Рабочая программа курса внеурочной деятельности Юный исследователь

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с основными нормативными документами, определяющими содержание данной программы:
  • Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
  • Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15));
  • письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
  • письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 1.06.2012 № 4694/12 «О составлении рабочих программ»;
  • письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 1.06.2012 № 4696/12 «Об организации внеурочной деятельности»;
  • Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993)
  • Основная образовательная программа общего образования лицея;
  • Положение о рабочих программах лицея;
  • программа « Проектная деятельность младших школьников», автор Бухарова И. В., г. Качканар: Согласовано Советом по внедрению ФГОС от 30.08.2010г.


Цели организации внеурочной деятельности на уровне начального общего образования: обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребенка в образовательной организации, создание благоприятных условий для развития ребенка, учет его возрастных и индивидуальных особенностей.

2. Место курса в плане внеурочной деятельности лицея Проведение занятий по учебному курсу «Юный исследователь» - 1 раз в неделю (33 часа в год). Содержание курса соответствует «общеинтеллектуальному» направлению внеурочной деятельности.

3. Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Цель курса: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

- формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

- воспитание целеустремленности и настойчивости;

- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование). Работа над проектом предваряется необходимым этапом - работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме. Предлагаемый порядок действий: 1. Знакомство класса с темой. 2. Выбор подтем (областей знания). 3. Сбор информации. 4. Выбор проектов. 5. Работа над проектами. 6. Презентация проектов. Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой. При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

4. Результаты освоения курса внеурочной деятельности


Результаты

Формируемые умения

Средства формирования

личностные

1.Формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

2. Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на уроке

парно-групповой работы


Метапредметные результаты

регулятивные

1. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

2. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

3. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

1. В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

2. Преобразовывать практическую задачу в познавательную;

3. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

познавательные

1.Умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

2. Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

3.Осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков;

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

коммуникативные

1.Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

2. Умение координировать свои усилия с усилиями других;

3. Формулировать собственное мнение и позицию;

4.Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

5. Задавать вопросы;

6.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

1.Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

2. Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

3. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

4. С учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов

(1 класс)

Второй уровень результатов (2-3 класс)

Третий уровень результатов

(4 класс)

Предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи

Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.



Воспитательные результаты внеурочной деятельности обучающихся распределяются по трем уровням. Первый уровень результатов - приобретение обучающимся социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Второй уровень результатов - получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов - получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды , для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

5. Содержание курса внеурочной деятельности.

1. Вводное занятие. (1ч)

2 Проект? Проект! (1ч)

3. Как выбрать тему проекта? (2ч)

4. Какими могут быть проекты? (3ч)

5. Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку). (4ч)

6. Знакомство с классическими источниками информации (библиотечное занятие). (4ч)

7. Знакомство с современными информационными справочниками. (2ч)

8. Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания. (3ч)

9. Выдвижение идеи («Мозговой штурм»). (2ч)

10. Развитие умений задавать вопросы. (4ч)

11. Индивидуальные творческие работы по выбранной тематике. (4ч)

12. Выступление на научно-практической конференции внутри лицея. (2ч)

13. Итоговое занятие (1ч)











6. Тематический план курса внеурочной деятельности

Кол-во часов по четвертям

Основные разделы

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

I четверть (9 часов)

Вводное занятие

1

1


Проект? Проект!

1

1


Как выбрать тему проекта?

2

2


Какими могут быть проекты?

3

3


Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку).

2

-

2

II четверть

(7 часов)

Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку).

2

-

2

Знакомство с классическими источниками информации (библиотечное занятие).

4

4


Знакомство с современными информационными справочниками.

1

1


III четверть (8 часов)

Знакомство с современными информационными справочниками.

1

1


Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания.

3

3


Выдвижение идеи («Мозговой штурм»).

2

2


Развитие умений задавать вопросы.

2

2


IV четверть

(9 часа)

Развитие умений задавать вопросы.

2

2


Индивидуальные творческие работы по выбранной тематике.

4

4


Выступление на научно-практической конференции внутри лицея.

2

-

2

Итоговое занятие.

1

1


Итого:

33

27

6

7. Описание программно-методического и материально-технического обеспечения реализации курса

Программа к завершённой предметной линии и системе учебников

Бухарова И. В. Проектная деятельность младших школьников. Программа, г. Качканар: Согласовано Советом по внедрению ФГОС от 30.08.2010г.

Учебник, учебное пособие Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Рабочая тетрадь: «Учусь создавать проект»:-Рост книга. 2013

Рабочая тетрадь

для обучающихся

Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Рабочая тетрадь: «Учусь создавать проект»:-Рост книга.2013

Электронное приложение к УМК

Дидактический материал

Словари: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный словарь, словообразовательный словарь;

Материалы для контроля (тесты и т.п.) . С Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Рабочая тетрадь: «Учусь создавать проект»:-Рост книга.2013

Методическое пособие с поурочными разработками

Господникова М. К, Полянина Н.Б., Самохвалова Е.И., Родионова Ю.А., Проектная деятельность в начальной школе.: - Волгоград, 2009

Список используемой литературы

1.Господникова М. К, Полянина Н.Б., Самохвалова Е.И., Родионова Ю.А., Проектная деятельность в начальной школе.: Волгоград, 2009 .

2. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.-М.: 2006.

3. Тащоров, С.Т. Групповая работа в развивающем образовании.-Рига, 1997.

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru

Поисковые системы, электронные энциклопедии и словари (megabook.ru,vedu.ru,ozhegov.org,agakids.ru

Презентации уроков «Начальная школа»: nachalka.info/about/193

1 сентября nsc.1september.ru/urok

konkurs.infourok.ru

Технические средства обучения

Компьютер, мультимедийный проектор.

8. Основные формы занятий В 1 классе ведётся пропедевтическая работа следующими средствами: - проблемным, частично-поисковым, эвристическим обучением под руководством учителя; - занятием -исследованием (в начале года постановка проблемы осуществляется учителем, поиск решения осуществляется учащимися по наводящим вопросам; далее постановка проблемы по возможности осуществляется самостоятельно, с некоторой помощью учителя; предположения, поиск решений максимально самостоятельно; выводы под руководством учителя): - кратковременными исследованиями - наблюдениями с описаниями (под руководством учителя). Занятия могут проводиться в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах города (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.) проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.


© 2010-2022