- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по ИЗО 1 класс программа Занкова
Рабочая программа по ИЗО 1 класс программа Занкова
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Евтушенко Е.В. |
Дата | 17.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Багаевский район станица Багаевская
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Багаевская средняя общеобразовательная школа №1
(МБОУ СОШ №1)
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №1
Приказ от ____________№____
______________О.А.Калинина
печать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
для начального образования 1 класса
Количество часов 33
Учитель Евтушенко Елена Владимировна
Программа разработана на основе: учебника С.Г. Ашикова Изобразительное искусство. 1 класс. Учебник/ Под редакцией А.А. Мелик-Пашаева - Самара: «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012.
примерной программы С.Г. Ашикова Изобразительное искусство. 1 класс,
Самара : Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012 год.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Цель данного курса: духовно-нравственное развитие личности учащегося, воспитание его ценностного отношения к прекрасному на основе обогащения опыта эмоционально - ценностного восприятия явлений жизни и опыта художественно - творческой деятельности. В соответствии с приоритетными направлениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определены Задачи курса: - развитие эмоционально-эстетического отношения к явлениям жизни; - воспитание ценностного отношения к отечественным культурным традициям, уважения к культуре народов других стран; - реализация творческого потенциала учащегося средствами художественной деятельности, развитие воображения и фантазии ребенка; - воспитание потребности учащихся в «общении» с произведениями искусства, формирование способности воспринимать прекрасное на основе представления о красоте как высшем проявлении добра; - расширение общего и художественного кругозора учащихся; развитие наблюдательности в отношении явлений и процессов, происходящих в окружающем мире, целостного восприятия сложных объектов и явлений; - знакомство с основами изобразительного искусства, овладение элементарной художественной грамотностью, приобретение опыта работы в различных видах художественно- творческой деятельности; - развитие способности младших школьников к сотрудничеству в художественной деятельности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В основу данного курса положена идея реализации объективно существующего единства двух форм искусства: художественного восприятия и художественного выражения (языка изобразительного искусства). Художественное восприятие имеет доминирующее значение в развитии эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру. Овладение основами художественного языка (художественное выражение) позволит младшему школьнику проявить себя в творчестве, поможет при освоении смежных дисциплин. Сочетание, с одной стороны, эстетического восприятия жизни и художественного восприятия искусства и, с другой стороны, художественного выражения будет способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом. Важнейшим направлением ФГОС НОО 2009 года (далее - Стандарт) является духовно-нравственное развитие и воспитание школьника. На уровне содержании предметной линии «Изобразительное искусство» создаются условия для формирования: - патриотизма, ценностного отношения к культурно - историческому наследию своего народа, чему способствует знакомство с образцами классического искусства и народного художественного творчества. Чувство гордости за русскую художественную культуру формируется благодаря знакомству с творчеством И.И. Шишкина, И.И. Левитана, А.И. Куинджи, К.А. Коровина, В.В. Верещагина, З.Е. Серебряковой и др. Школьники знакомятся с древнерусскими городами Золотого кольца России, с шедеврами древнерусского искусства - иконами А. Рублева, с народными промыслами; - интереса к мировым достижениям в области искусства, культуры (знакомство учащихся с творчеством зарубежных художников, с архитектурой других стран, литературными источниками разных народов); - уважения к созидательному труду, к обучению; трудолюбия, потребности в новых знаниях и опыте, осознанного отношения к многогранности и творческому характеру профессии художника; - ценностного отношения к прекрасному; формирования представлений об эстетических идеалах и ценностях (обучающиеся познакомятся с высокохудожественными произведениями живописи, литературы, музыки; смогут почувствовать красоту природы); - нравственных чувств, этического сознания; - представлений о вере, духовности, ценности религиозного мировоззрения; - ценностного отношения к природе и окружающей среде, экологического сознания через знакомство с разнообразными явлениями и состояниями природы; - ценностного отношения к здоровью. Уделяется внимание правильной организации рабочего места, соблюдению правил техники безопасности, применению в работе безвредных веществ и экологически чистых материалов.
1.2 Нормативные акты и документы, на основании которых разработана программа.
Программа разработана на основе:
-
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-Ф3;
-
Областной закон от 14.11.2013 №26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
-
Примерная основная общеобразовательная программа начального общего образования, рекомендованная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС (протокол заседания Координационного совета №1 то 27-28 июля 2010 год).
-
Постаноление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
-
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных начального общего, основного общего образования».
-
Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
-
Приказ Минобрнауки РО от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области».
-
Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373».
-
Приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.200 № 373».
-
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской федерации от 05.03.2004 №1089».
-
Приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089».
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18.12.2012 № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373».
-
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
-
Учебный план МБОУ Багаевской СОШ № 1 на 2014-2015 учебный год.
-
Образовательная программа МБОУ Багаевской СОШ № 1 на 2014-2015 учебный год.
-
авторской программы С.Г. Ашиковой под редакцией А.А. Мелик-Пашаева «Изобразительное искусство».
1.3 Место и роль курса в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с культурой разных стран мира, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия - часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Ценность красоты и гармонии - основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к изо как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии. Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни. Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
изобразительная художественная деятельность;
декоративная художественная деятельность;
конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декоративный и конструктивный - в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение - это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная деятельность - это создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность - это способ «организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества.
Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин. глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т.д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.)
Одна из задач - постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и компьютерных презентаций. Для этого необходима работа со словарями, использование собственных фотографий, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель - формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.
Личностно - ориентированный и деятельностный подходы к обучению предполагают установление взаимосвязи между теоретическими и практическими аспектами изучения изобразительного искусства. В основу данного курса положена идея реализации объективно существующего единства двух форм искусства: художественного восприятия и художественного выражения (языка изобразительного искусства). Художественное восприятие имеет доминирующее значение в развитии эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру. Овладение основами художественного языка (художественное выражение) позволит младшему школьнику проявить себя в творчестве, поможет при освоении смежных дисциплин. Сочетание, с одной стороны, эстетического восприятия жизни и художественного восприятия искусства и, с другой стороны, художественного выражения будет способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом. Создаются условия для формирования:
- патриотизма, ценностного отношения к культурно-историческому наследию своего народа, чему способствует знакомство с образцами классического искусства и народного художественного творчества. Чувство гордости за русскую художественную культуру формируется благодаря знакомству с творчеством И.И. Шишкина, И.И. Левитана, А.И. Куинджи, К.А. Коровина, В.В. Верещагина, З.Е. Серебряковой и др. Школьники знакомятся с древнерусскими городами Золотого кольца России, с шедеврами древнерусского искусства - иконами А. Рублева, с народными промыслами;
- интереса к мировым достижениям в области искусства, культуры (знакомство обучающихся с творчеством зарубежных художников, с архитектурой других стран, литературными источниками разных народов);
- уважения к созидательному труду, к обучению; трудолюбия, потребности в новых знаниях и опыте, осознанного отношения к многогранности и творческому характеру профессии художника;
- ценностного отношения к прекрасному; формирования представлений об эстетических идеалах и ценностях (обучающиеся познакомятся с высокохудожественными произведениями живописи, литературы, музыки; смогут почувствовать красоту природы);
- нравственных чувств, этического сознания;
- представлений о вере, духовности, ценности религиозного мировоззрения;
- ценностного отношения к природе и окружающей среде, экологического сознания через знакомство с разнообразными явлениями и состояниями природы;
- ценностного отношения к здоровью. Уделяется внимание правильной организации рабочего места, соблюдению правил техники безопасности, применению в работе безвредных веществ и экологически чистых материалов.
1.4 МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1класса начальной школы. На изучение предмета отводится 1 ч в неделю. В 1 классе - 33 ч за год.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Природа - главный художник - 7 ч.
Графика. Основы рисунка. Линия. Штрих. Цветовое пятно. Эскиз Азбука рисования: Мы - семья карандашей. Мы - семья кистей. Мы - семья красок. А я - бумага. Берем в руки карандаш. Берем в руки кисти. Как хранить кисти. Как хранить рисунки. Впечатление. Выражение: Природа вокруг нас (передача в рисунке пространства неба и земли). Обитатели неба (передача пространства неба и земли другими материалами + дополнительный рисунок природных явлений в небе). Обитатели Земли (простой рисунок форм животного мира с детальными проработками фактуры их поверхности). Между небом и землей (рисунок явлений природы, которые соединяют небо и землю, опускаются с неба на землю; в различных техниках). Природные стихии. Путешествие воды (изображение различных состояний воды, по выбору, простыми средствами). Живое тянется к солнцу (изображение пространства неба и земли и растительного мира в трех стадиях роста - динамика развития растений). В мастерской художника: Природные стихии (анализ произведений изобразительного искусства с изображением разных явлений природы). Коллективная работа: Шире круг (закрепление навыка - рисунок непрерывной линии, штриховки внутри формы и прорисовка мелких деталей в крупной форме; первый опыт коллективной деятельности и оформления класса).
Раздел 2. Мир цвета - 8 ч.
Основы цветоведения. Основные цвета. Составные цвета. Цветовые гаммы. Цветовые оттенки Азбука рисования: Смешение красок на палитре. Техника работы кистью. На чем пишут картины. Впечатление. Выражение: Краски неба и земли (цветотональное изображение пространства неба и земли, рисунок природных явлений). Где ночует радуга (порядок расположения цветов в радуге, цветные рисунки с элементами радужного спектра). Эксперимент И. Ньютона (в лаборатории ученого - наглядное знакомство с разложением солнечного света на 7 цветов). По законам радуги (знакомство с основными и составными цветами). Зимой и летом - разным цветом (знакомство с теплой и холодной гаммой и ролью белой гуаши). Весна и осень - в гости просим (составление нежной и сдержанной цветовых гамм). Ходит солнышко по кругу (знакомство с цветовыми особенностями утра, дня, вечера и ночи, составление и подбор соответствующих цветовых гамм). В мастерской художника: Гаммы удивительных оттенков (работа с репродукциями картин художников). Художник, влюбленный в осень (о творчестве И.И. Левитана). Коллективная работа: Оранжевое небо (работа с оттенками оранжевого цвета - грунтовка поверхности ватмана, вырезание фигур из подготовленной бумаги, составление композиции из созданных изображений).
Раздел 3. Искусство в человеке - 8 ч.
Виды изобразительного искусства. Живописец. Скульптор. Архитектор. Дизайнер
Азбука рисования: Где пишут картины. Впечатление. Выражение: Художник-живописец (ученику предлагается роль художника-живописца, который сам выбирает сюжет своей будущей картины). Деревья поведали (изображение леса различными материалами по выбору). Скульптор (моделирование фигуры Снегурочки из соленого теста с помощью вспомогательных форм). Архитектор (рисунок-проект нового дома). Пряничный домик (создание объемной формы здания с помощью пластических материалов). Дизайнер (изготовление веера по выбору из трех вариантов). Золотая трава хохломы (знакомство с элементами русской росписи по дереву). В мастерской художника: Художник, полюбивший лес (о творчестве пейзажиста И.И. Шишкина). Творческое содружество (рассказ о художнике-скульпторе и художнике-живописце). Коллективная работа: Изумрудный город (обобщение знаний, приобретенных на уроках данного раздела).
Раздел 4. Человек в искусстве - 3 ч
Портретный жанр. Пропорции человека. Детский портрет Впечатление. Выражение: Человек - звезда (древний символ человека, пропорции человека в круге). Три возраста (знакомство с изображением человека в разном возрасте). Рисуем детский портрет (знакомство с особенностями изображения детского портрета, поэтапное изображение рисунка). В мастерской художника: С любовью к детям (о творчестве З.Е. Серебряковой). Знакомство с музеем: Государственная Третьяковская галерея; Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства; Дом-музей И.И. Левитана в Плесе.
Учебный материал представлен следующими тематическими разделами, отражающими деятельностный характер и нравственную сущность художественного образования:
- Природа - главный художник (основы рисунка, графика).
- Мир цвета (основы живописи, цветоведение).
- Искусство в человеке (виды изобразительного искусства).
- Человек в искусстве (портретный жанр).
- восприятие произведений искусства, которое развивает эмоциональную отзывчивость, способность к эмоциональному оцениванию увиденного не только в искусстве, но и в жизни, а также способность одномоментного восприятия сложных объектов и явлений; в дальнейшем это позволит позитивно воспринимать мир, испытывать положительные чувства и эмоции в процессе его познания (по всем разделам учебников);
- рисунок - постепенный переход от знакомства и овладения простыми линиями разной формы, их изобразительно-выразительными возможностями, через приобретение навыка различного нажима на карандаш и тонирования поверхности бумаги графитным карандашом к основам построения и передачи объема и пространства на листе бумаги. В совокупности эти действия не только формируют художественный взгляд на окружающий мир, но и обеспечивают качественное пространственно-образное мышление, способность к быстрым зарисовкам, выполнению несложных чертежей и планов (первый раздел учебников), а также зарисовок портретов знакомых, друзей, родственников (четвертый раздел учебников);
- живопись - наблюдения детей за цветовыми сочетаниями в природе дополняются сначала их представлением о том, как они отражаются в картинах художников, а затем непосредственной деятельностью учащихся с цветом на основе различных материалов, включая эксперименты. Развитие чувствительности к цвету вообще и цветовым сочетаниям в частности облагораживает эмоциональную сферу школьников, способствует более точной эмоциональной оценке явлений и состояний в природе и в окружающей жизни;
- декоративно-прикладное искусство раскрывает самобытность народной культуры, знакомит с традициями и обрядами разных народов, их бытом и образом жизни, показывает разнообразие и единство культур разных народов;
- скульптура и дизайн наглядно показывают пространственные особенности изучаемых предметов и объектов, показывают соотношение частей и целого, развивают пространственное мышление, знакомят с формообразованием, приобщают к красоте.
2.2 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ПРОГРАММЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к русской художественной культуре на основе знакомства с произведениями И.И. Шишкина, И.И. Левитана, З.Е. Серебряковой и др.);
- основа для восприятия художественного произведения, определение его основного настроения;
- эмоциональное восприятие образов природы, в том числе растительного и животного мира, отраженных в рисунке, картине;
- первоначальное представление о поликультурности изобразительного искусства;
- положительное отношение к занятиям изобразительным искусством, интерес к отдельным видам художественно-творческой деятельности;
- понимания значения изобразительного искусства в жизни человека;
- понимания роли изобразительного искусства в собственной жизни;
- мотивации к коллективной творческой работе;
- представления о труде художника, его роли в жизни каждого человека;
- личностной идентификации на основе общего представления о творческом самовыражении, о мире профессий в изобразительном искусстве.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Обучающийся научится:
-
принимать учебную задачу;
- оценивать совместно с одноклассниками и учителем результат своей художественно-творческой деятельности;
- понимать выделенные учителем ориентиры
- адекватно воспринимать предложения учителя.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Обучающийся научится:
- ориентироваться на первоначальном уровне в информационном и иллюстративном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации в справочном материале;
- использовать рисуночные и простые символические варианты выполнения работы;
- понимать содержание художественных произведений;
- читать простое схематическое изображение.
- соотносить произведения по настроению, форме, по некоторым средствам художественной выразительности;
-
делать несложные выводы;
- строить рассуждения о доступных, наглядно воспринимаемых свойствах изобразительного искусства;
- соотносить содержание рисунков в рубриках «Впечатление» и «Выражение».
КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Обучающийся научится:
- допускать существование различных точек зрения о произведении изобразительного искусства;
- участвовать в работе парами, в групповом создании творческих работ;
- контролировать свои действия в коллективной работе;
- принимать настроение других людей, их эмоции от восприятия репродукций картин и фотоматериалов.
- соотносить собственное впечатление от произведения искусства и мнение других людей о нем;
- обсуждать со сверстниками ход выполнения работы и ее результаты;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Восприятие искусства и виды
Обучающийся научится:
- эмоционально и эстетически воспринимать художественные фотографии и репродукции картин, сравнивать их, находить сходство и различие, воспринимать и выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства;
- группировать и соотносить произведения разных видов искусств по характеру, эмоциональному состоянию;
- владеть графитными и живописными материалами в достаточном разнообразии для своего возраста;
- осознавать, что архитектура и декоративно-прикладные искусства во все времена украшали жизнь человека;
- - называть ведущие художественные музеи России.
- сопоставлять объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусства, и объяснять разницу;
- выражать в беседе свое отношение к произведению изобразительного искусства.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Обучающийся научится:
- владеть простейшими основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна;
- создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости (рисунок, живопись);
- применять начальные навыки изображения растений, животных, человека, явлений природы;
- использовать простые формы для создания выразительных образов в рисунке и живописи;
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
- применять на их основе различные материалы для живописи, чтобы передавать образы явлений в природе.
- создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного;
- выбирать характер линий для изображения того или иного образа;
- овладевать на практике основами цветоведения;
- использовать пропорциональные соотношения лица, фигуры человека при создании детского портрета;
- использовать приемы пластических средств при трансформации готовых форм предметов в целостный художественный образ.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство
Обучающийся научится:
- выбирать художественные материалы для создания образов природы, человека, явлений;
- решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения;
- передавать характер объекта в живописи, графике и скульптуре.
- создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы;
- видеть и изображать красоту и разнообразие природы, предметов;
2.3 Система оценки.
В первом классе система оценки безотметочная.
3. Содержание календарно - тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности
№ п.п
Тема
Кол - во часов
Дата
Основные виды деятельности
Предметные
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Знакомство с художественными материалами 3 ч
1.
Берем в руки карандаш
1
5.09
различать и передавать в художественно-творческой деятельности эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;
представление о труде художника, его роли в жизни общества;
- выражение в собственном творчестве своих чувств и настроений.
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
- читать простое схематическое изображение;
- различать условные обозначения;
договариваться, приходить к общему решению.
2
Берем в руки кисти. Прозрачность акварели
1
12.09
3
Берем в руки кисти. Возможности гуаши
1
19.09
Природа - главный художник 7ч
4
Природа вокруг нас
1
26.09
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;
-использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости в изображениях природы;
- изображать простейшую линию горизонта и ее особенности;
- видеть разницу между пейзажами, ландшафта разных частей света и использовать соответствующую пейзажу линию горизонта;
- использовать различные художественные материалы для передачи пейзажей
разных географических широт.
- эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению произведения изобразительного искусства, включая образы природы Земли;
- образ Родины, отраженный в художественных произведениях
- понимание чувств других людей;
- первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека;
- выражение в собственном творчестве своих чувств и настроений.
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
- осуществлять контроль своего участия в ходе коллективных творческих работ.
- ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;
- читать простое схематическое изображение;
- различать условные обозначения;
- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи, принимать участие в их обсуждении;
- выполнять работу со сверстниками;
5
Обитатели неба
1
03.10
6
Обитатели земли
1
10.10
7
Между небом и землей
1
17.10
8
Путешествие воды
1
24.10
9
Живое тянется к солнцу
1
31.10
10
Шире круг
1
14.11
Мир цвета 8ч
11.
Краски неба и земли
1
21.11
-использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости в изображениях природы;
-изображать простейшую линию горизонта и ее особенности;
-владеть дополнительными приемами работы с новыми графическими материалами;
- использовать различные художественные материалы для передачи пейзажей разных географических широт.
- представление о труде художника, его роли в жизни общества;
- первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека;
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, инструкцией учителя и замыслом художественной работы;
- осуществлять контроль своего участия в ходе коллективных творческих работ.
- осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых, сверстников;
- формулировать собственное мнение и позицию;- выполнять работу со сверстниками;
12.
Где ночует радуга
1
28.11
13.
Эксперимент Ньютона
1
05.12
14.
По законам радуги
1
12.12
15.
Зимой и летом - разным цветом
1
19.12
16.
Весна и осень - в гости просим
1
26.12
17.
Ходит солнышко по кругу
1
09.01
18.
Оранжевое небо
1
16.01
Искусство в человеке 8 ч
19.
Художник-живописец
1
23.01
- узнавать и воспринимать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека;
- воспринимать красоту архитектуры и понимать ее роль в жизни человека;
-использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости в изображениях природы;
-владеть дополнительными приемами работы с новыми графическими материалами;
- использовать базовые формы композиции: геометрическая форма - предмет;
- приобщение к мировой художественной культуре, архитектуре разных стран (рубрика «Приглашение в путешествие»);
- выражение в собственном творчестве своих чувств и настроений.
-осуществлять контроль своего участия в ходе коллективных творческих работ.
-осуществлять поиск нужной информации
-сопоставлять впечатления, полученные при восприятии разных видов искусств (литература, музыка) и жизненного опыта.
- формулировать собственное мнение и позицию;
- выполнять работу со сверстниками;
- воспринимать и учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений искусства;
- договариваться, приходить к общему решению.
20.
Деревья поведали
1
30.01
21.
Скульптор
1
06.02
22.
Архитектор
1
20.02
23.
Пряничный домик
1
27.02
24.
Дизайнер
1
06.03
25.
Золотая трава хохломы
1
13.03
26.
Изумрудный город
1
03.04
Человек в искусстве 3 ч
27.
Человек - звезда
1
10.04
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;
- владеть дополнительными приемами работы с новыми графическими материалами;
- передавать характер и намерения объекта в иллюстрации к русским и зарубежным сказкам;
- эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению произведения изобразительного искусства
- представление о труде художника, его роли в жизни общества;
-интерес к художественно- творческой деятельности;
- выражение в собственном творчестве своих чувств и настроений.
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, инструкцией учителя и замыслом художественной работы;
- осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых, сверстников;
- сопоставлять впечатления, полученные при восприятии разных видов искусств
- формулировать собственное мнение и позицию;
- выполнять работу со сверстниками;
28.
Три возраста
1
17.04
29.
Рисуем детский портрет
1
24.04
Знакомство с музеем 2 ч
30.
Знакомство с музеем
1
08.05
- узнавать и воспринимать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека;
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка
- представление о труде художника, его роли в жизни общества;
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя.
- расширять свои представления об искусстве
- сопоставлять впечатления, полученные при восприятии разных видов искусств и жизненного опыта.
- использовать речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи, принимать участие в их обсуждении;
- формулировать собственное мнение и позицию.
31.
Резерв
1
08.05
32.
Знакомство с музеем
1
15.05
33.
Резерв
1
22.05
-
Описание учебно - методического и материально - технического обеспечения образовательного процесса.
Учебно-методическое обеспечение: Программа обеспечена следующим методическим комплектом: С.Г. Ашикова Изобразительное искусство. 1 класс. Учебник/ Под редакцией А.А. Мелик-Пашаева - Самара: «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012. Ашикова С.Г. Лаборатория искусства; альбом заданий и упражнений по изобразительному искусству для 1 класса. - Самара: Издательский дом « Федоров»: Издательство учебная литература, 2012 Словари и энциклопедии по изобразительному искусству.
Компьютер и мультимидиопроектор Интернет-сайты: solnet.ru; festival.ru; Zankov.ru openworld.ru/school Официальный сайт журнала «Начальная школа» 1 september.ru Педагогический сайт методических разработок «Фестиваль педагогических идей». «Начальная школа» - методическая газета для учителя начальной школы 4stupeni.ru Конспекты уроков для начальной школы 100zatey.ru Детские праздники, выпускные в начальной школе repetit.ru Подготовка к школе. Опыт преподавания. edudic.ru Энциклопедический словарь "Начальная Школа". Толковые Словари и энциклопедии abvgdeyka.ru Познавательный портал для учащихся 1-4 классов solnet.ru Детский образовательный портал «Солнышко»: кроссворды, игры, задачки
Специфическое оборудование:
-
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы;
-
Портреты русских и зарубежных художников;
-
Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;
-
Схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;
-
Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству;
-
Разнообразные художественные материалы и атрибуты для художественного творчества.
Электронно - программное обеспечение:
-
Фильмы по изобразительному искусству, природе, архитектуре;
-
Записи классической и народной музыки;
- Внесение изменений в программу.
-
Дата планируемого урока
Тема уроков
Дата фактического урока
01.05.
Знакомство с музеем
08.05.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
Методического совета
МБОУ СОШ №1
От ______2014 №______
___________ ___________
Подпись руководителя МС
Сусименко Л.В.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_________Мулько Г.В.
____ __________20 14 г года