Занятия по внеклассному чтению 1 класс Родничок

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятия по внеклассному чтению в 1 классе по книге «Родничок» (изд-во Арктоус) с ориентацинй на ФГОС

1 класс

Формирование ведущих ЗУН



Сопутствующее

повторение




Творческие

задания в группе


Тема урока

Формирова-ние понимания прочитан-ного

Обучение

элементам литературоведч. анализа текста

Практичес-кое знакомство с литературо-ведч. понятиями

Речевое развитие, продуктивная

деятельность


Тема занятия

Познавательные УУД

Проявление личностных УУД

Регулятивные УУД


Словарь

Коммуникативные УУД

Вводный урок. Знакомство с новой учебной книгой. А.Барто

«В школу».

Осмыслива-ние заглавия стих-я,

главная мысль стих-я, обучение ответам на вопросы учителя

Соотнесение частей текста с иллюстрациями

Стихотворе-ние, четверости-шие, рифма,

автор-поэт

Аудирование,частич-ное воспроизведение по памяти отдел.строк

Родник - родничок (перен. и прямое значение)

Новичок,

Отложной воротничок,

вдогонку, твердит,

Москва-река

Игра

«Собери

портфель»

(школ.принадл.)

Введение в раздел «Солнечный год».

Н.Сладков «Почему год круглый».

Прогнозирование содержания пр-ний раздела по заглавиям, иллюстрациям (времена года);

Разъяснение важности и значимости круглого (полного) года для всего живого на Земле

Установление, что пр-ние похоже на сказку, деление (при помощи учителя) на части

Диалог,

Прослушивание

Представление о характере Солнца, Дуба, Ёлки по их репликам (сказало, проскрипел, прошептала)

Игра «Лето пропало»

Загадки о временах года, о солнце;

Ребусы (дуб, ёлка)

Мчится, годовое кольцо

Зарисовка

«персонажей»

А.Фет «Осень»,


И.Соколов-Микитов

«Лес осенью».

Осознавание неизбежности наступления осени, её важности для всего живого,

Представле-ние осеннего леса по описанию и иллюстрациям (либо урок-экскурсия), развивать наблюдатель-ность, внимание к изменениям в природе;

Показать различие между прозой и поэтич. пр-нием, сравнить, кто (поэт или прозаик) точнее и ярче представляет нам осеннее время.

Соотнесение заглавия с содержанием, соответствие иллюстрации предложенному тексту


Текст-описание (пример)


Аудирование с муз сопровождением,

На экскурсии постараться отыскать признаки осени, описанные автором,

Эмоциональное переживание (печальное , грустное, прощальное время года)

Шифровки названий перелётных птиц

Золотая листва,

невесомые листья,

Тишина ещё слышнее,

Дышится легко (неск-ко упр-ний дыхательной гимнастики),

Беседа о поведении человека в лесу

Пропали (улетели в тёплые края), мелькали (готовились к отлёту), всё спится (затихло на ночь),

с испугу

З.Александрова «Снежок»,

«Кто был рад снегу».

Прогнозирование содержания по заглавию-вопросу,

Беседа по содержанию,

Предположение о тмо, кто ещё был бы рад снегу, а кто нет (животн, птицы, человек)

Наличие сравнений позволяет чётко представить картину, увиденную автором, внимание к авторскому слову - (что удалось услышать автору в заснеженном лесу?),

Эстетическое переживание радости

Показать на примере приём сравнения (как розовые яблоки, на ветках снегири; снежок как мел),

Реплика

Заучивание наизусть одного четверостишия по заданию учителя и при помощи родителей (для последующей декламации на фоне музыки).

Обучение доказательным ответам на вопросы,

Предположение, как ответили бы другие звери

Признаки наступления зимы, мини-кроссворд «Зима» или «Снег»

Порхает,

Белые мухи (снежинки),

Холодное стекло (лёд)

Озимые хлеба (лекс.),

снежный покров (образное)

С.Михалков

«В снегу стояла ёлочка»

Прогнозирование событий по заглавию,

Осмысливание содержания стих-ния

Обучение ответам на вопросы по содержанию,

Эстетическое переживание страха за ёлочку

Поэт, стихотворение

Описание ёлочки,

Заучивание наизусть

Разгадывание автора стих-ния по буквам разного размера, слоговое проговаривание труднопроизноси-мых слов.

Портрет, неск-ко слов о жизни поэта

Событие, полутора-метровая, разодел (украсил), пришла в себя (очнулась)

Аппликация

ёлочки

(шаблонное

вырезание или

обрываная

аппликация),

украшение её

(какая была

сначала,

какой станет

теперь

А.Барто «Апрель»

Формирова-ние умения находить (называть) в тексте ключевые слолва

Признаки наступления весны, неустойчивости погоды, борьба зимы и весны

стихотворение

Повторение слова

Рифма (на примере)

Заучивание наизусть

Скворец скворечня (илл.),

Здешний, скверно

В.Бианки «Первые цветы»

Прогнозирование содержания по заглавию,

Главная мысль текста, обучение ответам на вопросы учителя

Текст-описание

Пересказ текста по иллюстративному плану (серии картинок по теме пр-ния),

Беседа по илл.

Знакомые рассказы, их герои, портрет автора

Пыльца, орешник, орех

Гуашь,

Выполнение

Изображения

цветущей

веточки

орешника

(примакивание)

М.Пришвин «Берестяная трубочка».

Прогнозирование содержания по заглавию, Осмыслива-ние содержания рассказа

Внимание к авторскому слову,

рассказ

Аудирование, озаглавливание каждой части рассказа (простой план), обучение пересказу

Знакомые рассказы, их герои, кратко - события;

Портрет автора

Береста (берёста),

Ореховка, открытие, паучишко

Введение в раздел «Лучше нет родного края».

Народная песня «Берёзонька»

Прогнозирование содержания пр-ний раздела.

Описательная хар-ка берёзки, народное любование деревом-символом

Создатели народных песен, фольклор

Заучивание наизусть, пение, замена отд.слов более ласковыми: листьья-листики, трава-травушка, венки-веночки.

Пословицы о родной земле, родном крае, хакасские пословицы,

Стихи народных хак. песен (или фрагменты исполнения)

Народная песня, посередь, долинушка, близ (около)

Исполнение на

придуманный

мотив,

хоровод.

Выполнение

аппликации

«Веночек»

(из готовых

форм)

К.Д.Ушинский «Пчёлки на разведках».

Осмыслива-ние содержания пр-ния по заглавию и ключевым словам, понимание темы пр-ния

Наблюдение очерёдности пробуждения растений от зимнего сна (закон природы),

Эстетическое переживание прочитанного

Рассказ-сказка

Обучение пересказу, заучивание наизусть реплик пчёлок, яблоньки, вишенки,

Придумывание реплик для тюльпана, фиалочки

Загадки, угадывание героев пр-ния по ребусам, шифровкам, путаницам и т.п.

Разведка (разве-дать, раз-узнать), улей,

Инсценировка

«Пчёлки

на разведке».

Игра-фокус

«Распускаются

цветочки»

(бумажн.

цветочек -

на воду)

Платон Воронько «Лучше нет родного края»,

Нестор Кукольник «Жаворонок».

Осмыслива-ние содержания стих-ния и его главной мысли (почему журавель так ответил) .

Выделение пр-ния, в котором заключена главная мысль стих-ния.

Наблюдение, какие слова использует поэт для описания голоса жаворонка

Поэт, стихотворение

Заучивание наизусть, слоговое проговаривание труднопроизносимых слов

Аудиозапись «Голоса птиц» (жаворонок)

Натрудил,

Неисход-ною струёй льётся песня, «певец полей»

Антон Пришелец «Наш край».

Осмыслива-ние содержания стих-ния,

Проследить необъятность, простор, красоту родного края,

Поэт, слова песни,

Сравнение (край цветёт, как вешний сад)

Заучивание наизусть

Рассматриванние репродукций картин русских и хакасских худ-ков, наблюдение за тем, чем любовался художник, что сумел приметить и как передал он свои чувства нам, зрителям. Прослушивание песни

Солнцем залиты долины, бросишь взгляд - по-смотришь даже мельком, вешний (сад)

Исполнение

песни

Георгий Скребицкий «Передышка».

Прогнозирование содержания рассказа по заглавию, обучение ответам на вопросы,

Осмысливание событий рассказа, высказывание своего мнения по поступкам ребят,

Эстетическое переживание прочитанного, осознание того, что ошибку почти всегда можно исправить

Рассказ

Озаглавливание частей рассказа, слоговое проговаривание труднопроизноси-мых слов.

Обучение пересказу каждой части по опорным словам и иллюстрациям.

Чтение рассказа учителем,

Выбор предложенных поговорок и пословиц для каждой части текста.

Развесис-тая (берёза), золотые (листья), вязанка хвороста, жнивьё, припоро-шил, проталины запестрели, на дрогах, лесник, сторожка,

Михаил Исаковский «Родина».

Алексей Плещеев «Мой садик».

Внимание к авторскому слову, точным сочетаниям слов

Романс, стихи

Заучивание наизусть, отметить строчки, в которых звучит восторг, гордость автора за свою родину

Прослушивание романса на стихи М.Исаковского, рассматривание картин русской природы (возможна мультимедийная презентация)

Приволье, раздолье, горы-исполины, трели соловья

Раздел «Мохнатая азбука». Б.Заходер «Мохнатая азбука» (А-Я).

Предположе-ние о том, кто будут герои мохнатой азбуки,

Осмыслива-ние содержания каждого стих-ния,

Учить подмечать некоторые особенности поведения или повадки животных, опираясь на строчки стих-ния

Стихи-загадки

Заучивание наизусть понравившихся стихов, работа над выразительностью при декламировании

Закрепление знания русской азбуки (алфавита),

Скороговорки и чистоговорки

Мохнатые наземные.

Жвачное животное, кроткий нрав, толстоко-жий (носорог), иногда так говорят и о человеке

Раскрашивание

изображений

выбранных

животных,

печатание или

письмо

слов-названий

Иван Тургенев «Воробей».

Прогнозирование содержания рассказа по иллюстрациям ключевым словам, соответствие пр-ния теме раздела

Рассказ,

план рассказа

Сравнения

(на примерах)

Обучение пересказу с продолжением, составление простого плана

И.С.Тургенев любил поохотиться (но редко стрелял, больше наблюдал природу - «Записки охотника».

Портрет писателя

Воробей (орфограф.)

Дичь, желтизна возле клюва,упал камнем, жертвовать собой, чудовище,

благоговеть

М.Пришвин «Ёж».

Осмыслива-ние содержания рассказа по илл. книги, ключевам словам

Внимание к авторскому слову, анализ поведения ежа; проследить, как человек создаёт условия для проживания зверька (как гостю - всё лучшее)

Найти примеры сравнения , авторские лексич. синонимы (колючий комочек, малый)

Обучение пересказу от первого лица,

Ответам на вопросы учителя

Рассматривание илл., составление предложений о еже с опорой на текст, списывание 1-2 пр-ний в тетрадь по письму; видеофрагмент «Ёж»

Поддал (подтолк-нул),

Творческий

пересказ

«Ёж в гостях

у Пришвина»,

«Новосёл» и т.п.

К Паустовский «Кот-ворюга».

Прогнозирова-ние содержания рассказа по иллюстрациям ключевым словам, предположе-ние о том, как будет наказан вор.

Проследить поведение кота и людей в начале рассказа, в середине и в заключительной части - почему кот воровал, как себя вёл, что же произошло с ворюгой в конце рассказа?

Описание кота.

Лексические синонимы (бродяга, ворюга, бандит, кот, потерявший совесть - кот-беспризорник)

Скороговорки, чистоговорки про кота,

воспроизведение событий рассказа по опорным фразам.

Переживание событий,

составление (устно) рассказа об интересном поведении дом. животных, заботливом отношении к ним человека

Кукан,

река Прорва, благород-ный поступок , плотица, лаз,

тесовая крыша

Составление

Законов

отношения

человека

к животным

Е.И.Чарушин «Кошка Маруська».

Рассуждение о роли человека в судьбе прирученного животного,

Беседа по содержанию рассказа, обучение полным ответам на вопросы

Высказывание мнений об обращении Никиты Ивановича с кошкой, переживание за судьбу несчастной кошки

Деление рассказа на части, обучение пересказу с продолжением

Свободный пересказ текста,

Сравнение данного пр-ния с предыдущим рассказом,

обучение ответам на вопросы, внимание к авторскому слову

Чарушин - писатель и художник-иллюстратор своих рассказов, портрет

Смысл высказывания: Мы в ответе за тех, кого приручили.

Плешивая, тощая кошка,

Недобычли-вая охота,

Составление

Законов

отношения

человека

к животным

(продолжение),

рисунки

к рассказам


Е.Чарушин

«Про Томку»,

«Как Томка научился плавать»,

«Томкины сны»

Осмыслива-ние создания рассказов про Томку - охотничьего щенка, понимание серьёзности выбора собаки для охоты, собаки-друга, совершенство-вание навыка правильного чтения

Соотнесение заглавий рассказов с содержанием, выделение главной мысли каждого рассказа

Обучение ответам на вопросы,

Описание щенков, сравнение их по повадкам (что важно для охоты)

Пересказ, близкий к тексту,

воспроизведение событий по цитатному плану

Чарушин - писатель и художник-иллюстратор своих рассказов, портрет; викторина по рассказам Е.И.Чарушина (герои, события)

Толковый, неуклюжий

Косолапый,

Хвост-обрубочек,

Святослав Сахарнов

«Кто живёт в тёплом море» (маленькие рассказы)

Соотнесение заголовков и содержания рассказов, осмысливание названий животных

Аудирование,

Беседа по содержанию, ответы на вопросы учителя,

Реплика, сравнение (катится, как клуб дыма; переставляет ноги, как паук)

Чтение и пересказ, словесный портрет,

Загадки о животных, ребусы «Буквы заблудились»,

«По росту становись» и т.п.

Видеофрагменты «Энциклопедии КиМ»,

(игра «Мы - водолазы»)

Кашалот (кит), кальмар, осьминог, акула, отбросы(отходы), дельфин, черепаха, водолаз,

Раскрашивание

рисунков

В.Бианки

«Хитрый Лис и умная Уточка».

Обучение прогнозированию содержания рассказа по картинкам

Определение главной мысли каждой части рассказа, озаглавливание частей.

Часть рассказа, главная мысль, заголовок

Соотнесение илл. с текстом (по предложенным учителем отрывкам), пересказ по частям, придумывание продолжения истории

Пословицы о хитрости, загадки о животных

Утятинкой раздобудусь, всполоши-лась, поднялась на крыло, ключ (родник),

Раскрашивание

рисунков

С.Маршак

«Детки в клетке».

Обучение прогнозированию содержания по илл., опорным словам

Размышление о пользе или вреде содержания зверей в клетках, понимание важности содержания в зоосаду слабых и раненых животных

Стихотворе-ние,

поэт,

рифма

Заучивание наизусть (по выбору), обучение выразительному прочтению;

Чтение цепочкой по предложению(.)

Эстетическое переживание за зверят

Игра «Чей детёныш (ребёнок)?»

Зоологичес-кий сад, лоснятся, спросонок, лоханка, косматая, просторный, заносчивый, чехарда, поджарый (динго),

подкрепился

Проба

сочинить

свои короткие стихи

о зверях,

картинная

мозаика (со-ставление изо-бражений зверей)

Б.Заходер

«Птичья школа».

Отгадывание названия стих-ния после пер-вичного восприятия, осмысливание названия

Сопоставление событий пр-ния с реальными событиями школьной жизни, составление расписания уроков и перемен в птичьей школе

Весёлые стихи, поэт

Обучение выразительному чтению

В начале стих-ния - голоса и щебет птиц, затем с 4 столбика убрать.

Выставление отметок птичкам за уроки - письмо цифр на линии

Щебечут, галдят, заморить червячка, естествозна-ние,

Аппликация

«Птичья школа»

Раздел «Дружба заботой да подмогой крепка»

.Л.Толстой «Два товарища»,

А.Барто «Катя».

Определение, кого мы можем считать своим товарищем, осмысливание заглавия басни, её содержания

Осмыслива-ние содержа-ния стих-ния,

Рассуждение над поведением товарищей,

Выделение из текста пр-ния, содержащего главную мысль басни

Рассуждение над поведением Кати, подметить, что она делала в то время, когда другие трудились

Басня,

мораль басни


стихотворение

поэт,

поэтесса (жен.)

Ролевое чтение, ответы на вопросы,


Чтение по 1 четверостишию, работа над выразительностью,

Заучивание наизусть

Пословицы

о дружбе и взаимовыручке,

чтение хакасской сказки «Адычах и Кечох», сравнение сюжетов сказок

пословицы о трудолюбии и лености

Упал наземь,


Рассада, сорняки, таскали (лекс. синоним носили)

Инсценировка

сказки


Декламация

с движениями,

имитирующими

работу в огороде

и саду

В.Драгунский «Друг детства».

Обучение пргнозирова-нию содержания по заглавию

Размышление над поведением мальчика, отношением его к старой, но дорогой сердцу игрушке, эстетическое переживание судьбы плюшевого мишки, заброшенного в корзину, забытого хозяином;

Рассказ, воспоминание

Пересказ от первого лица, обучение пересказу от имени мишки; придумывание завершения рассказа

Астроном, приспичи-ло, сподручнее

«Любил всей душой, отдал бы за него жизнь»

Рисунок своей

(или родитель-

ской)

старой игрушки

В.Осеева «Добрая хозяюшка».


Н.Носов

«Мишкина каша».

Юмористический рассказ, диалог,




Л.Воронкова «Что сказала бы мама?»


Путешествие в сказку.

Русская народная сказка «Каша из топора».

Осмыслива-ние заглавия сказки, её главной мысли; краткий рассказ учителя о старой русской традиции - накормить досыта солдата-защитника родной земли,

Характеристика героев, наблюдение за развитием событий сказки

Сказка,

Ролевое чтение, отработка нужной интонации, инсценирование

Пословицы о солдатской смекалке и сообразительности

приговорка с походу, хлебали, солдатская смекалка


Афганская сказка «Волк-ябедник».

Прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрациям

Характеристика персонажей сказки (по предложенным учителем словам - выбрать подходящие для хар-ки тигра, волка и лисы), составление хронологии событий и простого плана (для пересказа),

Необычный зачин, концовка - пословица,

соотнесение илл. с текстом, олицетворение - литер. приём

Отработка выразительного прочтения реплик персонажей, авторского текста, ролевое чтение,

Рассматривание одежды персонажей, особенность нац. афганского костюма.

Понимание, что за масками зверей скрыты характеры людей ( почему животные в одежде?),

Падишах,

повелитель, государь (синонимичный ряд) ,подданные, предан-ность, предста-вить пред свои очи,

Инсценирова-ние эпизодов сказки

Братья Гримм

«Три брата».

Осмыслива-ние содержания сказки, обучение элементам анализа, сравнения и обобщения. Формирова-ние понимания главной мысли пр-ния.

Развивать умение находить материал для характеристики героев, выражение своего отношения к героям, за что понравился каждый герой сказки и что у них обшего (отец воспитывал привычку к труду - сыновья не опозорили старика, выучились делу, стали искусными мастерами, отец может ими гордиться)

Найти зачин, троекратные повторы, концовку сказки, определение типа сказки (вид- бытовая); диалог

Обучение ответам на вопросы по содержанию сказки, характеристика героев (представление каждого сына как своего ученика - творческая работа), обобщение о характерах героев, оценка поведения героев сказки.

Подбор русских и хакасских пословиц о трудолюбии, дружбе и уважении к людям старшего поколения (может предложить для обсуждения учитель)

Брить, ковать, фехтовать;

Сызнова, наследство, искусные мастера,

Творческий пересказ сказки от лица отца ( Много лет тому назад были мои сыновья юными…, когда мои сыновья были молодыми…)

С.Маршак

«Отчего кошку назвали кошкой?»

Предположе-ние детей о том, почему же кошку назвали кошкой, беседа о кошачьих повадках и кличках (рассказы детей)

Ответы на вопросы учителя по содержанию, наблюдение за рассуждением старика и старухи, нахождение рифмованных строк

Шуточное стихотворение

Заголовок-вопрос, требующий ответа;

Отработка выразительности при чтении;

Ролевое костюмированное чтение с музыкальным сопровождением ,

обратить внимание на особенности нац. монгольского костюма,

Слоговое проговаривание труднопроизноси-мых слов (бе-ло-щё-кий, чер-но-бо-кий, при-слу-шай-ся и т.п.), игра «Рифмы». Поэтапно вставляем мордочку кошки в прорези то тучи, то ветра, то мышки (смена образов) при первичном или повторном чтении.

Вскормили, вспоили, могучий, свищет ветер,

«лишился на старости слуха»,

Раскрашива-ние или зарисовка кошки по вспо-могательным линиям; аппликация из готовых деталей на фоне фактурной бумаги

В.Берестов

«Аист и Соловей» (по мотивам узбекской легенды).

Формирование умения уловить главную мысль сказки,

Рассуждение над поведением Аиста и Соловья, сравнение их реплик и поведения у мудреца, домысливание на вопросы: почему и чему научил мудрец Аиста и Соловья?

Легенда, сходства со сказкой, литер. приём-

олицетворение

Пересказ сказки от первого лица (мудреца)

Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц» перед чтеннием (как вы думаете, какие птицы так поют?), разхгадывание кроссворда «Птицы - герои сказок»

Мудрец, «удивить мир своим искусством»,

Приветливая птица, скромный (соловей)

Инсценирова-ние сказки

Смешинки. Даниил Хармс «Врун».

Прогнозирова-ние содержания стих-ния по заглавию,

установление соответствия стих-ния разделу, отработка навыка выразительного чтения (интонационная окраска, паузы)

Внимание к авторскому слову, необычности построения стих-ния, отметить шуточный характер пр-ния, понимание к концу стих-ния, что шутили все ребята, и не заметили, что реальной назвали ерундой

Диалог ребят, припоминание подобного знакомого стих-ния

(см. выше),

Прочтение диалога в лицах:1 уч-ся читает 1 столбец, ему в ответ хоровое чтение 2-ой группы),

Слоговое чтение (игра «Слоги заблудились»)

Просмотр м\ф по пр-нию,

Подбор слов-синонимов (врун, лгун, лжец, обманщик, шутник…), выбор наиболее подходящего слова для другого заглавия.

Несомненно,пустолайки-собаки, часовой, ерунда

Придумыва-ние продолжения стих-ния

Даниил Хармс «Весёлый старичок»,


«Удивительная кошка».

Соотнесение названия раздела и заглавия стих-ния, прогнозирова-ние содержания по опорным словам, картинкам

Рассматривание картинки и угадывание по картинке, что удивительного в кошке-героине стих-ния, почему такое приключилось.

Пояснение учителя, что данное стих-ние автор придумал, увидев хромающую кошку, пожалел её, но делать так, как в шуточном стих-нии, не следует

Предположение, кто такой этот весёлый старичок, почему так странно себя ведёт, надо всем смеётся - у него просто хороошее настроение

Эстетическое переживание кошкиного несчастья, воспитание желания помочь живому существу в трудном положении

Рифмы


Стихотворе-ние, поэт, рифма-созвучное звучание строк

Отметить, что последнее пр-ние каждого столбца следует прочитывать с восклицатель-ной интонацией, показывая радость от найденного решения (1) и восторг при виде довольной кошки (2)

Вспомнить приговорку «Смешинка ему в рот попала…», частичное заучивание наизусть 1,3 и 5 столбцов и их воспроизведение по сигн. карточкам (маленький старичок, паук, стрекоза) Ролевое чтение

Заучивание наизусть с соблюдением нужной интонации для каждой пары строк

Ролевое чтение, просмотр мультфильма

Чрезвычайно


Несчастная (синонимы), столпился (народ), отчасти




© 2010-2022