Презентация и конспект урока по познанию мира на тему «Вода. Лабораторная работа: «Свойства воды» 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Познание мира 2класс

Тема: «Вода. Лабораторная работа: « Свойства воды»

Цель: Формировать представления учащихся о применении свойств воды в жизни человека.

Задачи:

1. Образовательная: учащиеся выделят и перечислят свойства воды. Приведут примеры и аргументируют состояния (жидкое, твердое, газообразное) воды. В группах продемонстрируют знания свойств воды.

2. Развивать навыки практической деятельности (опыты), наблюдательности, внимания, аккуратности, любознательности.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, умение работать в группах.

Оборудование: Конспект, бейджики для детей с указанием должности, таблицы, листочки с описанием опыта, глобус, наборы для проведения опытов (3 стакана с водой, 1 стакан с молоком, 3 ложки, , 3 пипетки, 3 предметных стекла, 3 колбы, сахар, песок, марганец, 3 пробирки с водой на подставке, 3 стакана с номерами, 3 бутылки с водой), ручки, капельки для эмоционального отклика.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Психологический настрой.
Минута гармонии. Создание благоприятной обстановки в классе.
На доске слова президента Республики Казахстан Н.Ә. Назарбаева
Учитель : Ребята, прочитайте слова.(Слайд 1,2)
Как вы их понимаете? Кто является автором этих слов.
Дети: Знания, которыми Вы овладеете, станут вашим богатством.
Сіздің біліміңіз
Сіздің байлығыңыз
Учитель: О каких богатствах говорит наш президент?
Дети: Наши богатства это наши знания.
Учитель: 1.Сегодня на уроке вы будете исследователями. Вы проведете научную работу, чтобы лучше узнать одну «особу» и её свойства. О чём идет речь, вы узнаете отгадав загадку ( Слайд 3):
Что в гору не выкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать? ( Вода.)
Действительно, нашу особу зовут «Вода». Она будет нашей героиней на протяжении нескольких уроков.

2. Проверка домашнего задания. Пересказ.

Тест. «Свойства воздуха». (Слайд4,5)

1. Без чего не могут обходиться живые организмы?

А. воды и воздуха

Б. тепла и телевизора

2. Каким свойством обладает воздух, если сквозь него ты видишь предметы?

А. непрозрачный

Б. прозрачный

3. Какого цвета воздух?

А. белого

Б. бесцветный

4. Имеет ли чистый воздух запах?

А. нет Б. да

5. Почему зимой мы надеваем шубу?

1) красиво

2) воздух между ворсинками не пропускает тепло.

3. Изучение нового материала.

а) Ассоциативный ряд.

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «вода»? Что вам представляется?

Ручей, река, море, озеро, снег, град, иней…

Показ слайдов . Посмотрите на слайды как у меня. Все эти понятия связаны с водой.

Один поэт сказал: Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда.

Струя водопада и брызги фонтана

И все это - только вода.

б) Актуализация ранее изученного.

В нашей повседневной жизни вода настолько привычна, что мы не задумываемся о ней.

Посмотрим на глобус. Какого цвета больше всего? Почему?

Если его очень быстро вращать, то он покажется одноцветным - голубым. А все потому, что этой краски на нем больше, чем зеленой, коричневой, белой. Голубым цветом изображены моря, реки, озера, океаны нашей планеты.

Вода занимает 3\4 площади Земли. И, наверное, правильнее было бы назвать нашу планету Вода.

Вода - краса природы. Эту красоту мы видим повсюду и в тихой заводи рек, и в глубине озёр, и в бескрайних просторах морей и океанов.

А где человек использует воду? (Показ слайда)

Дети: Готовит пищу, утоляет жажду, моется…

А сейчас мы узнаем, благодаря каким свойствам, вода для нас «сама жизнь».

Определим правила, по которым работают исследователи в группах.

  • Старший научный сотрудник проводит опыт

  • Помощник читает задание

  • Эксперты заполняют таблицы. Определяем свойство и в нужную графу ставим +.

Мы будем работать с лабораторным оборудованием. Необходимо соблюдать технику безопасности (Слайд)

  • Запрещается пробовать на вкус любые вещества.

  • С осторожностью определять запах. Запах определяется так: на расстоянии 20 - 30 см от лица держим сосуд с жидкостью. Затем движением руки в свою сторону направляем поток воздуха на себя. Т. к. если жидкость обладает резким запахом, то можно обжечь носовую полость.

  • Сыпучие вещества разрешается брать только ложкой.

  • Если случайно разбилось стекло, запрещается брать его руками.

Свойства воды.

Есть

(да)

Нет

вкус

запах

цвет

прозрачность

текучесть

имеет ли форму

является ли растворителем


Опыт №1.

Вопрос: имеет ли чистая вода запах и вкус? Понюхай чистую воду и воду с лимоном, и сделай вывод.

Зачитаем план опыта.

  • Определение запаха воды.

  • Определение вкуса воды.

  • Расскажем о результатах наблюдений.

  • Сделаем вывод.

  • Заполним таблицу.

О каких свойствах воды идет речь? Без вкуса и без запаха.

Каков запах воды?
Чем пахнет чистая вода?
Понюхай чистую воду, и стакан воды с лимоном, и сделай вывод. Группа делится наблюдениями с другими группами.
Вывод: вода не имеет запаха.
В таблицу заносят данные - НЕ ИМЕЕТ ЗАПАХА.

Опыт №2. Как можно проверить прозрачность воды?
Ученики на основе наблюдения, размышления, обсуждения в группе должны прийти к доказательству: в стакан с водой опустить какой-нибудь предмет, ложку. Ложка видна. Вывод: вода прозрачна. Опыт демонстрируют перед другими группами. В таблицу заносят данные - ПРОЗРАЧНА.

Вопрос: имеет ли вода цвет? Прозрачна ли она?

Зачитаем план опыта.

  • Возьмём чистую воду, опустим в неё ложку.

  • Посмотрим на свет.

  • Возьмем стакан молока, опустим в него ложку.

  • Посмотрим на свет.

  • Расскажем о результатах наблюдений.

  • Сделаем вывод.

  • Заполним таблицу.

О каких свойствах воды идет речь? Прозрачна, бесцветна.

4. Электронная физминутка. Слайд 24.

Но перед этим проведём физминутку

5. Продолжение работы по теме.

Опыт №3. Вопрос: имеет ли вода форму? Обладает ли свойством текучести?

Зачитаем план опыта.

- Вода налита в разные сосуды: стакан, ваза.
- Какую форму принимает вода? Сделайте вывод.
Вывод: у воды нет определенной формы.
Опыт демонстрируют перед другими группами.
В таблицу заносят данные - У ВОДЫ НЕТ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ФОРМЫ.

Одно из свойств воды- текучесть.
- Что произойдет с водой, если вылить её из посуды?
Можно ли воду из одного стакана перелить в другой? Опыт демонстрируют перед другими группами.
Вывод: вода текуча.
В таблицу заносят данные -ВОДА ТЕКУЧА.

О каких свойствах воды идет речь? Текуча, не имеет формы.

Где мы используем данные свойства? Можем транспортировать воду.

Опыт № 4.

Вопрос: Может ли вода изменять свои свойства? Как?

Зачитаем план опыта.

  • Возьмём чистую воду, добавим в неё вещество (сахар, песок, марганец).

  • Перемешаем ложечкой.

  • Пронаблюдаем за полученной смесью.

  • О результатах наблюдения расскажем.

  • Сделаем вывод.

  • Заполним таблицу.

Дети выполняют опыт.

Изменились ли свойства воды? Почему? Мы добавляли разные вещества, и свойства менялись.

Вывод: Сделав опыт с несколькими веществами, мы убедились, что свойства воды изменяются с появлением в ней других веществ - примесей.

Подтвердилось ли наше предположение?

Что ещё мы узнали о веществах? Какие вещества растворились в воде?

Сахар, марганец.

Вывод: Вода - уникальный растворитель.

Какие вещества оказались нерастворенными?

Песок.

Где человек применяет это свойство? Моем посуду, стираем одежду, готовим пищу, моемся.

Итак, мы определили основные свойства воды. Давайте их ещё раз повторим. А сейчас я предлагаю более подробно рассмотреть последнее из выявленных нами свойств.

Учитель: Вода - растворитель. Как вы думаете, всегда ли полезно это свойство?

Вам никогда не пришло бы в голову пить воду с песком (показ), ?

А воду с солевым раствором? Почему? Мы знаем, что туда положили соль.

Какую воду считают пригодной для питья? Пресную. Показ слайда.

6. Пословицы.

Наш мудрый русский народ давно заметил эти необычные свойства и сложил много пословиц о воде. С некоторыми я хочу вас познакомить.

Прочитайте пословицы, подобранные мной.

Была бы водица, а зелень народится.

Хлеб да вода - богатырская еда.

Хлеб - батюшка, а водица - матушка.

Как бы вы объяснили пословицы?

(Слайд-картинки) Вода нужна не только человеку, но и животным, и растениям. Вода не только «поит», она ещё и «кормит». По морям и океанам плывут тысячи рыболовецких судов. Вода «добывает» электрический ток, вода моет всех людей, города, машины. А ещё вода - самая удобная дорога. По ней плывут суда, везут грузы, пассажиров. Без воды не приготовить пищи, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства. Вот она какая - вода! Но все это стало доступно человеку после того, как он изучил свойства воды. Вот потому мы сегодня и занимались таким важным делом.

7. Составить Синквейн со словом ВОДА

- Что такое синквейн?

Синквейн - короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк.

1. Вода.

2. Чистая, родниковая, ключевая,

3. Журчит, течет, пьют,

4. Вода - источник жизни.

5. Влага.

8. Итог урока.

Вы сегодня были сотрудниками лаборатории. Что нового вы узнали о воде? Почему воду называют «сама жизнь»?

9. Самооценка.

Все ребята сегодня хорошо работали.

10.. Домашнее задание. Пересказ на с. 48-49 читать, подготовить пересказ.

Возьмите каждый капельку воды из бумаги и подчеркните ручкой ваше мнение о сегодняшней работе.

В заключении я хочу напомнить:

Человек, запомни навсегда

Символ жизни на Земле - вода!

Экономь её и береги

Мы ведь на планете не одни!

Спасибо за помощь на уроке!





Свойства воды.


Есть

(да)

Нет

Вкус

Запах

Цвет

Прозрачность

Текучесть

Имеет ли форму

Является ли растворителем



Опыт №1.

Вопрос: имеет ли чистая вода запах и вкус? Понюхай чистую воду и воду с лимоном, и сделай вывод.

Зачитаем план опыта.

  • Определение запаха воды.

  • Определение вкуса воды.

  • Расскажем о результатах наблюдений.

  • Сделаем вывод.

  • Заполним таблицу.

Опыт №1.

Вопрос: имеет ли чистая вода запах и вкус? Понюхай чистую воду и воду с лимоном, и сделай вывод.

Зачитаем план опыта.

  • Определение запаха воды.

  • Определение вкуса воды.

  • Расскажем о результатах наблюдений.

  • Сделаем вывод.

  • Заполним таблицу.

Опыт №1.

Вопрос: имеет ли чистая вода запах и вкус? Понюхай чистую воду и воду с лимоном, и сделай вывод.

Зачитаем план опыта.

  • Определение запаха воды.

  • Определение вкуса воды.

  • Расскажем о результатах наблюдений.

  • Сделаем вывод.

  • Заполним таблицу.

Опыт №1.

Вопрос: имеет ли чистая вода запах и вкус? Понюхай чистую воду и воду с лимоном, и сделай вывод.

Зачитаем план опыта.

  • Определение запаха воды.

  • Определение вкуса воды.

  • Расскажем о результатах наблюдений.

  • Сделаем вывод.

  • Заполним таблицу.

Опыт №2. Как можно проверить прозрачность воды?
В стакан с водой опустить какой-нибудь предмет, ложку. Ложка видна.

Вопрос: имеет ли вода цвет? Прозрачна ли она?

Зачитаем план опыта.

  • Возьмём чистую воду, опустим в неё ложку.

  • Посмотрим на свет.

  • Возьмем стакан молока, опустим в него ложку.

  • Посмотрим на свет.

  • Расскажем о результатах наблюдений.

  • Сделаем вывод.

  • Заполним таблицу.

О каких свойствах воды идет речь?

Опыт №2. Как можно проверить прозрачность воды?
В стакан с водой опустить какой-нибудь предмет, ложку. Ложка видна.

Вопрос: имеет ли вода цвет? Прозрачна ли она?

Зачитаем план опыта.

  • Возьмём чистую воду, опустим в неё ложку.

  • Посмотрим на свет.

  • Возьмем стакан молока, опустим в него ложку.

  • Посмотрим на свет.

  • Расскажем о результатах наблюдений.

  • Сделаем вывод.

  • Заполним таблицу.

О каких свойствах воды идет речь?

Опыт №2. Как можно проверить прозрачность воды?
В стакан с водой опустить какой-нибудь предмет, ложку. Ложка видна.

Вопрос: имеет ли вода цвет? Прозрачна ли она?

Зачитаем план опыта.

  • Возьмём чистую воду, опустим в неё ложку.

  • Посмотрим на свет.

  • Возьмем стакан молока, опустим в него ложку.

  • Посмотрим на свет.

  • Расскажем о результатах наблюдений.

  • Сделаем вывод.

  • Заполним таблицу.

О каких свойствах воды идет речь?

Опыт №2. Как можно проверить прозрачность воды?
В стакан с водой опустить какой-нибудь предмет, ложку. Ложка видна.

Вопрос: имеет ли вода цвет? Прозрачна ли она?

Зачитаем план опыта.

  • Возьмём чистую воду, опустим в неё ложку.

  • Посмотрим на свет.

  • Возьмем стакан молока, опустим в него ложку.

  • Посмотрим на свет.

  • Расскажем о результатах наблюдений.

  • Сделаем вывод.

  • Заполним таблицу.

О каких свойствах воды идет речь?

Опыт №3. Вопрос: имеет ли вода форму? Обладает ли свойством текучести?

Зачитаем план опыта.

- Вода налита в разные сосуды: стакан, ваза.
- Какую форму принимает вода? Сделайте вывод.
Вывод: _________________________________________________________________
В таблицу заносят данные

Одно из свойств воды- текучесть.
- Что произойдет с водой, если вылить её из посуды?
Можно ли воду из одного стакана перелить в другой? Опыт демонстрируют перед другими группами.
Вывод: __________________________________________________

Опыт №3. Вопрос: имеет ли вода форму? Обладает ли свойством текучести?

Зачитаем план опыта.

- Вода налита в разные сосуды: стакан, ваза.
- Какую форму принимает вода? Сделайте вывод.
Вывод: _________________________________________________________________
В таблицу заносят данные

Одно из свойств воды- текучесть.
- Что произойдет с водой, если вылить её из посуды?
Можно ли воду из одного стакана перелить в другой? Опыт демонстрируют перед другими группами.
Вывод: __________________________________________________

Опыт №3. Вопрос: имеет ли вода форму? Обладает ли свойством текучести?

Зачитаем план опыта.

- Вода налита в разные сосуды: стакан, ваза.
- Какую форму принимает вода? Сделайте вывод.
Вывод: _________________________________________________________________
В таблицу заносят данные

Одно из свойств воды- текучесть.
- Что произойдет с водой, если вылить её из посуды?
Можно ли воду из одного стакана перелить в другой? Опыт демонстрируют перед другими группами.
Вывод: __________________________________________________

Опыт №3. Вопрос: имеет ли вода форму? Обладает ли свойством текучести?

Зачитаем план опыта.

- Вода налита в разные сосуды: стакан, ваза.
- Какую форму принимает вода? Сделайте вывод.
Вывод: _________________________________________________________________
В таблицу заносят данные

Одно из свойств воды- текучесть.
- Что произойдет с водой, если вылить её из посуды?
Можно ли воду из одного стакана перелить в другой? Опыт демонстрируют перед другими группами.
Вывод: __________________________________________________

Опыт № 4.

Вопрос: Может ли вода изменять свои свойства? Как?

Зачитаем план опыта.

  • Возьмём чистую воду, добавим в неё вещество (сахар, песок).

  • Перемешаем ложечкой.

  • Пронаблюдаем за полученной смесью.

  • О результатах наблюдения расскажем.

  • Сделаем вывод.

  • Заполним таблицу.

Дети выполняют опыт.

Опыт № 4.

Вопрос: Может ли вода изменять свои свойства? Как?

Зачитаем план опыта.

  • Возьмём чистую воду, добавим в неё вещество (сахар, песок).

  • Перемешаем ложечкой.

  • Пронаблюдаем за полученной смесью.

  • О результатах наблюдения расскажем.

  • Сделаем вывод.

  • Заполним таблицу.

Дети выполняют опыт.

Опыт № 4.

Вопрос: Может ли вода изменять свои свойства? Как?

Зачитаем план опыта.

  • Возьмём чистую воду, добавим в неё вещество (сахар, песок).

  • Перемешаем ложечкой.

  • Пронаблюдаем за полученной смесью.

  • О результатах наблюдения расскажем.

  • Сделаем вывод.

  • Заполним таблицу.

Дети выполняют опыт.

Опыт № 4.

Вопрос: Может ли вода изменять свои свойства? Как?

Зачитаем план опыта.

  • Возьмём чистую воду, добавим в неё вещество (сахар, песок).

  • Перемешаем ложечкой.

  • Пронаблюдаем за полученной смесью.

  • О результатах наблюдения расскажем.

  • Сделаем вывод.

  • Заполним таблицу.

Дети выполняют опыт.




© 2010-2022