Проектно-исследовательская деятельность. 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Программа «Проектно-исследовательская деятельность учащихся. 2 класс» разработана учителем начальных классов

МКОУ Бобровская СОШ №1

Дегтеревой И.И.


I.Пояснительная записка


Данная программа курса «Проектно-поисковая деятельность» разработана для учащихся 2 класса в рамках реализации внеурочной деятельности согласно ФГОС НО. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств - гибкости ума, терпимости к противоречиям, критичности, наличия своего мнения, коммуникативных качеств. Разработана на основе методического пособия А.И.Савенкова «Методика исследовательского обучения младших школьников». Программа курса позволяет реализовать актуальный в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Главная цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей. Задачи: 1)познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации; 2)мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности; 3)прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями; 4)прививать интерес к исследовательской деятельности. В основе формирования исследовательских умений лежат два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности. Система занятий ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации. Важнейшим приоритетом начального образования является формирование обще-учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребенка. Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальный. Курс «Проектно- исследовательская деятельность» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников. Занятия курса разделены на теоретические и практические. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении имеет отличительные особенности: имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей; в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников; проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся; проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.; проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации; в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы; реализует задачу выявления творческих способностей, одаренности и склонности к различным видам деятельности. Основные принципы программы

  • Принцип системности. Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
  • Принцип гуманизации. Уважение к личности ребенка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
  • Принцип опоры. Учет интересов и потребностей учащихся; опора на них.
  • Принцип совместной деятельности детей и взрослых. Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планирование, обсуждение, проведение.
  • Принцип обратной связи. Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
  • Принцип успешности. Взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношению к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальные достижения. Принцип стимулирования. Включает в себя приемы поощрения и вознаграждения.

II. Условия реализации программы.
Согласно плану внеурочной деятельности МКОУ Бобровская СОШ №1 курс рассчитан на 17часов. (0,5 ч. час в неделю в 2-4-ых классах, 35 учебных недель).

III. Планируемые результаты усвоения обучающимися Воспитательные результаты внеурочной деятельности:
Первый уровень результатов: ребёнок - исследователь от рождения. Его способности обрабатывать поступающий в ходе собственных исследований материал социальных знаний, делать на этой основе выводы и использовать новое знание в своём дальнейшем исследовательском поведении. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями.

Второй уровень результатов: формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура). Получит возможность превращение процесса развития личности ребёнка в процесс саморазвития. Простое природное детское любопытство может трансформироваться в ценнейшее свойство - познавательную потребность. Это успешно происходит в том случае, когда образовательная среда стимулирует эту способность. Причем стимулирование выражается не только в поддержке, но и в противодействии исследовательскому поведению. Ребёнок научится чувствовать и ценить красоту, стать социально-активной личностью, грамотно оформлять и самостоятельно придумывать тему своей творческой работы. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равнопрае взаимодействие учащегося с другими учениками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде. Третий уровень результатов: обучающийся сможет самостоятельно выбирать тему исследования; выделять главное и второстепенное в собранном материале; указывать пути дальнейшего изучения объекта; презентовать свою работу; самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме; реализовывать право на свободный выбор; общаться с людьми разных возрастов; работать в группе, коллективе.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. В результате изучения курса «Проектно-исследовательской деятельность» обучающиеся на ступени начального общего образования:

  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
  • обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;
  • приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
  • получат возможность осознать свое место в мире;
  • познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
  • получат возможность приобрести базовые умения работы со средствами ИКТ, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Обучающиеся получат возможность научиться:
  • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России - Москву, свой регион и его главный город;
  • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы:
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Обучающийся получит возможность для формирования:
  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно- познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности, неуспешности внеучебной
деятельности;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия
Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится:
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
  • решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится:
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлении,
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Обучающийся получит возможность научиться:
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно выбирая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится:
  • адекватно использовать коммуникативные (прежде всего - речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Ожидаемые результаты Обучающийся получит возможность узнать:
  • основные особенности проведения исследований разных видов;
  • методы исследования;
  • правила выбора темы и объекта исследования;
  • правила успешной презентации работы.
Обучающийся научится:
  • самостоятельно выбирать тему исследования;
  • выделять главное и второстепенное в собранном материале;
  • указывать пути дальнейшего изучения объекта;
  • презентовать свою работу.
Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
  • самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;
  • реализовывать право на свободный выбор.
  • Обучающийся способен проявлять следующие отношения:
  • общаться с людьми разных возрастов;
-работать в группе, коллективе;

IV. Содержание курса внеурочной деятельности


2 класс

Что такое исследование? Кто такие исследователи?

Основные методы исследования. Как задавать вопросы?

Коллективная игра-исследование.

Темы проектов:

«Загадки осени» «.Почему некоторые привычки называются вредными?» «Зимний калейдоскоп». «Подарок для мамы» «Мой любимый четвероногий друг»






























V. Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности учащихся


п/п

Название тем

Содержание занятий

Количество часов

1

Что такое исследование? Кто такие исследователи?

Обучающийся сможет задуматься о том, что такое исследование, его видах и роли в жизни человека; обучающийся сможет высказаться по данной теме, поспорить с одноклассниками о сути новых понятий

1

2

Основные методы исследования. Как задавать вопросы?

Обучающийся сможет назвать основной круг вопросов при проведении исследования, сможет описать и сравнить основные методы исследования, ученики потренируются в определении волнующих проблем при проведении исследования

1

3

Коллективная игра-исследование.

Обучающийся сможет поупражняться в отборе материала по теме исследования, проанализировать игровую ситуацию, высказать свою точку зрения

1

4

Введение в проект

«Загадки осени»

Экскурсия в городской парк

Обучающийся сможет провести наблюдения за сезонными изменениями в природе, установить причинно-следственные связи в окружающем мире


1

5

Викторина

« По дорожкам осени»

Обучающийся в группах сможет проявить личную заинтересованность в подборе информации, методов исследования в тесном сотрудничестве с одноклассниками , родителями, учителем

1


6.

Защита проекта

«Загадки осени»


Творческое представление проекта.

Выводы и результаты


1



7.


Введение в проект

«.Почему некоторые привычки называются вредными?»

Встреча с медицинским работником школы



Обучающийся может найти ответы на непонятные вопросы: способы профилактики инфекционных заболеваний. Понятие «микробы». Прямой и непрямой путь передачи инфекции. Вода - источник жизни и здоровья человека


1



8.


Конкурс рисунков

«В гостях у Мойдодыра»

Поиск необходимой информации в Интернете «О чистоте тела»,

« О вредных привычках замолвите слово»




1

9.


Защита проекта

«.Почему некоторые привычки называются вредными?»




Выпуск информационного бюллетеня

« 10 полезных советов от доктора Воды»


1


10


Введение в проект

«Зимний калейдоскоп».

Выставка рисунков

«Волшебница-зима»

Создание картинной галереи.

Обмен впечатлениями.

Воспроизведение эпизодов русской зимы из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»





1



11.



Конкурс чтецов

«Хороша ты, Зимушка-зима!»


Сбор и обработка информации по группам.

Разработка собственного варианта решения проблемы.





1

12.


Защита проекта

«Зимний калейдоскоп»



Рефлексия. Конкурс рисованных фотографий и сочинений.




1

13.


Введение в проект

«Подарок для мамы»

Аналитический опрос одноклассников;

Изучение различных источников информации;

Анализ и обобщение информации;




1


14.


Устный журнал

«Всё я делаю для мамы»

Рассматривание фотографий мам

Знакомство с историей возникновения праздника

Рассматривание выставки книг о мамах

«История возникновения праздника 8 Марта»

Чтение произведений о мамах в домашнем чтении

Составление описательных рассказов «Моя Мама»

Изготовление поздравительной открытки и подарка - букета к празднику




1


15.


Защита проекта

«Подарок для мамы»

Оформление газеты «Моя милая мамочка»

Участие в конкурсе рисунков «Моя мама» на детском портале «Клёпа»


1

16


Введение в проект

«Мой любимый четвероногий друг»

Фотоконкурс « Эти забавные животные»



Обсуждение темы проекта.

Выбор форм и методов реализации проекта




1


17

Защита проекта

«Мой любимый четвероногий друг»



Презентация проекта.

Встреча со специалистом ветеринарной службы.




1




VI. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности
1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Стандарты второго поколения: внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2010. -321 2. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе. 2010, - 5 с. 3. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников. Волгоград: Учитель. 2008.- 126 с. 4. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народниц образование, 2001. 5. Поливанова К.Н. проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. - М.: Просвещение, 2011. - 192с. 6. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2011. - 111с. 7. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.Е.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. - М.: Просвещение, 2011. - 176с. 8. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов. - М.: Просвещение, 2011. - 80с 9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. 10. Е.Г. Новолодская Организация проектной деятельности учащихся // «Начальная школа + до и после». - 2009. - №1. - с 3-6 11. И.С. Хирьянова Информационные технологии и организация учебных проектов в начальной школе// «Начальная школа + до и после». - 2009. - №1. - с 10- 15. 12. Г.В.Скворцова Проект как форма организации самостоятельной деятельности детей//«Начальная школа+до и после». - 2006.- №11. - с 20- 21.
Электронные ресурсы: 1.Большая детская энциклопедия для детей, mirkniq.com/ (09.03.11)
2.Большая детская энциклопедия (6-12 лет), all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaia-delsk.iui ienciklopediia-6-12.html (09.03.11)
3. bookshunt.ru/b120702detskavaenciklopedivaenciklopedivavse obo vsem.5 A Ли!<ум Детская энциклопедия (09.03.11)
4. Почему и потому. Детская энциклопедия, kodqes.ru/dosuq/paqe/147 (09.03.11)







© 2010-2022