Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное учреждение «Управление образования муниципального образования «Намский улус» Республики Саха (Якутия)»

Муниципальное образовательное учреждение

«Партизанская средняя общеобразовательная школа» муниципального образования «Намский улус» Республика Саха (Якутия)





«Одобрено в заседании МО» «Согласовано» «Утверждаю»

Рук.МО Новгородова М.Я. ИО зам. дир. по учебной работе Прокопьева М.П. ИО директора школы: Аммосова Н.Н.

«______» ___________2015г «_____» ___________ 2015г «______» ___________2015г









Календарно-тематический план по русскому языку

Учитель: Мегинова Туяра Прокопьевна

1 класс

2015-2016 уч.г





Пояснительная записка
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Программа адресована обучающимся первых классов общеобразовательных школ «Школа России». Данная программа разработана в соответствии:

  • Учебник: Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1 / В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградкая, М.В.Бойкина. - М.: Просвещение, 2011.
  • Учебник: Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2 / В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградкая, М.В.Бойкина. - М.: Просвещение, 2011.
  • Учебник: Русский язык. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011.

Курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
  • Познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
  • Социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся - развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.


Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса


Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного). Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача - приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы. Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов. Послебукварный (заключительный) - повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам к концу периода обучения грамоте: Обучающиеся должны знать: все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем). Обучающиеся должны уметь:
  • вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
  • различать гласные и согласные звуки и буквы;
  • правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова;
  • определять место ударения в слове;
  • вычленять слова из предложения;
  • устно составлять 3-5 предложений на определённую тему.

Навыки чтения:

1 полугодие - плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными буквами. 2 полугодие - правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Ориентировочный темп чтения незнакомого текста 25-30 слов в минуту. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого. Продолжение работы над звуковой культурой речи, над словом, предложением и связной речью, начатой в букварный период.

















Основное содержание

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Содержание учебного

материала

Виды практических работ

1

Добукварный период

16 Речь (устная и письменная). Общее представление о языке. Предложение и слово. Членение речи на предложения, пред­ложения на слова, слова на слоги с использованием графиче­ских схем. Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесе­ние одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове. Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глу­хих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в поло­сти рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных. Гласные и согласные звуки. Выделение в словах отдельных звуков, звукослоговой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных сло­гов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его звукослоговую структуру.


Различение звуков и букв. Различение гласных и согласных зву­ков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение пар­ных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Разли­чение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твердый - мягкий, парный - непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный. Де­ление слов на слоги. Словесное ударение и логическое (смысло­вое) ударение в предложениях. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного рус­ского литературного языка, частичный фонетический разбор слова.

2

Букварный период

51 Согласные звуки и буквы. Чтение и письмо слогов и слов с изученными буквами. Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со спосо­бами обозначения твердости и мягкости согласных. Чтение слогов-«слияний» с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами. Составление из букв и слогов разрезной азбуки или печатание слов (после предварительного звуко-слогового анализа, а затем и без него), их чтение. Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на осно­ве правильного и относительно быстрого узнавания букв, опре­деления ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем.Знакомство с правилами гигиены чтения. Умение читать отдельные слова орфографически т. Е. так, как они пишутся, и так, как они произносятся, т. Е. орфоэпически. Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при пись­ме и рисовании. Подготовительные упражнения для развития глазомера, кис­ти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки. Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и ма­леньких (строчных) букв, основными типами их соединений. Обо­значение звуков соответствующими буквами рукописного шриф­та. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после их предварительного звуко-слогового анализа. Списывание слов и предложений с об­разцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Про­6еерка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов. Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений. Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка, восклицательный или вопросительный знаки в конце). Выработка умения писать боль­шую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с про­изношением (безударные гласные, сочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу). Знакомство с правилами гигиены письма. Буквы Ъ и Ь. Знакомство с буквами, не обозначающими звука. Формирование представления о правописании Ъ и Ь разделительных знаков, сравнение с Ь знаком как показателем мягкости согласных. Развитие устной речи. Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к зву­ковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памя­ти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых на­выков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интони­рованию. Совершенствование произношения слов, особенно сложных по звуко-слоговой структуре, в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков род­ного языка, особенно различение их на слух, верное употребле­ние сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л - р, с - з, щ - ж, п - б, с - ш и т. Д. (изолирован­ное произнесение в словах, фразах и скороговорках). Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей. Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов - названий пред­метов, признаков, действий и объяснение их значения. Объеди­нение и различие по существенным признакам предметов, пра­вильное употребление видовых и родовых слов-названий. Проведение логических упражнений. Умение быстро находить нуж­ное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор си­нонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте. Выработка умений пользоваться словом в правильной грам­матической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями). Работа над предложением и связной устной речью. Совер­шенствование речевых умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений раз­личного типа. Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без про­пусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя). Составление по картинке или серии картинок текста, опреде­ленного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.

Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам. Рисование с помощью учителя словесной картинки с исполь­зованием нескольких прочитанных слов, предложений, объеди­ненных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное при­думывание событий, предшествующих изображенным или по­следующим событиям. Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным или по сюжету, предложенно­му учителем. Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихо­творений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с со­блюдением интонации, диктуемой содержанием. Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержатель­ности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста. Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.

Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных.

Чтение слогов-слияний с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами.

Составление из букв и слогов разрезной азбуки слов (после предварительного слого-звукового анализа, а затем и без него), их чтение,

Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем.

Знакомство с правилами гигиены чтения.

3

Послебуквар

ный период

16 Чтение. Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте. Чтение небольших художественных произведений А. Пушкина, Л. Толстого, Б. Житкова, К. Чуковского, М. Маршака, С. Михалкова о природе, детях, труде, Родине и т.д. Совершенствование навыков чтения. Русский язык. Практическое применение правил, изученных в основной период. Знакомство с текстом и его значение. Наблюдение за особенностями устной речи. Сопоставление текста и отдельных предложений. Озаглавливание небольшого текста. Составление предложений на определенную тему по картинкам, по личным наблюдениям детей, по вопросам учителя. Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и письмо предложений из таких слов. Наблюдение за словами, которых не расходится с произношением. Упражнение детей в связности, ритмичности написания букв, слогов, слов и небольших предложений. Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки. Работа над формами букв и их соединений в словах.

Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте.

1. Круг произведений для чтения.

Чтение небольших художественных произведений А. Пушкина, Л. Толстого, А. Н. Толстого, Б. Житкова, К. Чуковского, С. Маршака, В. Осеевой, С. Михалкова, А. Барто о природе, о детях, о труде, о Родине и т. д., Н. Носова, И. Сладкова, Ш. Перро, Л. Муур; стихов А. Фета, А, Майкова, В. Жуковского, А. К. Толстого и др.; совершенствование навыка чтения.

Первоначальное знакомство детей с различными литературными жанрами (стихи, рассказы, сказки; потешки, загадки, пословицы и др.)

Сопоставление текстов художественных и научно-популярных, стихов и рассказов; наблюдение над выразительными средствами языка и структурой текстов (с помощью учителя).

Совместное (коллективное ив группе), индивидуальное и семейное чтение произведений классиков отечественной и зарубежной литературы.

2. Развитие способности полноценного восприятия художественных произведений.

Развитие внимания к образному слову в художественном тексте, умения чувствовать, понимать и ценить выразительность слова.

Формирование умения понимать образные выражения на основе сопоставления двух рядов представлений: реальных (непосредственных) и художественно-образных, развитие способности чувствовать мелодику языка, звукопись, ритм, рифму стиха.

Воспитание эмоционально-эстетического восприятия художественных произведений; развитие интереса к творчеству писателей.

Развитие воображения, фантазии и творческих способностей учащихся.

3. Развитие способностей воспринимать красоту окружающего мира в процессе общения с природой, миром материальной культуры и искусством.

Пробуждение у детей потребности записывать свои впечатления и литературные тексты в альбомы и красочно оформлять их.

Обогащение эмоций школьников с помощью включения в уроки фонозаписи литературных произведений.

4. Развитие умения читать текст выразительно, передавать свое отношение к прочитанному.

Умение читать стихи, скороговорки с различными подтекстами, с различной интонацией.

4

Наша речь

1 Язык и речь, их значение в жизни людей. Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Русский язык - родной язык русского народа.
Сравнивать предложение, слово. Описывать их свойство и различие. Наблюдать: находить в тексте повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Классифицировать предложения по цели высказывания. Анализировать деформированный текст: определять границы предложений, выбирать знак в конце предложений. Находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки, объяснять их причины Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм. Обосновывать написание слов. Группировать слова по типу орфограммы. Классифицировать слова, написание которых можно объяснить изученными правилами, и слова, написание которых изученными правилами изучить нельзя. Анализировать текс: находить слова с определённой орфограммой. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. Соотносить тексты и заголовки, выбирать наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных. Создавать тексты по предложенному заголовку. Анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений. Составлять устные монологические высказывания: рассказ на определённую тему с использованием различных типов речи (повествование, описание).

5

Текст, предложение, диалог

2 Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении. Диалог. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки

6

Слова, слова, слова

2 Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. Тематические группы слов. Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов. Воспитание чувства личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника. Развитие познавательного интереса к происхождению слов.

7

Слово и слог. Ударение

3 Слово и слог (2 ч) Слог как минимальная произносительная единица (общее представление). Деление слов на слоги. Перенос слов (2 ч) Правила переноса слов (первое представление): стра-на, уро-ки. Развитие речи. Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа. Развитие творческого воображения через создание сравнительных образов. Ударение (общее представление) (2 ч) Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения. Зависимость значения слова от ударения. Графическое обозначение ударения. Слогоударные модели слов. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Знакомство с орфоэпическим словарём.

8

Звуки и буквы

17 Звуки и буквы (2 ч) Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Условные звуковые обозначения слов. Русский алфавит, или Азбука (2 ч) Значение алфавита. Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность.
Использование алфавита при работе со словарями. Гласные звуки (3 ч) Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки (сон-сын). Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Слова с буквой э. Ударные и безударные гласные звуки (5 ч) Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме. Произношение безударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов. Правило обозначения буквой безударного гласного звука в двусложных словах. Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук (изменение формы слова). Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука (ворона, сорока и др.). Согласные звуки (3 ч) Буквы, обозначающие согласные звуки. Смыслоразличительная роль согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки (точка - бочка). Слова с удвоенными согласными. Буквы Й и И Слова со звуком [й'] и буквой «и краткое». Твёрдые и мягкие согласные звуки (3 ч) Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости. Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука (3 ч) Использование на письме мягкого знака как показателя мягкости предшествующего согласного звука в конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки). Согласные звонкие и глухие (5 ч) Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова. Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и его обозначение буквой на письме. Правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова в двусложных словах. Особенности проверяемых и проверочных слов. Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук (изменение формы слова) Шипящие согласные звуки (5 ч) Буквы шипящих согласных звуков: непарных твёрдых ш, ж; непарных мягких ч, щ. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. Правило правописания сочетаний чк, чн, чт, нч. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Правило правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Заглавная буква в словах (3 ч) Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д. (общее представление).



Требования к результатам образования

Раздел «Фонетика и графика» Выпускник научится:

  • различать звуки и буквы;
  • характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);
  • знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов.
Выпускник получит возможность научиться:
  • проводить частичный фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно и с помощью учителя, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов.



Раздел «Орфоэпия» Выпускник получит возможность научиться:

  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
  • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).



Раздел «Лексика»

Выпускник научится:

  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;
  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Выпускник получит возможность научиться:
  • подбирать синонимы (без определения) для устранения повторов в тексте;
  • подбирать антонимы (без определения) для точной характеристики предметов при их сравнении;
  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • оценивать уместность использования слов в тексте;
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.



Раздел «Морфология» Выпускник научится:

  • различать слова, обозначающие предмет, признак, действие;



Раздел «Синтаксис»

Выпускник научится:

  • различать предложение, словосочетание, слово;

  • классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

  • определять восклицательную, невосклицательную интонацию предложения.



Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Выпускник научится:

  • применять правила правописания (в объеме содержания курса);
  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
  • безошибочно списывать текст объемом 25-30 слов;
  • писать под диктовку тексты объемом 25-30 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
  • проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
  • подбирать примеры с определенной орфограммой;
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.



Содержательная линия «Развитие речи»

Выпускник научится:

  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
  • выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;
  • самостоятельно озаглавливать текст;
  • сочинять небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать тексты по предложенному заголовку;
  • подробно или выборочно пересказывать текст;
  • составлять устный рассказ на определенную тему;
  • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
  • корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;



Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета Личностными результатами изучения русского языка с 1 класса являются: осознание языка как основного сред­ства человеческого общения; восприятие русского языка как яв­ления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной куль­туры человека; способность к самооценке на основе наблюде­ния за собственной речью. Метапредметными результатами изучения русского языка с 1 класса являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адек­ватные языковые средства для успешного решения коммуника­тивных задач (диалог, устные монологические высказывания) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы. Предметными результатами изучения русского языка в 1 классе являются: начальные представления о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета; умение приме­нять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного); умение (в объеме изучен­ного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть ре­чи, предложение; способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное. Обучение русскому языку в 1 классе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся.

Календарно-тематическое планирование

Дата

Факт

Темы отдельных уроков

стр

Характеристика деятельности обучающихся

Планируемые результаты

Примечание

Добукварный период - 16

2.09.

15


«Азбука» - первая учебная книга

3 Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Группировать слова по первому (последнему) звуку, по наличию близких в артикуляционном отношении звуков. Подбирать слова с заданным звуком. Различать звуки родной речи. Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения. Анализировать: делить слова на сло- Деятельность учащихся ги, определять количество слогов в слове. Подбирать слова с заданным количеством слогов. Подбирать слова с заданным ударным звуком. Контролировать: находить и исправлять ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука. Сравнивать: соотносить звук и соответствующую ему букву. Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте. Применять гигиенические правила письма при выполнении заданий. Обводить графические элементы, предметы по контуру, штриховать, не выходя за контур. Выполнять слого-звуковой анализ слов по выбору учителя. Писать наклонные линии с петлёй вверху и внизу (элементы строчной буквы д и строчной буквы в). Писать полуовалы, чередовать их, соблюдая наклон, высоту и интервал между ними. Писать овалы, не выходя за рабочую строку. Обозначать условным знаком (точкой) наиболее удавшийся элемент. Рисовать бордюры по заданному алгоритму. Писать буквы А, а, О, о, И, и, ы. Сравнивать написанные буквы с образцом. Находить знакомые графические элементы букв в изображении предметов. Составлять связные рассказы по иллюстрациям, данным в прописи. Воспроизводить и применять правила работы группе Дополнять данные в прописи предложения словами, закодированными в предметных рисунках. Работать в паре: анализировать работу товарища и оценивать её по критериям, данным учителем Обучающийся научится

  • отличить устную и письменную речь;
  • отличить буквы и звуки;
  • выделять из короткого текста предложения;
  • оформлять предложение в устной речи;
  • выделять слова из предложения, соотносить их с моделью слова;
  • разделять слово на слоги с использованием графических схем;
  • делить слова на слог;
  • определять ударный
  • слог в слове;
  • определять главную мысль предложения;
  • отличать гласные звуки от согласных;
  • отличать буквы от звуков;
Обучающийся получит возможность научиться в совместной деятельности с учителем:
  • осознавать образные представления о предложении; о слове как единице речи, его названную функцию; о слоге как о части слова, его названную функцию;
  • выделять слоги в словах в процессе слогового анализа слова;
  • определять позицию (ударную и безударную) слога в слове; определять логическое ударение, различать интонационную окраску предложения
  • артикулировать звуки в соответствии с особенностями их произнесения, осознавать образное представление о звуке;
  • понимать смысловое значение интонации.
Обучающийся научится
  • обозначать гласные звуки буквами;
Обучающийся получит возможность научиться:
  • рассматривать гласные а, о, у, и как букву, слог слово;
  • наблюдать за позиционным изменением согласных звуков.
  • Уметь держать карандаш и ручку при письме и рисовании.
  • Знать гигиенические правила письма.
  • Уметь писать по образцу элементы букв.
  • Уметь находить межстрочное пространство, верхнюю и нижнюю линии строки.
  • Уметь делить слова на слоги.


3


Речь устная и письменная

4,5


7


Слово и предложение

6,7


8


Слог

8,9


9


Ударение

10,11


10


Звуки в окружающем мире и в речи

12,13


14


Звуки в словах

14,15


15


Слог-слияние

16-19


16


Гласный звук [а], буква А, а Строчная буква а

20,21


17


Гласный звук [а], буква А, а Заглавная буква А

22,23


21


Гласный звук [о], буква О, о Строчная и заглавная буквы О, о

24-27


22


Гласный звук [и], буква И, и Строчная и заглавная буквы И, и

28-31


23


Гласный звук [ы], буква ы Строчная буква ы

32-35


24


Гласный звук [у], буква У, у Строчная буква у

36-37


28


Гласный звук [у], буква У, у Заглавная буква У

38,39


29


Развитие речи

40


Букварный период - 51ч

30


Согласные звуки [н], [н,], буквы Н,н Строчная буква н

41-43 Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Составлять рассказ по сюжетной картинке. Производить слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками (барабан, конь). Выделять звуки в процессе слого-звукового анализа, наблюдать над особенностями произнесения новых звуков. Характеризовать выделенные звуки с опорой на таблицу, доказывать, что звуки согласные, сравнивать их. Слышать и различать звуки в словах. Обозначать твёрдость и мягкость согласных на схемах-моделях. Сопоставлять слова, различающиеся одним звуком. Приводить примеры слов с новыми звуками. Узнавать, сравнивать и различать заглавные и строчные, печатные и письменные буквы. Соотносить новые звуки и буквы их обозначающие. Делать вывод о том, что звуки обозначаются одинаково, одной и той же буквой. Наблюдать работу буквы гласного как показателя твёрдости предшествующего согласного звука (буквы а, о, у, ы) или как показателя мягкости предшествующего согласного звука (буква и). Ориентироваться на букву гласного при чтении слогов-слияний с изменением буквы гласного. Составлять слоги-слияния из букв разрезной азбуки. Выбирать букву гласного звука в зависимости от твёрдости или мягкости предшествующего согласного. Составлять рассказ по сюжетной картинке. Самостоятельно читать предложения. Наблюдать над расхождением написания сло с их звуковой формой. Проговаривать слова так, как они написаны (орфографическое чтение). Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи с учётом орфоэпических правил. Сравнивать два вида чтения. Наблюдать употребление заглавной буквы в именах. Составлять устные высказывания по иллюстрациям. Объяснять смысл пословиц. Составлять высказывания о любви к Родине. Рассуждать о необходимости трудиться на благо родной страны. Читать предложения с паузами и интонацией в соответствии со знаками препинания. Воспроизводить сказку по серии рисунков. Строить собственные высказывания о любви к Родине. Определять разные значения одного слова. Определять место изученной буквы на «ленте букв». Соотносить все изученные буквы со звуками. Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы. Контролировать свои действия при решении познавательной задачи. Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения на уроке Обозначать слияние [j'а] буквой я. Объяснять разницу между количеством букв и звуков в словах. Называть особенность буквы я (обозначать целый слог-слияние - два звука). Узнавать, сравнивать и различать заглавную и строчную, печатную и письменную буквы Я, я. Выделять звук [ч'] из слов, устанавливать с помощью учителя, что звук [ч'] всегда мягкий, глухой. Распознавать в словах новый звук. Характеризовать его, обозначать буквой. Читать слова с ь в середине и конце, производить их слого-звуковой анализ, обнаруживать несоответствие количества букв количеству звуков. Делать вывод: буква ь звука не обозначает, она нужна для обозначения мягкости предшествующего согласного звука. Обозначать буквой ь мягкость согласных на конце и в середине слов. Читать слоги-слияния, устанавливать на основе наблюдений, что в слоге ши пишется всегда и, в слоге ше - е. Делать вывод (под руководством учителя): эти буквы не указывают на то, как надо произносить звук [ш]; звук [ш] всегда остается твёрдым. Читать слоги-слияния, устанавливать на основе наблюдений, что в слоге жи пишется всегда и, в слоге же - е. Читать слова с изученной буквой. Отвечать на вопросы: «Какая буква пишется в сочетании жи?», «Какая буква пишется в сочетании же?». Читать слоги-слияния с буквой ё. Сопоставлять слоги с гласными о и ё. Наблюдать над произнесением согласных в слогах-слияниях с ё. Делать вывод: если в слиянии после мягкого согласного слышится звук [о], то пишется буква ё. Обозначать буквой ё гласный звук [о] после мягких согласных. Находить в текстах слова с буквой ё и объяснять, в каких случаях она обозначает слияние двух звуков, а в каких - мягкость предшествующих согласных Читать слоги-слияния с буквой ю. Сопоставлять слоги с гласными у и ю. Наблюдать над произнесением согласных в слогах-слияниях с уё6666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666. Делать вывод: если в слиянии после мягкого согласного слышится звук ['у], то пишется буква ю. Обозначать буквой ю гласный звук ['у] после мягких согласных. Читать слова с разделительным твёрдым знаком, объяснять, что показывает эта буква после согласных перед гласными я, е, ю, ё. Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных гласных буквах. Называть правильно элементы букв. Сравнивать печатную и письменную буквы. Конструировать буквы из различных материалов. Обводить бордюрные рисунки по контуру. Писать буквы в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Сравнивать написанные буквы с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов с новыми звуками. Писать слоги, слова с новой буквой, используя приём комментирования. Правильно записывать имена собственные. Списывать предложения, заменяя в необходимых случаях печатный шрифт на письменный. Дополнять предложения, данные в прописи, словами по смыслу и записывать их, используя приём комментирования. Составлять самостоятельно предложения по образцу и записывать их в прописи. Грамотно оформлять на письме все виды предложений. Выполнять правила работы в малой группе. Использовать правила оценивания своей работы в ситуациях, спланированных учителем Обозначать начало предложения заглавной буквой, а конец предложения знаками препинания. Вставлять пропущенные буквы в слова в соответствии со смыслом слова. Разгадывать кроссворды Писать грамотно слова с сочетанием жи, же, ши Обозначать на письме твёрдость и мягкость предыдущего согласного соответствующими буквами ё-о. Наблюдать за звуком [ш] на конце слова, подбирать проверочные слова по образцу, данному в прописи (ёрш - ерши), сопоставлять звучание [ж] и [ш] на конце слова, правильно обозначать эти звуки в конце слова, сравнивать проверочные слова по звучанию и написанию. Составлять рассказ с использованием поговорки, записывать текст из 3-5 предложений, отражать смысл поговорки в своём письменном высказывании. Сопоставлять написание слов сел - съел, семь - съем, выполнять фонетический анализ данных слов

  • Уметь осмысливать заглавие произведения
  • Уметь давать характеристику звукам, узнавать графический образ букв; читать сочетания букв, слогов, предложений.
  • Знать, что буква е в начале слова и после гласной буквы обозначает два звука.
  • Уметь обозначать мягкость согласного после е.
  • Уметь составлять рассказ по серии картинок.
  • Уметь читать по слогам, характеризовать звуки.
  • Уметь различать форму слова, родственные слова.
  • Уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные звуки.
  • Уметь сопоставлять парные звонкие и глухие согласные звуки.
  • Знать, что буква я в начале слова и после гласной буквы обозначает два звука.
  • Уметь обозначать мягкость согласного звука после я.
  • Уметь работать с текстом, находить отрывки, которые помогут ответить на вопрос.
  • Уметь читать слова с ь - показателем мягкости согласных звуков, понимать, что ь не обозначает звука.
  • Знать звонкие и глухие парные согласные.
  • Уметь отвечать на вопросы по
прочитанному.
  • Знать, что буква ё в начале слова и после гласной буквы обозначает два звука.
  • Уметь обозначать мягкость согласного звука после ё.
  • Уметь выделять, дифференцировать и характеризовать звук [й]
  • Уметь анализировать слова, производить звукобуквенный анализ.
  • Знать, что буква ю в начале слова и после гласной буквы обозначает два звука.
  • Уметь обозначать мягкость согласного звука после ю.
  • Уметь понимать, что звук [ ц] всегда твёрдый и глухой.
  • Уметь правильно употреблять слова-действия предметы.
  • Знать, что буква Э не пишется после согласных Ч,Ш,Ц,Ж.
  • Знать, что звук [щ′] глухой, мягкий, непарный.
  • Знать, что буква Ъ не обозначает звука.
  • Уметь выделять звуки из слов, давать им характеристику. Узнавать изученные буквы
  • Уметь выделять звуки из слов, давать им характеристику. Узнавать изученные буквы
  • Уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные
  • Знать, что в начале слова буква е обозначает два звука, а после согласного обозначает мягкость согласного и звук [э].
  • Уметь соотносить печатную и письменную буквы
  • Уметь списывать с печатного шрифта
  • Уметь писать слова и предложения с изученными буквами, ставить ударение, делить слова на слоги
  • Уметь правильно оформлять предложения
  • Уметь употреблять заглавную букву в названии рек, городов
  • Знать, что в начале слова буква я обозначает два звука, а после согласного - мягкость согласного
  • Уметь правильно оформлять предложения
  • Уметь соотносить печатную и письменную буквы.
  • Уметь списывать с текста, написанного письменным шрифтом
  • Знать правописание ча, чу
  • Знать, что буква Ь - показатель мягкости согласных звуков, Ь не обозначает звука
  • Знать правило написания ши
  • Знать, что буква ё всегда ударная, обозначает два звука в начале слова, перед гласной и после Ь; после согласного - звук [о]
  • Уметь вычленять слова из предложения.
  • Знать непарные твёрдые и непарные мягкие согласные, особенности написания букв и, ы после ц
  • Знать, что э не пишется после ч, ш, ц, ж
  • Знать правописание ща-щу
  • Уметь находить слова со слабой позицией написания парных согласных
  • Знать. В каких случаях пишется Ь, а в каких Ъ


1.10


Согласные звуки [с], [с,], буквы С,с Строчная буква с

44-47


5


Согласные звуки [к], [к,], буквы К,к Строчная буква к

48-51


6


Согласные звуки [т], [т,], буквы Т,т

52-53


7


Согласные звуки [т], [т,], буквы Т,т Строчная и заглавная буквы К, к

54-57


8


Согласные звуки [л], [л,], буквы Л,л Строчная и заглавная буквы Л, л

58-63


12


Согласные звуки [р], [р,], буквы Р,р Строчная буква р

64-67


13


Согласные звуки [в], [в,], буквы В,в Строчная и заглавная буквы В, в

68-71


14


Гласные буквы Е, е Строчная буква е

72-74


15


Гласные буквы Е, е Заглавная буква Е

75-77


19


Согласные звуки [п], [п,], буквы П,п Строчная и заглавная буквы П, п

78-80


20


Согласные звуки [п], [п,], буквы П,п Строчная и заглавная буквы П, п

81-83


21


Согласные звуки [м], [м,], буквы М, м Строчная и заглавная буквы М, м

84-86


22


Согласные звуки [м], [м,], буквы М, м Строчная и заглавная буквы М, м

87-89


26


Согласные звуки [з], [з,], буквы З, з Строчная и заглавная буквы З, з

90-92


27


Согласные звуки [з], [з,], буквы З, з Строчная и заглавная буквы З, з

93-95


28


Согласные звуки [б], [б,], буквы Б, б Строчная и заглавная буквы Б, б

96-98


29


Согласные звуки [б], [б,], буквы Б, б Строчная и заглавная буквы Б, б

99-101


2 четв

9.11


Сопоставление слогов и слов с буквами б и п Строчная и заглавная буквы Б, б

102-103


10


Согласные звуки [д], [д,], буквы Д, д Строчная и заглавная буквы Д, д

104-106


11


Согласные звуки [д], [д,], буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т.

107-109


12


Гласные буквы Я, я Строчная и заглавная буквы Я, я

110-112


16


Гласные буквы Я, я Строчная и заглавная буквы Я, я

113-115


17


Гласные буквы Я, я Строчная и заглавная буквы Я, я

116-117


18


Согласные звуки [г], [г,], буквы Г, г Строчная и заглавная буквы Г, г

118-120


19


Согласные звуки [г], [г,], буквы Г, г Строчная и заглавная буквы Г, г

121-123


23


Мягкий согласный звук [ч,], буквы Ч, ч Строчная буква ч

4-6


24


Мягкий согласный звук [ч,], буквы Ч, ч Заглавная буква Ч

7-9


25


Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков

10-12


26


Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков

13-15


30


Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш Строчная и заглавная буквы Ш, ш

16-18


1.12


Сочетание ши Строчная и заглавная буквы Ш, ш

19-23


2


Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж Строчная и заглавная буквы Ж, ж

24-26


3


Сопоставление звуков [ж] и [ш]

27-29


7


Гласные буквы Ё, ё Строчная и заглавная буквы Ё, ё

30-33


8


Звук [j], буквы Й, й Строчная и заглавная буквы Й, й

34-37


9


Согласные звуки [х], [х,], буквы Х, х Строчная и заглавная буквы Х, х

38-40


10


Согласные звуки [х], [х,], буквы Х, х Строчная и заглавная буквы Х, х

41-42


14


Согласные звуки [х], [х,], буквы Х, х Строчная и заглавная буквы Х, х

43-45


15


Гласные буквы Ю, ю Строчная и заглавная буквы Ю, ю

46-49


16


Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц Строчная и заглавная буквы Ц, ц

50-52


17


Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц Строчная и заглавная буквы Ц, ц

53-55


21


Гласный звук [э], буквы Э, э Строчная и заглавная буквы Э, э

56-58


22


Гласный звук [э], буквы Э, э Строчная и заглавная буквы Э, э

59-61


23


Мягкий глухой согласный звук [щ,]. Буквы Щ, щ Строчная буква щ

62-65


24


Мягкий глухой согласный звук [щ,]. Буквы Щ, щ Заглавная буква Щ

66-69


28


Согласные звуки [ф], [ф,], буквы Ф, ф Строчная и заглавная буквы Ф, ф

70-73


3 четв

11.01


Мягкий и твёрдый разделительные знаки Строчные буквы ь, ъ

74-77


12.01.16


Мягкий и твёрдый разделительные знаки. Закрепление

78-81


13


Как хорошо уметь читать.

82


14


В.Берестов «Читалочка»

83


Послебукварный период - 16ч

18


Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

84 Восстанавливать алфавитный порядок слов.

Анализировать текст: осознавать смысл прочитанного, отвечать на вопросы Деятельность учащихся по прочитанному тексту; находить содержащуюся в тексте информацию; определять основную мысль прочитанного произведения. Читать выразительно текст: использовать интонацию, силу голоса, темп речи. Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи. Включаться в групповую работу, связанную с общением. Задавать учителю и одноклассникам познавательные вопросы. Обосновывать собственное мнение. Обучающийся научится:

  • ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на вопросы;
  • соотносить содержание с темой чтения, выделять особенности пушкинской поэзии (интонация, темп чтения, особенности речи);
  • определять тему, главную мысль произведения;
  • правильно строить ответы на поставленные вопросы;
  • тавить вопросы по содержанию прочитанного;
Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:
  • участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения
  • рассуждать на заданную тему;
  • различать элементы книги (обложка, титульный лист, оглавление, иллюстрация, аннотация);
  • сравнивать различные по жанру произведения;
  • кратко характеризовать героев произведений,
  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;- выявлять в содержании текста реальное и фантастическое, смешное и комическое;
  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
  • давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
  • создавать небольшой устный текст на заданную тему.


19


К. Ушинский. Наше Отечество.

86


20


В. Крупин «Первоучители славянские», «Первый букварь»

88, 90


21


А.С. Пушкин. Сказки. Выставка книг

92


25


Л.Н. Толстой. Рассказы для детей.

94


26


К.Д. Ушинский Рассказы для детей.

95


27


К.И. Чуковский. Телефон. Путаница.

96,97


28


В.В. Бианки. Первая охота.

98


1.02


С.Я. Маршак. Угомон. Дважды два.

100


2


М.М. Пришвин. Предмайское утро. Глоток молока.

102


3


А.Л. Барто «Помощница», «Зайка», «Игра в слова»

104


4


С.В. Михалков «Котята»

106


8


Б.В. Заходер «Два и три», «Песенка-азбука»

107


9


В.Д. Берестов «Прощание с другом», «Непослушная кукла»

108


10


Проект: «Живая Азбука»



11


Проект: «Живая Азбука»














Систематический курс (русский язык)

Календарно-тематическое планирование

Дата

Факт

Темы отдельных уроков

Стр

Характеристика деятельности обучающихся

Планируемые результаты

Примечание

Наша речь - 1 ч.

15



Наша речь. Речь устная и речь письменная (общее представление)


6-8 Высказываться о значении языка и речи в жизни людей, о великом достоянии русского народа - русском языке, проявлять уважение к языкам других народов. Приобретать опыт в различении устной и письменной речи. Оценивать результаты выполненного задания: «Проверь себя»
Уметь распознавать устную и письменную речь. Уметь устно выражать свои мысли. Уметь правильно списывать предложения, записанные печатным шрифтом


Текст, предложение, диалог - 2 ч.

17


Текст и предложение.

10-13 Сравнивать предложение, словосочетание, слово: описывать их сходство и различие. Наблюдать: находить в тексте повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Наблюдать: находить в тексте повествовательные, вопросительные и побудительные предложения Классифицировать предложения по цели высказывания. Оформлять начало и конец предложения. Определять границы предложения, выбирать знак в конце предложения Оформлять начало и конец предложения Оформлять начало и конец предложения Определять границы предложения, выбирать знак в конце предложения Анализировать деформированный текст: определять границы предложения, выбирать знак в конце предложения Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.


29


Диалог

14-16






Слова, слова, слова… - 2 ч.

2.03


Роль слов в речи. Слова-названия предметов, признаков предметов, действий предметов.


18-24 Определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения. Различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета). Приобретать опыт в различении слов-названий предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу. Классифицировать и объединять слова по значению (люди, животные, растения и др.) в тематические группы. Использовать в речи «вежливые слова». Наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов, а также слов, близких и противоположных по значению в речи, приобретать опыт в их различении. Работать со словарями учебника: толковым и близких и противоположных по значению слов, находить в них нужную информацию о слове. Работать со страничкой для любознательных. Наблюдать над этимологией слов пенал, здравствуйте, благодарю. Выполнять тестовые задания электронного приложения к учебнику. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Составлять текст по рисунку и опорным словам


Уметь различать слова, называющие предмет Уметь различать слова, называющие действие предмета. Уметь различать слова, называющие признак предмета. Уметь различать слова близкие и противоположные по смыслу. Знать слова однозначные и многозначные.


7


«Вежливые» слова. Слова близкие и противоположные по значению. Однозначные и многозначные слова.


25-30



Слово и слог. Ударение - 3 ч.

9


Слог как минимальная произносительная единица (общее представление). Деление слов на слоги.

32-35 Объяснять принцип деления слов на слоги. Подбирать слова с заданным количеством слогов. Анализировать, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове Анализировать, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове Анализировать, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове Анализировать, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове


Уметь определять количество гласных звуков в слове и делить слова на слоги. Уметь ставить ударение. Уметь делит слова на слоги. Уметь ставить ударение. Знать небуквенные графические средства: черточка (знак переноса) Уметь переносит слова в соответствии с правилами. Уметь правильно записывать текст под диктовку. Уметь находить ударный слог. Уметь выделять ударные и безударные гласные в слове. Уметь ставить ударение. Уметь выделять ударные и безударные гласные в слове.


14


Правила переноса слов.

36-38



16


Ударение. Ударные и безударные слоги

39-44



Звуки и буквы - 17 ч.

21


Звуки и буквы

46-51 Классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям Классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям Классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям Соотносить звук и его качественную характеристику. Классифицировать слова в зависимости от способа обозначения звука й. Характеризовать звуки (согласные твердые/мягкие) Соотносить звук и его качественную характеристику, приводить примеры твердых/мягких согласных Выбирать необходимый звук из ряда предложенных и давать его качественную характеристику Выбирать необходимый звук из ряда предложенных и давать его качественную характеристику Анализировать текст, находить слова с буквосочетаниями жи-ши, ча- ща, чу, - щу Выписывать из текста слова с буквосочетаниями жи - ши, ча - ща, чу- щу Устанавливать в словах наличие изученных орфограмм Устанавливать в словах наличие изученных орфограмм Устанавливать в словах наличие изученных орфограмм Группировать слова с разным соотношением количеством звуков и букв


Уметь различать звуки и буквы. Уметь записывать слова без пропусков и искажений букв. Уметь различать гласные согласные звуки. Уметь давать характеристику звука. Уметь различать звук [й] и букву й, писать слова с буквой й. Уметь различать твёрдые и мягкие согласные звуки в слове. Уметь обозначать на письме мягкость согласных буквой Ь. Уметь обозначать на письме мягкость согласных буквой Ь. Уметь правильно записывать слова с сочетаниями жи, ши. Уметь правильно записывать слова с сочетаниями ча, ща. Уметь правильно записывать слова с сочетаниями чу, щу.
Уметь правильно записывать текст под диктовку.
Употребление прописной буквы в именах собственных (имена, отчества, фамилии людей). Употребление прописной буквы в именах собственных (клички животных). Употребление прописной буквы в именах собственных (географические названия).


23


Русский алфавит, или Азбука

52-57



4 четв

4.04


Гласные звуки и буквы. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

58-61



6


Слова с буквой э. Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме.

62-64



11


Особенности проверяемых и проверочных слов. Правописание гласных в ударных и безударных слогах

65-70



13


Правописание гласных в ударных и безударных слогах. Проверочный диктант.

71-73



18


Согласные звуки и буквы. Слова с удвоенными согласными

74-77



20


Слова с буквами Й и И. Твёрдые и мягкие согласные звуки

78-80



25


Парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки.

81-86



27


Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Перенос слов с мягким знаком

87-91



4.05


Звонкие и глухие согласные звуки

92-95



11


Парные глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце слов.

96-98



16


Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук (изменение формы слова). Проверочный диктант.

99-103



18


Шипящие согласные звуки.

104-109



23


Правило правописания сочетаний чк, чн, чт, нч. Проверочный диктант.

110-114



25


Правило правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

115-121



30


Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д. (общее представление). Проверочный диктант

122-128



















© 2010-2022