Рабочая программа по математике

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Бутурлиновская основная общеобразовательная школа №4

Бутурлиновского муниципального района Воронежской области

«Рассмотрено» на заседании МО

Руководитель МО

_______________ Глотова О.В.

Протокол № от

«28» августа 2015 г.

«Согласовано » Заместитель директора по УВД МКОУ Бутурлиновская ООШ №4

________________ Химичева В.А.

« » сентября 2015 г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ Бутурлиновская ООШ №4

______________ Балакирева О.С.

Приказ № от « » сентября 2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Математика»

класс 4 «А»

Количество часов: 136 ( 4ч в неделю)
Учитель: Казначеева Н. Е.

2015-2016 год


Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе: - методических рекомендаций, изложенных в письме департамента образования науки и молодёжной политики Воронежской области от 24.08.2012г. №01-03/06321. - федерального государственного образовательного стандарта для начального общего образования по математике в образовательных учреждениях; - примерной программы начального общего образования по математике (базовый уровень); -авторской программы Б.П.Гейдмана, И.Э.Мишариной, Е.А.Зверевой. - учебного плана общеобразовательного учреждения. Предлагаемая программа ставит своей целью привлечь внимание к классическому подходу к изучению математики в начальной школе: • сформировать у учащихся умение выполнять арифметические действия на множестве натуральных чисел и применять полученные знания к решению текстовых задач, описывающих реальные ситуации окружающего мира; • познакомить учащихся с простейшими геометрическими фигурами и величинами; • приобщить учащихся к проведению несложных доказательств и логически корректных рассуждений; • развить у школьников навыки решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике. Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

  • формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
  • развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
  • развитие пространственного воображения;
  • развитие математической речи;
- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
  • формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
  • формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
  • развитие познавательных способностей;
  • воспитание стремления к расширению математических знаний;
  • формирование критичности мышления;
  • развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других. Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

Общая характеристика учебного предмета.


Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал. Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой - содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования. Основа арифметического содержания - представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними. Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики. Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения. Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым. Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи. Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе. Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию. Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия. Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью. В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета. Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации. Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.

  • Познавательные: в предлагаемом курсе математики изучаемые определения и правила становятся основой формирования умений выделять признаки и свойства объектов. В процессе вычислений, измерений, поиска решения задач у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации (используя при решении самых разных математических задач простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием задания). Решая задачи, рассматриваемые в данном курсе, можно выстроить индивидуальные пути работы с математическим содержанием, требующие различного уровня логического мышления. Отличительной особенностью рассматриваемого курса математики является раннее появление (уже в первом классе) содержательного компонента «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей», что обусловлено активной пропедевтикой этого компонента в начальной школе.
  • Регулятивные: математическое содержание позволяет развивать и эту группу умений. В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат (такая работа задана самой структурой учебника).
  • Коммуникативные: в процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.
Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать в парах, выполняя заданные в учебнике проекты в малых группах. Умение достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия и практические действия, является важнейшим умением для современного человека. Образовательные и воспитательные задачи обучения математике решаются комплексно. В основе методического аппарата курса лежит проблемно-диалогическая технология, технология правильного типа читательской деятельности и технология оценивания достижений, позволяющие формировать у учащихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности. При этом в первом классе проблемная ситуация естественным образом строится на дидактической игре.

Деятельностный подход - основной способ получения знаний.
В результате освоения предметного содержания курса математики у учащихся должны сформироваться как предметные, так и общие учебные умения, а также способы познавательной деятельности. Такая работа может эффективно осуществляться только в том случае, если ребёнок будет испытывать мотивацию к деятельности, для него будут не только ясны рассматриваемые знания и алгоритмы действий, но и представлена интересная возможность для их реализации. Предполагается, что образовательные и воспитательные задачи обучения математике будут решаться комплексно. Учитель имеет право самостоятельного выбора технологий, методик и приёмов педагогической деятельности, однако при этом необходимо понимать, что необходимо эффективное достижение целей, обозначенных федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Рассматриваемый курс математики предлагает решение новых образовательных задач путём использования современных образовательных технологий. В основе методического аппарата курса лежит проблемно-диалогическая технология, технология правильного типа читательской деятельности и технология оценивания достижений, позволяющие формировать у учащихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности. При этом в первом классе проблемная ситуация естественным образом строится на дидактической игре. Материалы курса организованы таким образом, чтобы педагог и дети могли осуществлять дифференцированный подход в обучении, и обладали правом выбора уровня решаемых математических задач. В предлагаемом курсе математики представлены задачи разного уровня сложности по изучаемой теме. Это создаёт возможность построения для каждого ученика самостоятельного образовательного маршрута. Важно, чтобы его вместе планировали ученик и учитель. Именно по этой причине авторы не разделили материалы учебника на основной и дополнительный - это делают дети под руководством учителя на уроке. Учитель при этом ориентируется на требования стандартов российского образования как основы изучаемого материала. Мы пользуемся общим для учебников принципом минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат учебные материалы, входящие в минимум содержания (базовый уровень), и задачи повышенного уровня сложности (программный и максимальный уровень), не обязательные для всех. Таким образом, ученик должен освоить минимум, но может освоить максимум. Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения деятельностного подхода является включение в него специальных заданий на применение существующих знаний «для себя» через дидактическую игру, проектную деятельность и работу с жизненными (компетентностными) задачами.

Описание места учебного предмета в учебном плане.


В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс математики изучается с 1 по 4 класс по четыре часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 540 часов.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.


Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания предмета, так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни. Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе. Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.


Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 4-м классах является формирование следующих умений: Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

  • В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития - умение определять своё отношение к миру. Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 4-ом классе являются формирование следующих универсальных учебных действий: Регулятивные УУД:
  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) Познавательные УУД:
  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих достижений служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития - умение объяснять мир. Коммуникативные УУД:
  • Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно, относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 4-м классе являются формирование следующих умений. 1-й уровень (необходимый). Учащиеся должны уметь:
  • использовать при решении различных задач название и последовательность чисел в натуральном ряду в пределах 1 000 000 (с какого числа начинается этот ряд, как образуется каждое следующее число в этом ряду);
  • объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;
  • использовать при решении различных задач названия и последовательность разрядов в записи числа;
  • использовать при решении различных задач названия и последовательность первых трёх классов;
  • рассказывать, сколько разрядов содержится в каждом классе;
  • объяснять соотношение между разрядами;
  • использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о количестве разрядов, содержащихся в каждом классе;
  • использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о том, сколько единиц каждого класса содержится в записи числа;
  • использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о позиционности десятичной системы счисления;
  • использовать при решении различных задач знание о единицах измерения величин (длина, масса, время, площадь), соотношении между ними;
  • использовать при решении различных задач знание о функциональной связи между величинами (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);
  • выполнять устные вычисления (в пределах 1 000 000) в случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления в остальных случаях, выполнять проверку правильности вычислений;
  • выполнять умножение и деление с 1 000;
  • решать простые и составные задачи, раскрывающие смысл арифметических действий, отношения между числами и зависимость между группами величин (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);
  • решать задачи, связанные с движением двух объектов: навстречу и в противоположных направлениях;
  • решать задачи в 2-3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
  • осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 3−4 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий;
  • прочитать записанное с помощью букв простейшее выражение (сумму, разность, произведение, частное), когда один из компонентов действия остаётся постоянным и когда оба компонента являются переменными;
  • осознанно пользоваться алгоритмом нахождения значения выражений с одной переменной при заданном значении переменных;
  • использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий сложения, вычитания, умножения, деления при решении уравнений вида: a ± x = b; x - a = b ; a ∙ x = b; a : x = b; x : a = b;
  • уметь сравнивать значения выражений, содержащих одно действие; понимать и объяснять, как изменяется результат сложения, вычитания, умножения и деления в зависимости от изменения одной из компонент.
  • вычислять объём параллелепипеда (куба);
  • вычислять площадь и периметр фигур, составленных из прямоугольников;
  • выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;
  • строить окружность по заданному радиусу;
  • выделять из множества геометрических фигур плоские и объёмные фигуры;
  • распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус), параллелепипед (куб) и его элементы (вершины, ребра, грани), пирамиду, шар, конус, цилиндр;
  • находить среднее арифметическое двух чисел.
2-й уровень (программный). Учащиеся должны уметь:
  • использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о названии и последовательности чисел в пределах 1 000 000 000.
  • учащиеся должны иметь представление о том, как читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000 000;
  • выполнять прикидку результатов арифметических действий при решении практических и предметных задач;
  • осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 6 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий;
  • находить часть от числа, число по его части, узнавать, какую часть одно число составляет от другого;
  • иметь представление о решении задач на части;
  • понимать и объяснять решение задач, связанных с движением двух объектов: вдогонку и с отставанием;
  • читать и строить вспомогательные модели к составным задачам;
  • распознавать плоские геометрические фигуры при изменении их положения на плоскости;
  • распознавать объёмные тела - параллелепипед (куб), пирамида, конус, цилиндр - при изменении их положения в пространстве;
  • находить объём фигур, составленных из кубов и параллелепипедов;
  • использовать заданные уравнения при решении текстовых задач;
  • решать уравнения, в которых зависимость между компонентами и результатом действия необходимо применить несколько раз: а ∙ х ± b = с; (х ± b) : с = d; a ± x ± b = с и др.;
  • читать информацию, записанную с помощью круговых диаграмм;
  • решать простейшие задачи на принцип Дирихле;
  • находить вероятности простейших случайных событий;
  • находить среднее арифметическое нескольких чисел.

Содержание тем учебного предмета. 136 часов

• Многозначные числа. Нумерация.

• Сочетательный закон умножения. Умножение и деление чисел на 10, 100, 1000.

• Умножение и деление круглых чисел.

• Миллиметр. Единицы измерения длины.

• Сложение и вычитание многозначных чисел.

• Распределительный закон умножения относительно сложения. Умножение на однозначное число.

Умножение круглого числа на однозначное число.

• Секунда. Единицы измерения времени. Скорость. Время. Расстояние.

• Гектар. Центнер.

• Деление на 10, 100, 1000 с остатком. Деление с остатком на однозначное число.

• Дроби. Сравнение дробей. Нахождение части числа. Нахождение числа по его части.

• Умножение на двузначное число. Умножение на трехзначное число. Площадь прямоугольного треугольника.

• Работа. Время. Производительность.

• Деление на двузначное число. Деление на трехзначное число.

• Деление с остатком.

• Цена. Количество. Стоимость.

• Итоговое повторение.




Планируемые результаты изучения учебного предмета.


К концу 4 класса обучающиеся должны знать: - таблицу умножения и уметь в соответствующих случаях выполнять деление; -единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. - единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. - единицы времени : секунда, минута, час, сутки. - единицы площади: квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный метр. К концу 4 класса обучающиеся должны уметь: -выполнять устные вычисления в пределах 100, Использовать при устных вычислениях, где необходимо, переместительный, сочетательный законы сложения и умножения, распределительный закон умножения относительно сложения; - свободно пользоваться математическими терминами: слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, множитель, произведение, делимое, делитель, частное; - решать уравнения вида: (28 + х) - 19 = 98 14 + (х-29) =70 4 * (х+ 46 ) =800 (х - 12 ) * 3 = 300; - различать геометрические фигуры : прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг; - различать виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, равносторонний, равнобедренный; - находить периметр многоугольника, длину ломаной; - находить долю числа , число по доле, сравнивать доли; - выполнять письменные вычисления на множестве натуральных чисел ( умножение, деление, сложение, вычитание); - решать составные задачи (3-4 действия), включая задачи по темам : скорость, расстояние, работа, время, производительность, цена, количество, стоимость; - находить площадь прямоугольника, прямоугольного треугольника; - находить дробь от числа; - решать примеры на порядок действий (5-6 действий) ; - уметь переводить мелкие единицы измерения в более крупные и наоборот; складывать и вычитать именованные числа.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.); • сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости; • определения времени по часам (в часах и минутах); • решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.); • оценки величины предметов на глаз; • самостоятельной конструкторской деятельности (с учетом возможностей применения разных геометрических фигур.

Таблица требований

к умениям учащихся по математике

(программный минимум)

Линии развития учащихся средствами предмета «Математика» Производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях Читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики Строить цепочки логических рассуждений, используя математические сведения Узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними

4 класс -читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000000; -складывать, вычитать, умножать и делить числа в пределах 1000000; -находить значение выражений в 2-4 действия; -сравнивать именованные числа и выполнять арифметические действия между ними. -читать и записывать именованные числа (длина, площадь, масса, объем); -находить значение выражений с переменной изученных видов; -находить среднее арифметическое двух чисел; -определять время по часам (до минуты); -сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам (длина, объем, масса). -решать задачи в 2-3 действия; -решать уравнения изученных видов; -решать комбинаторные задачи изученных видов; -решать логические задачи изученных видов; -устанавливать зависимости между классами величин, описывающих движения, работу и куплю-продажу; -решать неравенства путем подбора; -устанавливать принадлежность и непринадлежность множеству данных объектов. -вычислять периметр, площадь и объем фигур с помощью изученных формул; -узнавать и называть плоские фигуры; -различать виды треугольников; -строить окружность по заданному радиусу; -строить на бумаге в клетку прямоугольник и квадрат с заданными сторонами






Контроль предметных результатов.


Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.). Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др. Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока. Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу. При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными. Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы - создание портфолио.

Формы и виды контроля:


текущий

тематический

итоговый

  • индивидуальный опрос;
  • фронтальный опрос;
  • арифметический диктант
  • самостоятельная работа
  • контрольная работа


График проведения контрольных работ.

Период обучения

№ урока

Вид работы

Тема

1 четверть

8

Контрольная работа №1

Повторение программного материала, изученного в третьем классе.

15

Арифметический диктант.

Умножение круглых чисел.

17

Контрольная работа №2

Умножение круглых чисел.

26

Контрольная работа №3

Деление на однозначное число.

28

Арифметический диктант.

Скорость. Время. Расстояние.

43

Контрольная работа по теме №4

Скорость. Время. Расстояние.

2 четверть

58

Контрольная работа №5

Нахождение части числа.

64

Контрольная работа №6

Умножение круглых чисел.

73

Контрольная работа №7

Умножение на двузначное число.

3 четверть

85

Арифметический диктант.

Деление на двузначное число.

90

Контрольная работа №8

Деление на двузначное число.

95

Арифметический диктант

Деление на трехзначное число.

104

Контрольная работа №9

Деление трёхзначных чисел.

4 четверть

108

Арифметический диктант.

Цена. Количество. Стоимость.

112

Контрольная работа №10

Цена. Количество. Стоимость.

123

Арифметический диктант.

Повторение. Действия с многозначными числами.

124

Самостоятельная работа.

Повторение.

127

Итоговая контрольная работа№11

Программный материал за курс четвертого класса.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.

Оценивание письменных работ. В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания. Ошибки:

  • вычислительные ошибки в примерах и задачах;
  • ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий;
  • неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия);
  • не решенная до конца задача или пример;
  • невыполненное задание;
  • незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
  • неправильный выбор действий, операций;
  • неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;
  • пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
  • несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;
  • несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным пара метрам.
Недочеты:
  • неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
  • ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
  • неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;
  • нерациональный прием вычислений;
  • не доведение до конца преобразований;
  • наличие записи действий;
  • неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи;
  • отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.

Оценивание устных ответов.


В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота. Ошибки:

  • неправильный ответ на поставленный вопрос;
  • неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
  • при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.
Недочеты:
  • неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
  • при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;
  • неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
  • медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;
  • неправильное произношение математических терминов.
  • За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается.
  • За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике снижается на один балл, но не ниже «3».

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение).


Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося. Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

Характеристика цифровой оценки (отметки).


«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения. «4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 - 3 ошибок или 4 - 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала. «3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 - 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 - 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса. «2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Оценка письменных работ по математике.


Работа, состоящая из примеров:

  • «5» - без ошибок.
  • «4» - 1 грубая и 1 - 2 негрубые ошибки.
  • «3» - 2 - 3 грубых и 1 - 2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки.
  • «2» - 4 и более грубых ошибки.
Работа, состоящая из задач:
  • «5» - без ошибок.
  • «4» - 1 - 2 негрубые ошибки.
  • «3» - 1 грубая и 3 - 4 негрубые ошибки.
  • «2» - 2 и более грубых ошибки.
Комбинированная работа:
  • «5» - без ошибок.
  • «4» - 1 грубая и 1 - 2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче.
  • «3» - 2 - 3 грубых и 3 - 4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным.
  • «2» - 4 грубых ошибки.

Контрольный устный счет:

  • «5» - без ошибок.
  • «4» - 1 - 2 ошибки.
  • «3» - 3 - 4 ошибки.
  • «2» - более 3 - 4 ошибок.

Тематическое планирование и основные виды деятельности обучающихся.


Название раздела

Общее кол-во часов

Основные виды

учебной деятельности учащихся

Повторение

8 Формирование умения ценить и принимать следующие базовые ценности: «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого». Развитие умений складывать и вычитать числа в пределах 1000; решать задачи в два - три действия; складывать и вычитать именованные числа. Развитие умения самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. Формирование умения увеличивать и уменьшать числа в несколько раз. Развитие умения в построении и сравнении геометрических фигур. Формирование умения определять цель учебной деятельности самостоятельно. Освоение умения увеличивать и уменьшать числа на несколько единиц и в несколько раз. Формирование умения выстраивать логические, знаково-символические и алгоритмические цепочки в рассуждении. Развитие умения использовать математическую терминологию Формирование умения определять план выполнения заданий на уроках.

Умножение на однозначное число

9 Формирование умения умножать на однозначное в пределах 1000. Формирование умения решать задачи и примеры на умножение и деление. Освоение умения воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления, применять знания таблицы при решении задач и вычислении значений числовых выражений. Развитие умения работать в парах. Развитие умения действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану. Освоение умения различать виды треугольников: равнобедренные, равносторонние, прямоугольные, остроугольные, тупоугольные. Развитие умения оценивать ход и результат работы.

Деление на однозначное число

9 Формирование умения делить на однозначное в пределах 1000. Развитие умения оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении знаний.. Освоение приёмов рефлексии способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности. Формирование умения использовать правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения. Формирование умения находить площадь прямоугольного треугольника, если известны длины его катетов. Формирование умения использовать способы проверки деления.

Скорость. Время. Расстояние.

17 Понятия «скорость», «время», «Расстояние». Формирование умения анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, устанавливать аналогии. Формирование умения переводить промежутки времени из одной единицы измерения в другие, делить круглое число на круглое, когда в записи делителя только цифра старшего разряда отлична от нуля.

Деление на 10,100,1000с остатком. Деление с остатком на однозначное число.

4 Формирование умения делить с остатком на 10, 100, 1000 и на однозначное число. Выполнять проверку деления с остатком Развитие умения в постановке и формулировании проблемы, в самостоятельном создании алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Развитие умения геометрических построений. Развитие умения использовать знаково-символические средства для решения учебных задач.

Дроби.

9 Освоение понятия «дробь». Знать компоненты дроби, уметь сравнивать дроби, находить часть от числа и число по его части. Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи.

Умножение чисел

17 Формирование умения умножать многозначные числа на двузначные и трёхзначные числа. Развитие умения выполнять задания поискового и творческого характера, применять знания и способы действия в изменённых условиях, выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Развитие умения применять алгоритм умножения. Освоение умения пошагово контролировать правильность применения алгоритмов арифметических действий.

Работа. Время. Производительность.

5 Освоение понятия « производительность». Развитие умения решать задачи трёх основных видов на тему. Формирования понятия, что прямоугольник делится его диагоналями на 4 равновеликих треугольников. Освоение умением осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Деление натуральных чисел.


26 Формирование умения делить числа на двузначное и трехзначное число. Формирование умения вычислять площадь фигур разными способами, сравнивать геометрические фигуры по площади. Применять алгоритм письменного деления. Осуществлять проверку деления умножением.

Цена. Количество. Стоимость.

8 Освоение понятия «цена товара»,различие от «Стоимость товара». Формировать умение решать три основные задачи по теме. Развитие умения выполнять задания поискового и творческого характера, применять знания и способы действия в изменённых условиях, выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

Итоговое повторение


24


Освоение умения пошагово контролировать правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях. Развитие умения осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач.

Итого

136



Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

для реализации рабочей программы «Математика».

Учебно-методическая литература для учителя.

Автор, год издания

Название пособий

Вид пособия

1. Б.П. Гейдман, И.Э. Мишарина, Е. А. Зверева "Математика" Учебник в 2-х ч. 4 кл. - М.:, МЦНМО 2013

Математика.

Учебник для 4 класса

2. Б.П. Гейдман, И.Э. Мишарина, Е. А. Зверева «Рабочая тетрадь» к учебнику "Математика" в4 частях,4 кл. - М.: МЦНМО, 2014.

Рабочая тетрадь.

Пособие по математике 3.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 -е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с. - (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя 4

Б. П. Гейдман, И. Э. Мишарина, Е. А. Зверева. Математика. Рабочие программы.

1-4 классы. МЦНМО. Москва. 2011

Пособие для учителя 5

Б. П. Гейдман, И. Э. Мишарина. Математика. 3 класс. Методические рекомендации.

МЦНМО. Москва. 2011

Пособие для учителя

Учебная литература для обучающихся.


Автор, год издания

Название пособий

Вид пособия

1.

Б.П. Гейдман, И.Э. Мишарина, Е. А. Зверева " Математика" Учебник в 2-х ч. 4 кл. - М.:, МЦНМО 2013.

Математика.

Учебник для 4 класса.

2.

Б.П. Гейдман, И.Э. Мишарина, Е. А. Зверева «Рабочая тетраль» к учебнику "Математика" в 4 частях, 4 кл. - М.: МЦНМО, 2014.

Рабочая тетрадь.

Пособие по математике.

Электронные ресурсы.

  1. Математические головоломки. Головоломки, сгруппированные по темам. Возможность выбора уровня сложности, логические игры. (freepuzzles.com)

  2. Веселая арифметика: задачи для младших школьников в стихах. Задачи на логические способы решения. (nsc.1september.ru/article.php?ID=200502306)

  3. Учителю начальных классов: математика. Материалы по преподаванию математики в начальной школе. (annik-bgpu.nm.ru)

  4. Занимательные и методические материалы из книг И.Сухина. Натуральные, простые, составные, четные, нечетные, круглые числа. Математические игры, фокусы. Задачи из математических тетрадей любознательного гнома «Загадалки». Ответы к задачам. (suhin.narod.ru/mat2.htm)


Технические средства обучения.


  • мультимедийный проектор;

  • компьютер учителя;

  • ПО «Уроки Кирилла и Мефодия»;

  • Универсальное мультимедийное пособие « Математика». Тренажёр к любому учебнику,4 класс-М.:Экзамен, 2012.



Тематическое планирование.

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Дата проведения

план

Факт

Трехзначные и многозначные числа (8 ч).

1,2

Трехзначные числа.

2

Урок - рефлексия

Восстановить изученные ранее приемы и способы действий. Повторение основных терминов, изученных в 1, 2 и 3 классах

Регулятивные:

учиться определять цель своей деятельности, выделять в ней этапы работы. Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, отнесения к известным понятиям. Коммуникативные: готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Текущий контроль.

Устный опрос.

3-7

Многозначные числа (повторение).

5

Урок- рефлексия

Восстановить изученные ранее приемы и спосо-бы действий. Повторение основных терми-нов, изученных в 1, 2 и 3 классах.

Применять полученные знания и способы действий для решения типовых заданий, контролировать свои действия, корректировать их в случае необходимости

Фронтальный опрос. Самостоятельная работа.

8

Контрольная работа по теме « Повторение».

1

Проверка и учёт знаний и умений

Проверить прочность усвоенных знаний, сформи-рованность умений и навыков.

Применять полученные знания и способы действий для решения типовых заданий, контролировать свои действия, корректировать их в случае необходимости.

Тематический контроль.

Умножение на однозначное число (9 ч).

9

Распределительный закон.

1

Урок открытие новых знаний.

Познакомить с письменными приёмами умножения на однозначное число на основе распределительного закона умножения относительно сложения.

Выполнять письменно умножение многозначного числа, оканчивающегося нулями, на однозначное число, выполнять действия с именованными числами, решать задачи, выполнять вычисления в выражениях на порядок действий, выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях.

Текущий контроль.

10-11

Умножение на однозначное число.

2

Урок открытие новых знаний.

Текущий контроль.

12-13

Умножение круглого числа на однозначное число.

2

Открытие новых знаний.

Познакомить с письменными приемами умножения числа, оканчивающегося нулями, на однозначное число.

Выполнять письменно умножение многозначного числа на однозначное, опираясь на знание

алгоритма выполнения умножения, решать задачи, находить прямоугольные, тупоугольные и остроугольные треугольники, выполнять вычисления в выражениях на порядок действий, выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях.

Фронтальный опрос.

14

Умножение на круглое число.

1

Открытие новых знаний.

Обобщить и закрепить имеющиеся знания учащихся

Текущий контроль.

15

Умножение круглых чисел. Арифметический диктант.

1

Открытие новых знаний.

Познакомить с алгоритмом умножения многозначного числа на число, в записи которого только цифра старшего разряда отлична от нуля.

Выполнять письменно умножение на круглое число, читать многозначные числа в пределах миллиарда, решать задачи, выполнять вычисления в выражениях на порядок действий, находить периметр прямоугольника, находить доли числа и сравнивать их, выполнять. задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях.

Тематический контроль. Арифметический диктант.

16

Умножение круглых чисел.

2

Открытие новых знаний.

Обобщить, закрепить и систематизировать имеющиеся у учащихся знания, приемы и способы действий.

Использовать алгоритм умножения многозначных чисел для вычислений, выполнять действия с именованными числами, решать уравнения, находить значение выражений, содержащих несколько действий и скобки, решать составные задачи, выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях.

Текущий контроль.

Самостоятельная работа.

17

Контрольная работа по теме

"Умножение круглых чисел».

1

Проверка и учёт знаний, умений.


Использовать алгоритм умножения многозначных чисел для вычислений, выполнять действия с именованными числами, решать уравнения, находить значение выражений, содержащих несколько действий и скобки, решать составные задачи, выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях.

Тематический контроль.

Деление на однозначное число (9 ч).

18

Работа над ошибками.

Деление на однозначное число.

1

Комбинированный урок


Освоить письменный прием деления на однозначное число.


Уметь оценивать результаты освоения темы, проявлять личност-ную заинтересованность в приобретении знаний.

Уметь использовать правила умножения суммы на число при выполнении внетаблич-ного умножения.

Формирование умения использовать правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения.

Уметь находить площадь прямоугольного треугольника, если известны длины его катетов. Формирование умения использовать способы проверки деления.

Текущий контроль.

Фронтальный опрос.

19

Деление на однозначное число.

1

Уроки изучения нового материала и первичного закрепления

Формирование умения делить на однозначное в пределах 1000.

Текущий контроль.

Фронтальный опрос

20

Деление на однозначное число.

1

Уроки изучения нового материала и первичного закрепления


Текущий контроль. Самостоятельная работа.

21

Деление на однозначное число.

1

Урок повторения и закрепления изученного

Обобщить и закрепить имеющиеся знания учащихся

Текущий контроль.

22

Деление круглого числа на однозначное число.

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Показать алгоритм деления круглого числа на однозначное число

Текущий контроль.

23

Деление на однозначное число.

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Показать алгоритм выполнения деления в случаях, когда некоторые цифры частного - нули. Обобщить и закрепить имеющиеся знания учащихся.

Фронтальный опрос.

24

Деление на однозначное число.

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Понимать, что определение количества цифр частного является проверкой правильности выполнения алгоритма деления, выполнять письменно деление многозначного на

однозначное число с нулями в частном, выполнять проверку деления.

Регулятивные:

определять план выполнения заданий на уроках.

Познавательные:

перерабатывать полученную информацию; наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные: готовность излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Текущий контроль.

25

Деление на однозначное число.

1

Урок повторения и закрепления изученного.

Текущий контроль. Самостоятельная работа.

26

Контрольная работа по теме «Деление на однозначное число»

1

Урок диагности-ки

прочности усвоения знаний.

Проверить прочность полученных знаний, сформи -рованность навыков, умений и способов действий.

Применять полученные знания и способы действий для решения типовых заданий, контролировать свои действия, корректировать их в случае необходимости.

Тематический контроль.

Скорость. Время. Расстояние (17 ч).

27

Работа над ошибками.

Секунда. Единицы измерения времени.

1

Комбинированный урок.

Познакомить с единицей измерения времени - секундой и соотношениями между изученными единицами времени.

Уметь переводить одни единицы времени в другие на основе знания соотношений между ними, выполнять

вычисления в выражениях на порядок действий.

Текущий контроль.

28

Скорость. Время. Расстояние.

Арифметический диктант.


1

Урок изучения нового материала и первичного закрепле-ния.

Познакомить с понятиями «скорость».

Текущий контроль.

30

Скорость. Время. Расстояние.


1

Уроки изучения нового материала и первичного закрепле-ния.

Уметь моделировать взаимозависимости между величинами: скорость, время, расстояние, решать задачи с данными величинами, выполнять устно и письменно умножение на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приемы,

находить значение выражений на порядок действий, выполнять действия с именованными числами, проверять деление умножением

Текущий контроль.

31

Скорость. Время. Расстояние


1

Уроки повторения и закрепления

Обобщить и закрепить имеющиеся знания учащихся

Текущий контроль.

32

Скорость. Время. Расстояние


1

Уроки по- вторения и закрепления.

Обобщить и закрепить имеющиеся знания учащихся

Решать задачи на нахождение скорости, времени, расстояния, выполнять действия с именованными числами, письменно выполнять деление и умножение многозначных чисел.

Фронтальный опрос.

33

Скорость. Время. Расстояние


1

Уроки повторения и закрепления

Текущий контроль.

34

Скорость. Время. Расстояние


1

Уроки по- вторения и закрепления.

Фронтальный опрос.

35

Скорость сближения

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления

Познакомить с понятием «скорость сближения»

Текущий контроль.

36

Скорость сближения

1

Уроки закрепления и повторения изученного.

Обобщить и закрепить имеющиеся знания учащихся

Текущий контроль.

37-42

Скорость. Время. Расстояние.

6

Уроки закрепления и повторения изученного

Регулятивные:

учиться определять цель своей деятельности, выделять в ней этапы работы. Познавательные: перерабатывать получен-ную информацию; наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные:

осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации

Текущий контроль. Самостоятельная работа.

43

Контрольная работа по теме «Скорость. Время. Расстояние».

1

Урок диагностики

прочности усвоения знаний.

Проверить прочность знаний, сфор- мированность умений и навыков

Тематический контроль.

Деление на 10, 100, 1000 с остатком. Деление с остатком на однозначное число (4 ч).

44

Гектар. Центнер. Тонна.

Работа над ошибками.

1

Урок изучения нового материала и первичного за-крепления.

Познакомить с новыми единицами измерения площади и массы

Переводить одни единицы площади в другие, используя соотношения между ними, переводить одни единицы массы в другие, используя соотношения между ними, сравнивать значения площадей разных фигур, решать задачи разными способами.

Текущий контроль.

45

Деление на 10, 100, 1000 с остатком.

1

Урок изучения нового материала и первичного за-крепления.

Познакомить с алгоритмом деления на 10, 100, 1000 с остатком

Выполнять деление на 10, 100, 1000 с остатком и проверку к нему, понимать, что остаток всегда меньше делителя, находить значения выражений, состоящих из нескольких действий, решать задачи на нахождение площади и периметра прямоугольника, решать составные задачи.

Фронтальный опрос.

46

Деление с остатком на однозначное число.

1

Урок изучения нового материала и первичного за-крепления.

Познакомить с алгоритмом письменного деления с остатком на однозначное число.

Текущий контроль. Самостоятельная работа.

47

Деление с остатком на однозначное число.

1

Урок закрепления изученного

Обобщить и закрепить имеющиеся знания учащихся

Самостоятельная работа.

Дроби (9 ч).

48

Дроби.

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Сформировать представления о числах меньше единицы и показать способ записи этих чисел.

Уметь читать и записывать дробные числа, определять числитель и знаменатель дроби, решать составные задачи, решать уравнения.

Текущий контроль.

49 Сравнение дробей.

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Научить сравнивать дробные числа и записывать результат сравнения.

Уметь сравнивать дроби, располагать дроби в порядке убывания и возрастания, решать составные задачи, выполнять действия с именованными числами, сравнивать величины, выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях.

Текущий контроль.

50-52

Нахождение части числа.

4

Уроки изучения нового материала и первичного

Познакомить с алгоритмом нахождения части числа.

Находить часть числа, строить отрезок, если известна длина его части, выполнять письменно деление, умножение, сложение,

вычитание, решать задачи, сравнивать величины.

Текущий контроль



53

Нахождение части числа.

1

Урок повторения и закрепления изученного

Обобщить и закрепить имеющиеся знания учащихся

Текущий контроль. Самостоятельная работа



54

Контрольная работа по теме «Нахождение части числа».

1

Урок диагностики

прочности усвоения знаний.


Проверить прочность знаний, сфор- мированность умений и навыков

Находить часть числа, сравнивать величины, выполнять действия с именованными числами, решать составные задачи арифметическими способами, находить площадь, периметр прямоугольника.

Текущий контроль. Самостоятельная работа.



55

Нахождение числа по его части.

Работа над ошибками.

1

Комбинированный урок.


Познакомить с алгоритмом нахождения числа по его части.

Находить число по его части, выполнять деление, умножение, сложение и вычитание чисел, сравнивать величины.

Текущий контроль.



56

Нахождение числа по его части.

1

Комбинированный урок.

Познакомить с алгоритмом нахождения числа по его части.

Текущий контроль.



Умножение чисел (17 ч).

57

Умножение на двузначное число.

Тематический контроль.


3

Уроки изучения нового материала и первичного.

Познакомить с алгоритмом письменного умножения на двузначное число.

Формирование умения умножать многозначные числа на двузначные и трёхзначные числа. Развитие умения выполнять задания поискового и творческого характера, применять знания и способы действия в изменённых условиях, выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Развитие умения применять алгоритм умножения. Освоение умения пошагово контролировать правильность применения алгоритмов арифметических действий.

Тематический контроль.

Арифметический диктант.

58-60

Умножение на двузначное число.



Комбинированный урок.

Обобщить и закрепить имеющиеся знания обучающихся.

Текущий контроль.

61- 62

Умножение круглых чисел.

2

Уроки изучения нового материала и первичного закрепления.

Познакомить с алгоритмом письменного умножения чисел, оканчивающихся нулями.

Текущий контроль.

63

Умножение круглых чисел.

1

Урок повторения и закрепления изученного.

Обобщить и закрепить имеющиеся у учащихся знания, умения и навыки.

Текущий контроль. Самостоятельная работа.

64

Контрольная работа по теме «Умножение круглых чисел».

1

Урок диагности-ки

прочности усвоения знаний.


Проверить прочность знаний, сфор- мированность умений и навыков.

Формирование адекватной самооценки, оценки своих достижений, проявление личной заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Тематический контроль.

65

Умножение на трёхзначное число.

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Познакомить с алгоритмом письменного умножения на трехзначное число.

Выполнять письменно умножение многозначных чисел на двузначное число, опираясь на знание алгоритма письменного выполнения умножения, выполнять действия с именованными числами, находить значения выражений на порядок действий, решать арифметические задачи, задачи на нахождение площади, периметра, представлять величины в более мелких и крупных единицах, основываясь на соотношении между ними.

Текущий контроль

66

Умножение на трёхзначное число.

1

Комбинированный урок.

Текущий контроль

67

Умножение на трёхзначное число.

1

Комбинированный урок.

Фронтальный опрос

68

Умножение на трёхзначное число.

1

Комбинированный урок.

Текущий контроль

69-72

Умножение на трёхзначное число.

4

Уроки закрепления и повторения изученного.

Обобщить и закрепить имеющиеся знания учащихся.

Выполнять письменно

умножение многозначных чисел на двузначное число, опираясь на знание алгоритма письменного выполнения умножения, выполнять действия с именованными числами, находить значения выражений на порядок действий, решать арифметические задачи.

Текущий контроль. Самостоятельная работа.

73

Контрольная работа по теме «Умножение на трехзначное число».

1

Урок диагности-ки прочности усвоения знаний.

Проверить прочность знаний, сфор- мированность умений и навыков

Тематический контроль.

Работа. Время. Производительность (5 ч).

74

Работа. Время. Производительность.

1

Урок изучения нового материала.

Сформировать представления о производительности

Уметь решать задачи трёх основных видов на тему. Формирования понятия, что прямоугольник делится его диагоналями на 4 равновеликих треугольников. Освоение умением осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Фронтальный опрос.

75 - 77

Работа. Время. Производительность.


3

Уроки закрепления и повторения изученного.

Обобщить и закрепить имеющиеся знания учащихся

Текущий контроль.

78

Повторение по теме «Работа. Время. Производительность»

1

Урок - рефлексия.

Обобщить, закрепить и систематизировать имеющиеся у учащихся знания, умения и навыки.

Решать задачи на нахождение скорости, расстояния, времени, работы, производительности, решать составные задачи.

Текущий контроль. Самостоятельная работа.

Деление натуральных чисел (26 ч).

79

Деление трехзначного числа на двузначное число.

1

Урок изучения нового матери- алан первичного закрепления.

Познакомить с алгоритмом письменного деления трехзначного числа на двузначное.

Выполнять деление трехзначного числа на двузначное путем округления делимого и делителя до разряда десятков, решать задачи и уравнения, находить площадь прямоугольника, если известен периметр и одна из сторон, находить значение выражения, содержащего несколько арифметических действий.

Фронтальный опрос.

80

Деление трехзначного числа на двузначное с остатком.

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Познакомить с алгоритмом письменного деления трехзначного числа на двузначное с остатком

Разъяснять смысл деления с остатком, выполнять деление трехзначного числа на двузначное с остатком, решать задачи и уравнения,

находить значение выражения, содержащего несколько арифметических действий.

Выполнять деление многозначных чисел на двузначное, уметь проверять правильность своих вычислений, сравнивать величины и выражения, решать уравнения и задачи, выполнять преобразования одних величин в другие, опираясь на соотношения между ними, выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях.

Фронтальный опрос.


81

Деление на двузначное число.

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Показать использование алгоритма деления на двузначное число, включая частные случаи (нули в частном).

Текущий опрос.


82

Деление на двузначное число.

1

Урок закрепления и повторения изученного

Обобщить и закрепить имеющиеся знания учащихся.

Фронтальный опрос.


83

Деление на двузначное число.

1

Урок закрепления и повторения изученного.

Текущий опрос.


84

Деление на двузначное число.

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Показать использование алгоритма деления на двузначное число, включая частные случаи (нули в частном).


Выполнять деление многозначных чисел на двузначное с остатком, уметь

проверять правильность своих вычислений, сравнивать величины и выражения, решать уравнения и задачи.

Текущий контроль. Самостоятельная работа.


85

Деление на двузначное число.

Арифметический диктант.

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Тематический контроль. Арифметический диктант.


86

Деление на двузначное число.

1

Урок закрепления и повторения изученного

Обобщить и закрепить имеющиеся знания учащихся

Знать единый алгоритм письменного деления на многозначное число, уметь проверять деление умножением, решать арифметические задачи, выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях.

Текущий опрос.


87

Деление на двузначное число.

1

Урок закрепления и повторения изученного

Текущий опрос.


88

Деление на двузначное число с остатком.

1

Урок закрепле-ния изученного

Текущий опрос.


89

Деление на двузначное число.

1

Урок повторения и закрепления изученного

Обобщить и закрепить имеющиеся знания учащихся

Регулятивные:

решение учебных задач, осуществление контроля своих действий.

Познавательные:

перерабатывать полученную информацию; наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные: использование речевых и информационных средств и коммуникационных технологий для решения коммуникативных задач.

Текущий опрос. Работа по карточкам.

90

Контрольная работа по теме «Деление на двузначное число».

1

Урок диагности-ки прочности усвоения знаний.

Проверить прочность знаний, сформирован-ность умений и навыков.

Тематический опрос.

91

Деление на трехзначное число.

Работа над ошибками.

1

Комбинированный урок.

Познакомить с алгоритмом письменного деления на трёхзначное число.

Уметь делить числа на двузначное и трехзначное число. Формирование умения вычислять площадь фигур разными способами, сравнивать геометрические фигуры по площади. Применять алгоритм письменного деления. Осуществлять проверку деления умножением.

Фронтальный опрос.

92-93

Деление на трехзначное число.

2

Уроки изучения нового материала.

Познакомить с алгоритмом письменного деления на трёхзначное число.


Текущий. Фронтальный, групповой.

94

Деление на трехзначное число.

1

Комбинированный урок.

Текущий. Устный опрос.

95

Деление на трехзначное число.

Арифметический диктант

1

Комбинированный урок.

Выполнять деление трехзначного числа на двузначное путем округления делимого и делителя до разряда десятков, решать задачи и уравнения, находить площадь прямоугольника, если известен периметр и одна из сторон, находить значение выражения, содержащего несколько арифметических действий.

Тематичес-кий. Арифметичес-кий диктант.

96

Деление на трехзначное число.

1


Урок - рефлексия.

Текущий. Устный опрос.

97

Деление на трехзначное число.

1

Урок - рефлексия.

Познакомить с алгоритмом письменного деления на трёхзначное число.

Выполнять деление трехзначного числа на двузначное путем округления делимого и делителя до разряда десятков, решать задачи и уравнения, находить площадь прямоугольника, если известен периметр и одна из сторон, находить значение выражения, содержащего несколько арифметических действий.

Текущий. Устный опрос.

98

Деление на трехзначное число.

1

Урок - соревнова-ние.

Текущий. Самостоятельная работа.

99 - 100

Деление на трехзначное число.


1

Урок - рефлексия.

Текущий опрос. Работа по карточкам.

101

Деление на трехзначное число с остатком.

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Познакомить с алгоритмом письменного деления на трехзначное число с остатком.

Разъяснять смысл деления с остатком, выполнять деление на трехзначное число с остатком и проверять правильность своих вычислений, решать задачи, находить значение выражений, состоящих из нескольких арифметических действий.

Текущий опрос.

102,103

Деление чисел.

2

Урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Обобщить, закрепить и систематизировать имеющиеся у учащихся знания, приемы и способы действий.

Освоить единый алгоритм письменного деления на многозначное число, уметь проверять деление умножением, решать

арифметические и геометрические задачи, выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях.

Текущий. Самостоятельная работа.

104

Контрольная работа по теме «Деление трёхзначных чисел».

1

Урок контроля ЗУН.

Тематический контроль.

Цена. Количество. Стоимость (8 ч).

105-107

Цена. Количество. Стоимость.


3

Урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Сформировать понятия «цена», «количество», «стоимость».

Моделировать взаимосвязи между величинами «цена», «количество», «стоимость», решать задачи с

этими величинами, составлять алгоритм выполнения действий в выражениях, состоящих из нескольких действий.

Текущий.

Самостоятельная работа коллективной проверкой.

108

Цена. Количество. Стоимость.

Арифметический диктант.

1

Комбинированный урок.

Фронтальный опрос.

109-111

Повторение.

3

Урок- рефлексия.

Обобщить и закрепить имеющиеся зна-ния учащихся, их умения и навыки.

Выполнять действия с именованными числами, опираясь на соответствующие алгоритмы, решать задачи и уравнения, находить значение выражений, содержащих несколько арифметических действий и скобки, выполнять действия с именованными числами.

Текущий. Групповая работа.

112

Контрольная работа по теме «Цена. Количество. Стоимость».

1

Урок контроля ЗУН.

Проверить прочность знаний, сфор- мированность умений и навыков.

Тематический контроль.

Повторение (24 ч).

113-115

Повторение. Сложение и вычитание многозначных чисел.

3

Комбинированный урок.

Обобщить, закрепить и систематизировать имеющиеся у учащихся приемы, способы действий, знания, умения, навыки.

Выполнять арифметические действия с многозначными числами, сравнивать величины, решать уравнения, задачи, выполнять действия с именованными числами, выполнять вычисление в выражениях на порядок действий, выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях.

Текущий. Самостоятельная работа с последующей проверкой.

116-120

Повторение. Умножение и деление многозначных чисел

5

Урок - рефлексия.

Обобщить, закрепить и систематизировать имеющиеся у учащихся знания, умения, навыки, приемы и способы действий, умения и навыки.

Текущий. Самостоятельная работа с последующей проверкой.

121-122

Повторение. Действия с многозначными числами

2

Комбинированный урок.

Текущий. Самостоятельная работа с последующей проверкой.

123

Повторение. Действия с многозначными числами. Арифметический диктант.


1

Комбинированный урок.

Обобщить, закрепить и систематизировать имеющиеся у учащихся знания, приемы и способы действий.

Тематический контроль. Арифметический диктант.

124

Повторение. Самостоятельная работа.

1

Урок контроля ЗУН.

Проверить прочность знаний, сфор- мированность умений и навыков.

Выполнять арифметические действия с многозначными числами, сравнивать величины, решать уравнения, задачи, выполнять действия с именованными числами, выполнять вычисление в выражениях на порядок действий, выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях.

Тематический контроль. Самостоятельная работа.

125-126

Повторение. Деление с остатком

2



Текущий контроль.

127

Итоговая контрольная работа.

1

Урок контроля ЗУН.

Проверить прочность знаний, сфор- мированность умений и навыков.

Тематический контроль.

128

Работа над ошибками.

1

Комбинированный урок.

Обобщить, закрепить и систематизировать имеющиеся у учащихся знания, приемы и способы действий.

Уметь пошагово контролировать правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях. Развитие умения осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач.

Текущий контроль.

129-136

Повторение.

8

Урок - рефлексия.

Текущий контроль. Самостоятельная работа с последующей проверкой.

Урочная деятельность - 116 часов.


Неурочная деятельность - 20 часов.

© 2010-2022