- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа с пояснительной запиской для дополнительного образования Творческая мастерская
Рабочая программа с пояснительной запиской для дополнительного образования Творческая мастерская
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Боева Н.В. |
Дата | 28.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа дополнительного образования
Кружок «Творческая мастерская»
Составила преподаватель:
Боева Н.В.
г.Покров 2014-2015 год
Пояснительная записка
Всегда найдется дело для умелых рук,
Если хорошенько посмотреть вокруг.
Мы чудо сотворить сумеем сами
Вот этими умелыми руками. Ручной труд - универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность. Предлагаемая программа имеет художественно - эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для воспитанников, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у воспитанников художественного вкуса и творческих способностей. Изготовление поделки - это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит кружковца анализировать задание, планировать ход его выполнения.
В настоящее время искусство работы с бумагой не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Бумага - первый материал, из которого начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить ёлку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует человека. Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название «квиллинг». «Квиллинг» открывает у детей путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности. Программа построена «от простого к сложному». Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование). «Творческая мастерская» - так называется курс. Он предлагает развитие в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно - эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Она предусматривает развитие у них изобразительных, художественно - конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. В процессе конструирования из бумаги помимо развития мелкой моторики развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. Конструкторская деятельность из бумаги учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, а также стимулирует развитие памяти, пространственное воображение. Тематика занятий строится с учетом интересов кружковцев, возможности их самовыражения. В ходе усвоения содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным участникам будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это даёт возможность предостеречь воспитанника от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать. В процессе работы по программе «Творческая мастерская», кружковцы постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др. Цель программы кружка «Творческая мастерская» Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие воспитанников в процессе овладения элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.Обучить детей работать в разных техниках с бумагой. Задачи программы кружка: Обучающие
- Знакомить кружковцев с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
- Научить различным приёмам работы с бумагой.
- Обогащать словарь детей специальными терминами.
- Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
- Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии.
- Развивать способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук.
- Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности проживающих.
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
- Наличие материально - технического обеспечения;
- Систематичность посещения кружка «Творческая мастерская»;
Формы и методы занятий. В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, конкурсы, соревнования и другие. Методы: Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
-
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)
- наглядный (иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) руководителем, работа по образцу и др.)
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
-
- объяснительно - иллюстративный -\воспитанники воспринимают и усваивают готовую информацию
- репродуктивный -воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
- частично - поисковый - участие кружковцев в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с руководителем
- исследовательский - самостоятельная творческая работа кружковцев
-
- фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися
- индивидуально - фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
- групповой - организация работы в группах.
- индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
-
-
- активизация и индивидуализация занятий;
- игры и игровые ситуации;
- творческие работы и т.д.
-
-
-
- Изготовление цветов в технике квиллинг.
- Изготовление сувениров и открыток к празднику.
- Конструирование.
-
Формы работы:
-
-
- индивидуальная (каждый кружковец должен сделать свою поделку);
- групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
- коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции кружковцы работают все вместе, не разделяя обязанностей)
-
Новизна и актуальность Новизна состоит в том, что программа направлена на развитие конструктивных способностей и познания окружающей действительности, на формирование способностей личности адаптироваться в современно -экономических условиях. Теперь занятия будут проходить по подгруппам, что даёт больше времени уделить внимание для индивидуальной работы с кружковцами.
Принципы, лежащие в основе программы:
-
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
- демократичности и гуманизма (взаимодействие руководителя и воспитанников в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы) применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Для занятий в кружке необходимо иметь:
Оборудование и инструменты: - цветную бумагу, гофрированный картон, картон белый и цветной, клей (наилучшим является клей ПВА), зубочистка, бумажные полоски шириной 5-7 мм, палочка для бумагокручения с расщепленным концом, ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка,наборы разной бумаги,бросовый материал по требованию,нитки средней толщины.
Оборудование: - столы, плакаты, образцы объектов труда, стулья инструкционные карты, доска.
Материалы из опыта работы:
1. Инструкционные карты и схемы изготовления поделок.
2. Инструкционные карты сборки изделий.
3. Образцы изделий.
4. Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.
Словарная работа:
- квиллинг
- бумагокручение
- роллы
- бумажная филигрань
- бумажное кружево
Тематический план
Содержание программы Раздел 1.Введение. Основы дизайна (5 часов) Тема 1.1 Возникновение техники квиллинга (бумагокручение) (1 час). Возможности корейской бумажной пластики. Связь бумажного искусства с жизнью. Историческая справка о древнейшем искусстве бумагокручения. Первые музеи бумажного искусства. Искусство бумагокручения в Европе, Америке, Корее. Тема 1.2 Элементы дизайна (1 час). Тема 1.3 Материалы и принадлежности.(1 час) Образовательные ценности: Использование композиций в оформлении интерьеров и помещений. Дизайн подарочных вариантов. Сорта, фактуры, плотность и толщина бумаги. Приспособление для закрутки бумаги. Пинцет, его назначение. Маленькие, с острыми концами ножницы. Канцелярский нож для бумаги. Линейка для нарезания полос и измерения. Плотный и средней толщины картон. Зубочистки, игла, шило. Клеи (ПВА, герметик, супер - момент). Возможные варианты хранения мелких элементов, заготовок и полос. Тема 1.4 Цветоведение. (2часа). Основные и дополнительные цвета. Контрасты и нюансы. Гармония в композиции и в цвете. Ограничение цветовой гаммы несколькими цветами. Смешение пастельных оттенков бумаги, создание мягких переходов от одного цвета к другому. Традиционные цветосочетания, использование пастельной и контрастной бумаги для моделировки форм, декоративных элементов и фона.
Раздел 2. Технологические и композиционные приемы работы с бумагой. Техника безопасности (69 часов) Тема 2.1 Приёмы работы с бумагой (4 часа). Особенности работы с двусторонней бумагой. Возможные варианты нарезания полос. Постановка руки. Хранение заготовленных элементов. Оснащение рабочего места. Рабочая зона на столе, освещение. Метод синхронной работы в группе. Выполнение работ от простого к сложному. Технология создания композиций из бумажных лент. Возможные варианты занятий деятельности в данной технике. Четкая регламентация занятий и перерывов. Организация техники безопасности. Тема 2.2 Особенности композиции (3 часа). Особенности формирования композиций. Равновесие и центр композиции. Гармоничное насыщение композиции крупными и мелкими, объемными и плоскостными элементами. Гармония в композиции и в цвете. Использование закона цветового контраста и нюанса. Особенности мелких выразительных деталей. Плоскостные элементы (листья, стебли, завитки и т.д.) Объёмные элементы (бутоны, цветы, ягоды, плоды, насекомые и т.д.). Тема 2.3 (25 часов). Последовательность выполнения элементов: листок, лепесток, цветок, травка, бутон, ягода, плод, насекомые в разных ракурсах и цветовых сочетаниях. Наиболее распространенные сочетания элементов. Собственная стилизация форм растительного мира, творческая интерпретация. Обобщение формы, анализ ее строения, пропорций. Создание декоративно - пластической вариации, завершенная композиция. Тема 2.4 Оформление работ. (1час). Возможности современных материалов в оформлении работ. Гармоничные сочетания фона и паспарту, подбор рамок для панно или формата для открытки. Обсуждение работ экспозиции выставки.
Итоговый контроль (1 час) Раздел 3.Работа с разными материалами. Тема 3.1 Работа с бросовым материалом (26 часов) Тема 4.1 Изонить (20 часов) Тема 5.1 Сочетание в поделках разных видов бумаги и тканей.(16 часов)
По окончании занятий организуется вернисаж творческих работ, выполненных в течение года. Итоговое обсуждение результатов работы, рефлексия, включающая критику, пожелания и оценивание результатов труда.
Тематическое планирование
№ Тема занятий Кол-во часов Дата по плану Дата факт-ая
1 Введение. Основы дизайна Возникновение техники квиллинга (бумагокручение).
1
2 Элементы дизайна.
1
3 Материалы и принадлежности.
1
4 Цветоведение.
2
5 Технологические и композиционные приемы работы с бумагой. Техника безопасности.
35
6
Приемы работы с бумагой.
4
7 Особенности композиции.
3
8 Объем в композиции: способы и приемы.
1
9 Открытки - «валентинки».
2
10 Открытки к 8марта.
3
11 Цветы «Календула».
2
12 Цветы «Нарциссы».
2
13 Композиция «Ветка рябины».
3
14 Композиция «Корзина с цветами».
4
15 «Веточка цветов».
2
16 Цветочное панно.
3
17 Композиция «Георгины».
3
18 Оформление работ.
1
19 Итоговый контроль.
1
20. Работа с бросовым материалом -поделки из пластиковых бутылок -изготовление макета зданий из коробок -изготовление игрушек из помпонов -панно на пластиковых крышках -изготовление орнамента из фольги -изготовление карандашницы и панно из круп
26
6
2
8
2
4
6
21 Изонить -основные приемы изонити -простейшие фигуры орнамента -узор «Цветок» -декорирование углов -узор из геометрических фигур -панно «Зимние узоры»
20
2
4
2
3
5
4
22 Сочетание в поделках разных видов бумаги и тканей. -аппликация с подложкой из ткани -скручивание цветов из гофрированной бумаги -открытки 3д -аппликации из ваты на бархатной бумаге
16
4
4
4
4
Список литературы
- Бычкова, Е. Р. Картина своими руками для домашнего интерьера: оригинальные решения [Текст]: практ. пособие / авт. - сост. Е. Р. Бычкова. - М.: АСТ: Полиграфиздат, 2011. - 32 с.: ил.
- Мититеелло, К. Чудо - аппликация [Текст]: практ. пособие / К. Митителлю. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 64 с.: ил.
- Проснякова, Т. Н. Технология. Творческая мастерская: Учебник для 4 класса. - 2-е издание, перераб. [Текст]: учебное пособие / Т. Н. Проснякова. - Самара: Изд-во «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009,- 120 с.: ил.
- Румянцева, Е. А. Аппликация. Простые поделки [Текст]: практ. пособие / Е. А. Румянцева. - М.: АСТ: Полиграфиздат; СПб.: Сова, 2011. - 16 с.: ил.
- Чернова, Н. Н. Волшебная бумага [Текст]: практ. пособие / Н. Н. Чернова. - М.: Айрис-пресс, 2011. - 128 с.: цв. ил.
- Интернетресурсы:
Оригами:
-
origamik.ru/
-
origami.ru/
-
planetaorigami.ru/
Квиллинг
-
moikompas.ru/compas/quilling
-
allforchildren.ru/article/quilling.php
-
masterclassy.ru/kvilling
Объемная аппликация
-
fun4child.ru/5067-obemnaya-applikaciya-iz-bumagi.html
-
womanadvice.ru/obemnaya-applikaciya-iz-bumagi
-
wunderkind-blog.ru/applikatsii-iz-tsvetnoy-bumagi-dlya-detey/