Конспект по Окружающему миру 2 класс Красная книга

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конструкт урока «Окружающего мира»

ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»

студентки группы 46

по специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Тарасовой Ольги Александровны

Дата: 18.11.15

ОУ: МБОУ № 27

Класс: 2 «б»

Программа: «Школа России»

ФИО учителя класса: Бекмансурова Альмира Ануровна

ФИО методиста: Казанцева Людмила Валерьевна Отметка_______ Подпись_______________

Тема урока: «Красная книга»

Тип урока: Урок освоения новых знаний и способов действий

Цель: Познакомить детей с «Красной книгой», с причинами возникновения и назначением Красной книги, воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемый результат:

Личностный: имеют представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через бережное отношение к растениям, животным, окружающим людям.

Метапредметный: демонстрируют волевую саморегуляцию, контроль, коррекцию, оценку; осуществляют поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели, извлекают необходимую информацию, умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, анализируют, синтезируют; умеют с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Предметный: имеют представление о Красной книге, о ее возникновении и назначении, умеют оценивать отношение людей к окружающему миру.

Задачи:

Воспитательная: формировать ответственность за свои поступки на основе понимания их последствий бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям.

Развивающая: развивать регулятивные УУД (волевая саморегуляция, контроль, оценка, формирование умения планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей); познавательные УУД (освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, анализ, синтез, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания); коммуникативные (умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.).

Образовательная: формировать представление о Красной книге, познакомить с причинами возникновения книги и ее назначении, умение оценивать отношение людей к окружающему миру.

Принципы обучения:

Принципы обучения и воспитания:

Принцип деятельности

Принцип целостности

Принцип психологической комфортности

Принцип вариативности

Принцип творчества

Принцип минимакса

Принципы воспитания:

  • воспитание через взаимодействие

  • создание положительного эмоционального подъема

Методы обучения:

  • По источнику получения знаний:

  • Словесные (объяснение, беседа, работа с книгой)

  • По дидактическим целям:

  • Наглядные (демонстрация, иллюстрация)

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная

Оборудование: проектор

Индивидуальное: учебник, рабочая тетрадь

Демонстрационное: презентация, Красная книга

Информационные источники:

  1. ФГОС НОО: текст с изм. И доп. На 2011 год/ Министерство и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение,2011.

  2. Программа Школа России. Учебник. Окружающий мир. 2 класс. 1 часть. Плешаков А. А.

  3. Рабочая тетрадь. Окружающий мир. Плешаков А. А. 2 класс. 1 часть.

Интернет источники:

  1. nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/07/03/urok-okruzhayushchego-mira-vo-2-klasse-puteshestvie

  2. nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/03/06/konspekt-uroka-po-okruzhayushchemu-miru-vo-2-klasse

  3. festival.1september.ru/articles/606870/

Структура (план) урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

  2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

  3. Решение проблемы.

  4. Первичное закрепление.

  5. Организация самостоятельной работы.

  6. Рефлексия учебной деятельности.


Ход урока:

Этап, задача этапа

Методы и приемы

Деятельность учителя и детей

Планируемый результат

1. Мотивация к учебной деятельности.

Задача: Мотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку

По источнику изложения учебного материала:

Словесный.

-Здравствуйте, ребята.

-Я очень рада видеть вас.

-Меня зовут Ольга Александровна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

-Садитесь.

-Уберите пожалуйста все лишнее с парт, оставьте только учебник и рабочую тетрадь и пенал.

Проявляют регулятивные УУД (волевая саморегуляция), коммуникативные УУД (умение слушать)

2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

Задача: Совместно с детьми сформулировать тему и цели урока через проблемную ситуацию.

По источнику получения знаний: словесные (беседа, работа с книгой), наглядные (иллюстрации).

-Ребята, для того, чтобы узнать, чему будет посвящен наш урок, отгадайте пожалуйста мои загадки.

-А чтобы нам потом было легче узнать тему урока и не забыть наши ответы, я попрошу Мишу выйти к доске и записывать ответы.

-Итак, ребята, вот моя первая загадка, слушайте внимательно:

СЛАЙД

Говорила мама Боре:

- Не пойдем сейчас - опасно!

Потому, что в светофоре

Не зеленый свет, а ...


Ответ: Красный


-Молодцы ребята, Миша, записывай слово - красный.

-А, вы, ребята, слушайте вторую загадку:

СЛАЙД

Я всё знаю, всех учу,

А сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Нужно грамоте учиться.


Ответ: Книга


-Миша, записывай второе слово рядом с первым, слово книга.

-Спасибо, Миша, садись.

-Ребята, прочитайте еще раз слова про себя.

-И скажите, какой будет тема нашего урока? (Красная книга)

-Правильно, ребята, темой нашего урока будет «Красная книга».

СЛАЙД

-Какие задачи мы можем с вами поставить на данный урок?

-А сейчас давайте откроем учебник на странице 88 и посмотрим, что нам предлагает сегодня узнать Муравейка.

-Давайте будем читать по одному, начиная с первого ряда, читаем по одному предложению.

Узнаем, что такое Красная книга, какие растения и животные в нее внесены. Подумаем, почему они попали в Красную книгу, как их охранять. Будем учиться находить нужную нам информацию в учебнике и дополнительной литературе.

-Ребята как вы поняли какие задачи нам предлагает Муравейка?

1) Узнаем, что такое Красная книга.

2) Выясним, какие растения и животные в нее занесены.

3) Подумаем почему они попали в Красную книгу.

4) Подумаем, как их охранять.

СЛАЙД

- Эти 4 задачи мы сегодня с вами попробуем решить.

-Я попрошу Мишу следить за тем, как мы будем выполнять задачи.

-Когда мы ответим на одну из задач, то я прошу тебя, Миша, выходить и перемещать задачи вверх.

(Задачи будут зафиксированы на доске)

Проявляют регулятивные УУД (контроль, оценка, волевая саморегуляция), познавательные УУД (логические - анализ, сравнение, обобщение, формулирование проблемы), коммуникативные УУД (умение строить речевое высказывание).

3.Решение проблемы.

Задача: Найти решение проблемы, решить задачи, поставленные в начале урока




По источнику изложения учебного материала: Словесный (беседа, рассказ), наглядный (демонстрация). Методы развития познавательного интереса:

Формирование готовности к восприятию, стимулирование занимательным содержанием.

-Итак, с чего мы с вами начнем? (С первой задачи)

-А вы знаете, когда и почему появилась эта книга?

СЛАЙД

-В1948 году в небольшом городке Фонтембло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов. Его главной задачей было выявление видов животных, а позднее растений, которые находились на грани исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека.

Тогда была образована комиссия службы спасения. Эта комиссии составила мировой список с пояснениями, в который входили животные и растения, находившиеся на грани исчезновения, и редкие виды. В этом списке нужно было указать причину такого состояния. И ученые решили назвать этот список Красной книгой.

- Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не желтой, синей? (Красный цвет - сигнал опасности. Он как бы призывает всех людей: Растения и животные в беде!! Помогите им!)

-Как вы думаете почему многие животные и растения попали в Красную книгу? (Многие вымерли, многие находятся на грани вымирания, для того чтобы знать какие были виды животных и растения и которые нужно охранять).

-Как вы думаете, о чем нас может информировать Красная книга? (Какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что то или иное животное, растение в беде. Его надо охранять.)

СЛАЙД

-Красная книга - не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях. Составление первого варианта Красной книги потребовало 14 лет. Позднее она ещё раз издавалась заново.

-Как вы думаете, почему Красная книга издавалась заново? (Появились новые виды животных и растений, которые находятся на грани исчезновения.)

СЛАЙД

-Как вы думаете, для чего нам нужна Красная книга?

Красная книга содержит сведения о редких, исчезающих растениях и животных.

-Откройте рабочую тетрадь на странице 60, и посмотрите первое задание.

-Ребята, для того чтобы вам лучше запомнилось что же такое Красная книга, вам нужно дополнить определение что такое Красная книга.

-Для этого вам в помощь на слайде есть определение.

СЛАЙД

Красная книга содержит сведения о редких, исчезающих растениях и животных

-Прочитайте, какое предложение у вас получилось?

-Хорошо, сейчас закройте рабочие тетради и отложите их в сторону.

Проявляют регулятивные УУД (контроль, волевая саморегуляция, планирование, коррекция), познавательные УУД (общеучебные - умение структурировать знания, моделирование, рефлексия способов действия; логические - анализ, синтез, обобщение, построение логической цепи рассуждения), коммуникативные УУД (умение строить речевое высказывание)

4. Первичное закрепление.

Задача:

Закрепить изучений материал

По источнику изложения учебного материала: Словесный (беседа, рассказ, работа с книгой), наглядный (демонстрация).

Методы развития познавательного интереса:формирование готовности к восприятию, стимулирование занимательным содержанием.

-Давайте рассмотрим книгу.

-Подойдите все ко мне. У меня в руках Красная книга России.

-Обратите внимание, как оформлена книга.

-Посмотрите, в начале есть содержание, которое учитывает классификацию животных и растений.

-Посмотрите, что тут есть. (Животные и растения)

-Посмотрите, какая важная информация содержится в книге. Вася, прочитай. (Почему данное животное занесено в Красную книгу)

-Также в книге рассказывается, где обитают редкие животные, какой у них образ жизни и биология.

-А также представлены интересные факты об этих животных.

-Так же построен материал о растениях.

-А, сейчас присаживайтесь, пожалуйста.

-Сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми животными и растениями из Красной книги, которые представлены в учебнике.

-Откройте учебник на странице 88.

-Прочитайте про себя про венерин башмачок.

-Есть еще одна удивительная особенность - пахнет венерин башмачок ванилином. Большой желтый цветок неправильной формы «со вздутой губой» похож на башмак.

-Давайте с вами рассмотрим его на рисунке 1.

СЛАЙД

-Листья у венерина башмачка длинные и пушистые, стебель тоже пушистый, но не высокий. Плод - коробочка, семена очень мелкие, в одной коробочке их несколько десятков тысяч.

-Плохо конкурирующий с другими растениями башмачок обзавелся единственным средством защиты - едким и ядовитым соком. Его поэтому обходят травоядные животные.

-Для человека башмачок безопасен, даже используется как лекарственное средство.

-Как вы поняли, ребята, по какой причине венерин башмачок занесен в Красную книгу? (Его часто используют в леченых целях)

-Сейчас, Дима, прочитает вслух нам про лотос.

-Давайте рассмотрим его на рисунке 2.

СЛАЙД

-Его особенность в том, что этот цветок всегда остается чистым в любой ситуации.

-Даже если его обмакнуть в грязь, он все равно останется чистым. Это все из-за того, что на его лепестках есть шероховатая поверхность.

-Также данный цветок использовали в лечебных целях, а еще его употребляли в пищу.

-Как вы поняли, почему лотос занесен в Красную книгу? По какой причине?

-Сейчас, Коля, прочитает нам про женьшень.

-Давайте рассмотрим его на рисунке 3.

СЛАЙД

-Посмотрите корень женьшеня очень похож на человека, посмотрите на его форму, и подумайте почему. (Вверху как бы «шапка» корня женьшеня в нижней части разделяется на два отростка - подобие «ног», верхняя часть как бы «руки» растения)

-Эти ценнейшие растения люди очень часто употребляют для создания лекарств, а так же добавляют в пищу.

-Как вы поняли, что является главной причиной вымирания этих растений? (Человек, употребление их в своих целях…)

-А сейчас прочитайте про животных.

-Сначала прочитайте про дровосека реликтового.

-Жуков-Дровосеков легко узнать по длинным усам, из-за которых их иногда называют усачами. Также они малоподвижны и ленивы.

-Давайте рассмотрим его на рисунке 4.

СЛАЙД

-Основными проблемами сокращения жука являются массовые вырубки леса, санитарная «чистка» лесов.

-Сейчас прочитайте про белого журавля.

-Жизнь его связанна с водой. Они предпочитают жить в тундре или лесотундре в сильно увлажненных местах, это могут быть озера, болота. В дикой природе белый журавль живет около 80 лет.

-Давайте рассмотрим его на рисунке 5.

СЛАЙД

-Посмотрите какое длинное тело у него, длинная и тонкая шея и маленькая голова.

-И прочитайте про последнего животного это зубр.

-Не смотря на мощное телосложение, зубр легко и быстро передвигается по лесу, по глубокому снегу. Широкая канава или высокая изгородь для него не преграда. Зубр ловко перепрыгнет через препятствие.

-Давайте рассмотрим его на рисунке 6

СЛАЙД

-Еще с давних времен зубр считался ценным животным. На него часто охотились. И из-за этого стало сокращаться численность зубров. Но в настоящее время созданы специальные зоопарки, питомники, заказник, где созданы все условия для сохранения и размножения зубров.

-Ребята, как вы поняли почему вымирают животные? По чей вине?

-Ребята, а сейчас мы с вами рассмотрим некоторые растения и животные, внесенные в Красную книгу России.

СЛАЙД

а) мак лапландский, касатик гладкий, береза Шмидта, кувшинка, пион тонколистный, колокольчик осетинский, чилим-водяной орех, самшит колхидский.

-Знаете ли вы, что у кувшинок листья не возвышаются над водой, как у лотоса, а плавают по поверхности. В России белую кувшинку звали водяной розой или белой лилией. Многие считают этот цветок самым красивым в нашей местности. Это один из самых крупных цветков наших мест. Еще недавно во многих озёрах и прудах можно было наблюдать утреннее появление кувшинок из воды. С начала из глубины поднимался большой бутон, затем он превращался в прекрасный белый цветок. Бутоны всплывали перед восходом солнца, а раскрывались с первыми лучами солнца. Когда солнце заходило, цветы кувшинок закрывались и опускались в воду до утра. Сейчас увидеть кувшинку нелегко. Их безжалостно срывали. Но эти цветы не могут стоять в вазе. У них длинная ножка, так как растения пускают корни на глубину до 4-5 метров. Оборванный цветок теряет упругость, и не будет стоять в вазе. Сорвав и выбросив его, люди губят не только цветок, но и его потомство. После цветения кувшинка опускается в воду, где у нее созревает плод, семена которого выплывут и упадут на дно.

-Давайте познакомимся с некоторыми редкими животными, которые занесены в Красную книгу России.

б) степная дыбка, кавказская крестовка, жук-олень, степной орел, черноморская афалина, сахалинский осётр, соболь.

СЛАЙД

-Ребята, давайте с вами подумаем, как можно сохранить многие растения и животные?

-Что нужно для этого делать?

-А, что нельзя делать?

Проявляют регулятивные УУД (волевая саморегуляция);

познавательные УУД (логические - анализ, построение логической цепи рассуждения);

коммуникативные УУД (умение строить речевое высказывание)

Физминутка

Задача: Снять напряжение, увеличить продуктивность работы через смену видов деятельности.

Музыкальная физминутка

5. Организация самостоятельной работы (само- и взаимопроверка по эталону).

Задача:организовать самостоятельную деятельность с помощью рисования цветов

По источнику изложения учебного материала: Словесный (беседа, рассказ), наглядный (демонстрация). Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию, стимулирование занимательным содержанием.

-Сейчас я проверю, каких животных и какие растения вы запомнили, а для этого, я предлагаю вам решить кроссворд.

-Сейчас я раздам вам листы с кроссвордом, а вы на обратной стороне листа напишите свое имя и фамилию.

1) Какой самый крупный жук нашей страны? (дровосек)

2) У какого растения цветки напоминают башмачки? (Венерин)

3) Какое большое животное живет в лесу похожее на корову? (зубр)

4) Какое растение всегда остается чистым? (лотос)

5) Как по-другому можно назвать белого журавля? (стерх)

-А сейчас поменяйтесь кроссвордами с соседом по парте, и проверьте, правильно ли он его решил.

-Если ответ правильные рядом с ним ставьте плюс, если нет то минус.

-Кому не понятно, что нужно будет делать?

-Можете приступать проверять.

-Правильные ответы есть на слайде.

СЛАЙД

Регулятивные УУД

(контролируют корректируют результаты своей работы, планируют умственные и практические действия)

6.Информация о домашнем задании

По источнику получения знаний:

-словесные объяснение.

-Сейчас откройте пожалуйста свои дневники и запишите домашнее задание.

-Вам нужно будет создать собственную Красную книгу.

-И в ней сообщение о любом исчезающем растении или животном.

-Подойдите ко мне я вам покажу примеры, как можно сделать Красную книгу.

7. Рефлексия учебной деятельности (предметные, метапредметные и личностные результаты).

Задача: оценить деятельность детей на уроке и подвести урок

По источнику получения знаний:

-словесные беседа.

-Наш урок и подходит к концу.

-Что мы изучили на уроке?

-Что нового узнали?

-Как вы поняли для чего была создана Красная книга?

-По чьей вине многие виды попали в Красную книгу? (По вине человека)

-Помните, что беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Их жизнь часто зависит от вас и вашего поведения в природе!

-Вы сегодня все молодцы, спасибо вам за урок, мне понравилось с вами работать.

-Ребята, спасибо за урок. До свидания

Проявляют регулятивные УУД (контроль, оценка, волевая саморегуляция);

познавательные УУД (общеучебные - умение структурировать знания, рефлексия, логические - анализ, сравнение, синтез, обобщение)


© 2010-2022