- Преподавателю
- Начальные классы
- «Формирование ключевых компетенций на уроках и во внеурочной деятельности посредством участия учащихся в проектной деятельности»
«Формирование ключевых компетенций на уроках и во внеурочной деятельности посредством участия учащихся в проектной деятельности»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Брылева Г.И. |
Дата | 25.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МБОУ СОО «Школа № 15» пос. Биракан
Обобщение опыта
Отчёт
по теме
«Формирование ключевых компетенций
на уроках и во внеурочной деятельности
посредством участия учащихся
в проектной деятельности»
(муниципальный уровень)
учитель начальных классов
Брылёва Галина Ивановна
п. Биракан, 2014 год
(слайд № 1)
Отчёт
по теме
«Формирование ключевых компетенций на уроках и во внеурочной деятельности
посредством участия учащихся в проектной деятельности»
(слайд № 2)
«Кто рассчитывает на год - сеет рис,
на десять лет - сажает сад,
а кто рассчитывает на сто лет -
воспитывает человека»
Восточная мудрость. Главная задача системы образования ДОУ и современной школы - создание условий для качественного обучения. В «Концепции модернизации российского образования…» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования». Компетентный человек, а в нашем случае ученик, должен не только понимать существо проблемы, но и уметь решать её практически, т.е обладать способами и методами решения. Одна из самых главных задач учителя начальной школы: формировать нравственную компетенцию - готовность ученика, его способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам.
(слайды № 1-2)
Ключевые компетенции: ценностно-смысловые - это готовность ребёнка видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение. Овладеть этой компетенцией помогают уроки предмета «Окружающий мир» общекультурные - это осведомлённость учащихся в особенностях национальной и общечеловеческой культур, духовно-нравственных основах жизни человека и человечества. Уроки «Литературного чтения» помогают детям понять и принять данную компетенцию. учебно-познавательные - это готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности. Весь учебный процесс способствуют развитию навыков данной компетенции. информационные - это готовность учащихся самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию. Эту компетенцию ученики приобретают на уроках информатики. коммуникативные - это навыки работы в парах, в группах различного состава, умение представлять себя и вести дискуссии. социально-трудовые и компетенции личностного самосовершенствования - это готовность осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, сознавать долг и ответственность перед семьёй и школой. Это уроки физической культуры, ИЗО и художественного труда. На сегодняшний день проблема состоит в том, что в школу приходят дети с разной познавательной активностью и учебной мотивацией. Зачастую родители не в состоянии помочь ребенку в формировании таких компетенций, как компетенция решения проблемы, информационная и коммуникативная. Я сейчас работаю в 4 классе. Из поступивших в 1 класс - 40% ребят не посещали ДОУ. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному развитию детей. Это объясняется такими объективными причинами, как научно-технический прогресс; увеличение потока информации; изменения, происходящие в нашем обществе, совершенствование содержания и повышение значимости образования; переход на обучение с шестилетнего возраста. Результаты передового педагогического опыта убеждают в том, что эти требования закономерны, а выполнение их возможно, если учебно-воспитательная работа в детском саду и школе будет представлять единый развивающий процесс. Введение новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования, а в дальнейшем необходимость внедрения ФГОС и в структуре дошкольной программы, условий её принятия и реализации - важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. Программа регламентирует деятельность образовательных учреждений в вопросах организации преемственности согласно государственным образовательным стандартам и опирается на три направления: (слайд № 5) 1. Согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне. 2. Отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом принципов непрерывности образования и психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС и ФГТ. 3. Обогащение организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.
Формы осуществления преемственности в работе с детьми:
(слайд № 6) • знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы; • участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности; • выставки рисунков и поделок; • посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе. Проектная и исследовательская деятельность как раз и предполагает такие этапы деятельности, как поиск, переработка, систематизация информации, постановка и решение проблемы. Сущность моей работы состоит в формировании и развитии ключевых компетенций младших школьников путём включения их в активную проектную и исследовательскую деятельность на уровне личного опыта ребенка, его интересов, умственных и физических возможностей. Проектная деятельность учащихся - сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь - это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Кто такой успешный человек? Это человек, который занял определенное значимое место в обществе. Для того чтобы достичь высот в какой-либо сфере деятельности нужно самостоятельно уметь определить ближнюю и дальнюю перспективу, наметить план действий, осуществить его и оценить, проанализировать, что удалось и чтонет. Такие люди обладают проектным типом мышления. Ребята нашего детского сада участвуют в проектной деятельности. На тему «Экология» они выполняли рисунки, поделки из природного материала, изучали свойства воды и проводили опыты с водой и снегом. Для развития проектного мышления у учащихся япродолжила работу, начатую в ДОУ, и выбрала проектную деятельность.
Я решила этим заняться еще потому, что данная проблема:
(слайд № 7) 1) отвечает современным требованиям времени, 2) формирует у детей умение ставить проблему и самостоятельно находить пути ее решения, 3) развивает у учащихся интерес к научно-исследовательской работе, 4) приучает учащихся умело использовать ИКТ в учебном процессе, 5) вызвала у меня самой большой интерес.
Я применяю проектную деятельность в урочной, во внеклассной и домашней работе.
В связи с этим я определила следующие цели и задачи:
(слайд № 8)
- способствовать реализации деятельностного подхода в работе по проектной технологии;
- способствовать развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе работы над проектом;
- выявление организаторских способностей детей, развития их творческой инициативы и умение грамотно, ярко презентовать итог своей деятельности.
(слайды № 9 - 13) При подготовке в урокам по окружающему миру о войне, ребята искали материал из различных источников и совместно перерабатывали его - о блокадном Ленинграде, о сражении под Сталинградом, о курско-орловской битве, о Победе над фашизмом. Затем был проведён отчётный урок: каждое выступление ребят сопровождалось презентацией. (демонстрация папок с материалами) Небольшую презентацию и фотоальбом создали мы с ребятами по итогам осеннего похода «Наш весёлый поход на осеннюю полянку», здесь есть и стихи самих ребят. (демонстрация папок с материалами) Хочется отметить, что в классе у меня есть двое ребят, которые не могут преодолеть страх и не отвечают устно на уроках. Но в работе в группах они начинают говорить, большое достижение в том, что они могут произнести несколько предложений. Итогом поисковой работы стали высокие показатели в окружающем мире: из 26 человек обучаются на «отлично» 10 ребят, «хорошистов» - 10 ребят. (см диаграмму) (слайд № 4) Сейчас начинаем подготовку к проекту о юбилее ЕАО. Какова же роль учителя в ПД? Она своеобразна. Первое правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Я некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся. Если на первом этапе я предлагаю ребятам общую тему для их творческой работы, то в дальнейшем ученики самостоятельно выбирают тему, которую им интересно решить. Здесь я только помогаю последовательно определить цели и правильно наметить пути преодоления каждого этапа. Правила, по которым нужно строить свою работу в ПД:
- Подходить творчески к любому проекту моего ученика.
- Не сдерживать, а поощрять инициативу учащихся.
- Развивать самостоятельность в поиске информации для реализации проекта.
- В процессе работы над проектом обучить школьника умениям анализировать свою деятельность и работу.
- Тесно сотрудничать с родителями.
- При оценке лучше 10 раз похвалить, даже за незначительные успехи, чем 1 раз раскритиковать.
Результат: (слайд № 15) Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений, навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникативной, информационной и прочих сферах.
Ожидаемые результаты (слайд № 16)
- повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;
- развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
- обогащение знаний посредством добычи информации самими ребятами;
-
приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности;
-
вовлечение ребят ДОУ в процесс поиска материала и его исследования;
- сотрудничество ребят начальной школы и ДОУ в разработке проектов;
- отчёты о проделанной работе не только в школе и классе, но и в ДОУ.
6