Наше открытие – Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Марданова Е.У.

УМК «Перспективная начальная школа»

4 класс лицея №2 г. Альметьевска

Урок литературного чтения

Наше открытие - Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц


Педагогические цели: формирование представлений о человеческих качествах, чувствах, переживаниях, формирование работы с текстом, формирование навыков работы в группе, отработка следующих навыков: работа с источниками, систематизация информации, взаимопроверка, взаимопомощь, построение логического рассуждения, самооценка своей работы и взаимооценка.
Методическая цель: представить урок как систему, способную формировать многомерные компетенции у современного младшего школьника - системность, структурированность, мобильность, многофункциональность, многозадачность, синергичность.

  • Формирование системности обеспечит учащимся организацию их учебной деятельности. Современный ученик должен научиться рассматривать любые событие, явление, процесс или объект одновременно с разных точек зрения и в то же время - целостно.
  • Формирование структурированности следует научиться распределять свои знания по разным основаниям: по важности (тактическая, стратегическая), по значимости (первостепенная, второстепенная), по времени (бессрочная, долгосрочная, среднесрочная, срочная) и т.д.
  • Формирование мобильности ребёнка - дать ему возможность научиться свободно ориентироваться во всех трёх мирах - внутреннем, внешнем, виртуальном, получая больше информации и имея больше личных контактов, что способствует расширению всех «измерений» ребёнка, подкрепление одного «мира» другим.
  • Формирование у школьников многофункциональности позволяет им выполнять несколько видов деятельности на хорошем уровне.
  • Формирование многозадачности - навык, решая одну задачу, находить решение одновременно для ещё нескольких.
  • Формирование синергетичности - умение найти и сформировать такую группу, сплочение которой позволяет способностям раскрыться ещё больше при содействии единомышленников.

Формирование универсальных учебных действий: Личностные действия обеспечивают ценностносмысловую ориентацию учащихся: - смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? - и уметь на него отвечать; - нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; - планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; - прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; - оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы. Общеучебные универсальные действия: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - структурирование знаний; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Знаково-символические действия: - моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); - преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Логические универсальные действия: - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; - подведение под понятие, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство; Постановка и решение проблемы: - формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные действия: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Дидактические материалы:

  • Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс// Учебное пособие для учащихся. 4 класс.//2-е издание, исправленное и дополненное. - М.: Академкнига/Учебник
  • Книги «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери
  • Презентация «Наше открытие - Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц» с гиперссылкой на детскую презентацию «Маленький принц глазами детей», песни А. Дольского «Маленький принц» и «Маленький принц» на слова Н. Добронравова, музыкуМ. Таривердиева
  • Листы для оценивания работы
  • Схемы «Путешествие Маленького принца»
  • Брошюры «Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц. Прообразы и цитаты»
  • Поделки - розы
Оборудование:
  • Компьютер, проектор, экран, колонки









ХОД УРОКА

Наше открытие – Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц
Мы работали над произведением Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: познакомились с биографией автора, кто был прообразом героев истории, что означают образы, прочитали произведение без сокращений, работали над цитатами, иллюстрировали произведение, ознакомились с местом Маленького принца в культуре. Работали всем классом, потом группы работали над собранным материалом по определённым темам. Теперь заслушаем итоги этой работы и оценим проектную работу каждой группы (используя оценочный лист).

Прообразы и образы

Альберт, Айгуль,

Карим Ф., Полина Ю.,

РНаше открытие – Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принцодион, Амина Читая «Маленького принца», мы выяснили, кто являлся прообразом героев. Прообразом Маленького принца был сам Антуан де Сент-Экзюпери в детстве. В семье мальчика называли за его белокурые волосы «Королём-Солнце», а в колледже прозвали Лунатиком за привычку подолгу смотреть на звёздное небо. Сам же образ Маленького принца представляет собой некий идеал человека - чистого, неиспорченного, верного, любящего, честного, ищущего. Стать таким мечтает каждый. Такого друга хотел бы иметь каждый. Прообразом Лиса стал фенек, которого Антуан де Сент-Экзюпери приручил во время службы в пустынях Марокко. Образ Лиса означает друга - умного, чуткого, преданного, готового отдать своё сердце ради дружбы. Верный друг Лис учит Маленького принца верности, учит всегда чувствовать себя в ответе за любимую и за всех близких и любимых. Прообразом Розы стала жена писателя Консуэло. Она была взбалмошной и сумасбродной, прекрасной и колючей. Сам писатель называл её дочерью вулкана. Образ Розы - это, конечно, любовь. Настоящая любовь, которая привязывает, придаёт сил, окрыляет, которая способна на самопожертвование. Наша группа объединила полученные сведения о прообразах и образах в небольшую статью.

Цитаты

Арина, Алёша, Катя,

ЭНаше открытие – Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принцльназ, Ильназ,

Лиза, Ксения Б.

(Цитаты выбраны самими учениками) Читая «Маленького принца», мы выписывали цитаты. Мне больше всего понравилась эта «Приручить - означает создать узы, узнать лучше» Мне запомнилась такая цитата «Среди людей тоже бывает одиноко» Мне больше всего понравилась эта «Глаза слепы, искать надо сердцем» А мне «Все взрослые были сначала детьми, только мало кто из них об этом помнит» Мне запомнилась такая цитата «Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал» Мне больше всего понравилась эта «С каждого надо спрашивать то, что он может дать» А мне «Одни только дети знают, чего ищут» А мне «Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им всё объяснять и растолковывать» Наша группа набрала на компьютере эти и другие цитаты и объединила в статью вместе с прообразами.



Маленький принц глазами детей

Амир, Ксения Т.,

ННаше открытие – Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принцастя, Полина М.,

Паша Н., Лев Мы всем классом рисовали иллюстрации по книге Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Потом мы распределили рисунки всего класса в нашей группе. Каждый сканировал полученные рисунки. Мы обработали сканированные изображения. И перенесли рисунки в презентацию. Потом наложили на презентацию песню Александра Дольского «Маленький принц».

[Показ презентации «Маленький принц глазами детей»

с прослушиванием песни А. Дольского]


Планеты Наше открытие – Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц

Давлат, София, Софья,

Ростислав, Тимур Г.,

Ляйсан, Элиза, Тагир Наша группа работала над рисунками класса. Маленький принц рассказал лётчику о девяти планетах. А на планете Земля автор представил девять ярких образов. Каждый в классе нарисовал одну из планет или образы Земли. Потом наша группа подписала цитаты под рисунками. Затем мы склеили рисунки вместе. Получились иллюстрированные схемы путешествия Маленького принца. Одна из схем представлена у нас на стенде. Другая - в коридоре.

Маленький принц в культуре Наше открытие – Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц

Тимур М., Лада, Диана,

Никита, Камилла Наша группа собирала сведения о месте Маленького принца в культуре. Снято более десяти фильмов, мультфильмов и поставлено большое количество спектаклей по книге. Есть очень много стихотворений о Маленьком принце. Вот одно из них:
Андрей Бокза «Маленький принц»

Ролей, героев в нас не счесть.
Мы разные внутри.
Но верю, в каждом точно есть
Герой Экзюпери,
Такой наивный человек
Мечтающий всегда,
Смотрящий с трепетом на снег,
Летящий в никуда
Но с целью сотворить добро
Бесплатно, от души.
Он смотрит нежно. Не хитро.
Как смотрят малыши.
И он готов держать ответ
За прирученных им.
И на любой из всех планет
Он нужен и любим…
Да, соглашусь, увы, не счесть
Преград, проблем, границ.
Но хорошо, что в людях есть
Пусть маленький, но принц. Есть много памятников Маленькому принцу - под Москвой, в Санкт-Петербурге, Днепропетровске, Могилёве, Лионе, Тулузе, Стокгольме, Будапеште, Аргентине, США и в других странах. Многие, изучавшие французский язык, считают «Маленького принца» лучшим пособием для освоения французского языка на начальном этапе. А ещё в 2003 году луна астероида «45 Eugenia» была названа «Маленький принц». ЕНаше открытие – Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принцсть много песен и музыкальных композиций, посвящённых героям Антуана де Сент-Экзюпери. Вот самая известная из них: слова Н. Добронравова, музыка М. Таривердиева песня «Маленький принц»

Кто тебя выдумал, звёздная страна?
Снится мне издавна, снится мне она.
Выйду я из дому, выйду я из дому -
Прямо за пристанью бьётся волна.

Ветреным вечером смолкнут крики птиц.
Звёздный замечу я свет из-под ресниц.
Тихо навстречу мне, тихо навстречу мне
Выйдет доверчивый маленький принц.

Самое главное - сказку не спугнуть,
Миру бескрайнему окна распахнуть.
Мчится мой парусник, мчится мой парусник,
Мчится мой парусник в сказочный путь.

Где же вы, где же вы, счастья острова?
Где побережие света и добра?
Там, где с надеждами, там, где с надеждами
Самые нежные бродят слова.

Кто тебя выдумал, звёздная страна?
Снится мне издавна, снится мне она.
Выйду я из дому, выйду я из дому -
Прямо за пристанью бьётся волна.

[Исполнение песни «Маленький принц»]

Итак, мы заслушали итоги работы групп «Прообразы и образы», «Цитаты», «Маленький принц глазами детей», «Планеты», «Маленький принц в культуре» Теперь оцените работу каждой группы и своей группы тоже. Дайте общую оценку проекта. Наше открытие – Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц

























Сбор оценочных листов.
Мы завершаем работу над произведением Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» в период между праздниками - защитников Отечества и международного женским днём - слияние мужества, дружбы, долга, ве6рности, женственности, красоты и любви. Это очень символично.
Посмотрите на эти розы. Их сделал наш класс. Для вас они пока ничего не значат. Но, получив одну из них, вы будете вспоминать этот день, нас и Маленького принца.

[Раздача брошюр «Антуан де Сент-Экзюпери.

Маленький принц. Прообразы и цитаты» и роз]

© 2010-2022