однородными членами». Отработка умения применять полученные знания на практике.
30
13.10
«Пишу правильно» (работа над ошибками).
1
Объяснение правильности написания в случаях, если допущена ошибка. Подбор примеров для изученных орфографических правил.
31
14.10
Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.
1
Выявление отличительных особенностей простого предложения с однородными членами и сложного предложения.
32
15.10
Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но.
1
Формирование понятия о том, с помощью чего соединяются части сложного предложения; какую роль в сложном предложении играют союзы и, а, но.
33
16.10
Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но.
1
Различение простых предложений от сложных; конструирование предложений.
34
19.10
Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но.
1
Отработка навыков постановки знаков препинания в изученных видах предложений.
35
20.10
Составление рассказа на грамматическую тему по плану. Свободный диктант «Мечты о подвиге».
1
Написание сочинений с языковым заданием по личным впечатлениям с соответствующей подготовкой; подбор к словам синонимов, антонимов; использование их в речи.
36
21.10
Запятая в сложном предложении.
1
Обобщение и систематизация знаний учащихся об изученных правилах пунктуации.
37
22.10
Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома».
1
Написание сочинений с языковым заданием по личным впечатлениям с соответствующей подготовкой; подбор к словам синонимов, антонимов; использование их в речи.
38
23.10
Упражнения на повторение. Проверочная работа № 2.
1
Проверка уровня усвоения программного материала по теме: «Сложные предложения с союзами а, и, но». Совершенствование умения применять полученные знания на практике.
39
26.10
Обобщение, подготовка к диктанту.
1
Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме: «Сложные предложения с союзами а, и, но».
40
27.10
Контрольный диктант № 3.
1
Проверка уровня усвоения программного материала по теме: «Сложные предложения с союзами а, и, но». Совершенствование умения применять полученные знания на практике.
41
28.10
«Пишу правильно» (работа над ошибками). Контрольный словарный диктант.
1
Объяснение правильности написания в случаях, если допущена ошибка. Подбор примеров для изученных орфографических правил.
Тема: Предложения с прямой речью (11 часов)
42
29.10
Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью.
1
Ознакомление учащихся с прямой речью, ее обозначением на письме, схематическим обозначением предложения с прямой речью.
43
30.10
Знаки препинания в предложениях с прямой речью (прямая речь стоит после слов автора).
1
Отработка пунктуационных навыков при прямой речи, стоящей после слов автора.
44
09.11
Знаки препинания в предложениях с прямой речью (прямая речь стоит перед словами автора).
1
Отработка пунктуационных навыков при прямой речи, стоящей до слов автора.
45
10.11
Обучающее сочинение «Что сказала мама». Использование предложений с прямой речью в письменной речи.
1
Написание сочинений с языковым заданием по личным впечатлениям с соответствующей подготовкой; подбор к словам синонимов, антонимов; использование их в речи.
46
11.11
«Пишу правильно» (работа над ошибками).
1
Объяснение правильности написания в случаях, если допущена ошибка. Подбор примеров для изученных орфографических правил
47
12.11
Запись цитаты в виде предложения с прямой речью.
1
Систематизация, обобщение знаний учащихся о сложных предложениях и предложениях с прямой речью.
48
13.11
Развитие умения ставить знаки препинания в простом, сложном предложении и в предложениях с прямой речью.
1
Систематизация, обобщение знаний учащихся о сложных предложениях и предложениях с прямой речью. Развитие пунктуационных навыков и навыков синтаксического разбора.
49
16.11
Обучающее изложение «В здоровом теле - здоровый дух».
1
Проверка умений связно передавать текст в письменной речи; делить текст на части, составлять план текста; применять на практике изученные правила орфографии, использовать в речи синонимы.
50
17.11
Обучающее изложение «В здоровом теле - здоровый дух».
1
Проверка умений связно передавать текст в письменной речи; делить текст на части, составлять план текста; применять на практике изученные правила орфографии, использовать в речи синонимы.
51
18.11
Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью.
1
Систематизация, обобщение знаний учащихся о сложных предложениях и предложениях с прямой речью. Развитие пунктуационных навыков и навыков синтаксического разбора.
52
19.11
Контрольный диктант № 4.
1
Проверка уровня усвоения программного материала по теме: «Прямая речь». Применение полученных знаний на практике.
53
20.11
«Пишу правильно» (работа над ошибками).
1
Объяснение правильности написания в случаях, если допущена ошибка. Подбор примеров для изученных орфографических правил.
Раздел 3. Имя существительное (45 часов)
Тема: Что мы знаем об имени существительном (5 часов)
54
23.11
Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных.
1
Постановка вопросов к словам. Нахождение в предложении существительных.
55
24.11
Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных.
1
Применение полученных знаний на практике. Наблюдение за словоизменением имен существительных.
56
25.11
Роль имени существительного в речи.
1
Уточнение роли существительных в речи. Наблюдение над синонимами, омонимами и многозначными словами.
57
26.11
Обучающее сочинение-миниатюра «Вид из окна».
1
Написание сочинения с языковым заданием по личным впечатлениям с соответствующей подготовкой; подбирать к словам синонимы, антонимы, использовать их в речи.
58
27.11
Роль имен существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.
1
Наблюдение за ролью имён существительных в предложении, тексте и речи.
Тема: Изменение имен существительных по падежам (12 часов)
59
30.11
Наблюдение за словоизменением имен существительных.
1 Углубление знания об имени существительном как о части речи. Формирование умения склонять имена существительных в единственном числе.
60
01.12
Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить их в разные падежные формы.
1
Наблюдение за словоизменением имён существительных.
61
02.12
Изменение по падежам имен существительных в единственном и множественном числе.
1
Знакомство с приемами распознавания падежей.
62
03.12
Изменение по падежам имен существительных в единственном и множественном числе.
1
Наблюдение за словоизменением имён существительных.
63
04.12
Изменение по падежам имен существительных в единственном и множественном числе.
1
Наблюдение за словоизменением имён существительных.
64
07.12
Именительный и винительный падежи.
1
Знакомство учащихся с особенностями имен существительных, употребленных в именительном и винительном падежах. Отработка приема распознавания падежей.
65
08.12
Родительный падеж.
1
Знакомство с основными значениями родительного падежа, его вопросами и предлогами.
66
09.12
Дательный падеж.
1
Знакомство с особенностями имен существительных в дательном падеже.
67
10.12
Творительный падеж.
1
Знакомство с особенностями имен существительных в творительном падеже.
68
11.12
Предложный падеж.
1
Выяснение особенностей предложного падежа. Закрепление знаний о творительном падеже.
69
14.12
Обобщение знаний о падежах. Составление устного рассказа «Что я знаю об изменении имен существительных».
1
Определение падежа имён существительных по вопросам, предлогам.
70
15.12
Упражнения на повторение. Проверочная работа №3.
1
Различение падежей имен существительных по их признакам.
Тема: Три склонения имен существительных (7 часов)
71
16.12
Что такое склонение? Три склонения имен существительных.
1
Знакомство с понятием о трех типах склонения имен существительных в единственном числе.
72
17.12
Развитие умения определять склонение имен существительных.
1
Развитие умения распознавать тип склонений имени существительного по роду и окончанию в именительном падеже.
73
18.12
Развитие умения определять склонение имен существительных.
1
Развитие умения распознавать тип склонения имени существительного по роду и окончанию в именительном падеже.
74
21.12
Развитие умения определять склонение имен существительных. Морфологический разбор имени существительного.
1
Развитие умения распознавать тип склонений имени существительного по роду и окончанию в именительном падеже.
75
22.12
Развитие умения определять склонение имен существительных. Морфологический разбор имени существительного.
1
Применение теоретических знаний на практике.
76
23.12
Понятие о несклоняемых именах существительных и особенностях их употребления.
1
Отработка умения определять падеж имени существительного. Знакомство учащихся с особенностями несклоняемых имен существительных.
77
24.12
Обучающее сочинение «Пальчики оближешь».
1
Написание сочинения с языковым заданием по личным впечатлениям с соответствующей подготовкой; подбирать к словам синонимы, антонимы, использовать их в речи. Развитие связной монологической речи учащихся.
Тема: Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных (8 часов)
78
25.12
Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода.
1
Знакомство с новой орфограммой «Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих».
79
28.12
Буква Ь после шипящих на конце имен существительных. Графическое обозначение орфограммы.
1
Применение полученных теоретических знаний на практике.
80
29.12
Буква Ь после шипящих на конце имен существительных. Графическое обозначение орфограммы.
1
Применение полученных теоретических знаний на практике.
81
11.01
Буква Ь после шипящих на конце имен существительных. Графическое обозначение орфограммы. Словарный диктант.
1
Применение полученных теоретических знаний на практике.
82
12.01
Упражнения на повторение. Проверочная работа № 4.
1
Проверка уровня усвоения программного материала по теме: «Правописание ь после шипящих на конце существительных».
83
13.01
Обобщение, подготовка к диктанту.
1
Совершенствование умения применять полученные знания на практике.
84
14.01
Контрольный диктант № 5.
1
Проверка уровня усвоения программного материала по теме: «Правописание ь после шипящих на конце существительных».
85
15.01
«Пишу правильно» (работа над ошибками).
1
Объяснение правильности написания в случаях, если допущена ошибка. Подбор примеров для изученных орфографических правил.
Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных (13 часов)
86
18.01
Выведение общего правила написания безударных падежных окончаний имен существительных.
1
Различение и проверка безударных окончаний существительных одного и того же склонения. Решение орфографических задач в окончаниях имен существительных.
87
19.01
Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных, действовать по алгоритму.
1
Отработка умения распознавать тип склонения, падеж существительных. Систематизация знаний о существенных признаках имени существительного как части речи.
88
20.01
Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных, действовать по алгоритму.
1
Применение полученных теоретических знаний в стандартных и нестандартных ситуациях.
89
21.01
Развитие умения писать слова с изученной орфограммой. Словарный диктант.
1
Применение полученных теоретических знаний в стандартных и нестандартных ситуациях.
90
22.01
Обучающее изложение «Первая газета».
1
Развитие умений связно передавать текст в письменной речи; делить текст на части, составлять план текста; применять на практике изученные правила орфографии.
91
25.01
Обучающее изложение «Первая газета».
1
Развитие умений связно передавать текст в письменной речи; делить текст на части, составлять план текста.
92
26.01
Развитие орфографических умений.
1
Применение полученных теоретических знаний в стандартных и нестандартных ситуациях.
93
27.01
Обучающее сочинение-описание «Прогулка».
1
Формирование умения писать сочинение с языковым заданием по личным впечатлениям с соответствующей подготовкой; подбирать к словам синонимы, антонимы, использовать их в речи.
94
28.01
Развитие орфографических умений.
1
Применение полученных теоретических знаний в стандартных и нестандартных ситуациях.
95
29.01
Упражнения на повторение. Проверочная работа № 5.
1
Проверка уровня усвоения программного материала по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных».
96
01.02
Повторение, подготовка к диктанту.
1
Применение полученных теоретических знаний в стандартных и нестандартных ситуациях
97
02.02
Контрольный диктант № 6.
1
Проверка уровня усвоения программного материала по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных».
98
03.02
«Пишу правильно» (работа над ошибками).
1
Объяснение правильности написания в случаях, если допущена ошибка. Подбор примеров для изученных орфографических правил.
Раздел 4. Имя прилагательное (20 часов)
Тема: Что мы знаем об имени прилагательном (5 часов)
99
04.02
Повествование и описание - два типа речи. Роль имен прилагательных в речи.
1
Повторение и обобщение знаний учащихся об имени прилагательном. Совершенствование умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать их связь с именами существительными.
100
05.02
Повествование и описание - два типа речи. Роль имен прилагательных в речи.
1
Повторение знаний о существенных признаках имени прилагательного.
101
08.02
Роль прилагательных-антонимов в речи.
1
Уточнение знаний детей о синонимах и антонимах.
102
09.02
Морфологический разбор имени прилагательного.
Различение имен прилагательных среди других частей речи по вопросу и значению.
103
10.02
Морфологический разбор имени прилагательного.
1
Различение имен прилагательных среди других частей речи по вопросу и значению.
Тема: Словообразование имен прилагательных (4 часа)
104
11.02
Изменение имен прилагательных по падежам.
1
Формирование способности склонять имена прилагательные в единственном и множественном числе с ударными окончаниями, определять падеж имён прилагательных.
105
12.02
Изменение имен прилагательных по падежам.
1
Наблюдение над изменением имен прилагательных по падежам.
106
15.02
Словосочетание «существительное + прилагательное». Главное и зависимое слово в словосочетании.
1
Распознавание имен прилагательных в тексте, установление связи имен прилагательных с именами существительными.
107
16.02
Словосочетание «существительное + прилагательное». Главное и зависимое слово в словосочетании.
1
Распознавание имен прилагательных в тексте, установление связи имен прилагательных с именами существительными.
Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных (11 часов)
108
17.02
Правило написания безударных падежных окончаний имен прилагательных.
1
Совершенствование умений определять род и число имен существительных, правильно писать родовые окончания.
109
18.02
Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать выбор написания.
1
Применение теоретических знаний на практике (в стандартных и нестандартных ситуациях)
110
19.02
Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать выбор написания.
1
Применение теоретических знаний на практике (в стандартных и нестандартных ситуациях).
111
22.02
Обучающее изложение «Первое путешествие».
1
Развитие умений связно передавать текст в письменной речи; делить текст на части.
112
24.02
Обучающее изложение «Первое путешествие».
1
Развитие умений связно передавать текст в письменной речи; делить текст на части, составлять план текста.
113
25.02
Развитие орфографических умений.
1
Отработка навыков решения орфографических задач.
114
26.02
Обучающее сочинение-описание «Моя любимая игрушка».
1
Написание сочинения с языковым заданием по личным впечатлениям с соответствующей подготовкой.
115
29.02
Упражнения на повторение. Проверочная работа № 6.
1
Проверка уровня усвоения программного материала по теме: «Имя прилагательное». Совершенствование умения применять полученные знания на практике.
116
01.03
Повторение, подготовка к диктанту.
1
Отработка навыков решения орфографических задач.
117
02.03
Контрольный диктант № 7.
1
Проверка уровня усвоения программного материала по теме: «Имя прилагательное». Совершенствование умения применять полученные знания на практике.
118
03.03
«Пишу правильно» (работа над ошибками). Редактирование творческих работ.
1
Объяснение правильности написания в случаях, если допущена ошибка. Подбор примеров для изученных орфографических правил.
Раздел 5. Глагол (36 часов)
Тема: Что мы уже знаем о глаголе (4 часа)
119
04.03
Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не.
1
Повторение знаний о существенных признаках глагола. Развитие навыков точного употребления глаголов в речи.
120
07.03
Значение и грамматические признаки глагола.
1
Повторение знаний о существенных признаках глагола. Развитие навыков точного употребления глаголов в речи.
121
09.03
Значение и грамматические признаки глагола.
1
Повторение знаний о существенных признаках глагола. Развитие навыков точного употребления глаголов в речи.
122
10.03
Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе.
1
Систематизация знаний о глаголе. Отработка навыков правописания глаголов.
Тема: Словоизменение глаголов (2 часа)
123
11.03
Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов 1 и 2-го спряжения.
1
Знакомство с изменением глаголов по лицам и числам. Упражнение в спряжении глаголов в настоящем и будущем времени.
124
14.03
Как определить спряжение глагола, если окончание ударное.
1
Знакомство учащихся с приемом определения спряжения глагола с ударным окончанием.
Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов (17 часов)
125
15.03
Как определить спряжение глагола, если окончание безударное.
1
Развитие умения распознавать спряжение глаголов по неопределенной форме; умения правильно писать безударные личные окончания глаголов.
126
16.03
Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму.
1
Отработка умения распознавать спряжение глагола.
127
17.03
Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глагола.
1
Знакомство с глаголами-исключениями. Отработка умения распознавать спряжение глагола по неопределенной форме.
128
18.03
Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями.
1
Распознавание спряжений глаголов по неопределенной форме.
129
21.03
Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями.
1
Отработка навыков правописания глаголов.
130
22.03
Обучающее сочинение по картинкам.
1
Формирование умения писать сочинение с языковым заданием по личным впечатлениям с соответствующей подготовкой; подбирать к словам синонимы, антонимы, использовать их в речи.
131
23.03
Разбор глагола как части речи.
1
Систематизация знаний о глаголе. Отработка навыка правописания глаголов.
132
24.03
Контрольный диктант № 8.
1
Проверка уровня усвоения программного материала по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов».
133
25.03
Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся и -ться.
1
Знакомство учащихся с возвратной формой глагола, приемом определения необходимости написания ь в глаголах с -тся; -ться.
134
04.04
Знакомство с орфограммой «Буква Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа» и орфографическими правилами.
1
Развитие умения обосновывать написание безударных личных окончаний глаголов. Распознавание спряжений по глагольному суффиксу.
135
05.04
Развитие умения писать букву Ь в глаголах 2-го лица единственного числа.
1
Отработка навыков правописания глаголов.
136
06.04
Контрольное списывание № 2.
1
Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания.
137
07.04
Развитие умения писать глаголы с безударной гласной в личных окончаниях.
1
Повторение знаний учащихся о глаголе, его грамматических признаках, роли в речи.
138
08.04
Развитие умения писать глаголы с безударной гласной в личных окончаниях.
1
Повторение знаний учащихся о глаголе, его грамматических признаках, роли в речи.
139
11.04
Обучающее изложение «Первые школы».
1
Развитие умений связно передавать текст в письменной речи; делить текст на части, составлять план текста; применять на практике изученные правила орфографии.
140
12.04
Обучающее изложение «Первые школы».
1
Развитие умений связно передавать текст в письменной речи; делить текст на части, составлять план текста; применять на практике изученные правила орфографии.
141
13.04
Работа над ошибками. Редактирование текста изложений.
1
Объяснение правильности написания в случаях, если допущена ошибка. Подбор примеров для изученных орфографических правил.
Тема: Разбор глагола по составу (13 часов)
142
14.04
Порядок разбора глагола по составу.
1
Знакомство учащихся с алгоритмом разбора глагола по составу. Развитие речи учащихся.
143
15.04
Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударные гласные в личных окончаниях глаголов.
1
Наблюдение над опасными местами в окончаниях глаголов. Распознавание лица и числа глагола.
144
18.04
Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударные гласные в личных окончаниях глаголов.
1
Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени. Постановка вопросов к глаголу в неопределенной форме.
145
19.04
Обучающее сочинение на свободную тему.
1
Формирование умения писать сочинение с языковым заданием по личным впечатлениям с соответствующей подготовкой; подбирать к словам синонимы, антонимы, использовать их в речи.
146
20.04
Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами.
1
Закрепление знаний учащихся о правописании глаголов.
147
21.04
Обучающее сочинение «День моей мамы».
1
Формирование умения писать сочинение с языковым заданием по личным впечатлениям с соответствующей подготовкой; подбирать к словам синонимы, антонимы, использовать их в речи.
148
22.04
Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами.
1
Отработка навыков правописания глаголов.
149
25.04
Упражнения на повторение. Проверочная работа № 7.
1
Проверка уровня усвоения программного материала по теме: «Имя прилагательное». Совершенствование умения применять полученные знания на практике.
150
26.04
Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами.
1
Обобщение и систематизация знаний о правописании глаголов прошедшего времени, об изменении их по родам, о правописании родовых окончаний.
151
27.04
Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами. Контрольный словарный диктант.
1
Закрепление знаний о личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения. Соотнесение безударных окончаний глаголов одного и того же спряжения в разных лицах.
152
28.04
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Глагол». Подготовка к диктанту.
1
Обобщение и систематизация знаний о правописании личных окончаний глаголов настоящего и простого будущего времени.
153
29.04
Контрольный диктант № 9.
1
Проверка уровня усвоения программного материала по теме: «Глагол». Применение полученных знаний на практике.
154
02.05
Работа над ошибками. «Пишу правильно».
1
Объяснение правильности написания в случаях, если допущена ошибка. Подбор примеров для изученных орфографических правил.
Раздел 6. Наречие (4 часа)
155
03.05
Знакомство с наречием.
1
Знакомство с новой частью речи - наречием.
156
04.05
Знакомство с наречием.
1
Усвоение учащимися способа образования наречий с суффиксами -о, -е.
157
05.05
Употребление наречий в речи.
1
Отработка навыка употребления наречий в речи.
158
06.05
Употребление наречий в речи.
1
Отработка навыка употребления наречий в речи.
Раздел 7. Повторение (12 часов)
159
10.05
Комплексное повторение материала, изученного в разделах «Слово», «Предложение», «Текст».
1
Повторение основных тем курса. Обобщение и систематизация знаний учащихся. Применение полученных знаний на практике.
160
11.05
Комплексное повторение материала, изученного в разделах «Слово», «Предложение», «Текст».
1
Применение полученных знаний на практике.
161
12.05
Контрольное изложение «Странный дуэт».
1
Проверка умений связно передавать текст в письменной речи; делить текст на части, составлять план текста.
162
13.05
Контрольное изложение «Странный дуэт».
1
Проверка умений связно передавать текст в письменной речи; делить текст на части, составлять план текста.
163
16.05
Комплексное повторение изученного материала. Обучающее сочинение «О чём рассказывает слово».
1
Написание сочинения с языковым заданием по личным впечатлениям с соответствующей подготовкой. Подбирать к словам синонимы, антонимы, использовать их в речи.
164
17.05
Административная контрольная работа (на выходе).
1
Проверка уровня усвоения программного материала по основным темам курса. Применение полученных знаний на практике.
165
18.05
«Пишу правильно» (работа над ошибками).
1
Объяснение правильности написания в случаях, если допущена ошибка. Подбор примеров для изученных орфографических правил.
166
19.05
Итоговое тестирование.
1
Проверка уровня усвоения программного материала по основным темам курса.
167
20.05
«Пишу правильно» (работа над ошибками).
1
Объяснение правильности написания в случаях, если допущена ошибка. Подбор примеров для изученных орфографических правил.
168
23.05
Комплексное повторение изученного материала.
1
Применение полученных знаний на практике.
169
24.05
Комплексное повторение изученного материала.
1
Применение полученных знаний на практике.
170
25.05
Комплексное повторение изученного материала.
1
Применение полученных знаний на практике.