• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Статья «Готовность к школе» как критерий обеспечения преемственности между предшкольной и начальной ступенями образования»

Статья «Готовность к школе» как критерий обеспечения преемственности между предшкольной и начальной ступенями образования»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Готовность к школе» как критерий обеспечения преемственности между предшкольной и начальной ступенями образования


Воспитатель ОО класса предшкольной подготовки

ЧУ ШСР «Альтер» Тамбовцева Е.Н.


Сегодня осуществляется пересмотр действующих программ дошкольного образования, практически во всех странах СНГ. Это направлено, прежде всего, на исключение из них повторения части учебного материала, изучаемого в предшкольной подготовке и повторяющегося в начальной школе. Наряду с этим идет поиск новых специальных программ обеспечивающих преемственность дошкольного и начального общего образования с ориентиром на критерии готовности ребенка к школьному обучению. В связи с изменением учебных программ и появлением разнообразных образовательных учреждений в системе общего образования (гимназии, школы, лицеи) повысились требования к умственному развитию ребенка, его знаниям, умениям и навыкам, а психическое развитие ребенка, как критерий отошло на второй план. Обеспечение преемственности именно в силу разнообразия учебных заведений, в которых к дошкольникам, пришедшим из системы предшкольной подготовки, предъявляют требования не столько в социальной позиции ребенка, а в отношении его умений и навыков, порождает сегодня неписанные законы, саморожденные критерии, по своему содержанию противоречащие государственным нормам. Практика определения готовности ребенка к школе зачастую противоречит нормам педагогики и психологии, нормам которые базируются на оценке готовности ребенка к школе, представляющей целостное психолого-педагогическое исследование. Исследования психолого-педагогической готовности к школе основываются на положении которое утверждали Выготский Л.С., Эльконин Д.Б., Тарунтаева Т.В., Ерофеева Е.И. и другие, заключающиеся в том, что обучение следует за развитием, поскольку считается, что нельзя начинать обучение в школе, если нет определенного уровня психического развития. Изучение направлений и целей научных исследований перечисленных выше авторов, свидетельствует о том, что имеются различные подходы к пониманию сущности психолого-педагогической готовности ребенка к школьному обучению, ее структуры, направлений решения данной проблемы. В состав готовности к овладению учебной деятельностью входят такие компоненты, как принятие учебной задачи и удержание ее в памяти, овладение обобщенными способами решения учебных задач, а также овладение действием контроля и оценки. Отсюда следует, что для успешного начала учебной деятельности в начальной школе необходимо в системе дошкольного образования и воспитания, помимо навыков и умений создание определенных психологических мотивационных предпосылок. На данной ступени образовательного процесса преемственность можно определить как связь, предполагающую с одной стороны направленность воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения на те требования, которые будут предъявлены детям в школе. С другой стороны, только психологическая подготовка ребенка, и даже наличие высокой мотивации к учебной деятельности без навыков и умений, знаний, опыта детей, без достигнутого ребенком дошкольного уровня развития, создают проблемы в учебно-воспитательном процессе и ребенку и учителям начальной школы . Следовательно, период перехода ребенка от дошкольного к школьному образу жизни является комплексной проблемой, и физиологической, и психологической, и социальной и т.д. Однако как можно определить достигнут ли этот уровень готовности, готов ли ребенок к школьному обучению. Современные научные работы и исследования педагогов и психологов, посвященные оценкам готовности ребенка к школе в обязательном порядке проводят параллель в решении их через обеспечение преемственности. От обеспечения преемственности между предшкольной и начальной ступенями образования зависит и адаптация детей в первом классе, и развитие логического мышления, и даже состояние моторики, не говоря уже о мотивации, социализации и прочих обязательных навыков. В структуру психологической готовности они включают следующие компоненты: интеллектуальная, личностная, социально-психологическая, эмоционально-волевая готовность. Но все же, в отличии от теории, существующая практика определения готовности детей к обучению в школе, в качестве критериев диагностики представляет комплекс показателей, характеризующих в большей степени запас имеющихся у детей сведений, знаний, операциональных умений, а значит, в полной мере не способна дать картину истинных особенностей детского возрастного развития. Разночтения практики определения готовности ребенка к школе приводит к тому, что, например, учителя первого класса зачастую оценивают уровень развития каждого вновь поступившего ученика в зависимости от знаний им определенной части учебного материала, а не от развития необходимых для обучения физических и психических качеств личности (память, мышление, воображение, любознательность, воля и др.). Воспитатели же, предвидя такие требования школы, стремятся дать детям конкретный объем знаний, умений и навыков, механически «натаскивая» на школьную программу. Содержание дошкольного образования выстраивается в «школьной логике» - логике будущих учебных предметов, практикуется раннее обучение детей письму, чтению, усложненной для дошкольников математике и другим предметам. Создается неправомерная диспропорция в ведущих содержательных линиях образования, состоящая в преобладании познавательного развития над художественно-эстетическим, физическим и социально-личностным. Игра и другие специфические для этого возраста виды деятельности вытесняются занятиями, которые становятся преобладающей формой обучения и воспитания. При этом игнорируются объективные возрастные закономерности развития ребенка, характерные для дошкольного возраста, а значит, и интересы самого ребенка. Указанный разрыв имеет место уже на уровне программ воспитания и обучения в дошкольном учреждении и школе, методов и форм организации педагогического процесса. Подобные явления в значительной степени провоцируются требованиями родителей, которые считают, что раннее обучение ребенка в дошкольном возрасте обеспечит ему в дальнейшем успешность школьного образования. Родители стремятся к тому, чтобы их ребенок в любом образовательном учреждении, будь то начальная школа или предшкола, наращивал знания, умения, навыки на протяжении всего периода детства - чем раньше он начнет школьное обучение, тем лучше. Такое поведение родителей спровоцировано неоправданной практикой приема детей в общеобразовательные учреждения (особенно в лицеи и гимназии) на основе особых требований к учебным знаниям, предъявляемым к ребенку при поступлении в первый класс. Отсюда и использование многочисленных методик оценки готовности к школе. Это методики Ийерасика, Айзенка и других, которые выбираются психологами школ по их мнению, на их взгляд и с учетом того, что требует учебный процесс учреждения, в котором родители хотят обучать своего ребенка [1]. В этих случаях образовательные учреждения, «прикрываясь» интересами ребенка, фактически выбирают удобных им детей. Тем самым ущемляется конституционное право ребенка на образование, и одновременно нарушаются законные права родителей выбирать школу для своих детей [2]. Таким образом, к настоящему времени вопросы преемственности обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста не получили однозначного и аргументированного решения и в том числе из-за различных критериев к понятию «готовность ребенка к школе». Это требует разработки единой всеобъемлющей методики «готовности ребенка к школе», по сути стандарта, который станет ориентиром в реализации целей дошкольного воспитания и образования, и базой для формирования полноценного начального обучения. Это позволит определить пределы формирования специфических школьных умений и навыков в дошкольном возрасте, который предполагает гармоничное развитие ребенка и воспитание высокой мотивации к учебной деятельности, а не подготовку «удобного» абитуриента для начальной школы.
Литература 1. Виноградова Н. Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеном системы образования / Н. Ф. Виноградова // Начальная школа. - 2000. -№1.-С. 7. 2. Кушнир Н. Я. Детский сад - школа: Проблемы преемственности. - Минск, 2000. -150 с.


© 2010-2022