- Преподавателю
- Начальные классы
- Методический материал и презентация по обобщению опыта на тему Работа по улучшению техники чтения в начальных классах (2 класс)
Методический материал и презентация по обобщению опыта на тему Работа по улучшению техники чтения в начальных классах (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кудрявцева О.Г. |
Дата | 10.08.2015 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
Работа по улучшению техники чтения в начальных классах.
Кудрявцева Ольга Геннадьевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ с. Порез, 2015г.
«Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами»
В.А.Сухомлинский Чтение - основа учения. От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться Быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения, от начальной до высшей школы. Оптимальное чтение - это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста. В качестве одного из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования стандарт выделяет овладение навыком смыслового чтения текстов различных стилей и жанров. Смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прослушанных или прочитанных текстов различных жанров, определение основной и второстепенной информации, свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей относятся также к общеучебным универсальным учебным действиям, на усвоение которых должен быть направлен образовательный процесс в начальной школе. Естественно, что навык смыслового чтения формируется, прежде всего, при обучении литературному чтению. В рамках этого учебного предмета навык смыслового чтения выступает как один из предметных результатов освоения учебной дисциплины. Однако этот навык не зря относится к метапредметным результатам обучения и входит в состав универсальных учебных действий. Он может и должен формироваться и при обучении другим школьным предметам. Как помочь ученикам преодолеть возникающие трудности при чтении, при этом сохранить интерес к чтению и желание встречаться с книгой как можно чаще? Именно эта проблема - формирование навыков чтения без насилия над ребенком на основе развития мыслительных процессов, на основе постоянного роста интереса ребенка к чтению - является актуальной. Навык быстрого чтения и понимания прочитанного формируется на основе развития всех познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Восприятие текста. Чтение как психологический процесс начинается со зрительного восприятия. Восприятие происходит в два этапа: первичное восприятие и его обработка. Для увеличения скорости и эффективности чтения необходимо: 1. Увеличить ширину поля зрения; 2. Уменьшить число фиксаций на одну строчку печатного текста, т.е. формировать умение воспринимать в одну фиксацию большее число печатных знаков; 3. Сократить время каждой отдельной фиксации; 4. Избавиться от регрессий; 5. Развитие антиципации текста. В своей работе я применяю такие упражнения на увеличение поля зрения: -работа по буквенным и числовым таблицам проводится следующим образом: подготовительный этап - зафиксировать взгляд в центре таблицы, видеть ее целиком и найти все видимые цифры или буквы по порядку нарастания в цифровом ряду или алфавите (время выполнения - 25 секунд); исполнительный этап - последовательный поиск всех цифр или букв. Найденные цифры указываются карандашом. При работе с буквенной таблицей после выполнения основных упражнений предлагается игра «Печатная машинка». Напечатать называемые учителем слова (это могут быть словарные слова на уроках русского языка, термины - на уроке окружающий мир и т. п.) По типу предыдущего упражнения используются слоговые таблицы и таблицы слов. - Упражнения на тренировку восприятия В ряду слов предлагается найти слово, идентичное тому, которое расположено в начале строки и выделено жирным шрифтом. Или быстро продвигаясь по строчке, найти два одинаковых слова. -Упражнения, направленные на сокращение времени каждой отдельной фиксации: 1) Быстрое чтение слов в столбцах по вертикали, когда каждое предыдущее слово закрывается карточкой. 2)Назвать предмет, слово, словосочетание, показанное за минимальную единицу времени.
Регрессия - это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток самый распространённый. Определить наличие регрессии можно с помощью наблюдения. Если при чтении взгляд ребёнка постоянно возвращается назад или он постоянно прочитывает несколько слов на строчке два-три раза для понимания, в чтении отсутствует плавность, то это значит в чтении ребёнка присутствуют регрессии.
Причины регрессий: вы видите на экране
Сила привычки.
Кажущиеся трудности текста.
Отсутствие внимания.
Последние две причины - явления временные и достаточно легко
снимаются. Первая причина - сила привычки - явление достаточно устойчивое, и для её преодоления требуются регулярные занятия с использованием специального упражнения «Чтения с окошечком». 10 см 5 см
Листок накладывается на строку и передвигается по строке сначала взрослым, а потом самим ребёнком. Взгляд ребёнка при этом будет плавно передвигаться вместе с листком, повторное перечитывание будет исключено. Постепенно ребёнок привыкнет скользить взглядом по строке.
Антиципация или смысловая догадка - это психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Он основан на знании логики развития событий и значительно убыстряет чтение.
Для того чтобы определить, владеет ли ребёнок данным приёмом, надо предложить ему для чтения два текста: с пропусками, затем без них. Если разрыв не превышает 15-20 секунд, значит ребёнок пользуется приёмом антиципации. Если слов, над которыми ребёнок думал долго, оказалось много, то необходимо поработать над развитием антиципации.
Для развития антиципации надо использовать следующие упражнения: тексты с пропущенными буквами в окончаниях и в других частях слова или пропущенными целыми словами, тексты с ошибками в содержании или несуразицы. Кроме того, польза этих упражнений состоит в развитии словесно-логической памяти.
Работа над развитием антиципации тесно связана с работой по развитию речи. Это обусловлено тем, что и в том и в другом случае идёт работа над расширением возможности лучше осознавать прочитанное. Работа по развитию речи включает в себя такие виды упражнений: расширение словарного запаса, развитие грамматических навыков, понимание переносного смысла и т. д. Поэтому необходимо сочетать работу по развитию антиципации с упражнениями по развитию речи.
Развитие внимания.
Чтение - вид деятельности, в котором значение внимания особенно велико, так как без умения сосредоточиться, организовать внимание, быстрое чтение невозможно. Поэтому предлагаю задания, позволяющие повысить уровень внимания.
Для расширения объема и распределения внимания использую корректурные пробы. Подчеркнуть в ряду буквы.
Для развития избирательного внимания использую такие упражнения: --найди среди буквенного текста слова, подчеркни их;
-найди общее понятие для слов общего ряда. Какое из них лишнее?
-найди ошибку в тексте
Чтение и память.
Известно, что объем оперативной памяти у взрослого человека составляет 7+2 единицы хранения. У младшего школьника - на 2 единицы меньше. Этой единицей хранения может быть буква, слог, слово, фраза, идея.
Игровые упражнения, направленные на развитие памяти детей:
-игра «Слова» - кто больше запишет слов, относящихся к определенным темам;
-игра «Кто больше запомнит?» первый участник называет слово, следующий повторяет названное слово и произносит свое и т.д.(перед началом игры необходимо определить тему);
-игра «Запоминаем рисуя»;
-игра «Посмотри и запомни»;
-игра «Прочитай и ответь».
Конечным результатом и целью любого чтения является понимание прочитанного. Для осмысления текста необходимо не только быть внимательным при чтении, но и владеть определенными приемами, к которым относятся осмысление смысловых опорных пунктов, антиципация и реципация.
1)выделение опорных пунктов предполагает деление текста на части, его смысловую группировку, т.е. выделение в тексте основных идей, значимых слов, фраз, и из них создание логической цепи.
2) антиципация - предвосхищение или смысловая догадка.
3) реципация - мысленный возврат к прочитанному под влиянием новых мыслей, возникающих в прцессе чтения.
Упражнения для формирования умения определять смысловую структуру текста, связи смысловых частей:
-Подобрать к каждому заголовку(пункту плана) соответствующую часть текста (определить где она заканчивается)
-Работа с деформированным текстом.
-Разбей текст на смысловые части. Выдели главную мысль в каждой смысловой части текста.
Упражнения используемые для работы над прогнозированием текста:
-Допиши словосочетания
-Допиши предложения
-Допиши текст
-Восстанови пропущенные строчки в произведении.
Предложенные упражнения не занимают много времени и позволяют работать над развитием навыков быстрого чтения на любом уроке. Полноценное чтение - это сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание, поиск конкретной информации, самоконтроль и многое другое. В процессе чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, понимание, осмысление, антиципация, рефлексия и другие. Работа с текстом вносит существенный вклад в развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий. Поэтому навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования и его формированию необходимо уделять должное внимание при обучении всем дисциплинам в начальной школе.
Приложения
Карточки для индивидуальной работы.
Карточка 1.
Прочитай медленно, договаривая слова, затем постарайся прочитать быстро за 1 минуту.
Море. Море таит в се... огром... богатст... . Человек издавна лов... в мо... ры... Из морских водорос... приготовл... вкус... кушанья и питатель... корм для скота. Морс... вода полезна для здор... . На берег... морей строят дома отд..., лагеря. По морям плав... пассажир... и грузо... суда. Морс... дороги соедин.... даль... страны.
(47 слов.)
Научись читать за 1 минуту.
но-во-год-них стек-лян-ны-е из-го-тов-ля-ют ра-зо-гре-ва-ют
Фабрика игрушек. Наряды для новогодних ёлок изготовляют на фабриках. Вот цех Изделий из ваты. Здесь делают бородатых дедов- морозов в красивых шубках и голубых снегурочек. А вот из этого цеха выходят стеклянные шары. Сначала делают заготовки для шаров. Потом трубки разогревают и надувают. Шары попадают в жаркие камеры и получают цвет. В магазины стеклянные игрушки привезут в коробках. Это очень хрупкий товар. (60 слов.)
Среди этих букв найди спрятавшиеся слова. оадщшксворобеймтрвдметродостровтокрзчпричальювасрастратюла пужшолввтоварищдквдомтидарикраингромлйясчасхвлэйтрудристре
Карточка 2.
Прочитай, договаривая слова.
Гроза надвига... . Огромная лило.... ту... медленно поднима... из-за ле...Ракиты тревож... шелесте... и лепетали. Сильный ветер загу... в выши... Дере... забуше...Крупные кап... дож... резко застуча... по листь... . Сверкнула мол... . Грянул гром. Дождь полил ручь... , но вот солн... опять засия... . Как всё засвер... вокруг. Как свеж и прозра... воздух! Как пах... земляни... и гри... .
( 54 слова.)
а о сып-лют-ся жа-лу-ют-ся пе-ре-лес-ка-ми у ств е пря-чут-ся пе-ре-би-ра-ют-ся бес-кор-ми-цу и ю жа-лу-ют-ся по-гру-жа-ют-ся о-го-лён-ном
Научись читать за 1 минуту.
Осень. Ударили холодные утренники. На некоторых кустах листву, как ножом, срезало. С деревьев дождём сыплются листья. Бабочки, мухи, жуки прячутся. Певчим перелётным птицам уже становится холодно. Они торопливо перебираются рощами и перелесками. Не жалуются на бескормицу только дрозды. Они стаями накинулись на гроздья спелой рябины. В оголённом лесу свищет холодный ветер. Деревья погружаются в глубокий сон. Песен в лесу больше не слышно.
( 61 слово.)
Прочитай предложения и скажи, всё ли в них верно.
Зимой в саду зацвели яблони. Самолёт сюда, чтобы помочь людям. Мальчик стеклом разбил мяч. В ответ я киваю ему рукой.
Карточка 3.
Научись быстро произносить скороговорку.
Шёл Егор через двор
С топором чинить забор.
о а е о сбросил направление
у ткр ы о сбр и открытое отцепился
я и а ю плавником неосторожности
Научись читать за 1 минуту.
Мальчик на дельфине.
Однажды мальчик и дельфин купались в море и играли друг с другом.
Вдруг смелый мальчик очутился верхом на дельфине. Он уцепился за
дельфина. Дельфин не сбросил седока и взял направление прямо в
море. По неосторожности он ранил мальчика своим плавником. Мальчик не
испугался. Он крепко держался за дельфина. Когда же он увидел, что
дельфин уносит его в открытое море, он отцепился и поплыл к берегу.
(65 слов.)
«Слово потерялось».
Помогите поставить слова на свои места. Разыгралась буря. Волны
обрушились на борт корабля. Всё перепуталось, книги рассыпались.
Из одного стихотворения исчезли слова: август, астры, апельсины,
аппетит. Попробуй вернуть их на место.
_________ выпал жаркий-жаркий.
Ах, как душно в зоопарке!
___________ пропал у пони.
___________ вянут на газоне,
А мартышка не страдает -
___________ уплетает!
Карточка 4.
Прочитай, договаривая слова.
Зимним вечер… мы возвраща… с лыжн… прогул… . Мы выш…
из берёзо… рощи. Вдали виднелась соседн… деревн… . Дорога выве… нас
к небольш… речуш… . Оставал… крутой подъём по холм… - и мы у шко… .
На площад… около шко…. нас ждала учительни… с групп… ребят.
Выходн… день мы всегда провод… на свеж… возду… .Завтра с нов…
сила… за ученье.
соорудили поваленных чувствуют подобраться
сооружение удивительное безопасности
Научись читать за 1 минуту.
Бобры.
Это было летом во время похода. Ребята вышли на берег лесной речки
и увидели удивительное сооружение. Оно было сделано из поваленных деревьев, веток и ила. Эту плотину
соорудили бобры. Около самой воды у бобров домик-хатка. В нижней части
домика - вход, внутри - коридор и комнаты. В домике бобры чувствуют себя
в безопасности. Вход скрыт под водой, и к хатке трудно подобраться.
(61 слово.)
Подбери пару.
Поставь стрелочку к подходящему по смыслу прилагательному (окончание можно изменять).
блузка бодливый
брюки белый
банан большой
брат больной
баран бережливый
бабушка бархатный
больница бодрый
бабочка быстрый
берег болтливый
Литература
-
aida.ucoz.ru
-
БыковаТ.П. Овладение навыком смыслового чтения как метапредметный результат обучения математике.Нач. шк..2012.№8
-
Волина В. В. Занимательное азбуковедение.- М.: Просвещение, 1994.
-
Горецкий В. Г., Тикунова Л. И. Тематические и контрольные работы по чтению в начальной школе.- М.: Дрофа, 1995.
-
Зайцев В. Н. Резервы обучения чтению. - Журнал «Начальная школа», №10, 1990.
-
Костромина С. Н., Нагаева Л. Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению.- М.: Ось-89, 2004.
-
Кузнецова Е. А., МОУ: начальная общеобразовательная школа п. Горноправдинск, ХМАО, Тюменской области.Тренажёр «Работаем над техникой чтения». viki.rdf.ru
-
НагаеваТ.Ю. учитель начальных классов, учитель-дефектолог МОУ№43 г.Челябинска. Упражнения по формированию навыка чтения.
-
РешетниковаС.В.Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов. Нач. шк..2006.№2
-
РудыкаТ.П .Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста. Нач. шк..2007.№11
-
СущевскаяС.А.. Тексты с дырками и хвостами.«Карапуз» «Гелеос»
-
Эктова Н. А., учитель начальных классов МОУ лицей №7 г. Солнечногорска Московской области. Совершенствование техники чтения.