Рабочая программа с пояснительной запиской для дополнительного образования Творческая мастерская

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа дополнительного образования



Кружок «Творческая мастерская»

Составила преподаватель:

Боева Н.В.

г.Покров 2014-2015 год

Пояснительная записка

Всегда найдется дело для умелых рук,

Если хорошенько посмотреть вокруг.

Мы чудо сотворить сумеем сами

Вот этими умелыми руками. Ручной труд - универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность. Предлагаемая программа имеет художественно - эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для воспитанников, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у воспитанников художественного вкуса и творческих способностей. Изготовление поделки - это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит кружковца анализировать задание, планировать ход его выполнения.
В настоящее время искусство работы с бумагой не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Бумага - первый материал, из которого начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить ёлку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует человека. Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название «квиллинг». «Квиллинг» открывает у детей путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности. Программа построена «от простого к сложному». Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование). «Творческая мастерская» - так называется курс. Он предлагает развитие в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно - эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Она предусматривает развитие у них изобразительных, художественно - конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. В процессе конструирования из бумаги помимо развития мелкой моторики развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. Конструкторская деятельность из бумаги учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, а также стимулирует развитие памяти, пространственное воображение. Тематика занятий строится с учетом интересов кружковцев, возможности их самовыражения. В ходе усвоения содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным участникам будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это даёт возможность предостеречь воспитанника от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать. В процессе работы по программе «Творческая мастерская», кружковцы постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др. Цель программы кружка «Творческая мастерская» Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие воспитанников в процессе овладения элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.Обучить детей работать в разных техниках с бумагой. Задачи программы кружка: Обучающие

  • Знакомить кружковцев с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
  • Научить различным приёмам работы с бумагой.
  • Обогащать словарь детей специальными терминами.
  • Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
Развивающие:
  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
  • Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии.
  • Развивать способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук.
  • Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:
  • Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
  • Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности проживающих.
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Организационно - методическое обеспечение программы (возраст воспитанников, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп). Программа кружка «Творческая мастерская» рассчитана на 1 год. 4 часа в неделю-136 часов в год. Возраст группы 9-10 лет. Условия реализации программы:
  • Наличие материально - технического обеспечения;
  • Систематичность посещения кружка «Творческая мастерская»;

Формы и методы занятий. В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, конкурсы, соревнования и другие. Методы: Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
    • словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)
  • наглядный (иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) руководителем, работа по образцу и др.)
    • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности кружковцев:
    • объяснительно - иллюстративный -\воспитанники воспринимают и усваивают готовую информацию
    • репродуктивный -воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
    • частично - поисковый - участие кружковцев в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с руководителем
  • исследовательский - самостоятельная творческая работа кружковцев
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятиях:
    • фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися
    • индивидуально - фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
    • групповой - организация работы в группах.
    • индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Среди приемов, используемых в процессе реализации кружковой деятельности, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать:
      • активизация и индивидуализация занятий;
      • игры и игровые ситуации;
      • творческие работы и т.д.
Направления работы:
      • Изготовление цветов в технике квиллинг.
      • Изготовление сувениров и открыток к празднику.
      • Конструирование.

Формы работы:
      • индивидуальная (каждый кружковец должен сделать свою поделку);
      • групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
      • коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции кружковцы работают все вместе, не разделяя обязанностей)
Ожидаемые результаты. В результате работы по данной программе: - научатся различным приемам работы с бумагой; - будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга; - научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами; - будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга; - разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию; - познакомятся с искусством бумагокручения; - овладеют навыками культуры труда; - улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы. -научатся делать красивые вещи из бросового материала. -научатся сочетать разные фактуры в своих работах -освоят технику изонити.

Новизна и актуальность Новизна состоит в том, что программа направлена на развитие конструктивных способностей и познания окружающей действительности, на формирование способностей личности адаптироваться в современно -экономических условиях. Теперь занятия будут проходить по подгруппам, что даёт больше времени уделить внимание для индивидуальной работы с кружковцами.

Принципы, лежащие в основе программы:

    • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
    • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
    • демократичности и гуманизма (взаимодействие руководителя и воспитанников в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
    • «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы) применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Методическое обеспечение программы кружка «Творческая мастерская»

Для занятий в кружке необходимо иметь:

Оборудование и инструменты: - цветную бумагу, гофрированный картон, картон белый и цветной, клей (наилучшим является клей ПВА), зубочистка, бумажные полоски шириной 5-7 мм, палочка для бумагокручения с расщепленным концом, ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка,наборы разной бумаги,бросовый материал по требованию,нитки средней толщины.

Оборудование: - столы, плакаты, образцы объектов труда, стулья инструкционные карты, доска.

Материалы из опыта работы:

1. Инструкционные карты и схемы изготовления поделок.

2. Инструкционные карты сборки изделий.

3. Образцы изделий.

4. Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.

Словарная работа:

- квиллинг

- бумагокручение

- роллы

- бумажная филигрань

- бумажное кружево

Тематический план

Содержание программы Раздел 1.Введение. Основы дизайна (5 часов) Тема 1.1 Возникновение техники квиллинга (бумагокручение) (1 час). Возможности корейской бумажной пластики. Связь бумажного искусства с жизнью. Историческая справка о древнейшем искусстве бумагокручения. Первые музеи бумажного искусства. Искусство бумагокручения в Европе, Америке, Корее. Тема 1.2 Элементы дизайна (1 час). Тема 1.3 Материалы и принадлежности.(1 час) Образовательные ценности: Использование композиций в оформлении интерьеров и помещений. Дизайн подарочных вариантов. Сорта, фактуры, плотность и толщина бумаги. Приспособление для закрутки бумаги. Пинцет, его назначение. Маленькие, с острыми концами ножницы. Канцелярский нож для бумаги. Линейка для нарезания полос и измерения. Плотный и средней толщины картон. Зубочистки, игла, шило. Клеи (ПВА, герметик, супер - момент). Возможные варианты хранения мелких элементов, заготовок и полос. Тема 1.4 Цветоведение. (2часа). Основные и дополнительные цвета. Контрасты и нюансы. Гармония в композиции и в цвете. Ограничение цветовой гаммы несколькими цветами. Смешение пастельных оттенков бумаги, создание мягких переходов от одного цвета к другому. Традиционные цветосочетания, использование пастельной и контрастной бумаги для моделировки форм, декоративных элементов и фона.
Раздел 2. Технологические и композиционные приемы работы с бумагой. Техника безопасности (69 часов) Тема 2.1 Приёмы работы с бумагой (4 часа). Особенности работы с двусторонней бумагой. Возможные варианты нарезания полос. Постановка руки. Хранение заготовленных элементов. Оснащение рабочего места. Рабочая зона на столе, освещение. Метод синхронной работы в группе. Выполнение работ от простого к сложному. Технология создания композиций из бумажных лент. Возможные варианты занятий деятельности в данной технике. Четкая регламентация занятий и перерывов. Организация техники безопасности. Тема 2.2 Особенности композиции (3 часа). Особенности формирования композиций. Равновесие и центр композиции. Гармоничное насыщение композиции крупными и мелкими, объемными и плоскостными элементами. Гармония в композиции и в цвете. Использование закона цветового контраста и нюанса. Особенности мелких выразительных деталей. Плоскостные элементы (листья, стебли, завитки и т.д.) Объёмные элементы (бутоны, цветы, ягоды, плоды, насекомые и т.д.). Тема 2.3 (25 часов). Последовательность выполнения элементов: листок, лепесток, цветок, травка, бутон, ягода, плод, насекомые в разных ракурсах и цветовых сочетаниях. Наиболее распространенные сочетания элементов. Собственная стилизация форм растительного мира, творческая интерпретация. Обобщение формы, анализ ее строения, пропорций. Создание декоративно - пластической вариации, завершенная композиция. Тема 2.4 Оформление работ. (1час). Возможности современных материалов в оформлении работ. Гармоничные сочетания фона и паспарту, подбор рамок для панно или формата для открытки. Обсуждение работ экспозиции выставки.

Итоговый контроль (1 час) Раздел 3.Работа с разными материалами. Тема 3.1 Работа с бросовым материалом (26 часов) Тема 4.1 Изонить (20 часов) Тема 5.1 Сочетание в поделках разных видов бумаги и тканей.(16 часов)
По окончании занятий организуется вернисаж творческих работ, выполненных в течение года. Итоговое обсуждение результатов работы, рефлексия, включающая критику, пожелания и оценивание результатов труда.


Тематическое планирование

№ Тема занятий Кол-во часов Дата по плану Дата факт-ая

1 Введение. Основы дизайна Возникновение техники квиллинга (бумагокручение).



1





2 Элементы дизайна.

1



3 Материалы и принадлежности.

1



4 Цветоведение.

2



5 Технологические и композиционные приемы работы с бумагой. Техника безопасности.

35



6


Приемы работы с бумагой.

4



7 Особенности композиции.

3



8 Объем в композиции: способы и приемы.

1



9 Открытки - «валентинки».

2



10 Открытки к 8марта.

3





11 Цветы «Календула».

2

12 Цветы «Нарциссы».

2

13 Композиция «Ветка рябины».

3

14 Композиция «Корзина с цветами».

4

15 «Веточка цветов».

2

16 Цветочное панно.

3

17 Композиция «Георгины».

3

18 Оформление работ.

1

19 Итоговый контроль.

1

20. Работа с бросовым материалом -поделки из пластиковых бутылок -изготовление макета зданий из коробок -изготовление игрушек из помпонов -панно на пластиковых крышках -изготовление орнамента из фольги -изготовление карандашницы и панно из круп

26

6

2



8

2

4

6

21 Изонить -основные приемы изонити -простейшие фигуры орнамента -узор «Цветок» -декорирование углов -узор из геометрических фигур -панно «Зимние узоры»

20

2

4

2

3

5

4

22 Сочетание в поделках разных видов бумаги и тканей. -аппликация с подложкой из ткани -скручивание цветов из гофрированной бумаги -открытки 3д -аппликации из ваты на бархатной бумаге

16



4

4



4



4

















Список литературы

  1. Бычкова, Е. Р. Картина своими руками для домашнего интерьера: оригинальные решения [Текст]: практ. пособие / авт. - сост. Е. Р. Бычкова. - М.: АСТ: Полиграфиздат, 2011. - 32 с.: ил.
  2. Мититеелло, К. Чудо - аппликация [Текст]: практ. пособие / К. Митителлю. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 64 с.: ил.
  3. Проснякова, Т. Н. Технология. Творческая мастерская: Учебник для 4 класса. - 2-е издание, перераб. [Текст]: учебное пособие / Т. Н. Проснякова. - Самара: Изд-во «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009,- 120 с.: ил.
  4. Румянцева, Е. А. Аппликация. Простые поделки [Текст]: практ. пособие / Е. А. Румянцева. - М.: АСТ: Полиграфиздат; СПб.: Сова, 2011. - 16 с.: ил.
  5. Чернова, Н. Н. Волшебная бумага [Текст]: практ. пособие / Н. Н. Чернова. - М.: Айрис-пресс, 2011. - 128 с.: цв. ил.
  6. Интернетресурсы:

Оригами:

  • origamik.ru/

  • origami.ru/

  • planetaorigami.ru/

Квиллинг

  • moikompas.ru/compas/quilling

  • allforchildren.ru/article/quilling.php

  • masterclassy.ru/kvilling

Объемная аппликация

  • fun4child.ru/5067-obemnaya-applikaciya-iz-bumagi.html

  • womanadvice.ru/obemnaya-applikaciya-iz-bumagi

  • wunderkind-blog.ru/applikatsii-iz-tsvetnoy-bumagi-dlya-detey/




© 2010-2022