Урок музыки Музыка о войне и на войне. VII симфония Д. Д. Шостаковича

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема Музыка о войне и на войне. VII симфония Д.Д. Шостаковича. Цели урока: 1. Образовательные: познакомить учащихся с творчеством Д.Д. Шостаковича на примере «Ленинградской симфонии». 2. Развивающие: развитие интереса к классической музыке; развитие умения анализировать музыкальные произведения; формирование эмоционально-образного мышления в процессе восприятия музыки. 3. Воспитательные: воспитание патриотических чувств; воспитание культуры слушания классической музыки. Тип урока - урок освоения новых знаний и способов действий Универсальные учебные действия: Регулятивные 1. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя; 2. Принимать учебную задачу, поставленную учителем. Познавательные 1. Проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям. 2. Рефлексия способов и условий действий. 3. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Коммуникативные 1. Отвечать на поставленные учителем вопросы; 2. Использовать в речи небольшие монологические высказывания. Планируемые результаты: 1. Предметные - формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; - формирование общего представления о музыкальной картине мира. 2. Личностные - развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками. - развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. 3. Метапредметные - понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение, оценивать результат своего труда. Ресурсы: 1. Основные: УМК «Планета знаний», «Музыка» Т.И. Бакланова. 2. Дополнительные: презентация, сигнальные карточки.

Ход урока.

Этап урока,

виды работ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД I. Организационный этап 1. Приветствие 2. Представление 3.Проверка готовности рабочего места

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. - Меня зовут Юлия Андреевна, сегодня урок музыки у вас проведу я.

- Наведите порядок на рабочем месте, приготовьте все необходимое к уроку.
Приветствие учителя, друг друга.


Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. 1. Воспроизведение песни «Священная война» А. Александрова, сл. В. Лебедева - Кумача 2. Беседа о роли метронома в блокадном Ленинграде 3. Рассказ о создании «Ленинградской» симфонии
- Произведение, которое сейчас прозвучит, я выбрала эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку. Ваша задача: прослушать музыку, определить характер, сформулировать тему урока. А возможно, вы назовете авторов и название произведения.
Звучит 1 куплет песни «Священная война» А. Александрова, сл. В. Лебедева - Кумача.
- Что вы почувствовали, слушая эту музыку? - Проанализируйте характер этой песни: как она может воздействовать на человека? - Это песня - призыв, зовущая в бой, поднимающая за собой бойцов: мужчин, женщин, стариков, детей. - Как бы вы сформулировали тему урока? - Тема нашего урока «Музыка о войне и на войне». - Как вы думаете, какую роль играли песни на войне?

- Мы сегодня говорим о песнях, которые прошли с нашими дедами и прадедами через самые суровые испытания - войной. Песня быстрее всех других музыкальных жанров вошла в будни войны, стала частью жизни фронта и тыла. Она вливала новые силы в уставших бойцов, вдохновляла в бою. Она помогала с достоинством принять неизбежную смерть. - Какие вы знаете песни о войне?
- Посмотрите на предмет, который я держу в руках. Кто знает, что это? - Верно, это метроном. Послушайте музыку метронома. - Звук метронома был как биение сердца страны. - Какая музыка, по вашему мнению, звучала в момент тревоги? - А в то время, когда всё было спокойно? - Сегодня мы с вами прослушаем отрывок из «Ленинградской» симфонии «Эпизод нашествия». - Симфония-это большой музыкальное произведение для оркестра. - 1941 год. Началась Вов. В осажденном немцами городе Ленинграде композитор Дмитрий Шостакович создает свою знаменитую симфонию №7. - Симфония призывала к борьбе за Родину и победе над врагом. Композитор посвятил её своему родному городу, героическим людям, выстоявшим в блокадные дни, и назвал её «Ленинградской». - Определите задачи урока для себя. - Как правильно слушать музыку? - Молодцы.

Слушание песни «Священная война».

п/о Призыв на борьбу.

п/о Ставит на 1 место патриотизм, вселяет веру.

п/о Песни о войне.

п/о Они отображали настроение человека, его радость и боль, призывали к борьбе и подвигу, передавали мечту о мире и любви.


п/о «Землянка», «Катюша», «Темная ночь», «Синий платочек».

п/о Метроном.

п/о Быстрый ритм.

п/о Медленный ритм.

Слушание учителя.


Продолжение предложения: Сегодня я хочу … (научиться, понять, узнать). Р1, Р2, П1-3, К1, К2. III. Решение проблемы 1. Воспроизведение отрывка из «Ленинградской» симфонии, «Эпизод нашествия» 1 ч., её анализ 2. Рассказ о «Ленинградской» симфони
Звучит отрывок из «Ленинградской» симфонии, «Эпизод нашествия» 1 ч.
- Каков характер музыки? - Как вы думаете кому могла принадлежать эта музыка, защитникам или агрессорам? - Почему Дмитрий Шостокович назвал симфонию «Ленинградской»? - Симфонию композитор писал во время блокады. Собирали музыкантов филармонии, которые выжили в суровую зиму на репетиции. Войска Ленинградского фронта получили строгий приказ чтобы во время исполнения симфонии ни одна бомба не попала на город. Летчики и артиллеристы выполнили этот приказ, а саму симфонию транслировали по радио на весь мир. Доказательство того, город жив и ленинградцы не сломлены.


п/о Боевой, призыв. п/о Защитникам.





п/о Композитор посвятил её своему родному городу. Слушание учителя.





П1, П3, К1, К2. IV. Первичное закрепление

- Посмотрите внимательно на фотографии. Что в них необычного?
- Верно. В одной половине блокадный Ленинград, а в другой город в нынешнее время. - Что вы видите на этих фотографиях?







- Вы правильно все говорили. То действительно было тяжелое время, но люди не сдавались и поэтому победили. п/о Это совмещенные фотографии Ленинграда в годы блокады и в настоящее время.


п/о Люди умирают, столпотворение. Солдаты готовятся к бою. Батальон солдат идет зимой на бой. Люди с матрацами уходят из разрушенного бомбой здания. Дети и взрослые набирают воду из реки. Кусок хлеба. Дмитрий Шостокович. Бомба упала на улицу города. Симфония № 7. Афиша концерта. Р2, П1, П3, К1, К2. V.Организация самостоятельной работы
- Сейчас сформулируйте 3-4 предложения на тему: «Можно ли считать эту музыку современной»? Если да, то приведите примеры. Составление предложений. П1-3, К2. VI. Информация о домашнем задании - Дома вы должны будете сделать иллюстрацию к одной песне о войне. Записывание домашнего задания.
VII. Рефлексия учебной деятельности
- Сейчас мы с вами споем песню «Прадедушка», ведь именно наши прадеды подарили нам чистое небо над головой.
Звучит минус песни «Прадедушка».
- Подводя итог, я бы хотела, чтобы вы не только знали о силе искусства, о музыке, посвященной блокадному Ленинграду, но и пожелать вам, чтобы эта музыка звучала в нашей жизни только как память о тех далеких событиях и никогда не была посвящена событиям, произошедшим в нашем будущем. - Мы с вами должны чтить память о тех, кто не жалея отдал за нас свою жизнь. Это не только солдаты, которые сражались на передовых, но и партизаны, труженики тыла. Пока мы помним их подвиг, никто не посмеет переписать историю войны. - У вас на партах лежат цветные кружки.

зелёный кружок - мне на уроке было легко и у меня все получалось;

жёлтый - все получилось, но испытывал затруднения; красный - у меня ничего сегодня не получалось и испытывал трудности - Оцените свою работу на уроке.

- Спасибо вам за урок. До свидания!



Пение песни «Прадедушка». П2, П3, К1, К2.


© 2010-2022