Конспект урока по литературному чтению на тему Н. Носов Живая шляпа

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тема урока: Н.Н.Носов. «Живая шляпа».

Класс: 3 (третий)

Учебник для 3 класса якутской школы

Цели: познакомить учащихся с содержанием произведения Н. Н. Носова "Живая шляпа"; формировать умение определять отношение автора к героям на основе анализа построения рассказа; развивать чувство юмора; мышление, воображение, речь; воспитывать смелость Оборудование: выставка книг Н.Н.Носова, портрет писателя, учебник «Книга для чтения» (авторы:Ф.В.Габышева, Е.П. Никифорова). Ход урока: I.Организационный момент. II. Викторина. Вопросы Слова, подтверждающие мнение Постарайтесь узнать, из какого рассказа этот отрывок. Кто его автор?

  1. Я один раз купался в море,- говорит Мишутка,- и на меня напала акула. Я ее, бац, кулаком, а она меня, цап, за голову- и откусила.
  2. «Наконец ________ была пришита. Она торчала на штанах, словно сушеный гриб, а материя вокруг сморщилась так, что одна штанина даже стала короче».
  3. Посмотрите этого героя- из какой книги?
  4. Что объединяет всех этих отрывков и героя?
  5. Какое настроение было или бывает, когда читаете рассказы Николая Носова?








«Фантазеры».


«Заплатка»



«Незнайка в Солнечном городе». Это рассказы Николая Носова.
Веселые, радостные, смешные, забавные, поучительные.

Учитель: Веселые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. Нужно научиться видеть по- настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать самому о каком- нибудь забавном случае. Этому мы и будем учиться на примере рассказов Николая Носова. III. Работа над новым материалом 1. Подготовительная работа Учитель. Мы продолжаем знакомиться с рассказами Николая Носова. Сейчас мы будем читать рассказ. Откройте страницу 132. О чем он? Прочитайте вступительные строчки к тексту на странице 132. ( «Котенок Васька сидел на полу около шкафа. А на шкафу, на самом краю, лежала шляпа. Вдруг шляпа упала со шкафа и накрыла Ваську». (Ребята читают и отвечают на вопрос). 2. Чтение рассказа учителем. (Рассказ лучше всего прочитать учителю, нарисовать интонацией смешную ситуацию, о которой говорится в тексте, и понаблюдать за реакцией учащихся.) 3. Беседа после чтения 1. Обмен впечатлениями детей по вопросам учителя: - Каким вам показался рассказ? Смешным или серьезным? - В каком месте вы смеялись больше всего? Почему? Учитель: Почему, когда я читала рассказ, вы смеялись, а ведь мальчикам, героям рассказа, было совсем не до смеха? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, давайте перечитаем . 2. Повторное чтение текста с подробным анализом (Учащиеся читают текст самостоятельно. Далее учитель задает вопросы по тексту. Отвечая на них, учащиеся выбирают из рассказа слова, подтверждающие их мысли и выводы.)
Вопросы Слова, подтверждающие мнение
  1. Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой?
-Нет.

-А читатели знали, кто скрывается под шляпой? -Да. «Они не видели, как Васька попал под шляпу». « …и вдруг как закричит: «Ай-ай-ай!»- и бегом в сторону.» «Ребята смотрят на неё и дрожат от страха».
«Вдруг шляпа упала со шкафа и накрыла Ваську».
Учитель: Значит, автор хотел, чтобы читатели знали, что страх напрасен, поэтому он и начал свой рассказ с того, как котенок попал под шляпу. Эта часть рассказа очень важна, она называется вступлением. Вопросы Слова, подтверждающие мнение -Что испугало мальчиков? (шляпа, которая двигалась).



-Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми? -Да. -Найдите в тексте слова, которые говорят об этом. -Значит, они испугались того, что обычный, знакомый предмет ведет себя странно, непонятно? -Да. Найдите из текста.
-Какими словами говорит автор о состоянии мальчиков? -Трясутся от страха. -Какое впечатление сложилось у вас о героях рассказа? -Герои очень испугались, они тряслись от страха. Что же они предприняли?



-Кем были Вадик и Вовка: трусами, чудаками или фантазерами? -Как вы думаете, эти мальчики были во всем похожи друг на друга? Ответы детей: -Вадик и Вовка просто трусы. -Ребята на трусы, а фантазеры. -Нет, Вовка был совсем трус, он решил уйти и бросить товарища. А Вадик- фантазер, он придумал веревочку, за которую кто- то дергает.

-Кто из мальчиков, Володя или Вадик, вам больше нравится? Кто из них посмелее? (Вадик посмелее. Он впереди всегда, а за ним- Вовка).

-Почему сначала они боялись, даже убежали на кухню, а потом сами стали нападать на шляпу? Найдите из текста и читайте. -Что испытали мальчики, когда узнали «секрет» шляпы? (облегчение)
-Почему Вадим стал обнимать котенка, ласкать его. Ответы детей: -Ребята обрадовались, что прошел страх. -Им стало стыдно, что они испугались котенка. -Стало жалко Ваську, которому зря попало. -Как вы теперь ответите на вопрос: смелые мальчики Володя и Вадим или нет? -Смелые. -Как автор относится к своим героям? -С симпатией. «Она жи-жи-живая!» «Вдруг шляпа поползла прямо к нему». «Шляпа выползла на середину комнаты и остановилась… шляпа к дивану подползла… ребята на кухню побежали. И шляпа на кухню поползла.»

«Что ты! Разве бывают живые шляпы?».

«-Чего это она? Почему это она по комнате ползает?». Шляпа повернулась и поползла к дивану. «Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила».

«Ребята смотрят на неё и дрожат от страха».


«Соскочили с дивана- и бегом из комнаты. Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли».
«…и стали швырять ее в шляпу».




«Он (Вадик) закричал: «Ай!»- и прыгнул на диван. Володя за ним».
Вовка: «-Я у-у-хо-хо-жу!». «Шляпы бо-боюсь!» Вадик:«А может быть, её кто-нибудь за веревочку дергает» «-Давай будем в неё картошкой бросать,- говорит Вадик».
Вадик:«Если она к нам полезет, я её клюшкой тресну». «Сейчас я её как тресну клюшкой! Пусть только подлезет ближе, бродяга такая!»
«А может быть, её кто- нибудь за веревочку дергает?»
«Шляпа как подскочит кверху, как закричит: «Мяу!»и из-под шляпы высунулся серый хвост.» «Васька!- обрадовались ребята. «Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?» IV. Обобщающая беседа Учитель. А вам нравится сам рассказ? Дети. Да, очень. Учитель. А чем нравится? Дети. - Он смешной. - Очень забавный. - О серьезных проблемах автор рассказывает легко, забавно и поучительно. - О серьезном Носов рассказывает смешно. - Нам было весело работать на уроке. Учитель. Можно сказать, что мы открыли еще один «секрет»: авторы могут о серьезном рассказывать вот так, смешно, в шутливой форме, и такое изображение жизни в литературе называется юмором (записывает на доске).
V.Словарная работа. Работа со словарем С. И. Ожегова. На доске заколдованное слово мюор. - Внимательно посмотрите. Какое слово заколдовано? (юмор). -Найдите значение слова в словаре С.И.Ожегова. -А теперь давайте вместе с вами составим цепочку с этим словом. -Какие родственные слова можно образовать со словом юмор? - Образуйте имена существительные. (юморист). Составьте предложение, запишите. -Образуйте имя прилагательное (юмористический ). Составьте предложение и запишите в тетради. Объяснение смысла пословиц. «У страха глаза велики» (трус в самом простом, нестрашном может увидеть ужасное). «Волков бояться- в лес не ходить» (если человек трус, он ни за какое сложное дело не возьмется. Надо преодолеть страх, чтобы участвовать в трудном деле). - Какая пословица наиболее удачно подходит к содержанию рассказа? VII.Рефлексия. --Понравился ли вам рассказ? -Почему? -Как бы вы поступили на месте мальчиков? -Хочу закончить урок со словами известного детского писателя С.В.Михалкова: «Вряд ли стоит комментировать рассказы знаменитого Николая Николаевича Носова. Их надо просто еще раз прочитать, чтобы вновь убедится: все герои Н.Н.Носова «как живые», а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру и благородству». С.В. Михалков. VI. Домашнее задание. Нарисовать понравившийся эпизод из рассказа.
© 2010-2022