Конспект урока по русскому языку «Роль имени прилагательного в русском языке»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку «Роль имени прилагательного в русском языке».Конспект урока по русскому языку «Роль имени прилагательного в русском языке».Конспект урока по русскому языку «Роль имени прилагательного в русском языке».Конспект урока по русскому языку «Роль имени прилагательного в русском языке».Конспект урока по русскому языку «Роль имени прилагательного в русском языке».Конспект урока по русскому языку «Роль имени прилагательного в русском языке».Конспект урока по русскому языку «Роль имени прилагательного в русском языке».Конспект урока по русскому языку «Роль имени прилагательного в русском языке».Конспект урока по русскому языку «Роль имени прилагательного в русском языке».Конспект урока по русскому языку «Роль имени прилагательного в русском языке».Конспект урока по русскому языку «Роль имени прилагательного в русском языке».Конспект урока по русскому языку «Роль имени прилагательного в русском языке».Тема урока « Роль имени прилагательного в русском языке».

Тип урока: Изучение нового материала по теме « Имена прилагательные»

Цели: дать представление о роли имени прилагательного в русском языке.

Задачи:

1.Обучающая - учить детей правильно использовать имена прилагательные в речи, находить прилагательные и по существенным признакам определять предмет. 2.Развивающая - развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся. 3.Воспитывающая - создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в группе со сверстниками; воспитывать любовь к животным.

Ход урока

Деление на группы: Игра « Что задумано?»

У каждой группы карточки с разрезанными картинками (пазл) подобрать к предмету признак

(осторожная, хищная, длиннохвостая, рыжая, хитрая)-лиса,

(круглое, гладкое, красное, сочное, спелое) яблоко,

( мощный, красивый, зелёный, раскидистый) дуб,

правила работы в группе,

правила оценивания

Я очень хорошо выполнил задание даже могу поделиться своими знаниями с товарищами.

Я хорошо выполнил задание, но прибегал к помощи со стороны учителя.

Я не выполнил задание сам, мне требовалась помощь учителя и товарищйе

I. Орг. момент

- Для ребят звенит звонок ,

Начинается урок.

Время даром не теряйте,

На вопросы отвечайте,

Дружно тему обсуждайте.

Не пройдёт ваш даром труд,

Знанья пользу принесут.

- Все готовы получать новые знания, повторять пройденное, быть активными на уроке?

II. Создание проблемной ситуации.

-Что обозначают слова, которые вы использовали для описания предмета?

-Скажите друг другу на ушко, как называются эти слова одним словом.

- А сейчас мы проверим в парах, насколько вы были правы

Карточка

1.Цветочек, цветной, грибок

2.Приставка, корень слова, имя прилагательное

- Назовите лишнее понятие

(Высказывания детей - после обсуждения) Лишнее -цветной- это имя прилагательное, а остальные слова -имена существительные. Имя прилагательное- это не часть слова.

III. Минутка чистописания (выполняется в рабочей тетради)

  1. Запись числа классная работа.

  2. Внимательно посмотрите на буквенное поле. Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строчке данного поля.

к

н

о

р

ы

ч

м

и

ю

й

ц

в

н

а

п

р

д

б

г

щ

у

ы

ч

т

н

э

я

з

х

ф

ъ

о

д

ж

н

е

- Верно, сегодня будем писать букву Нн.

- Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква?

- Дать характеристику данным звукам.

ННПока дети пишут, появляется карточка.

- А какое правило напоминает вам это соединение? (Написание слов с удвоенной согласной). Продолжите строку до конца, написав сочетание букв НН.

На доске учитель открывает слова: длина, осень, лимон, луна.

- Измените, каждое слово так, чтобы буква Н в словах стала удвоенной. (Длинный, осенний, лимонный, лунный)

- Полученные слова запишите на второй строке, диктуя себе. Найдите слово с безударной гласной, подчеркните букву.

Взаимопроверка выполнения задания. Оценивание

Актуализация опорных знаний.

- А сейчас мы станем исследователями. Кто из вас знает, кто такой исследователь? А где можно найти точный ответ на этот вопрос? ( в толковом словаре) Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова: « Исследователь - тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать - подвергать научному изучению».

А как вы думаете, что мы будем сегодня исследовать? Давайте еще раз прочитаем слова, которые записали в тетрадь.

-На какой вопрос отвечают слова? Какой частью речи являются? Что будет предметом нашего исследования? ( имя прилагательное)

Групповая работа. Прием " Таблица ЗХУ".

- Заполните таблицу ( каждая группа на столе имеет карточки, необходимые для работы)

З - что мы знаем про имя прилагательное?

Х - что хотим узнать?

Работа в группах, проверка выполнения задания.

З - что мы знаем про имя прилагательное

Х - что хотим узнать?

Часть речи.

Связана с именем существительным.

Отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?

Зачем используется в речи?

VI. Стадия вызова . Сообщение темы и целей урока.

На доске появляется тема урока:

Роль имени прилагательного в русском языке языке

- Как вы думаете, какую роль в русском языке выполняют имена прилагательные?

Прием « Корзина идей»

Учитель просит учащихся озвучить идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями?

Стадия осмысления.

Основная часть урока:

IV. Работа по проблеме урока.

Наблюдения над ролью прилагательных в речи.

Задание 1.

Группы (1 и 3), получают одинаковые загадки.

1. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто ж это?... (Лиса.)

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто ж это?...

2. Мягкие лапки, на лапках царапки. ( Кот)

Задание для группы (2):

Мягкие лапки, на лапках царапки.

Подготовьте устное описание своего зверька. (Дети готовятся 3 минуты.)

- Группы 1 и 3: уберите в своих описаниях имена прилагательные и опишите животное,

используя только существительные.

- Группа 2: описывают животное, используя существительные и прилагательные.

- Кто из учеников испытывал при описании большие трудности? Почему?

- Чьё описание оказалось более точным?

- С какой целью используются в речи имена прилагательные? (Чтобы точно описать предмет, назвать его признаки.) На доску помещается карточка:

точность описания

Задание 2.

- Составьте сравнения из слов первого и второго столбиков.

Вставьте пропущенные буквы. Запишите их по образцу. Подчеркните имена прилагательные.

Образец: голодный волк.

г...лодный лиса

неуклюж...й волк

трусливый м...две...

к...лючий за...ц

хитрый ё...

Проверка выполнения. Орфографическая работа.

- Знание, какого правила вам потребовалось, чтобы правильно написать слово?

(Один у доски )

Самопроверка с самооценкой

- Какую роль выполняют прилагательные? ( описывают, характеризуют предмет)

Физкультминутка

Задание 3. Работа в группах.

Прочитайте 2 текста. Сравните их.

В лесах живут олени. Это животные с рогами. Охота на оленей запрещена. Текст 1.

В больших непроходимых лесах живут благородные олени. Это красивые стройные животные с ветвистыми рогами. Охота на благородных оленей запрещена. Текст 2.

- Какой из текстов вам понравился больше? Почему?

- Что помогло нам ярче, точнее представить описываемый предмет? Какую роль выполняют прилагательные в тексте? (Прилагательные описывают предмет, украшают речь, делают текст точным и интересным, ярким, красочным.)
- На какой из своих вопросов вы получили ответ?

На доску помещается карточка:

красота описания

Задание 4.

Сказка. Игра "Мозаика"

Этот --------------зверёк живёт в лесу. У него -------------уши, ---------хвост. Передние лапы - ------------------, а задние - ----------------.

Шубка у зверька летом - ----------, а зимой - -----------.

-Прочитайте текст. Какую картинку можно к нему нарисовать. Какой получается картинка? Почему? - Чего в ней не хватает? Что поможет украсить картинку?

- Нравится ли вам такой текст? Почему? Чего, на ваш взгляд, не хватает в тексте?

Дома детям предлагается закончить сказку, используя карточку с набором из различных прилагательных.

пушистый

длинные

короткие

длинные

короткие

белая

серая

большие

Подведение итогов урока.

- Может ли человек обойтись в речи без имен прилагательных?

- Какую роль они выполняют в речи?

Обращается внимание на дерево предсказаний.

- Какие из наших предсказаний оправдались? В чем мы ошиблись?

Заключительная часть урока:

V. Стадия рефлексии.

Попробуем систематизировать ваши знания


Какую роль играют

имена прилагательные

в русском языке?

описывают предметы называют цвет, форму, размер предмета

называют свойства предметов делают речь яркой, красивой

помогают точно описать предмет уточняют имена существительные

Речь человека

становится яркой, выразительной, образной.

- Итак, ребята смогли ли мы с вами на уроке разрешить проблему, которая перед нами стояла

- Так какую же роль выполняют в русском языке имена прилагательные?

- Понравился ли вам наш урок? Чем?

- А как вы думаете, пригодится ли вам это на следующих уроках?

VI.Домашнее задание. Оценивание

Используя карточку, закончить сказку.

На ... ... планете жили... ... человечки, у них были ....глаза, .... волосы,... уши. Зато очень... характер. Домики у человечков были ...., с .....крышами. Возле каждого домика сидела... собачка. Собачки на этой... планете были вместо кур, потому что... домики охраняли... дракончики и ...страусы. Они сидели на ... веревочках и рычали. На ... ... деревьях пели ... песни ... мухи. В ... лесах водились ... слонята, ... цыплята, ... ежики и ... ящерицы. А на ... черепахах ... человечки ездили в гости.


Имя прилагательное

Карточка

1.Цветочек, цветной, грибок

2.Приставка, корень слова, имя прилагательное

Карточка

1.Цветочек, цветной, грибок

2.Приставка, корень слова, имя прилагательное

Карточка

1.Цветочек, цветной, грибок

2.Приставка, корень слова, имя прилагательное

« Исследователь - тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать - подвергать научному изучению

Самоанализ урока.

Дата проведения: 28 января 2013 года.

Место: КГУ «Опытнопольская средняя школа», Глубоковский р-он, ВКО.

Учитель: Беккер Екатерина Ивановна учитель начальных классов 2 категория

Класс: 2 «а»

Тема: « Роль имени прилагательного в русском языке».

Тип урока: Изучение нового материала по теме Имена прилагательные

Цель: формирование представление о роли имени прилагательного в русском языке.

Задачи:

1. Обучающая -совершенствовать навыки правильного использования имён прилагательных в речи, нахождение прилагательных и по существенным признакам определять предмет.

2. Развивающая - развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.

3.Воспитывающая - создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в группе со сверстниками;

Применяемые компетенции:

1.коммуникативная компетентность;

2. компетенция разрешения проблем.

3. информационная компетенция.

Методы: частично - поисковый, исследовательский, словесно наглядный.

Приёмы: таблица ЗХУ, корзина идей, флешбоум.

Данный урок соответствует календарно - тематическому планированию. При разработке урока учтены: уровень знаний детей, подготовленность класса в целом и индивидуальные особенности учащихся данного возраста.

Урок был построен, чтобы посмотреть на начальном этапе серий уроков, работу детей во взаимодействии друг с другом через работу в парах и группах. Урок был начат с психологического настроя ребят. При помощи составления пазла класс был поделён на 3 группы. Все вместе разобрали и вывели правила работы на уроке. Тему и цели учащиеся вывели сами, работая в группе и разбирая предложение, где нет слов - признаков (из предложенного набора слов нужно выбрать те слова- признаки, с помощью которых можно описать день, небо, облака).

В начале работы друг с другом дети не смогли с ориентироваться, что им нужно было делать, каждый сам, молча, записывал свои идеи, не обсуждая со своим партнером, но после повторения правил совместной работы, деятельность детей активизировалась, и каждый ребенок из пары принял активное участие в обсуждении задания. Начали происходить горячие споры, отстаивания своих позиций, то есть работа стала эффективнее и интереснее друг другу. Необычным заданием для детей стало оценивание работы друг друга, где я вместе с детьми вывела критерии для оценки: правильность изложения материала; четкость изложения материала, умение доказать свое мнение; умение сотрудничать. На каждый критерий детям нужно было выбрать стикер : зелёный цвет - отлично, жёлтый цвет - испытывал трудности, красный цвет - нуждался в помощи учителя или одноклассника. Дети с интересом ставили оценки друг другу по каждой выполненной работе. Данная работа в парах подталкивает детей к формированию навыков совместного сотрудничества, сближение, сплочение детей. Также показала, что такая работа позволяет детям конкурировать (в хорошем понимании этого слова) друг с другом, чтобы ответы были не просто правильные, но и оригинальные и интересные, что позволит в будущем проявлять у детей уверенность в себе, своих делах, ответах, мнениях.

Следующее задание нужно было выполнить индивидуально - логически подумав и объяснить, почему взяли данную букву для работы на орфографической минутке, далее надо было записать в определённом порядке и оценить самого себя по правильному написанию букв (наклон, ширина, высота букв). Данный вид задания заставляет детей мыслить, рассуждать, доказывать свою точку зрения и развивать навыки саморегуляции. Результат превзошёл мои ожидания, дети были активные, рассуждали. Ими было предложено несколько предположений по написанию буквы, аргументированы свои высказывания. Понравилось то, что дети выдвигали непохожие друг на друга версии и прислушивались к мнению других. На данном этапе можно было увидеть объективность детей к самооцениванию своей работы.


Заключительное задание показало, что дети поняли материал, научились находить слова - признаки, задавать к ним вопросы, всё это можно было пронаблюдать при выполнении творческого задания . Я увидела, что такие задания непринуждённо заставляют ребёнка рассуждать, делать умозаключения, активизировать познавательный интерес, развивать мыслительную деятельность, анализировать, приходить к конкретным выводам. Даже те дети, которые ранее не проявляли активности на уроке, стали вдруг раскрываться - высказываться, прислушиваться к другим, принимать активное участие при работе в группе. Итог урока был подведён при помощи приёма «флешбоум». Завершение урока стало самооценивание детей, где им нужно было не только оценить свою работу на уроке, но и прокомментировать. Конечно, не всем детям удалась эта работа (беден словарный запас, повторение за другими), но всё равно были видны маленькие, но результаты.





© 2010-2022