- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок музыки Музыка о войне и на войне. VII симфония Д. Д. Шостаковича
Урок музыки Музыка о войне и на войне. VII симфония Д. Д. Шостаковича
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Хмелёва Ю.А. |
Дата | 26.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Ход урока.
Этап урока,
виды работ
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД I. Организационный этап 1. Приветствие 2. Представление 3.Проверка готовности рабочего места
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. - Меня зовут Юлия Андреевна, сегодня урок музыки у вас проведу я.
- Наведите порядок на рабочем месте, приготовьте все необходимое к уроку.
Приветствие учителя, друг друга.
Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. 1. Воспроизведение песни «Священная война» А. Александрова, сл. В. Лебедева - Кумача 2. Беседа о роли метронома в блокадном Ленинграде 3. Рассказ о создании «Ленинградской» симфонии
- Произведение, которое сейчас прозвучит, я выбрала эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку. Ваша задача: прослушать музыку, определить характер, сформулировать тему урока. А возможно, вы назовете авторов и название произведения.
Звучит 1 куплет песни «Священная война» А. Александрова, сл. В. Лебедева - Кумача.
- Что вы почувствовали, слушая эту музыку? - Проанализируйте характер этой песни: как она может воздействовать на человека? - Это песня - призыв, зовущая в бой, поднимающая за собой бойцов: мужчин, женщин, стариков, детей. - Как бы вы сформулировали тему урока? - Тема нашего урока «Музыка о войне и на войне». - Как вы думаете, какую роль играли песни на войне?
- Мы сегодня говорим о песнях, которые прошли с нашими дедами и прадедами через самые суровые испытания - войной. Песня быстрее всех других музыкальных жанров вошла в будни войны, стала частью жизни фронта и тыла. Она вливала новые силы в уставших бойцов, вдохновляла в бою. Она помогала с достоинством принять неизбежную смерть. - Какие вы знаете песни о войне?
- Посмотрите на предмет, который я держу в руках. Кто знает, что это? - Верно, это метроном. Послушайте музыку метронома. - Звук метронома был как биение сердца страны. - Какая музыка, по вашему мнению, звучала в момент тревоги? - А в то время, когда всё было спокойно? - Сегодня мы с вами прослушаем отрывок из «Ленинградской» симфонии «Эпизод нашествия». - Симфония-это большой музыкальное произведение для оркестра. - 1941 год. Началась Вов. В осажденном немцами городе Ленинграде композитор Дмитрий Шостакович создает свою знаменитую симфонию №7. - Симфония призывала к борьбе за Родину и победе над врагом. Композитор посвятил её своему родному городу, героическим людям, выстоявшим в блокадные дни, и назвал её «Ленинградской». - Определите задачи урока для себя. - Как правильно слушать музыку? - Молодцы.
Слушание песни «Священная война».
п/о Призыв на борьбу.
п/о Ставит на 1 место патриотизм, вселяет веру.
п/о Песни о войне.
п/о Они отображали настроение человека, его радость и боль, призывали к борьбе и подвигу, передавали мечту о мире и любви.
п/о «Землянка», «Катюша», «Темная ночь», «Синий платочек».
п/о Метроном.
п/о Быстрый ритм.
п/о Медленный ритм.
Слушание учителя.
Продолжение предложения: Сегодня я хочу … (научиться, понять, узнать). Р1, Р2, П1-3, К1, К2. III. Решение проблемы 1. Воспроизведение отрывка из «Ленинградской» симфонии, «Эпизод нашествия» 1 ч., её анализ 2. Рассказ о «Ленинградской» симфони
Звучит отрывок из «Ленинградской» симфонии, «Эпизод нашествия» 1 ч.
- Каков характер музыки? - Как вы думаете кому могла принадлежать эта музыка, защитникам или агрессорам? - Почему Дмитрий Шостокович назвал симфонию «Ленинградской»? - Симфонию композитор писал во время блокады. Собирали музыкантов филармонии, которые выжили в суровую зиму на репетиции. Войска Ленинградского фронта получили строгий приказ чтобы во время исполнения симфонии ни одна бомба не попала на город. Летчики и артиллеристы выполнили этот приказ, а саму симфонию транслировали по радио на весь мир. Доказательство того, город жив и ленинградцы не сломлены.
п/о Боевой, призыв. п/о Защитникам.
п/о Композитор посвятил её своему родному городу. Слушание учителя.
П1, П3, К1, К2. IV. Первичное закрепление
- Посмотрите внимательно на фотографии. Что в них необычного?
- Верно. В одной половине блокадный Ленинград, а в другой город в нынешнее время. - Что вы видите на этих фотографиях?
- Вы правильно все говорили. То действительно было тяжелое время, но люди не сдавались и поэтому победили. п/о Это совмещенные фотографии Ленинграда в годы блокады и в настоящее время.
п/о Люди умирают, столпотворение. Солдаты готовятся к бою. Батальон солдат идет зимой на бой. Люди с матрацами уходят из разрушенного бомбой здания. Дети и взрослые набирают воду из реки. Кусок хлеба. Дмитрий Шостокович. Бомба упала на улицу города. Симфония № 7. Афиша концерта. Р2, П1, П3, К1, К2. V.Организация самостоятельной работы
- Сейчас сформулируйте 3-4 предложения на тему: «Можно ли считать эту музыку современной»? Если да, то приведите примеры. Составление предложений. П1-3, К2. VI. Информация о домашнем задании - Дома вы должны будете сделать иллюстрацию к одной песне о войне. Записывание домашнего задания.
VII. Рефлексия учебной деятельности
- Сейчас мы с вами споем песню «Прадедушка», ведь именно наши прадеды подарили нам чистое небо над головой.
Звучит минус песни «Прадедушка».
- Подводя итог, я бы хотела, чтобы вы не только знали о силе искусства, о музыке, посвященной блокадному Ленинграду, но и пожелать вам, чтобы эта музыка звучала в нашей жизни только как память о тех далеких событиях и никогда не была посвящена событиям, произошедшим в нашем будущем. - Мы с вами должны чтить память о тех, кто не жалея отдал за нас свою жизнь. Это не только солдаты, которые сражались на передовых, но и партизаны, труженики тыла. Пока мы помним их подвиг, никто не посмеет переписать историю войны. - У вас на партах лежат цветные кружки.
зелёный кружок - мне на уроке было легко и у меня все получалось;
жёлтый - все получилось, но испытывал затруднения; красный - у меня ничего сегодня не получалось и испытывал трудности - Оцените свою работу на уроке.
- Спасибо вам за урок. До свидания!
Пение песни «Прадедушка». П2, П3, К1, К2.