- Преподавателю
- Начальные классы
- Проектно-исследовательская деятельность. 2 класс
Проектно-исследовательская деятельность. 2 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Дегтерёва И.И. |
Дата | 25.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа «Проектно-исследовательская деятельность учащихся. 2 класс» разработана учителем начальных классов
МКОУ Бобровская СОШ №1
Дегтеревой И.И.
I.Пояснительная записка
Данная программа курса «Проектно-поисковая деятельность» разработана для учащихся 2 класса в рамках реализации внеурочной деятельности согласно ФГОС НО. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств - гибкости ума, терпимости к противоречиям, критичности, наличия своего мнения, коммуникативных качеств. Разработана на основе методического пособия А.И.Савенкова «Методика исследовательского обучения младших школьников». Программа курса позволяет реализовать актуальный в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Главная цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей. Задачи: 1)познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации; 2)мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности; 3)прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями; 4)прививать интерес к исследовательской деятельности. В основе формирования исследовательских умений лежат два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности. Система занятий ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации. Важнейшим приоритетом начального образования является формирование обще-учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребенка. Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальный. Курс «Проектно- исследовательская деятельность» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников. Занятия курса разделены на теоретические и практические. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении имеет отличительные особенности: имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей; в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников; проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся; проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.; проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации; в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы; реализует задачу выявления творческих способностей, одаренности и склонности к различным видам деятельности. Основные принципы программы
- Принцип системности. Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
- Принцип гуманизации. Уважение к личности ребенка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
- Принцип опоры. Учет интересов и потребностей учащихся; опора на них.
- Принцип совместной деятельности детей и взрослых. Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планирование, обсуждение, проведение.
- Принцип обратной связи. Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
- Принцип успешности. Взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношению к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальные достижения. Принцип стимулирования. Включает в себя приемы поощрения и вознаграждения.
II. Условия реализации программы.
Согласно плану внеурочной деятельности МКОУ Бобровская СОШ №1 курс рассчитан на 17часов. (0,5 ч. час в неделю в 2-4-ых классах, 35 учебных недель).
III. Планируемые результаты усвоения обучающимися Воспитательные результаты внеурочной деятельности:
Первый уровень результатов: ребёнок - исследователь от рождения. Его способности обрабатывать поступающий в ходе собственных исследований материал социальных знаний, делать на этой основе выводы и использовать новое знание в своём дальнейшем исследовательском поведении. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями.
Второй уровень результатов: формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура). Получит возможность превращение процесса развития личности ребёнка в процесс саморазвития. Простое природное детское любопытство может трансформироваться в ценнейшее свойство - познавательную потребность. Это успешно происходит в том случае, когда образовательная среда стимулирует эту способность. Причем стимулирование выражается не только в поддержке, но и в противодействии исследовательскому поведению. Ребёнок научится чувствовать и ценить красоту, стать социально-активной личностью, грамотно оформлять и самостоятельно придумывать тему своей творческой работы. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равнопрае взаимодействие учащегося с другими учениками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде. Третий уровень результатов: обучающийся сможет самостоятельно выбирать тему исследования; выделять главное и второстепенное в собранном материале; указывать пути дальнейшего изучения объекта; презентовать свою работу; самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме; реализовывать право на свободный выбор; общаться с людьми разных возрастов; работать в группе, коллективе.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. В результате изучения курса «Проектно-исследовательской деятельность» обучающиеся на ступени начального общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
- получат возможность осознать свое место в мире;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы со средствами ИКТ, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
- узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России - Москву, свой регион и его главный город;
- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно- познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности, неуспешности внеучебной
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
- решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлении,
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно выбирая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
-
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- адекватно использовать коммуникативные (прежде всего - речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Ожидаемые результаты Обучающийся получит возможность узнать:
- основные особенности проведения исследований разных видов;
- методы исследования;
- правила выбора темы и объекта исследования;
- правила успешной презентации работы.
- самостоятельно выбирать тему исследования;
- выделять главное и второстепенное в собранном материале;
- указывать пути дальнейшего изучения объекта;
- презентовать свою работу.
- самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;
- реализовывать право на свободный выбор.
- Обучающийся способен проявлять следующие отношения:
- общаться с людьми разных возрастов;
IV. Содержание курса внеурочной деятельности
2 класс
Что такое исследование? Кто такие исследователи?
Основные методы исследования. Как задавать вопросы?
Коллективная игра-исследование.
Темы проектов:
«Загадки осени» «.Почему некоторые привычки называются вредными?» «Зимний калейдоскоп». «Подарок для мамы» «Мой любимый четвероногий друг»
V. Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности учащихся
№
п/п
Название тем
Содержание занятий
Количество часов
1
Что такое исследование? Кто такие исследователи?
Обучающийся сможет задуматься о том, что такое исследование, его видах и роли в жизни человека; обучающийся сможет высказаться по данной теме, поспорить с одноклассниками о сути новых понятий
1
2
Основные методы исследования. Как задавать вопросы?
Обучающийся сможет назвать основной круг вопросов при проведении исследования, сможет описать и сравнить основные методы исследования, ученики потренируются в определении волнующих проблем при проведении исследования
1
3
Коллективная игра-исследование.
Обучающийся сможет поупражняться в отборе материала по теме исследования, проанализировать игровую ситуацию, высказать свою точку зрения
1
4
Введение в проект
«Загадки осени»
Экскурсия в городской парк
Обучающийся сможет провести наблюдения за сезонными изменениями в природе, установить причинно-следственные связи в окружающем мире
1
5
Викторина
« По дорожкам осени»
Обучающийся в группах сможет проявить личную заинтересованность в подборе информации, методов исследования в тесном сотрудничестве с одноклассниками , родителями, учителем
1
6.
Защита проекта
«Загадки осени»
Творческое представление проекта.
Выводы и результаты
1
7.
Введение в проект
«.Почему некоторые привычки называются вредными?»
Встреча с медицинским работником школы
Обучающийся может найти ответы на непонятные вопросы: способы профилактики инфекционных заболеваний. Понятие «микробы». Прямой и непрямой путь передачи инфекции. Вода - источник жизни и здоровья человека
1
8.
Конкурс рисунков
«В гостях у Мойдодыра»
Поиск необходимой информации в Интернете «О чистоте тела»,
« О вредных привычках замолвите слово»
1
9.
Защита проекта
«.Почему некоторые привычки называются вредными?»
Выпуск информационного бюллетеня
« 10 полезных советов от доктора Воды»
1
10
Введение в проект
«Зимний калейдоскоп».
Выставка рисунков
«Волшебница-зима»
Создание картинной галереи.
Обмен впечатлениями.
Воспроизведение эпизодов русской зимы из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
1
11.
Конкурс чтецов
«Хороша ты, Зимушка-зима!»
Сбор и обработка информации по группам.
Разработка собственного варианта решения проблемы.
1
12.
Защита проекта
«Зимний калейдоскоп»
Рефлексия. Конкурс рисованных фотографий и сочинений.
1
13.
Введение в проект
«Подарок для мамы»
Аналитический опрос одноклассников;
Изучение различных источников информации;
Анализ и обобщение информации;
1
14.
Устный журнал
«Всё я делаю для мамы»
Рассматривание фотографий мам
Знакомство с историей возникновения праздника
Рассматривание выставки книг о мамах
«История возникновения праздника 8 Марта»
Чтение произведений о мамах в домашнем чтении
Составление описательных рассказов «Моя Мама»
Изготовление поздравительной открытки и подарка - букета к празднику
1
15.
Защита проекта
«Подарок для мамы»
Оформление газеты «Моя милая мамочка»
Участие в конкурсе рисунков «Моя мама» на детском портале «Клёпа»
1
16
Введение в проект
«Мой любимый четвероногий друг»
Фотоконкурс « Эти забавные животные»
Обсуждение темы проекта.
Выбор форм и методов реализации проекта
1
17
Защита проекта
«Мой любимый четвероногий друг»
Презентация проекта.
Встреча со специалистом ветеринарной службы.
1
VI. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности
1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Стандарты второго поколения: внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2010. -321 2. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе. 2010, - 5 с. 3. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников. Волгоград: Учитель. 2008.- 126 с. 4. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народниц образование, 2001. 5. Поливанова К.Н. проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. - М.: Просвещение, 2011. - 192с. 6. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2011. - 111с. 7. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.Е.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. - М.: Просвещение, 2011. - 176с. 8. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов. - М.: Просвещение, 2011. - 80с 9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. 10. Е.Г. Новолодская Организация проектной деятельности учащихся // «Начальная школа + до и после». - 2009. - №1. - с 3-6 11. И.С. Хирьянова Информационные технологии и организация учебных проектов в начальной школе// «Начальная школа + до и после». - 2009. - №1. - с 10- 15. 12. Г.В.Скворцова Проект как форма организации самостоятельной деятельности детей//«Начальная школа+до и после». - 2006.- №11. - с 20- 21.
Электронные ресурсы: 1.Большая детская энциклопедия для детей, mirkniq.com/ (09.03.11)
2.Большая детская энциклопедия (6-12 лет), all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaia-delsk.iui ienciklopediia-6-12.html (09.03.11)
3. bookshunt.ru/b120702detskavaenciklopedivaenciklopedivavse obo vsem.5 A Ли!<ум Детская энциклопедия (09.03.11)
4. Почему и потому. Детская энциклопедия, kodqes.ru/dosuq/paqe/147 (09.03.11)