ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ВЛИЯНИЕ ВЕЖЛИВОСТИ НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОДНОКЛАССНИКОВ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ВЛИЯНИЕ ВЕЖЛИВОСТИ НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОДНОКЛАССНИКОВИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ВЛИЯНИЕ ВЕЖЛИВОСТИ НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОДНОКЛАССНИКОВ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СЕВЕРНОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

СЕВЕРНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА








ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА



ВЛИЯНИЕ ВЕЖЛИВОСТИ НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОДНОКЛАССНИКОВ





Работу выполнила

Моисеенко Елизавета,

ученица 3 класса «а»

Руководитель

Мельникова Светлана

Анатольевна

















Северное

2014


Содержание:

  1. Актуальность.

  2. Цели и задачи.

  3. Объект исследования.

  4. Гипотеза.

  5. План исследования.

  6. Результаты исследования.

  7. Приложение.

  8. Список литературы.





































Ничто не стоит нам так дёшево,

и не ценится так дорого, как вежливость

(слова Дон Кихота, «Дон Кихот»,

авт. Мигель Сервантес де Сааведра)

Актуальность


В настоящее время вежливость для нас - актуальна. Так как вежливость - одно из важнейших качеств культурного человека. Не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих, трудно сохранить хорошие, добрые отношения. Как радостно встречать вежливых и воспитанных людей. А умеют ли мои одноклассники быть вежливыми со сверстниками? Как научиться быть вежливым?

Цель исследования Изучить, как вежливость в общении влияет на взаимоотношения моих одноклассников.

Задачи исследования

  1. Познакомиться с понятием «Вежливость»;

  2. Обогатить речь моих одноклассников новыми словами и понятиями по теме «Вежливость»;

  3. Определить, как часто мои одноклассники употребляют вежливые слова в общении;

  4. Создать общую для класса «Памятку вежливого человека».

Объект исследования

Ученики 3 «а» класса МКОУ Северной СОШ.

Гипотеза исследования Могу предположить, что мои одноклассники, ученики 3 «а» класса, могут быть приветливыми, вежливыми в общении. Ежедневное употребление вежливых слов, вежливое отношение друг к другу в моём классе создадут более дружескую атмосферу и улучшат взаимоотношения.

План исследования

  1. Изучение литературы по теме, использование Интернет- ресурсов для получения дополнительной информации.

  2. Проведение анкетирования одноклассников.

  3. Подготовка материала для проведения беседы, классного часа, внеклассного мероприятия о вежливости.

  4. Наблюдение за речью одноклассников.

  5. Создание «Памятки вежливого человека».

  6. Подготовка презентации по исследовательской работе, построение таблиц по результатам анкетирования.


С раннего детства взрослые: родители, воспитатели детского сада учат нас быть вежливыми. Меня заинтересовал вопрос: что такое вежливость? Зачем люди используют вежливые слова? Чтобы ответить на эти вопросы я провела исследование. Для начала я узнала происхождение слова «вежливость». Слово «вежливый» образовалось от древнерусского слова "вежа", с помощью суффикса "лив". "Вежа" - знаток ("ведать" - знать). Буквальное значение слова "вежливый" - знающий, как себя вести. Вежливость во все времена высоко ценилась в обществе. Невоспитанный человек воспринимается негативно, даже если он обладает массой других замечательных качеств.

Индийская притча


Язык - показатель истинной воспитанности.
- Эй ты, дурень! Слышал, как тут протопали солдаты? - спросил человек слепого фермера. Через минуту к нему обратился другой человек: - Слепец! Открой-ка рот и скажи, слышал ли ты, как здесь промаршировали солдаты? Чуть позже раздался третий голос: - Сэр, вы не слышали, проходили ли по этой дороге солдаты? Наконец подошёл ещё один человек и, положив руку на плечо фермера, спросил: - Дорогой мой, пожалуйста, скажи мне, слышал ли ты, как по этой дороге проходили люди? И слепой человек правильно описал тех, кто задавал ему вопросы: первый был солдатом, второй - капитаном, третий - генералом, а четвёртый - царём. Слова выявляют воспитание говорящего. Язык - это оружие сердца; он охраняет жизнь человека. Слишком долгие разговоры, громкая речь, грубые и несдержанные слова, полные злобы и ненависти, - всё это влияет на здоровье человека и порождает злобу и ненависть в других; такая речь ранит, отчуждает, ожесточает. Почему говорят, что молчание - золото? Молчаливый человек не имеет врагов, хотя, может быть, и друзей. Если вы оступились, то можете отделаться вывихом, если же оступится ваш язык, вы нанесёте удар вере и счастью другого человека. От этого удара он может никогда не оправиться, рана будет всегда болеть. Поэтому используйте язык с большой осторожностью. Чем мягче вы говорите, чем меньше вы говорите, чем нежнее вы говорите, тем лучше и для вас, и для других.
Много мы слышим о том, что за речью нужно следить, например: «Слово не воробей - вылетит не поймаешь», «На чужой роток не набросишь платок», «Слово лечит, слово калечит!»… Согласно толковому словарю: «Вежливость» - это качество вежливого человека, совокупность хороших манер, умение вести себя в обществе, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими. Вместе со Светланой Анатольевной мы решили провести исследование в нашем классе, чтобы выяснить, как хорошо одноклассники понимают слово «вежливость», считают ли они себя вежливыми, вопросы подобраны так, чтобы можно было определить, насколько ребята нашего класса - «вежливы в общении». Для этого я разработала анкету для моих одноклассников (Приложение1).
В анкетировании приняли участие ученики 3 «а» класса- 21 человек.
На вопрос «Что такое по вашему «Вежливость»?», ребята ответили:

  • Значит быть вежливым- 1 человек (4%);
  • Доброе, хорошее слово-1 человек (4%);
  • Добрый, хороший человек, никого не обижает, не обзывается, помогает другим- 9 человек (44%);
  • Человек, который говорит вежливые слова- 6 человек (29%);
  • Это доброта, пожелание добра- 3 человека (14 %);
  • Это воспитанность- 1 человек (5%).
На вопрос «Вы считаете себя вежливым человеком?» были получены ответы:
  • Да-48%;
  • Нет 14%;
  • Не всегда вежлив- 38%,
из них 67% девочек считают себя вежливыми, а 33% - не всегда бывают вежливыми; 22% мальчиков считают себя вежливыми, 45%- не всегда бывают вежливыми, 33% мальчиков считают себя невежливыми.
Следующий вопрос «Считаете вы вежливыми своих одноклассников?» позволил выяснить, 100% считают, что в классе не все вежливы.
«Часто ли вы употребляете слова вежливости?»:
  • всегда-52%;
  • иногда-33%;
  • редко употребляю- 15%.
Из них 75% девочек всегда употребляют вежливые слова в общении, 25%- только иногда; напротив- 22% мальчиков всегда употребляют вежливые слова, 44 %- иногда, а вот 34% мальчиков редко применяют в речи вежливые слова.
Также ребята попытались сформулировать, «Каким должен быть вежливый человек?»:
  • добрый, отзывчивый, добродушный, спокойный, сдержанный, поможет в сложной ситуации, не обзывается, не ругается, бескорыстный-18 человек (86%); однако у 3 мальчиков в классе в понимании «вежливый человек»- это трудолюбивый, юмористический, аккуратно одет.
Далее я попросила перечислить вежливые слова, которые мои одноклассники обычно применяют в своей речи: «доброе утро»- говорит 1 человек, «спасибо»- 19 человек, «благодарю»- 1 человек, «пожалуйста»- 17 ребят, «извините»- 9 человек, «простите»- 3 человека, «спокойной ночи» желает 1 человек, «до свидания»- говорит 6 человек, «здравствуйте»- 12 человек, «здорово, привет» ( вместо «здравствуй») говорят 5 человек, «пока» - считают вежливым словом 2 человека.
Как показывают результаты анкетирования, все ребята дали неоднозначные ответы. Изучив анкеты, можно увидеть, что не все ребята правильно понимают, что значит «вежливость», мало знают вежливых слов, особое внимание стоит обратить на вежливость мальчиков. Исходя из результатов исследования, мы с классным руководителем увидели, что ситуация в классе по исследуемой проблеме нуждается в коррекции. Для этого были организованы несколько классных мероприятий, посвященных вежливости, вежливому обращению: «Мы вежливы!», «Быть вежливым. Что это значит?», организовали выставку рисунков «Мы рисуем Вежливость!», которые помогли нам в классе сформировать правильное понятие о вежливости, изучили и повторили слова вежливого обращения к людям, обратили внимание на то, что вежливое обращение всегда должно сочетаться с добрыми поступками (Приложение 2). Все ребята отнеслись к данной теме с интересом и ответственностью, что также говорит об актуальности и важности изучаемого вопроса. В завершении всей работы мы с одноклассниками разработали свою «Памятку вежливого человека»:

1.Надо вежливо обращаться к другим людям.

2.Уметь слушать других, не перебивать в разговоре.

3.Знать, кого нужно называть на «ты», а кого на «вы».

4.От мальчиков требуется «рыцарское» отношение к девочкам: уметь пропустить вперед, уступить место.

5.Девочки тоже должны уметь быть вежливыми, знать слова благодарности.

6.В отношениях друг к другу должна быть взаимная поддержка и ни в коем случае грубого обращения, обидных кличек и прозвищ.

7.Никогда не отвечать грубостью на грубость.

8.В играх не быть грубым, не кричать. Не спорить по пустякам, не ссориться, стараться работать и играть дружно.

9. В общении со всеми употреблять вежливые слова и улыбаться.

10. Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах, в действиях.

Помните!

Вежливость - лучшее лекарство от злобы, грубости, бескультурья. Существует много правил, но главное в них - заботиться о близких, всегда быть доброжелательным к людям, уметь дружить.
Психологи отмечают, что вежливые слова положительно влияют на человека, на его эмоциональное состояние. Конечно, если идут они от души, от сердца. Только в этом случае они сыграют свою волшебную роль. Вежливое отношение к человеку поднимает настроение, говорит об уважении к нему, о его чуткости, готовности помочь. Вежливость - качество воспитанного человека. Приведу три важных высказывания Конфуция (древнекитайский мыслитель), которые на мой взгляд помогут моим одноклассникам стать намного вежливее в своих словах и поступках:

  1. Не хочу, чтобы меня обижали. И сам никого не хочу обижать.
  2. Что себе не хочешь, не делай другим.
  3. Ошибся - не бойся исправиться.
Я уверена, если ребята прислушаются к этим словам, то станут лучше понимать друг друга, научатся оценивать не чужие поступки, а свои, и помнить «Как ты относишься к окружающим, так и они относятся к тебе». Многие люди ведут себя вежливо лишь в кругу незнакомых людей, потому что хотят произвести хорошее впечатление. Но истинная вежливость заключается в том, чтобы быть вежливыми всегда и со всеми. Когда ты вежлив, то и люди вежливы к тебе. В течение двух месяцев, пока мы проводили исследование, все ученики моего класса старались не забывать пользоваться вежливыми словами, что вызвало спад ссор и негативного отношения друг к другу, таким образом, это доказывает, что моя гипотеза: мои одноклассники могут быть приветливыми, вежливыми в общении подтвердилась. Ежедневное употребление вежливых слов, вежливое отношение друг к другу в моём классе создали более дружескую атмосферу и улучшили взаимоотношения.

Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что в ходе исследования мой класс стал сплоченней, одноклассники стали более внимательными друг к другу; подобное исследование можно провести для учащихся разного возраста, для детей старшего дошкольного возраста в детском саду.





Список литературы:

  1. Толковый словарь русского языка Дмитриева Д. В. ,2003

  2. «Вершины мудрости», А.Лопатина, М.Скребцова,2006

  3. «Азбука вежливости», А.Лопатина, М.Скребцова,2006

  4. «Знакомство с вежливыми словами», Е.В.Баринова, 2013

  5. «Психологические игры для детей», И.А. Светланова, 2013







































ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета для учащихся 3 класса «а»

мальчик

девочка

  1. Что такое по вашему «вежливость»?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
  1. Вы считаете себя вежливым человеком?
(Да, нет, не всегда вежлив)
  1. Считаете вы вежливыми своих одноклассников?
(да, нет, не все вежливы в классе)
  1. Каким должен быть вежливый человек?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  1. Перечислите вежливые слова, которые вы обычно употребляете

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Часто ли вы употребляете слова вежливости?

(всегда, иногда, редко, не употребляю)



ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Выставка рисунков

«Мы рисуем вежливость!»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ВЛИЯНИЕ ВЕЖЛИВОСТИ НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОДНОКЛАССНИКОВ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ВЛИЯНИЕ ВЕЖЛИВОСТИ НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОДНОКЛАССНИКОВ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ВЛИЯНИЕ ВЕЖЛИВОСТИ НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОДНОКЛАССНИКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ВЛИЯНИЕ ВЕЖЛИВОСТИ НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОДНОКЛАССНИКОВ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ВЛИЯНИЕ ВЕЖЛИВОСТИ НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОДНОКЛАССНИКОВИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ВЛИЯНИЕ ВЕЖЛИВОСТИ НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОДНОКЛАССНИКОВ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ВЛИЯНИЕ ВЕЖЛИВОСТИ НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОДНОКЛАССНИКОВ






Классный час «Мы вежливы!»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ВЛИЯНИЕ ВЕЖЛИВОСТИ НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОДНОКЛАССНИКОВ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ВЛИЯНИЕ ВЕЖЛИВОСТИ НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОДНОКЛАССНИКОВ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ВЛИЯНИЕ ВЕЖЛИВОСТИ НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОДНОКЛАССНИКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ВЛИЯНИЕ ВЕЖЛИВОСТИ НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОДНОКЛАССНИКОВ


Разрабатываем «Памятку вежливого человека»


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ВЛИЯНИЕ ВЕЖЛИВОСТИ НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОДНОКЛАССНИКОВИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ВЛИЯНИЕ ВЕЖЛИВОСТИ НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОДНОКЛАССНИКОВ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ВЛИЯНИЕ ВЕЖЛИВОСТИ НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОДНОКЛАССНИКОВ

© 2010-2022