- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка по темеЧто такое антонимы?
Урок русского языка по темеЧто такое антонимы?
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Корнеева Г.Ю. |
Дата | 31.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: Что такое антонимы?
Планируемые результаты (предметные): - познакомить с этимологией слова антоним, - формировать умение употреблять антонимы в речи, - развивать связную речь, пополнять словарный запас учащихся, - работать со словарями антонимов учебника.
Планируемые результаты (личностные и метапредметные): Личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Познавательные УУД: находить в тексте антонимы, употреблять их в речи.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.
Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, прогнозирование результата, осознание качества и уровня усвоения материала - оценка деятельности.
План урока
I.Организационный момент.
Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке: Книжка, ручки и тетрадка?
II.Актуализация знаний.
-
Словарная работа. Отгадайте загадки, запишите слова - отгадки, поставьте ударение, выделите орфограмму: непроверяемая безударная гласная.
(Один ученик работает с обратной стороны доски)
-
Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой
Стоит под горой. (Берёза)
-
Лоскуток на лоскутке - зелёные заплатки,
Целый день на животе нежится на грядке. (Капуста) -
Что за дерево стоит -
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)
-
Что же это за песочек,
Сладок с ним у нас чаёчек,
В каждой кухне проживает,
Всем хозяйкам угождает. (Сахар)
-
Гуляет в поле, да не конь,
летает на воле, да не птица. (Ветер)
Взаимопроверка с доской. Самооценка (смайлики):
Молодец, всё верно.
Хорошо, но есть 1-2 ошибки.
Ошибаюсь, слова нужно выучить.
- Ребята, а какое слово «лишнее»? Докажите.
-
Знакомство с новым словарным словом: до свидания.
Послушайте стихотворение Ю.Жадовской.
Не говори, не повторяй
Мне слова страшного «прощай»;
Отрадой горького сознанья
Моей души не помрачай,
С улыбкой руку мне подай
И тихо молви: «До свиданья».
Найдите в этом стихотворении слова - синонимы. (Прощай - до свидания). - Что такое синонимы?
Работа с электронным приложением к учебнику «Русский язык. 2 класс. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий» - знакомство с правописанием слова и его значением.
3)Беседа о вежливости и вежливых словах, их употреблении в нашей речи.
III.Самоопределение к деятельности.
Прочитайте стихотворение О.Емельяновой (запись на доске)
Грустный клоун громко плачет, А весёлый клоун скачет, Хочет подвиг совершить - Хочет рёву рассмешить.
- Чем интересны слова «грустный», «веселый»?
Кто догадался, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Откройте учебник на стр.54 и прочитайте тему урока.
IV.Работа по теме урока.
1) Кто уже может ответить на главный вопрос урока?
- Что такое антонимы? (Антонимы - это слова с противоположным значением.)
2) Работа с электронным приложением к учебнику «Русский язык. 2 класс. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий» - знакомство с антонимами, приведены примеры антонимов.
- Что такое антонимы? (Антонимы - это слова с противоположным значением.)
3) Работа по учебнику - стр.54: прочитайте самостоятельно правило.
Работа в паре: расскажите правило друг другу и приведите по 2-3 своих примера.
Прочитайте самостоятельно информацию на «Страничке для любознательных» - учебник стр.55.
- От какого слова произошло слово антоним? ( От слова «анти» - «против».)
4) Игра с мячом «Антонимы»: плюс - …(минус), меньше - …(больше), белый - …(черный), сложение - …(вычитание) и т.п.
- Что такое антонимы? (Антонимы - это слова с противоположным значением.) Скажите шепотом, скажите вслух .
5) Знакомство со словарем антонимов - учебник стр. 142. Работа в паре: по словарю.
V. Закрепление изученного материала.
1) Работа по учебнику - стр.55 упр.72 - Что нужно сделать в упражнении? (Написать к данным словам пары - слова - антонимы) - Где будете искать антонимы? ( В словаре антонимов)
Самостоятельная работа учащихся. Взаимопроверка. Взаимооценка (смайлики):
Молодец, всё верно.
Хорошо, но есть 1-2 ошибки.
С работой справился плохо, много ошибок.
-
Работа в группе: выполнение упражнения из учебника- стр.56 упр.73
по заданию. (Прочитать пословицы, найти в них антонимы, списать по выбору 2 пословицы, подчеркнуть в них антонимы.)
- Объясните, в каких случаях можно употребить эти пословицы.
VI. Рефлексия.
Самостоятельная работа - вставьте подходящие по смыслу слова в пословицы и запишите их в тетрадь. Подчерните антонимы.
Готовь сани летом, а телегу…(зимой). Думай медленно, а работай…(быстро). Самопроверка.
VII.Подведение итогов. Домашнее задание: учебник с.54, правило, упр.74 Закончите фразу: Сегодня на уроке я… Сегодня на уроке мне…
Разбор домашнего задания: пояснение и рекомендации. Оцените свою работу на уроке (смайлики):
Молодец, я всё выполнял правильно.
Хорошо, но было 1-2 ошибки.
Мне было трудно, с работой справлялся плохо, много ошибок.