Урок русского языка на тему Род имен существительных (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок русского языка. Род имён существительных. 3 класс.
Цель: научить определять род имен существительных. Задачи: - учить выделять признаки имен существительных разного рода; - развивать операции мышления, анализ, классификацию, обобщение; - воспитывать любовь к родному языку. Планируемые результаты: Предметные: - определять род имен существительных; - классифицировать имена существительные по роду. Метапредметные: - понимать и принимать учебную задачу, решать ее под руководством учителя; - осознавать себя неотъемлемой частью коллектива; - получать информацию из текста, делать выводы из прочитанного. Личностные: - проявлять интерес к русскому языку; - договариваться, приходить к единому мнению.
Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование.
Ход урока 1. Оргмомент. Актуализация знаний Мотивировка учащихся: -Проверим готовность к уроку. Разогреем пальчики. Потрем пальчиками левой руки пальчики правой руки. Хлопнем сильно три раза в ладоши. - Запишем число, классная работа.

Слайд 2. - Сегодня мы отправимся в страну Знаний. Нам предстоит трудный путь.
2. Словарная работа - Вы и готовы, к увлекательному путешествию. А на чём мы туда доберёмся, вы узнаете, записав словарные слова. (1 учащийся записывает слова на доске, ставит ударение и подчеркивает орфограммы) Слайд 3. Не летает, не жужжит, Жук по улице бежит. И горят в глазах жука Два блестящих огонька. (Автомобиль.) Слайд 4. Что за чудо - длинный дом! Пассажиров много в нем Носит обувь из резины И питается бензином. (Автобус) Слайд 5. Я мчусь, держусь за провода, Не заблужусь я никогда. (Троллейбус.) Слайд 6 Поле - золотая нива. Как здесь все - таки красиво! Тут корабль плывет. Он молотит, веет, жнет.(Комбайн.) Слайд 7. Овсом не кормят, Кнутом не гонят, А как пашет - Семь плугов тащит. (Трактор.) Слайд 8. Землю роет в глубину, Запускает руку в яму. Тонну бросит не одну, Быстро сделает, без гаму. (Экскаватор.) Слайд 9. По волнам дворец плывет, На себе людей везет. (Корабль.) Слайд 10. К нам во двор забрался крот, Роет землю у ворот. Ни пера, ни крыла, А быстрее орла. Только выпустит хвост - Понесётся до звёзд. (Ракета.)
3. - Мы прибыли в страну Знаний. Чтобы узнать, с кем мы сейчас встретимся, надо отгадать загадку. Давно живу я в мире этом, Невозможно нашу жизнь Представить без него. Предметы и явления Оно обозначает. На вопросы кто? и что? Всегда отвечает. (имя существительное) Слайд 11.
4. Повторение изученного материала А) Повторение признаков имени существительного. - Ребята, надо порадовать имя существительное. Давайте вспомним все, что мы знаем о нем. -Что такое имя существительное? Приведите примеры. -Какие существительные отвечают на вопрос кто?, а какие - на вопрос что? -Как изменяется имя существительное?

Б) Повторение и закрепление знаний об именах одушевлённых и неодушевлённые, собственных и нарицательных
Слайд 12. Река Катунь, город Белокуриха, озеро Яровое, актер Василий Шукшин, улица Советская, писатель Виталий Бианки, село Алтайское.
-Прочитайте задание. Разделите слова на две группы. Объясните, что нужно сделать? По какому признаку можно разделить слова на две группы? (одушевленные и неодушевленные). -Запишите слова самостоятельно, докажите правильность вашего решения. Слайд 13. В) Закрепление. Написание собственных и нарицательных имён существительных. Слайд 14. А на какие ещё две группы можно разделить слова? Назовите. Очень хорошо. (нарицательные и собственные) -Запишите слова самостоятельно. Докажите правильность выполнения. (река город, озеро, актер, улица, писатель, село). - Какие имена существительные собственные? Нарицательные? Вы согласны с мнением….?Молодцы.

5.Сообщение темы урока -В русском языке очень много тайн, в том числе и у имени существительном. Наша задача- раскрыть ещё одну «тайну» данной части речи.
6. Изучение нового материала Новая тема. - А тайна состоит в том, что, оказывается, имена существительные нарицательные можно разделить еще на группы. Прочитайте внимательно еще раз слова. Ваши предложения. (дети делят слова на группы, объясняют свой выбор) Слайд 15.
-К каким из этих слов можно поставить слова он ? (актер, писатель ) Это существительные мужского рода. К каким - слова она ? (улица, река) Это существительные женского рода. К каким - оно? (озеро, село) Это существительные среднего рода. -Запишите эти слова в тетрадь по образцу на экране. -Что узнали сегодня об имени существительном? ( они бывают м.р., ж.р., с.р.) Сформулируйте тему сегодняшнего урока? (род имен существительных). Сформулируйте учебную задачу (должны научиться определять род имен существительных)
Сказка «Как род появился у имен существительных» В одном королевстве жили муж и жена. Были они очень жадные. Решили между собой все слова поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они слова до самой смерти, да так и не разделили до конца. Стали слова, которые забрал себе муж, мужского рода, а слова, которые оказались у жены - женского рода. А те, что остались неопределёнными, - среднего рода.

Правило определения рода имени существительного - Какую же тайну мы сегодня открыли? Попробуйте сформулировать правило, по которому мы будем определять род имен существительных. Ваши предположения. Кто согласен с предложенным правилом? Кто не согласен? Ваше мнение?
Слайд 16. 1.Заменяем имя существительное одним из местоимений: он, она, оно. 2.Определяем род имени существительного.
Правило определения рода имени существительного - Откройте учебники на с. 25 Прочитайте правило на стр.25 и скажите, совпадает ли наш вывод с правилом и что нового вы из него узнали. (Ответы детей) - Наша задача: при помощи слов-помощников научиться определять род имён существительных.
- Чтобы лучше запомнить правило, предлагаю выучить стихотворение: Слайд 17. Женский род запомню я И скажу: она, моя И запомню род мужской И опять скажу: он, мой. Средний род: оно, моё. Это правило твоё.








7. Первичное закрепление изученного материала. Спишите слова, распределяя их в три столбика по родам. Работа у доски. (У ребят карточки)
Слайд 18. Снег, зима, солнышко, снежинка, сосулька, снеговик, сугроб, облако, мороженое. - Какая тема объединяет все эти слова? Составьте устно небольшой рассказ на тему «Зима».
8.Физминутка. - Я называю слова, если имена существительные м. р. , то прыгают, если ж. р. - хлопают в ладоши, а если ср. р. - то приседают. Огурец, ягода, небо, капуста, орех, морковь, свёкла, картофель, лето, урожай, облако, золото, берёза.
9. Работа по теме урока.
1. Работа по учебнику. Найдите упражнение 39 на странице 25. -Разобрать по составу слово ДЕДУШКА
2. Работа в тетради на печатной основе.№40 с. 20. Взаимопроверка
3. Слайд 19. - Назовите имена существительные женского рода. Докажите. Город Белокуриха-родина моя! Дивная природа: горы и поля. Маленькая речка, могучая земля. Как же ты прекрасна, милая моя! -Это стихотворение взято из сборника «Пробуем перо», где собраны стихи, написанные ребятами нашей школы. Автор стихотворения Щигрева Катя. -Проверяем. Назовите слова. - Докажите правильность вашего решения Учитель: -Какое открытие сделали на уроке?
10. Итог урока. Игра «Верю - не верю» Слайд 20. Учащиеся кивком головы подтверждают или опровергают высказывания учителя:
  • имена существительные изменяются по числам (да);
  • имена существительные изменяются по родам (нет);
  • имена существительные имеют род (да);
  • на число и род имен существительных указывает приставка (нет);
11. Домашнее задание. Слайд 21. -Мы хорошо поработали и я могу предложить домашнее задание : №40 с. 26 Посмотрите. Если возникли вопросы, то какие7 12. Рефлексия. Учитель: А теперь оценим себя -Встаньте те, кто доволен своей работой на уроке (активностью, правильностью ответов, письменной работой) и может сказать: «Я справился с заданиями». - Встаньте те, кто не доволен и может сказать: «У меня возникли трудности при выполнении заданий» - Встаньте те, кто не доволен и может сказать: «У меня возникли трудности при выполнении заданий и мне нужна еще помощь учителя»

Выставление оценок.

© 2010-2022