• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Формирование положительной мотивации у младших школьников в ходе выполнения текстовых упражнений средствами субъективизации

Формирование положительной мотивации у младших школьников в ходе выполнения текстовых упражнений средствами субъективизации

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Иванова А. В.

(МОУ «Гимназия № 19» г. Саранск).



Формирование положительной мотивации у младших школьников в ходе выполнения текстовых упражнений средствами субъективизации

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным, усиливающим роль положительных эмоций. Сейчас ни для кого не секрет, что успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько его желанием учиться, то есть мотивацией. Для успешного овладения каждой деятельностью необходим определенный уровень интеллекта; дальнейший же успех обусловливается не интеллектом, а другими индивидуально-психологическими особенностями.

Если говорить о желании учиться, то можно отметить, что это сложное многофакторное образование. В его составе психологи выделяют познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения, а также социальные мотивы, связанные с различными отношениями учащегося с другими людьми. Познавательные мотивы в самом широком смысле - это желание ребенка освоить новые знания или способы получения новых знаний. Социальные мотивы - стремление быть полезным обществу или занять в этом обществе определенную позицию.

Считается, что, для того чтобы ребенок учился успешно, необходимо сочетание познавательной и социальной мотивации. Если мотивация будет только познавательной, знания школьника скорее будут однобокими и, возможно, оторванными от практики. Если желание учиться имеет только социальную природу, то интерес ко всем предметам будет довольно поверхностным, школьник станет учиться ради оценки.

Как сделать урок русского языка интересным? Эта проблема давно привлекает к себе внимание учителей. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы).

Мотивация-это самая сложная проблема, с которой приходится работать, но и самая интересная.

На уроках русского языка в начальных классах значи­тельное место отводится текстам упражнений. В них ярко проявляется функцио­нальная роль изучаемой языковой категории, точнее понимается ее своеобразие и назначение. Текст - это образец правильной, краси­вой речи. Текстовые упраж­нения находят широкое применение в методике обу­чения средствами субъективизации.

Под субъективизацией по­нимается качественно новый уровень вовлеченности школьника в планирование и осу­ществление учебного процесса. В практиче­ском плане это означает, что ученику переда­ется часть функций учителя. Учащийся с той или иной долей самостоятельности, на осно­ве специально разработанных упражнений определяет тему урока, его дидактическую цель, принимает активное участие в изуче­нии нового учебного материала: формулирует определение новой языковой категории, орфографического или пунктуационного пра­вила; предопределяет и озву­чивает тему минутки чистописания, словарно-орфографической работы, составляет задания к выполняемым уроке упражнениям. Деятельность школьника с первых дней обучения становится предельно осознанной, активной, очень увлекательной, направленной на развитие важнейших качеств его интеллекта.

В соответствии с принципами данной методики во время работы с текстовыми упражнениями требуется соблюдение ряда условий.

Во-первых, тексты должны иметь воспитывающе-познавательный характер. Это позволяет воздействовать на нравственно-этические качества учащихся, совершен­ствовать их знания об окружающем мире, поддерживать интерес к русскому языку.

Во-вторых, текст обычно предъявляется детям в незавершенном виде, без сформулированного к нему задания. Школьники на основе проведенного анализа предложенного учителем исходного материала (деформиро­ванного текста, незаконченного текста, текста с пропущенными в нем частями, предложени­ями или словами и т.д.) и дополнительной за­писи (таблицы, схемы, формулы, справки, специальных условных обозначений и т.д.) самостоятельно формулируют задание и вос­станавливают или составляют текст.

В-третьих, работа с текстом завершается выполнением школьниками дополнитель­ных заданий поискового характера из разных разделов русского языка, составленных на материале написанного текста в нетрадици­онной форме. Задания направляют действия учащихся, но не содержат конкретных указа­ний, способствуя тем самым углублению их языковой грамотности. От текста к тексту за­дания меняются и усложняются, стимулируя мыслительную деятельность школьников. Для выполне­ния многих из них требуется знание учеб­ного материала: по синтаксису, морфемике, фонетике, орфографии, лексике и т.д. При этом существенно возрастает глубина и раз­ноплановость проработки используемого в тексте языкового материала, развиваются важнейшие интеллектуальные качества и лингвистические знания, умения, навыки младших школьников.

Нередко школьники пишут в тетради не весь текст, только его часть. Но какую именно часть они определяют сами по указанным учителем ориентирам. Причем ориентиры носят неконкретный характер. Чаще всего задания связываются с изучаемой на уроке темой и в очередной раз отправляют учащихся в си­туацию напряженного, увлекательного по­иска.

Рассмотрим варианты текстовых уп­ражнений, которые могут быть использова­ны в III-IV классах. Проследим тенденцию их постепенного усложнения. Оценим их возможный потенциал и коэффициент по­лезного действия. Как и в предыдущие годы (I-II классы), в этот период обучения ши­роко применяются упражнения на восста­новление в тексте слов одной и той же час­ти речи с использованием справочного ма­териала.

1.Например, при работе над темой «Глагол» школьникам может быть предло­жен следующий текст:

Букет цветов.

Жизнь цветка в букете коротка. Как ____________ цветам жизнь? Рекомендуется ___________ листья с нижней части стебля. У роз необ­ходимо ___________ и шипы. Конец стебля цвет­ка надо________ в воде. Воду для цветов же­лательно ___________ комнатной температуры. Можно________ в неё соль или сахар.

Справка: удалять, продлить, срезать, добавить, брать, подрезать.

Задание 1. Познакомьтесь с данной за­писью. Сформулируйте задание, соответ­ствующее теме сегодняшнего урока. (Вмес­то условных обозначений надо вставить в текст подходящие по смыслу глаголы из справки.)

Задание 2. Расскажите об орфограмме в корне, которая преобладает в глаголах неопределенной формы. Какие слова других частей речи вы смогли бы присоединить к этой группе? (цветам, воде.)

Задание 3. Назовите предложения с не­полной грамматической основой.

Задание 4. Укажите самый короткий по составу глагол в неопределенной форме. (Брать.)

Таким образом, средства субъективизации в корне меняют специфику и результаты выполнения текстовых упражнений! Всегда присутствующая ситуация поиска поддерживает интерес школьников к работе с текстом на всех ее этапах, что способствует формированию положительной мотивации у младших школьников к процессу обучения. Не содержащие конкретных указаний задания эффективно работают на углубление языковой грамотности учащихся. Отсутствие стереотипов заставляет каждый раз мобилизовать внимание, напрягать память и мышление, усиливает положительный эмоциональный настрой школьника. Привлечение ученика к формулированию заданий, кроме развития важнейших интеллектуальных качеств увеличивает его статус в учебном процессе. Всё это, безусловно, в большой степени влияет на качество обучения русскому языку.



© 2010-2022