Урок литературного чтения «Образ человека в художественном творчестве» (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

o-detstve.ru Портал «О детстве»

Разработка урока литературного чтения

по теме «Образ человека в художественном творчестве»


Составитель учитель начальных классов 1 категории

МОУ « Милославская СОШ» Евдокимова А.Н.


При работе с мини-проектом «Литература - искусство слова» дети знакомятся с опытом социального проекта: им необходимо найти художественный и смысловой образ для слов: учитель, ученик, школа, я. Данный вид проекта входит в работы детей «Страничка в учебник литературы», где они пытаются создать «портрет» современника, для которого главными словами являются: Родина, честь, слава, свобода, верность, искусство, а также исследовать вопросы: слава земляков, мудрость наших предков, азбука чести, я и малая Родина. Во время подготовки к проекту дети подбирали материалы из сборников русских пословиц и поговорок о славе, верности, чести, Родине, искусстве, свободе. Довольно непростой была задача в подборе лучших качеств человека для «Азбуки чести»: своего и родительского опыта оказалось недостаточно, и помощниками стали толковые словари. Славе земляков мы посвятили несколько классных часов, на которых знакомились с героическими страницами жизни наших земляков - милославцев во время Великой Отечественной войны.

План -конспект урока чтения. 3 класс.


Тема: «Образ человека в художественном творчестве»
Целеполагания.

  • Обобщить изученный материал по разделам «Лаборатория искусств», «Как трудно быть человеком».
  • Расширить представление о значимости слов в нашей жизни, особенно главных слов «Слава, Родина, верность, свобода, честь»,которые необходимо сберечь и передать вслед идущим поколениям;
  • Вызвать интерес к изучению материалов о жизни и судьбах людей России в прошлом и настоящем.
  • Развитие самостоятельности в выборе заданий, способов их выполнения.
  • Развитие творческих способностей учащихся (художественных, лингвистических).
  • Формирование навыков коммуникативного характера.
  • Воспитание любви к Родине, вызвать стремление к самовоспитанию лучших качеств человека.

Урок с использованием метода проектов.


Учебно-методический комплекс: эпиграф к занятию; 4 листа с отрывком из произведения А. Пушкина «Борис Годунов»; сборники русских народных пословиц и поговорок; собранный материал « эталон личности»; дидактические карточки с именами Героев Великой Отечественной войны, наших земляков, и краткими библиографическими данными; цветные карандаши, альбомы, тетрадные листы.

СТРУКТУРА занятия. Организационный момент

1. Первый этап, соответствующий методу проектов, погружение в совместную деятельность. Актуализация и мотивация детей на эффективную познавательную деятельность.

2. Второй этап. Разворачивание совместной деятельности. Приём учащимися правил работы в группе.

Выбор группами заданий для разработки. Распределение ролей в группах.

3.Третий этап. Оформление и предъявление результатов совместной деятельности. Самостоятельная работа.

4. Рефлексия

5. Итог

6. Обобщение

Список использованных источников:

  1. Учебник «Литературное чтение» 3 класс. Под редакцией Чураковой Н.А

  2. otvoyna.ru/geroy.htm. Герои Великой Отечественной войны.

  3. А. С. Пушкин «Борис Годунов».

  4. Газета «Мое Милославское». 6. 05. 2005г.

  5. Сборник русских пословиц и поговорок.

  6. ОЖЕГОВ С. И. "Толковый словарь русского языка"



План -конспект урока чтения. 3 класс.


Тема: «Образ человека в художественном творчестве»
Целеполагания.

  • Обобщить изученный материал по разделам «Лаборатория искусств», «Как трудно быть человеком».
  • Расширить представление о значимости слов в нашей жизни, особенно главных слов «Слава, Родина, верность, свобода, честь»,которые необходимо сберечь и передать вслед идущим поколениям;
  • Вызвать интерес к изучению материалов о жизни и судьбах людей России в прошлом и настоящем.
  • Развитие самостоятельности в выборе заданий, способов их выполнения.
  • Развитие творческих способностей учащихся (художественных, лингвистических).
  • Формирование навыков коммуникативного характера.
  • Воспитание любви к Родине, вызвать стремление к самовоспитанию лучших качеств человека.

Урок с использованием метода проектов.

Учебно-методический комплекс: эпиграф к занятию; 4 листа с отрывком из произведения А. Пушкина «Борис Годунов»; сборники русских народных пословиц и поговорок; собранный материал « эталон личности»; дидактические карточки с именами Героев Великой Отечественной войны, наших земляков, и краткими библиографическими данными; цветные карандаши, альбомы, тетрадные листы.

СТРУКТУРА занятия. Организационный момент

1. Первый этап, соответствующий методу проектов, погружение в совместную деятельность. Актуализация и мотивация детей на эффективную познавательную деятельность.

2. Второй этап. Разворачивание совместной деятельности. Приём учащимися правил работы в группе.

Выбор группами заданий для разработки. Распределение ролей в группах.

3.Третий этап. Оформление и предъявление результатов совместной деятельности. Самостоятельная работа.

4. Рефлексия

5. Итог

6. Обобщение




ХОД занятия

1.Организационный момент

- Сегодня я хочу пригласить вас к разговору на тему «Образ человека в художественном творчестве» и надеюсь на активное участие в создании проекта « Свет добра».

- Как вы понимаете смысл эпиграфа «Душевный мир и радуги убранство!

Та радуга и жизнь -одно и то же»

Гёте

(Свободные высказывания детей.Связь с многогранностью образа человека)

- Какой образ создал А. С. Пушкин в отрывке из произведения «Борис Годунов», который перед вами?


Пиммен.

Ещё одно, последнее сказанье-

И летопись окончена моя,

Исполнен долг, завещанный от Бога

Мне, грешному. Недаром многих лет

Свидетелем Господь меня поставил

И книжному искусству вразумил;

Когда - нибудь монах трудолюбивый

Найдёт мой труд усердный, безымянный,

Засветит он, какая, свою лампаду-

И, пыль веков от хартий отряхнув,

Правдивые сказанья перепишет,

-Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу...

- Чтение вполголоса. Высказывания детей.

- Беседа по вопросам.

  • О каком долге говорит Пимен?

  • Чему он благодарен?

  • Какова цель его работы?

  • Кто такие потомки?

- Итак, уважаемые потомки, перенесёмся из 17 века в нашу творческую

лабораторию. Вспомним рецепт творчества.

(Озвучивая вслух, учитель даёт «рецепт» каждой группе.)

Возьмём четверть удивления,

Добавим треть воображения,

Приправим всё фантазией.

Смешаем с вдохновением

И частью наблюдения.

И вот уже готов

Элексир творения.

(Четверостишие собственного сочинения)

3. Второй этап .Разворачивание совместной деятельности.

- Сегодня мы постараемся создать свой литературный труд- проект газетной страницы.

Мне хочется верить, что редакция газеты «Моё Милославское» заинтересуется им, а также вашими индивидуальными работами, которые вы выполните на основе сегодняшнего разговора.

Для работы в группах необходимо принять правила, следовать которым надо беспрекословно. Я предлагаю:

1. Выполнять работу, прислушиваясь к мнению друг друга.

2. Обсуждать вопрос шёпотом.

3. По команде учителя немедленно прекращать обсуждение.

4. От имени группы отвечает только один ученик.

- Вы согласны? (Да.) Правила приняты.

- Обозначим круг вопросов над которыми будем работать.

Назовите главные слова для каждого человека.

(Родина, верность, свобода, честь, слава, искусство, поэзия)

Учитель помещает карточки со словами в центре половины ватмана или съёмного стенда.

- Я предлагаю 4 направления, а дома вы можете провести исследования по своим.

1. Ко всему блоку главных слов сделать подборку русских народных пословиц и поговорок.

2. Составить кодекс чести современника.

3. Составить и проиллюстрировать поэтический или художественно публицистический образ малой Родины.

4. Рассказать о людях прославивших наш край, Героях Великой Отечественной войны.

- Теперь посоветуйтесь, какой блок будете разрабатывать.

(Дети обсуждают). Выбор группы?

Дети называют блок и берут необходимый материал для работы.

- Примите решение - кто возьмёт роль лидера. Он оформляет работу, другие распределяют между собой доли подготовки.

4 этап. Оформление и предъявление результатов совместной деятельности.

Самостоятельная работа.(Учитель оказывает индивидуальную помощь каждой группе.)

Рефлексия. (Дети предъявляют результаты своей работы.)

5. Итог

- Вы замечательно сегодня потрудились. Я ещё раз убедилась в ваших творческих способностях.

А что вам дал сегодняшний разговор?

6. Домашнее задание. Предлагаю темы для размышления:

Путь к прекрасному.

Найди себя в другом..

О тех, кто рядом.

Радость быть волшебником.

Чем я могу помочь миру

ПРИЛОЖЕНИЕ

МАТЕРИАЛЫ ЗАНЯТИЯ


СВЕТ ДОБРА (Название мини-проекта)

РОДИНАЧЕСТЬ

ВЕРНОСТЬ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННИКА СЛАВА

Главные слова

ИСКУССТВО СВОБОДА

ПОЭЗИЯ

АЗБУКА ЧЕСТИ

Аккуратность. Благородство.

Гордость, гуманность.

Доброта, добродушие, доброжелательность, добросердечность.

Заботливость.

Искренность.

Любовь.

Мечтательность.

Нежность, надёжность.

Отзывчивость, оптимизм.

Патриотизм.

Решительность.

Самостоятельность, смелость, сдержанность, самокритичность. Терпеливость, трудолюбие.

Упорство, увлечённость, убеждённость.

Честность.

Щедрость.

Энтузиазм.


МУДРОСТЬ НАШИХ ПРЕДКОВ.

Главные слова:

О РОДИНЕ

Где не было начала, не будет и конца. Деревня родимая краше Москвы. Родная сторона- мать, чужая- мачеха.

О СЛАВЕ

Будь первым в сотне, не последним в тысяче. Умелый боец везде молодец. Славу свою добывай в бою.

О ЧЕСТИ

Давши слово, держись, а не давши крепись.

Без труда чести не получишь.

Честь ум порождает, а бесчестье и старое теряет.

ОБ ИСКУССТВЕ

Не красны сказки письмом, а красны смыслом. В богатстве сыто брюхо, голодна душа.

О ВЕРНОСТИ

На стороне добывай, а дома не покидай.

На хороший цветок летит и мотылёк.

Со лжи люди хоть не мрут, а впредь им веры не дают.

О СВОБОДЕ

Неволя холопу, а воля господину.

Золотая клетка соловью не помеха.

И собака с цепи срывается, и люди цепи рвут.

О ПОЭЗИИ

Что написано пером, не вырубишь топором. Слова не стрела, а сердце сквозит.

МОЁ МИЛОСЛАВСКОЕ

Любимой стороне

Ты быстра моя страна.

Одинока ты одна.

По часам сама идёшь.

Никого не позовёшь.

Родная, любимая,

На всей ты Земле

Надежду и радость

Вселяешь ты мне.

Моя милая сторона!

Знай: теперь ты не одна.

Я готов с тобой идти,

Поддержать тебя в пути

Утром, вечером и днём,

И с друзьями, и с семьёй.

Касатина Ирина, Скибинская Валерия

СЛАВА ЗЕМЛЯКОВ

Сочинение Я хочу рассказать про братьев Овшниковых, потому что они родились в том селе, где сейчас живёт моя бабушка, и где часто бываю я. Родились братья Овинниковы в селе Чернава Милославского района. Братьев звали Сергей и Николай. В советскую армию были призваны осенью. Братья Овинниковы ушли на фронт, бросив любимое дело и мирный труд. Вместе с братом, Сергея отправили в город Рязань учиться военному делу. Когда братья закончили школу, Сергей был командиром, а его брат был наводчиком. Погибли братья в бою при освобождении города Дмитревск-Орловский в августе. Отражая атаки танков и пехоты противника, орудийный расчёт Овинникова подбил вражеские танки, уничтожил вражеский пункт на колокольне, пулемётные расчёты и много немцев. Сражались они не щадя жизни. Не каждому дано отдать свою жизнь за родной дом, родную улицу, братьев, сестёр, стариков. Сейчас расчёт, из которого стреляли братья Овинниковы, стоит в селе Чернава. Ученики этого села приходят к этой пушке в праздник Победы и приносят цветы. В честь братьев названа улица в селе. И мы должны стремиться быть похожими на братьев Овинниковых: быть смелыми, отважными и храбрыми, горячо любить свою Родину.

Карасёва Екатерина

Список использованных источников:

  1. Учебник «Литературное чтение» 3 класс. Под редакцией Чураковой Н.А

2. otvoyna.ru/geroy.htm. Герои Великой Отечественной войны.

3. А. С. Пушкин «Борис Годунов».

4. Газета «Мое Милославское». От 6. 05. 2005г.

5. Сборник русских пословиц и поговорок.

6. ОЖЕГОВ С. И. "Толковый словарь русского языка"

Моя педагогическая инициатива

© 2010-2022