Урок по русскому языку на тему Синтаксис. Предложения распрастраненные и нераспрастраненные

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка.

3 класс СОШ№1

УМК «Школа 2100»


Тема: Синтаксис. Предложения распространённые и нераспространённые Тип урока: Освоение новых знаний. Цель: Формирование языковой, речевой, коммуникативной компетентностей при выполнении упражнений по теме «Синтаксис. Предложения распространённые и нераспространённые».

Задачи: 1)Познакомить учащихся с понятием «распространённое предложение» и «нераспространённое предложение», учить преобразовывать нераспространенные предложения в распространенные и наоборот.

2) Учить анализировать состав предложений, классифицировать их, определять распространенные или не распространенные предложения.

3) Формировать интерес к русскому языку, к природе.

Планируемый результат: 1) Различают «распространённое предложение» и «нераспространённое предложение», умеют преобразовывать нераспространенные предложения в распространенные и наоборот.

2) Умеют анализировать состав предложений, классифицируют их, определяют распространенные или не распространенные предложения.

3) Проявляют интерес к родному языку, к природе.

Оборудование: компьютер, презентация, карточки с текстом, шкатулка.

Учебник Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. 3 класс.

Этапы урока. УУД.

Ход урока. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Ι. Мотивация к учебной деятельности. УУД: коммуникативные, личностные, регулятивные.

I I. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

УУД: познавательные, регулятивные.










III. Решение проблемы.

УУД: регулятивные, коммуникативны, познавательные.



IV. Первичное закрепление.

УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

V.Организация самостоятельной работы. УУД: регулятивные, познавательные.








VI. Рефлексия учебной деятельности.

УУД: коммуникативны, познавательные.


VII. Д.з. -Здравствуйте, ребята! Я рада вам представиться. Меня зовут Ирина Анатольевна. -Обратите внимание, что у меня в руках? -А как вы думаете, что лежит в ней, что там хранится? -Знания! Протяните мне свои ладошки, я поделюсь с вами знаниями из шкатулки. Поделитесь ими друг с другом.


  1. Минутка чистописания.
- Откройте тетради, положите тетрадь правильно, спинки у всех прямые. Сегодня седьмое апреля. Классная работа. Вторник. -От какого слова образовано слово «седьмое»? В корне слова седь безударная гласная е, проверяемая ударением (Орф №1). Мягкий знак, показатель мягкости звука д (Орф№9). В корне слова апрель безударная гласная а, непроверяемая ударением (Орф.№2). В корне слова класс удвойный согласный сс (Орф№2). В корне слова работ не проверяемая гласная а(Орф№2). В корне слова вторник первый звук ф, вначале пишется буква в. Безударная гласная и, непроверяемая ударением(Орф№2). -Запишите дату в тетрадь. Посмотрите на доску На доске записаны буквосочетания: опу, ушк, пуш, шка. -Ставлю ручку чуть выше рабочей строки. Локоток оторвите от парты. Я пишу, а вы за мной повторяете в воздухе. - Запишите эти буквосочетания по одному в тетрадь каллиграфически. Обратите внимание на один наклон букв. Длина петельки у буквы «у» - до середины строки. Кто закончит, покажите посадкой. 2. Словарная работа. - Кто догадался, с каким словарным словом мы будем знакомиться? -Правильно. Слайд №1. -Почему это слово попало в словарь? - там есть орфограмма, опасное место. Назовите орфограмму. Слайд №2.

-Что обозначает это слово? Слайд №3. - Как вы думаете, это однозначное или многозначное слово? -Какое второе значение имеет слово опушка? Слайд «4. (Слово опушка означает меховую обшивку по краям одежды). -В русском языке слова могут иметь несколько значений. Такие слова называются многозначными.
3.Работа с однокоренными словами. -Посмотрите на экран. Слайд№5. На экране даны слова. Прочитайте их. Опушка, пушечный, пушной, пушка, опёнки. - Как вы думаете, это однокоренные слова? -Найдите среди них однокоренное слово к слову опушка в значении «меховая обшивка по краям одежды» (Пушной).
Слайд№6. (опушка) - Запишите слово ОПУШКА в тетрадь. -Поставьте ударение. Выделите орфограмму. -Составьте с этим словом предложение. (Спрашиваю 3 учеников. Самое удачное предложение записываем в тетрадь). -Очень хорошее предложение, давайте запишем его в тетрадь. -Какое это предложение по цели высказывания? -А какие еще бывают предложения?
-Какое это предложение по интонации? -Какие еще бывают предложения по интонации?
-А какие бывают предложения по наличию второстепенных членов?

-Мы это знаем? У нас возникла проблема. Как называются предложения с второстепенными членами? Как называются предложения без второстепенных членов предложения? Её и будем решать сегодня на уроке. - Скажите, а как вы понимаете слово «распространить»? Слайд №7. -Прочитайте предложение «Весна пришла». Назовите грамматическую основу. -Распространите это предложение. -Как вы это сделаете?


-Какое задание мы сейчас выполняли? -Какое стало предложение? - Да, оно стало распространённым.
-А что значит не распространить предложение?
-Как будет оно называться?
Слайд №8. К нам пришла ранняя весна.(Пов.,невоскл.,распр..) -Запишите это предложение в тетрадь. -Что такое грамматическая основа?

-Подчеркните грамматическую основу. -Дайте характеристику этому предложению. -Кто выполнил работу покажите посадкой.
Слайд №9. -Назовите тему урока. - Прочитаем тему ещё раз хором.
-Поставьте перед собой учебную задачу.




- Да, ребята, вы узнаете, как называются предложения с второстепенными членами и как называются предложения без второстепенных членов предложения, и чем они различаются. - Сделайте вывод, какие предложения называются распространенными.


-А какие предложения мы назовем нераспространенными?



-Давайте проверим наши предположения и прочитаем правило в учебнике на стр. 153-ей.
-Работаем в парах. Вам нужно подготовить ответ на вопросы после правила. 1-ый вариант задаёт 1-ый вопрос 2-му варианту и он на него отвечает, а за тем 2-ой вариант задает 2-ой вопрос 1-му варианту и вы тоже на него отвечаете. Проверка. -Какая пара хочет ответить на первый вопрос?
-У кого есть желание ответить на 2-ой вопрос?

Ребята, кто согласен с ответами?

-Давайте немножко отдохнем. Музыкальная физминутка.
-Найдите упражнение № 417-е. -Кто хочет прочитать задание? Прочитайте стихотворение про себя и скажите, сколько в нем предложений? -Определите, какое первое предложение распространенное или нераспространенное? Почему? -Какое второе предложение? Почему? -А третье предложение? Почему?
-Итак, какие предложения называются распространенными?




4.Творческая работа. На слайде текст: Слайд №10.
-Следующее задание творческое, будем выполнять его в группах. Сейчас разделитесь на 5 групп. -Посмотрите на слайд. Прочитайте текст про себя. -В помощь лежит текст на парте. Пришла весна. Солнце светит. Шумит ручей. Падает капель. Лопнули почки. Появятся подснежники. Красив цветок!
-Сколько в нем предложений? Из каких предложений он состоит? Из распространенных или из нераспространенных?

-Ребята, ваша задача - распространить эти предложения. Вы можете пользоваться справочником. (7минут). -Пора заканчивать. -Какая группа хочет продемонстрировать свой получившийся текст? -Все ли предложения были распространены? -Оцените свою работу!


-Итак, какую же роль выполняют распространенные предложения?


Распространенные предложения помогают нам более точно передать информацию. С их помощью можно узнать, где происходило событие, когда и как? Речь становиться богаче и ярче.
-Что нового вы узнали на уроке? -Какое задание понравилось больше? Почему? -У вас на парте лежат бабочки. -Ребята, кому понравилось сегодня на уроке работать, положите бабочку в шкатулку.
-А кому было трудно на уроке -прикрепите бабочку на лист, который висит на доске. Ребята, я закрываю шкатулку, но знаний в ней не убавилось, а прибавилось от ваших умных ответов, от активной работы. Спасибо за урок.

Стр. 153 № 418. Выучить правило. Слайд №10.





Слушают.

Шкатулка.

Игры/карточки/задания и т.д.

Протягивают ладоши и передают

сидящим сзади.

Открывают тетради.

Записывают дату.

Пишут.

Семь.

Слушают.

Пишут.

Повторяют за мной движение.

Пишут в тетрадь.

Опушка.

Там есть орфограмма.

В слове «Опушка» пишется

непроверяемая

безударная гласная О.

Поляна у леса.

Многозначное/однозначное.


Читают слова.

Нет

Пушной

Безударная гласная О.

Пишут.

Выделяют.

Отвечают.

Повествовательное.

Вопросительные, побудительные.

Невосклицательное.

Восклицательные.

Задумываются.


Добавить, увеличить, расширить,

т.д.

Читают.

Весна пришла

Добавим второстепенное слово

(член предложения). Пришла

долгожданная весна.

Пришла ранняя весна.

Распространяли предложение.

Распространенное.

Оставить все как было/ничего

не добавлять.

Нераспространенное.

Записывают.

Гр.осн.- подлежащее и сказуемое

без второстепенных членов

предложения.

Подчеркивают.

(Пов,невоскл.,распр..)

Распространенные и

нераспространенные

предложения.

Узнать, как называются

предложения с

второстепенными членами.

Как называются предложения

без второстепенных членов

предложения.

Слушают.

Распространенные предложения,

это

такие предложения,

где есть второстепенные члены.

Нераспространенные

предложения-это предложения,

состоящие только из

грамматической основы.

Открывают учебник,

читают правило.

Работают в парах.

Вышли к доске.

1-ый вариант прочитал

свой вопрос, а 2-ой на него

ответил. 2-ая пара вышла к доске

и ответила аналогично.

Все…

Ученик читает задание.

Читают.

3-и предложения.

Распространенное…

Тоже распространенное …

И третье предложение

распространенное.

Распространенные предложения,

это такие предложения,

где есть второстепенные члены.

Ученики делятся на группы.

Работают самостоятельно.

В тексте 7 предложений.

Он состоит из

Нераспространенных

предложений.

Ученики преступили к работе.

Появились желающие выйти

к доске.

Да

Оценивают свою работу.

Делают предложение более

ярким и выразительным.


© ООО «Баласс», 2014 5

© 2010-2022