- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа и занятия кружка математика
Программа и занятия кружка математика
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гурова Е.Н. |
Дата | 17.10.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Программа
кружка по математике
«Занимательная математика.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета - математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше - одна из важнейших задач учителя начальных классов. Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 - 40 минут. «...Только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развития».
Л.С.Выготский
Название программы: Программа «Занимательная математика» для развития математических способностей учащихся и формирования умений и навыков для решения математических заданий повышенного уровня сложности. Цель:
- развивать математический образ мышления
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- расширять математические знания в области многозначных чисел;
- содействовать умелому использованию символики;
- учить правильно применять математическую терминологию;
- развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Гипотеза. Предположение об эффективности задач логического, поискового, познавательного характера обосновывается следующими доводами:
-
развитие личности ученика, его творческого потенциала;
-
развитие интеллекта, исследовательского начала;
-
развитие познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, припоминанием уже знакомого, запоминанием посредством мнемонических действий, умений классифицировать посредством осмысления и сознательности и кончая оперированием логического и творческого мышления.
- Актуальность
- Научность
- Системность
- Практическая направленность
- Обеспечение мотивации
- Реалистичность
- Курс ориентационный
- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы
- экскурсия
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 - 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
- Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 - 11 лет. С. - Пб,1996
- Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
- Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 - 4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008.
- Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
- Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
- Сухин И.Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
- Шкляров Т.В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
- Сахаров И.П., Аменицын Н.Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
- Узорова О.В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 - 4 классы. М., 2004
- Занимательные задачи для маленьких. Москва 1994
- Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. Г.Т.Дьячкова. Волгоград 2007
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ЗАНЯТИЙ МАТЕМАТИЧЕСКОГО КРУЖКА
по развитию логического мышления
№ п/п
дата
Тема занятия
1
2
3
1
Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она родилась, и что явилось причиной ее возникновения?
2
Старинные системы записи чисел. Упражнения, игры, задачи.
3
Иероглифическая система древних египтян. Упражнения, игры, задачи.
4
Римские цифры. Упражнения, игры, задачи.
5
Римские цифры. Как читать римские цифры?
6
Решение задач из стенгазеты № 1.
7
Пифагор и его школа. Упражнения, игры, задачи.
8
Бесконечный ряд загадок. Упражнения, игры, задачи.
9
Архимед. Упражнения, игры, задачи.
10
Умножение. Упражнения, игры, задачи.
11
Конкурс знатоков. Математические горки. Задача в стихах. Логические задачи. Загадки.
12
Деление. Упражнения, игры, задачи.
13
Делится или не делится.
14
Решение задач из стенгазеты № 2.
15
Новогодние забавы.
16
Математический КВН. Решение ребусов и логических задач.
17
Знакомство с занимательной математической литературой. Старинные меры длины.
18
Игра «Веришь или нет».
19
Решение олимпиадных задач, счёт. Загадки-смекалки.
20
Экскурсия в компьютерный класс.
21
Время. Часы. Упражнения, игры, задачи.
22
Математические фокусы.
23
Конкурс знатоков.
24
Открытие нуля. Загадки-смекалки.
25
Решение задач из стенгазеты № 3.
26
Денежные знаки. Загадки-смекалки.
27
Решение задач повышенной трудности.
28
Игра «Цифры в буквах».
29
КВМ «Царица наук».
30
Задачи с многовариантными решениями.
31
Игра «Смекай, решай, отгадывай».
32
Игра «Поле чудес».
33
Решение занимательных задач в стихах.
Отгадывание ребусов.
34
Интеллектуальный марафон.