Рабочая программа для 3 класса Детская риторика Т. А. Ладыженской

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа для 3 класса Детская риторика Т.А. ЛадыженскойРабочая программа для 3 класса Детская риторика Т.А. Ладыженской


АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №60»

ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА САРАТОВА

«Рассмотрено»

Руководитель МО

Н.Ю.Титкова_________

Протокол №___

от«__» _______ 2015 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

И.В.Карпенко_____________

от «__» _______ 2015г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ № 60»

Л. А. Тотфалушина_________

Приказ № ____

от «___» ________2015г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

первой квалификационной категории

Кожиной Елены Викторовны

по детской риторике

для 3Д класса


Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № __

от «___» ______ 2015 г.




2015 - 2016 учебный год








Раздел I. Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по «Детской риторике» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), приказом Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009г.№ 373», примерной программы начального общего образования и авторской программы Т.А. Ладыженской «Детская риторика» (Образовательная система «Школа 2100»). Безусловно, изучение предмета «Детская риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Цель риторики как предмета филологического цикла - научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы). В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества». Срок реализации данной программы - 1 год. Она рассчитана на учащихся 3 класса МОУ « СОШ №60». На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, проектно - исследовательское обучение, ИКТ. Для развития устойчивого интереса к учебному процессу на уроках риторики электронные образовательные ресурсы. Учебный план МОУ « СОШ №60» отводит на изучение «Детской риторики» в 3 классе по 1 уроку в неделю, что составляет 35 часов в учебный год. Данное планирование определяет достаточный объем знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин.

Рабочая программа состоит из следующих разделов:

1.Пояснительная записка

2.Общая характеристика учебного предмета, курса

3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

6.Содержание учебного предмета, курса

7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

8.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


Раздел II. Общая характеристика учебного предмета Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни. Кратко охарактеризуем риторику как учебный предмет. В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока: Первый блок - «Общение» даёт представление о - сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации; - компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет). Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении. Второй блок - «Текст» - даёт сведения о - тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях; - типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении); - речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д. Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников. Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи - основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач. Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений - школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.









Раздел III. Описание места учебного предмета в учебном плане Согласно действующему в образовательном учреждении учебному плану рабочая программа предусматривает организацию процесса обучении в объеме 35 часов в год. В соответствии с этим реализуется типовая программа «Детская риторика» (под руководством Т.А.Ладыжинской) в объеме 1часа в неделю, 35 учебных недель, 35 часов в год. Риторика даёт широкие возможности для проведения школьных праздников, конкурсов, внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся - письменных работ (альбомов, газет, фотовыставок) и т.д.


Раздел

Количество часов

Общение (I Часть - 17 Часов)


Наука риторика

4 Учимся говорить

5 Похвала (комплимент)

1 Слушаем, вдумываемся

2 Учимся читать, писать

3 Вежливое общение

2

Текст (II Часть - 17 Часов)


Разные тексты

2

Правильная речь

3

Правила успешного пересказа

4

Поздравляю тебя … вас…

2

Учись объяснять и доказывать

2

Что общего - чем отличаются

3

Подведём итоги

2











Раздел IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания - осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей. Ценность жизни и человека - осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания. Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Ценность добра и истины - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.). Ценность семьи - понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам. Ценность труда и творчества - признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области. Ценность социальной солидарности - обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.














Раздел V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся: - на уровне личностных результатов - «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей» и т.д.; - на уровне метапредметных результатов - «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»; «овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, построения рассуждений»; «готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»; «готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета»; опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач» и т.д.; - на уровне результатов в предметной области «Филология» - «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач»1 и т.д. Таким образом, риторика, как предмет филологического цикла, помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.

3-й класс Личностными результатами изучения курса «Детская риторика» является формирование следующих умений: - оценивать свою вежливость; - определять степень вежливости при общении людей (вежливо - невежливо - грубо); - осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений; - осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово; - понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова. Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий: - формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
- определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; - критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии; - осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач; - учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия; - анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения; - продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры; - перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста; - осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план; - анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов; - аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты; - продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод; - знать основные приёмы подготовки устного выступления - учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.; - пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио - , видео - ) сопровождением; - в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства. Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений: - приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов; - отличать подготовленную и неподготовленную речь; - знать особенности неподготовленной речи; - осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения; - знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления; - реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации; - знать особенности диалога и монолога; - анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах; - использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах; - знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.); - пользоваться основными способами правки текста.





Раздел VI. Содержание учебного предмета



3-й класс (35 часов) ОБЩЕНИЕ. Речевые (коммуникативные) задачи. Речевая деятельность. Говорение. Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Приёмы подготовки. Слушание. Приёмы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление плана-схемы услышанного и т.д. Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания (повторение). Чтение учебного текста, особенности восприятия этого текста. Абзацные отступы, шрифтовые, цветовые и др. выделения. Постановка вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана как приём чтения. Письменная речь. Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д. Речевой этикет. Вежливая речь. Вежливо-невежливо-грубо. Добрые слова - добрые дела. Правильная и хорошая (эффективная) речь. Нормы - что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари. ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении. Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности. Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное). Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи. Вторичные речевые жанры. Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. (Повторение.) Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста. Цитата в пересказах, её роль. Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации. Типы текстов. Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении). Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения. Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д. Рассказ по сюжетным рисункам.
.




РазделVI. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

п/п

Тема урока

Характеристика деятельности

учащихся.

Планируемые результаты обучения


Домашнее задание

Дата проведения

Предметные

Личностные УУД


Метапредметные

план

факт

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД


1.

Наука риторика. Проверь себя.

Повторить, какую роль при успешном общении играют компоненты речевой ситуации: кто говорит - кому - что - с какой целью. Показать необходимость быть вежливым при устном и письменном общении

Уметь рассказывать о науке риторике, её задачах, значении в жизни людей.

Оценивать свои поступки как «хорошие» или «плохие» с позиций общечеловеческих ценностей, познания нового.

Анализировать свои поступки с позиции общечеловеческих ценностей.

Ставить учебную задачу урока после предварительного обсуждения; прогнозировать степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Учиться подчинять свое высказывание задаче взаимодействия.

Сс.12 №10

2.

Что мы помним о речевой ситуации.

Давать определение риторики как науки, которая учит успешному общению Вспомнить изученное о речевых ролях; знакомить школьников с профессиями, в которых большое значение имеет владение речью, со словами, обозначающими характеристику человека: «общительный», «необщительный» человек

Уметь называть свои речевые роли в разных ситуациях общения.

Определять степень вежливости при общении людей;

осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений.

Анализировать основные приёмы подготовки устного выступления, учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.

Критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии.

Сс.21 №18,

19

3.

Твои речевые роли

(Повторение)

Знакомить с различными задачами общения, средствами обозначения этих задач глаголами речи. Формировать установки на осмысление своих и чужих задач высказываний, на реализацию коммуникативной задачи в своих высказываниях.

Уметь приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях.

Анализировать основные приемы подготовки устного выступления;

самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Уметь корректировать и оценивать степень выполнения своей работы и работы своих товарищей.

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе и с помощью ИКТ.

Сс.26 №22

4.

С какой целью? Зачем?

( Задачи общения)

Знакомить с различными задачами общения, средствами обозначения этих задач глаголами речи. Формировать установки на осмысление своих и чужих задач высказываний, на реализацию коммуникативной задачи в своих высказываниях.

Называть задачи общения. Называть некоторые коммуникативные профессии. Уметь реализовывать высказывание с учётом коммуникативной задачи.

Учиться проговаривать последователь-

ность действий на уроке

Сс.33 №30

5.

Неподготовленная речь.

Знакомство учащихся с понятием «неподготовленная устная речь». Формировать установку на учёт компонентов речевой ситуации, а также на самоконтроль за тем, что и как произносит говорящий

Различать подготовленную и неподготовленную речь . Знать особенности неподготовленной речи.

Осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения.

Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; анализировать информацию, представленную в разных формах, извлекать необходимые сведения.

Учиться ставить учебную задачу урока после предварительного обсуждения. Учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия.

Сс.39 №36

Сс.45 №44






6.

Подготовленная речь.

Формировать установку на учёт компонентов речевой ситуации, а также на самоконтроль за тем, что и как произносит говорящий

Уметь перерабатывать информацию;

аргументировать свою точку зрения;

делать выводы на основе обобщения знаний; пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио - , видео - ) сопровождением.

Уметь прогнозировать степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

Учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли.

Сс.55 №57

7-8.

Приёмы подготовки

Формировать установку на учёт компонентов речевой ситуации, а также на самоконтроль за тем, что и как произносит говорящий

Называть приёмы подготовки устного высказывания. Демонстрировать уместное использование приёмов подготовки, которые важны с точки зрения достижения задачи высказывания.

Уметь осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения.

Уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Сс.62 №65

9.

Говорим подробно, кратко.

Демонстрировать уместное использование изученных средств при решении риторических задач.Формировать установку на учёт ситуации для определения степени подробности высказывания Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда- кратко.

Уметь оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации. Уметь в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

Сс.68 №75-78(на выбор)

10.

Похвала

(комплимент)

Знакомить с комплиментом, похвалой как речевым жанром, направленным на подбадривание собеседника, поддержание и установление контакта; с откликами на комплимент, которые содержат благодарность, выражение радости, удовольствия от полученной похвалы. Формировать умение говорить комплименты, установку на правдивую оценку собеседника, различать искреннюю похвалу и неискреннюю похвалу, которая приобретает характер лести

Оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения . Выразить похвалу и ответить на неё в соответствии с коммуникативной ситуацией.

Уметь анализировать тактичность речевого поведения.

Уметь делать выводы на основе обобщения знаний.

Уметь выделять и формулировать

то, что усвоено и что нужно усвоить.

Уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Сс.75 №84

11.

Слушаем, вдумываемся.

Вспомнить, что знаем о слушании. Формировать приёмы активного слушания, установку на уважительное отношение к говорящему

Называть задачи слушания.

Формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации.

Демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя .

Уметь оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации.

Уметь наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Уметь критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии.

Уметь определять цели,
функции участников, способы взаимодействия .

Сс.80 №91

12.

Слушаем по- разному

. Вспомнить, что знаем о слушании. Формировать приёмы активного слушания, установку на уважительное отношение к говорящему

Демонстрировать использование приёмов слушания, эффективных в предложенных риторических задачах.

Оценивать свои особенности как слушателя .

Уметь осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

Уметь предвидеть возможности получения конкретного результата при выполнении заданий.

Уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы.

Сс.90 №102

13.

Читаем учебные тексты.

Познакомить и научить элементарным приёмам правки текста; учить саморедактированию, взаиморедактированию. Формировать осознание необходимости работы над первоначальным вариантом своего текста

Анализировать роль различных выделений в учебных текстах .

Перерабатывать прочитанный учебный текст, определяя его тему, основную мысль, составляя план.

Уметь оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Уметь формулировать и удерживать учебную задачу.

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе и с помощью ИКТ.

Сс.98 №113

С

14.

Учимся писать, редактировать.

Познакомить и научить элементарным приёмам правки текста; учить саморедактированию, взаиморедактированию. Формировать осознание необходимости работы над первоначальным вариантом своего текста

Объяснять, зачем нужно исправлять текст.


Уметь осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово.

Уметь самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Уметь преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Уметь читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:

-выделять главное;

-составлять план;

-ставить вопросы к тексту и искать ответы.

С

Сс.102 №117

15.

Как исправить текст?

( Правка текста)

Характеризовать особенности скрытой просьбы.Знакомить с понятиями «вежливость», «вежливое общение», «вежливая речь», со значением вежливости для установления и поддержания контакта.

Называть некоторые приёмы редактирования (вставка; замена слова, словосочетания и т.д.; исключение ненужного и т.д.).

Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами. Уметь осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово.

Уметь анализировать информацию, представленную в разных формах, извлекать необходимые сведения;

перерабатывать информацию.

Уметь использовать речь для регуляции своего действия.

Уметь редактировать текст;

сотрудничать в поиске и сборе информации.

Сс.111 № 125

16.

Что такое вежливость.

Учить различать такие понятия как вежливо-невежливо-грубо; различать вежливость на словах и добрые дела; уместно употреблять вежливые слова; быть внимательным к старшим. Формировать установку на то, что учиться вежливой речи -значит учиться уважительному, доброму отношению друг к другу; настоящая вежливость - не только добрые слова, но и добрые дела

Давать определение вежливости.


Уметь определять степень вежливости при общении людей (вежливо - невежливо - грубо).


Перерабаты-вать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста.

Уметь использовать речь для регуляции своего действия.

Уметь критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии.

Сс.120 №133

17.

Добрые слова-добрые дела.

Учить различать такие понятия как вежливо-невежливо-грубо; различать вежливость на словах и добрые дела; уместно употреблять вежливые слова; быть внимательным к старшим. Формировать установку на то, что учиться вежливой речи -значит учиться уважительному, доброму отношению друг к другу; настоящая вежливость - не только добрые слова, но и добрые дела

Понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Оценивать соответствие вежливых слов добрым делам.

Анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо-невежливо-грубо) в разных ситуациях

Уметь формулировать и удерживать учебную задачу. Уметь в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

Сс.124 №138

18.

Проверь себя. Тексты разные нужны.

Определять тему и основную мысль текста.

Уметь называть признаки текста, типы текстов. Объяснять, чем отличаются устные и письменные тексты. Характеризовать разные тексты с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления.


Осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений.

Уметь анализировать информацию, представленную в разных формах.

Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии.

Сс.11 №9

19.

Диалог и монолог.

Озаглавливать текст. Знакомить с понятиями монолог и диалог, их структурными особенностями. Учить определять по речи коммуникантов их речевую задачу; выявлять особенности личности коммуникантов по их речи

Различать диалог и монолог.

Анализировать диалог и монолог с точки зрения речевого поведения коммуникантов.


Осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений.

Извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения.

Планировать выполнение задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем.

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

С.с.19

№ №20

С

20.

Пиши правильно!

Выделять опорные слова в тексте. Моделировать текст по записанным ранее опорным словам.

Объяснять, как нарушение норм мешает взаимопониманию, успешному общению.

Уметь осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения.

Анализировать, как нарушение норм характеризует говорящего или пишущего.

Уметь выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Уметь управлять поведением партнёра, оценивать его действия.

С

Сс.22 №24

21.

Произноси правильно!

Знакомить с понятием нормы литературного языка, с нарушением норм (ошибками); с тем, что нарушение норм литературного языка характеризует уровень культуры человека. Формировать установку на осознание значения соблюдения норм для успешного общения; на обращение к различным словарям русского языка

Определять, как нарушение норм характеризует говорящего или пишущего.

Уметь оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации.

Уметь делать выводы на основе обобщения знаний.

Уметь использовать речь для регуляции своего действия.

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.




22.

Употребляй слова правильно!

Знакомить с понятием нормы литературного языка, с нарушением норм (ошибками); с тем, что нарушение норм литературного языка характеризует уровень культуры человека. Формировать установку на осознание значения соблюдения норм для успешного общения; на обращение к различным словарям русского языка

Демонстрировать умение пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарём .

Уметь оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации.

Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.

Уметь планировать выполнение задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем.

Критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии.

Сс.28 №28

23.

Пересказ.

Знакомить с понятием нормы литературного языка, с нарушением норм (ошибками); с тем, что нарушение норм литературного языка характеризует уровень культуры человека. Формировать установку на осознание значения соблюдения норм для успешного общения; на обращение к различным словарям русского языка

Определять способы сжатия текста при сравнении с исходным: способ исключения подробностей и способ обобщённого изложения текста .

Уметь осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения.

Уметь перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста.

Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Сс.42 №44

24.

Выбери нужное

( же,, с. 51.дель, 140ного <…> (выборочной пересказ)

Учим подробно и кратко пересказывать тексты, создания основную мысль и стилевые особенности исходного текста; пользоваться способом исключения и способом обобщения при создании краткого пересказа

Реализовывать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения.

Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа.
Реализовывать выборочный (подробный и сжатый) пересказ на основе произведённой выборки частей текста.

Уметь анализировать тактичность речевого поведения.

Уметь перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста.

Уметь корректировать и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи.

Уметь пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио - , видео - ) сопровождением.

Сс.52 №51

25.

Цитата в пересказе.

Знакомить с выборочным пересказом и его особенностями. Учить выборочному пересказу как тексту. Показать значение выборки нужной информации для создания текста на определённую тему Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе. Вводить в пересказ эффективные цитаты.

Уметь осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения.

Уметь аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты.

Уметь в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения работ.

Уметь предлагать помощь и сотрудничество.

Сс.59 №60

26.

Кратко о книге

(аннотация)

Знакомство с понятием цитаты. Учить определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе. Познакомить с аннотацией как разновидностью текста. Учить определять в аннотации элементы сжатого пересказа. Формировать установку на знакомство с аннотацией при выборе книги для чтения Определять в аннотации те части, в которых сжато говорится об авторе, событиях, героях книги.

Уметь анализировать тактичность речевого поведения.

Осуществлять анализ и синтез.

Уметь планировать выполнение задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем.

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы

Сс.68 №70,71

27.

Поздравляю кого?

С чем? Как? Желаю кому? Чего? Как?

Знакомить с поздравлением как разновидностью текстов, его структурой; с разными средствами поздравления. Обучать составлению поздравлению в устной и письменной форме. Формировать установку на внимание к адресату, к учету его интересов, характера и т.д.

Анализировать структуру поздравления - устного и письменного.

Оценивать поздравление с точки зрения его соответствия речевой ситуации.

Осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово.

Уметь строить рассуждения.

Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Сс.77 №84

28.

С днём рождения!

С Новым годом!

С праздником 8 Марта!

Знакомить с поздравлением как разновидностью текстов, его структурой; с разными средствами поздравления. Обучать составлению поздравлению в устной и письменной форме. Формировать установку на внимание к адресату, к учету его интересов, характера и т.д.

Реализовывать поздравление в устной и письменной форме с праздником (с днём рождения, успехом и т.д.) и отвечать на устное поздравление).

Оценивать свою вежливость. Уметь строить поздравление.

Корректировать и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи.

Уметь предлагать помощь и сотрудничество.

Сс.85 №91

29.

Рассуждение,

вывод в рассуждении.

Знакомить со структурой рассуждения; с цитатой, её ролью в рассуждении, способами введения цитат в рассуждение. Уметь применять цитату и правило в объяснительной (доказательной) части рассуждения. Формировать установку на использование точных, истинных доказательств (правил, цитат) в рассуждении Анализировать известные структуры рассуждений, в том числе рассуждение с выводом.

Осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово.

Осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;

анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио - , видео - ) сопровождением.

Сс.92 №97.

30.

Правило и цитата в доказательстве.

Знакомить со структурой рассуждения; с цитатой, её ролью в рассуждении, способами введения цитат в рассуждение. Уметь применять цитату и правило в объяснительной (доказательной) части рассуждения. Формировать установку на использование точных, истинных доказательств (правил, цитат) в рассуждении Объяснять роль правила и цитаты в рассуждении .

Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами.

Осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово.

Аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты.

Планировать выполнение задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем.

Уметь в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

Сс.98 №104

31.

Сравни и скажи

Знакомить с понятием сравнения и правилами сравнения; с двумя вариантами построения сравнительного текста. Уметь создавать на основе готовых текстов сравнительное высказывание; определять роль сравнительного текста в некоторых речевых произведениях. Формировать общеучебное умение, важное для интеллектуального развития школьников

Анализировать сравнительные описания, их структуру.

Формулировать самому простые правила общения в коллективе;

оценивать и объяснять, что хорошо и что плохо.


Анализиро-вать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)

Учиться в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения рабо

Пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио - , видео - ) сопровождением.

Сс.105 №111

32.

Правила сравнения.

Учить сравнивать предметы только по одним и тем же (сопоставимым) признакам

Называть правила сравнения . Реализовывать сравнительные описания сходных предметов, понятий с учётом задачи сравнения.

Формулировать самому простые правила общения в коллективе;

оценивать и объяснять, что хорошо и что плохо. Извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения.

Корректировать и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи.

Учиться в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

Сс.108 №115

33.

Как строятся сравнительные тексты.

Учить построению сравнительных текстов двумя способами (одновременное сравнение одного и того же признака у разных предметов; вначале описывается один предмет, затем другой - в сравнении с первым предметом)

Определять способ построения сравнительного описания: последовательное или параллельное сравнение.

Реализовывать сравнительное описание разными способами .

Осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово. Продуциро-вать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;.

Учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Уметь управлять поведением партнёра, оценивать его действия.

Сс.115 №119

34-35

Риторический праздник.

Обобщающий урок.

Разыгрывать риторические игры.Проверять, как научились произносить высказывания в нужном темпе, с заданной громкостью, с определённой интонацией; как научились произносить правильно слова, в которых часто делают ошибки; пользоваться несловесными средствами общения. Создать ситуацию успеха.

Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры .

Разыгрывать риторические игры.

Осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений.

Анализировать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач.

Учиться в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения работ.

Уметь в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.














Раздел VIII. Материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

  • Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. - М. : Баласс; Ювента. В книге раскрывается процесс обучения по учебным пособиям «Детская риторика», «Школьная риторика», «Риторика» для 1-11-го классов в соответствии с образовательной программой «Школа 2100». Авторы рассказывают о современной риторике общения: её содержании, программе, специфике этого учебного предмета, об особенностях построения уроков риторики; приводят разработки уроков для разных классов.
  • Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга для учителя / Под ред. Т.А. Ладыженской. - М. : Баласс; Ювента. В пособии рассматривается реализованная в учебниках риторики технология обучения речевым жанрам как разновидностям текста, которые реально существуют в жизни и которыми нужно овладеть, чтобы общение было успешным. Каждая глава содержит необходимые теоретические сведения и разработки уроков (их в общей сложности 26).
К техническим средствам обучения, которые могут и должны эффективно использоваться на уроках риторики, относятся:
  • DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;
  • цифровой фотоаппарат, цифровая камера (видеокамера);
  • компьютеры (желательно, с выходом в Интернет) и т.д.
Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения этого предмета, вызывает интерес учащихся, во многих случаях экономит учебное время, так как даёт возможность наглядно представить самые разные примеры взаимодействия, создать атмосферу вовлеченности в процесс общения. Кроме того, эти средства позволяют разнообразить - виды деятельности учеников на уроке; - приёмы преподнесения заданий на риторический анализ (примеров общения); - процесс выполнения задач на реализацию типов текстов, речевых жанров и т.д. Приведём примеры работ при использовании компьютера:
  • анализ положительного или негативного примера речевого жанра;
  • редактирование (взаиморедактирование);
  • создание текста, его коллективное обсуждение;
  • создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.);
  • создание речевых жанров с использованием многомерного представления информации: текста, графики, голоса (звука).
При использовании компьютера ученики применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у школьников формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий. Безусловно, записи высказываний младших школьников, созданные учителем с помощью DVD (видеотехники), могут с успехом применяться для того, чтобы анализировать удачи и промахи при создании устных высказываний, что способствует развитию умений оценки и самооценки учеников. Технические средства на уроках риторики широко привлекаются также при создании:
  • классных газет и журналов (компьютер);
  • фотоальбомов (фотоаппарат);
  • DVD- и видеозаписей (DVD- и видеокамера, DVD-плеер и видеомагнитофон) риторических праздников, конкурсов и т.д.

1

8


© 2010-2022