Программа и занятия кружка математика

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа

кружка по математике

«Занимательная математика.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета - математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше - одна из важнейших задач учителя начальных классов. Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 - 40 минут. «...Только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развития».

Л.С.Выготский






Название программы: Программа «Занимательная математика» для развития математических способностей учащихся и формирования умений и навыков для решения математических заданий повышенного уровня сложности. Цель:

  • развивать математический образ мышления
Задачи:
  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • расширять математические знания в области многозначных чисел;
  • содействовать умелому использованию символики;
  • учить правильно применять математическую терминологию;
  • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Гипотеза. Предположение об эффективности задач логического, поискового, познавательного характера обосновывается следующими доводами:

  • развитие личности ученика, его творческого потенциала;

  • развитие интеллекта, исследовательского начала;

  • развитие познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, припоминанием уже знакомого, запоминанием посредством мнемонических действий, умений классифицировать посредством осмысления и сознательности и кончая оперированием логического и творческого мышления.

Принципы программы:
  • Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
  • Научность
Математика - учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
  • Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
  • Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
  • Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
  • Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы - возможно усвоение за 34 занятия.
  • Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине. Предполагаемые результаты: Занятия в кружке должны помочь учащимся:
  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  • формировать творческое мышление;
  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся:
  • решение занимательных задач;
  • оформление математических газет;
  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  • проектная деятельность
  • самостоятельная работа;
  • работа в парах, в группах;
  • творческие работы
  • экскурсия













СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 - 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
  2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 - 11 лет. С. - Пб,1996
  3. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
  4. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 - 4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008.
  5. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
  6. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
  7. Сухин И.Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
  8. Шкляров Т.В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
  9. Сахаров И.П., Аменицын Н.Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
  10. Узорова О.В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 - 4 классы. М., 2004
  11. Занимательные задачи для маленьких. Москва 1994
  12. Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. Г.Т.Дьячкова. Волгоград 2007










КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЗАНЯТИЙ МАТЕМАТИЧЕСКОГО КРУЖКА

по развитию логического мышления

№ п/п

дата

Тема занятия

1

2

3

1


Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она родилась, и что явилось причиной ее возникновения?

2


Старинные системы записи чисел. Упражнения, игры, задачи.

3


Иероглифическая система древних египтян. Упражнения, игры, задачи.

4


Римские цифры. Упражнения, игры, задачи.

5


Римские цифры. Как читать римские цифры?

6


Решение задач из стенгазеты № 1.

7


Пифагор и его школа. Упражнения, игры, задачи.

8


Бесконечный ряд загадок. Упражнения, игры, задачи.

9


Архимед. Упражнения, игры, задачи.

10


Умножение. Упражнения, игры, задачи.

11


Конкурс знатоков. Математические горки. Задача в стихах. Логические задачи. Загадки.

12


Деление. Упражнения, игры, задачи.

13


Делится или не делится.

14


Решение задач из стенгазеты № 2.

15


Новогодние забавы.

16


Математический КВН. Решение ребусов и логических задач.

17


Знакомство с занимательной математической литературой. Старинные меры длины.

18


Игра «Веришь или нет».

19


Решение олимпиадных задач, счёт. Загадки-смекалки.

20


Экскурсия в компьютерный класс.

21


Время. Часы. Упражнения, игры, задачи.

22


Математические фокусы.

23


Конкурс знатоков.

24


Открытие нуля. Загадки-смекалки.

25


Решение задач из стенгазеты № 3.

26


Денежные знаки. Загадки-смекалки.

27


Решение задач повышенной трудности.

28


Игра «Цифры в буквах».

29


КВМ «Царица наук».

30


Задачи с многовариантными решениями.

31


Игра «Смекай, решай, отгадывай».

32


Игра «Поле чудес».

33


Решение занимательных задач в стихах.

Отгадывание ребусов.

34


Интеллектуальный марафон.




© 2010-2022