Конспект урока к уроку русского языка (обучение грамоте) в 1 классе по теме: «Устная и письменная речь»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока к уроку русского языка (обучение грамоте) в 1 классе по теме: «Устная и письменная речь»















Автор материала: Демьяненко Татьяна Владимировна, учитель начальных классов МБОУ Суховской СОШ

Предмет: обучение грамоте

Тема: Устная и письменная речь.

Цель: познакомить учащихся устной и письменной речью.

Задачи:

1. Формировать умения определять устную и письменную речь, делать выводы; стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы.

2.Развивать самоконтроль, мышление, устную и письменную речь учащихся.

3. Воспитывать уважительное отношение к русскому языку, к товарищам в коллективе.

План

  1. Организация класса

  2. Сообщение темы и целей урока

  3. Работа по теме урока

  4. Закрепление и обобщение

  5. Итог урока

Ход урока

  1. Организация класса

-Прозвенел и смолк звонок, он позвал вас на урок. Здравствуйте, ребята. Тихо садитесь. Сегодняшний урок обучение грамоте проведу у вас я. Меня зовут Татьяна Владимировна.

  1. Сообщение темы и целей урока

-Сегодня на уроке мы познакомимся с устной и письменной речью.

  1. Работа по теме урока

- Ребята, посмотрите на экран. На экране изображены первобытные люди. Они не могли говорить. Для своего общения первобытные люди использовали жесты, издавали отдельные звуки. Но потребность в общении росла. Им приходилось придумывать язык. Да, да, именно придумывать, потому что его не было вовсе. Каждый раз, когда возникало какое-то слово, пещерные люди «договаривались», что оно будет означать. Когда они изобрели слова, сразу стало легче и лучше жить. Слова помогали людям общаться. Так появилась устная речь.

-Устная речь - (на древнерусском языке означало рот, губы) от слова уста. Устную речь мы слышим и произносим. С помощью нее мы можем что-нибудь сообщать, выражать какую-нибудь просьбу.

- С каким видов речи мы познакомились? ( с устной речью)

- Язык был созданием человека, множества людей. Но вот беда, слово исчезало в воздухе, едва его произносили. Со временем, чем больше становилось знаний, тем труднее было удерживать их в памяти. Непростая это была задача для древнего человека - сохранить информацию. И наконец, человек придумал знаки. Ими он пользуется и сейчас.

- В «Букваре», кроме картинок, страницы заполнены знаками (буквами). Этими знаками записаны рассказы, стихи, сказки. Это письменный вид речи.

Следовательно, речь будет называться письменной.

- С каким еще видом речи познакомились? (письменным)


  1. Закрепление и обобщение

-Откройте, букварь на стр.11. Где лежит закладка. Посмотрите на верхний рисунок на этой странице.

-Что на нем изображено? (ребята, взрослые, клоун, киоски и т.д.)

-Приведите примеры использования устной речи. (обращения ребенка к матери, приветствие клоуна по мегафону.)

-А теперь письменной? (записи на афишах, вывеска магазина, название остановки автобуса, статья в газете, слово на асфальте)

Проведем физминутку

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать.

Шесть - за парту тихо сесть

-Письменную речь можно сохранять и передавать. Прежде всего, это книги, газеты и, конечно, письма. Сейчас я прочту интересное письмо, а вы подумаете, кто его мог написать?

Мои папа и мама!

Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня есть свой дом. Он теплый. В нем одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили.

Мама и папа, я без вас скучаю. Особенно по вечерам. А днем я люблю на крышу вскарабкаться. И там глаза вытаращу, усы расправлю и загораю как ненормальный. На солнышке облизываюсь и сохну. А на днях я линять начал. Старая шерсть с меня сыплеться - хоть в дом не заходи…

Дорогие мама и папа, вы меня теперь просто не узнаете меня…Хвост у меня крючком, нос холодный и лохматость повысилась…Так чтовы за меня не переживайте.

До свидания. Ваш сын - Дядя Фарик.

Э.Успенский.

-Кто написал письмо? (первая часть писал Дядя Федор. После первого многоточия идет текст, написанный котом Матроскиным. Потом снова Дядя Федор, а закончил четыре буквы в последнем слове - снова Шарик.)

- К какой речи относим это письмо? (к письменной)

-Ежегодно в своей жизни человек использует устную речь. Она необходима для общения между людьми. В современной жизни для передачи устной речи очень часто используется телефон. Послушаете шутливое стихотворение об испорченном телефоне.

Испорченный телефон

-Будьте добры,

-Чего вы хотите?

Позовите врача!

Какие бобры?

-Куда вы звоните?

-Будьте бобры,

Какого грача?

Позовите грача!

-Врача позовите, будьте добры!

-Если бобры, Так зачем же врача?

В.Баширов

-К какой речи можно отнести это стихотворение?

-Какую речь вы используете, находясь в магазине, на улице, в школе, в транспорте? (устную)

-Использовали ли вы до школы письменную речь?

-Какую речь сохраняет магнитофон? (устную)

-Какие примеры устной и письменной речи использованы в телевизионных передачах? (Телевизор сохраняет, а лишь передает устную и письменную речь.)

Вернемся к учебнику.

-Ребята, рассмотрите рисунки и составьте по ним рассказ стр. 11

  1. Итог урока

- Какую речь мы называем письменной?

-А какую речь называем устной?

-На уроке хорошо поработали следующие учащиеся……


© 2010-2022